суббота, 12 апреля 2014 г.

Биг-Мак

Mackintosh
Очередной экспонат нашего виртуального музея компьютеров и ИТ - Mackintosh 128K. Тот самый, наипервейший, провозвестник новой компьютерной эры (Массовой эры). И последний оглушительный хлопок дверью Стива Джобса перед тем, как покинуть родную компанию (к счастью для обоих, не навсегда).

Шел «оруэлловский» 1984 год. С очередной прорывной новинкой были связаны все надежды харизматичного основателя и главы Apple, вступившего в непримиримый конфликт с президентом компании Джоном Скалли, которого сам Джобс и привел в Apple после травмы и фактического отхода от дел Стива Возняка. Новый во всех отношениях персональный компьютер Apple Mackintosh (названный так по любимому сорту яблок - то ли самого Джобса, то ли его сотрудника, ответственного за разработку первого Мае) должен был, по замыслу его творца, в очередной раз взорвать рынок. Для этого сам Джобс работал не покладая рук, вникая в каждую мелочь - как в железе, так и в разрабатываемом специально для Mackintosh софте.


Главной рыночной «фишкой» новой модели была совершенная на то время графика - такая достигалась лишь в дорогих машинах (по цене не менее $10 000), а Джобс желал, чтобы подобной графикой наслаждались широкие слои «продвинутых» пользователей. Благодаря оригинальной операционной системе (названной без затей Mac OS) пользователь впервые увидел перед собой на встроенном монохромном девятидюймовом мониторе совершенно революционный графический интерфейс - знакомый ныне всем (не только пользователям Mac) рабочий стол с иконками, которые можно было легко открывать, передвигать, а после использования сбрасывать во вполне реалистичную офисную «корзину для бумаг».


Сердцем первенца семейства Mackintosh стали микропроцессор 68000 от Motorola (перешедший по наследству от предыдущей неудачной модели Lisa), 128 Кб ОЗУ с возможностью расширения до 512 Кб (но не через слоты, которые отсутствовали, а с помощью распайки 16 разъемов и замены чипов памяти), и дисковод для 3,5-дюймовых флоппи-дисков на 400 Кб. С помощью установочного диска в компьютер «заправлялась» и операционная система Mac OS, а в качестве опции покупателю предлагался и дополнительный выносной дисковод за $495. В комплект входила также мышь - естественно, однокнопочная! Сам же первый Mackintosh поступил в продажу по цене $2495. Не менее нестандартной, чем новинка от Apple и лично Стивена Джобса, была и рекламная кампания. Дело в том, что Джобс одним из первых решил привлечь к ней видного режиссера - Ридли Скотта («Бегущий по лезвию» и «Чужой»). Впервые в истории кино крупный режиссер дал согласие участвовать в рекламной кампании. Для основы рекламного клипа был выбран знаменитый роман-антиутопия вышеупомянутого Оруэлла «1984 год» - благо на календаре именно такой и значился.

Тем, кто не читал роман, вкратце напомню, о чем там идет речь. О кошмарном будущем (роман был закончен в 1948-м, и автор просто перевернул две последние цифры), в котором мир окончательно разделен между тремя тоталитарными государствами - одно другого хуже. История в антиутопии Оруэлла постоянно переписывается в угоду диктатору, которого все называют Большим (или Старшим) Братом. Все прослушивается, просматривается, и те, кого заподозрили в отсутствии «двоемыслия» (когда в голове без конфликта коррелируют сведения из энциклопедий и справочников с теми, которые поставляет официальная пропаганда), подвергаются перевоспитанию, а то и уничтожению. Что же сделал Ридли Скотт? Он сделал мини-фильм (на две-три минуты рекламного времени) на тему как «1984 года», так и реального года, который стоял на дворе, - тоже 1984-го. Уложив в эти драгоценные две-три минуты все, что хотел сказать вместе с компанией Apple. Что тирания безвариантного присутствия на рынке компьютера единственной заметной компании - своего рода электронного Большого Брата (в котором только несмышленый младенец не узнал бы ту же IBM) - неизбежно рухнет. И «свобода их встретит радостно у входа» - естественно, олицетворяемая новым компьютером от Apple!

Клип был сделан мастерски и дорого стоил (Apple заплатила каналу без малого $1 млн). Тщательно выбрано было и время выхода в эфир - канал CBS прокрутил рекламный ролик Apple в перерыве между таймами финального матча чемпионата страны по американскому футболу (Super Bowl), когда, по подсчетам социологов, у экранов телевизора «зависало» максимальное число людей. И - сработало! За первую же неделю продаж новый компьютер от Apple приобрели 70 тысяч американцев.

(c) Владимир Гаков