среда, 16 апреля 2014 г.

Илкка Ауэр. Антти Джокинен. Проклятие Ледяной горы

Илкка Ауэр. Антти Джокинен. Проклятие Ледяной горы
Десятилетний Николас, мальчик-сирота с двумя сердцами из северной страны Похьелы, — будущий великий герой, за которым охотится злобная хозяйка зимы Калмантар.

Финское фэнтези, в частности детское, - зверь в наших краях невиданный и незнакомый. И, как показывает «Проклятие Ледяной горы», ещё и совершенно необычный. Читатели, привыкшие к игрушечному детскому фэнтези с мифологическими мотивами а-ля «Перси Джексон», от этой книги, возможно, придут в замешательство. Потому что авторы «Николаса Норта» почти ничего не делают для того, чтобы приблизить к современному читателю сложный мир древнего эпоса «Калевала», — а именно он положен в основу цикла. Разве что излагают историю похождений главного героя максимально простым языком, а сюжет низводят к череде квестов, напоминающих линейную компьютерную «бродилку» с главным «мега-боссом» в финале. Но эти недостатки текста можно списать на целевую аудиторию: авторы явно рассчитывали на ровесников своего героя, как Джоан Роулинг в первой книге о Гарри Поттере.

«Мальчик, который выжил» — не случайная ассоциация. «Проклятие Ледяной горы» — это прекрасная иллюстрация мифологемы «Пути Героя» в дистиллированном виде. Вечная фэнтезийная история о юном протагонисте, который осознаёт своё предназначение, учится, встречает друзей, побеждает врагов и в конце концов противостоит самому сильному противнику, восходит ещё к древним героическим сагам. Гарри Поттер. Люк Скайуокер и Нео - прямые потомки Гильгамеша, Арджуны и Геракла.


Что до Николаса Норта, то он культурный герой в самом архаичном понимании этого слова. Он не просто спасает мир от некоего абстрактного зла, как многие герои современной фэнтези, но побеждает зиму в лице её властительницы Калмантар. Для жителей северных стран смена суровой зимы коротким благословенным летом была вопросом выживания. Мифологические традиции «годового колеса», где требовалось отмечать особыми обрядами все природные явления, добрались до наших дней в виде, например. Масленицы и Хэллоуина. Борьба Николаса с Калмантар, исход которой для человека с мифологическим мышлением предрешён, — это символическое выражение битвы лета с зимой, жизни со смертью. Символично и то, что Калмантар смертна: она не богиня, она - сила природы, которой должна противостоять другая сила, как залог равновесия в мире.

В образе прекрасной и жестокой Калмантар узнаётся другой, более знакомый нашему читателю: Снежная Королева. Это тоже не случайно — датчанин Андерсен наверняка был знаком с северным фольклором, в котором часто встречались могущественные владычицы зимы и смерти наподобие скандинавской Хель. Славянская Мора, кстати, из той же компании. Так что «Проклятие Ледяной горы» неожиданно позволяет посмотреть под другим углом на старую сказку - как на «адаптированный для детей» пересказ древнего величественного мифа.

Что ещё наверняка покажется нашему читателю диковинным, так это реалии мира, в котором происходит действие. Герой, с первых страниц книги заявляющий: «Я не кажусь себе каким-то особенным: два сердца?! Да у нас в деревне есть двуглавые старики, а по тундре бегают волки с человеческими телами!», — недвусмысленно даёт понять, что чтение будет путешествием на очень странную территорию. Здесь разгуливают псоглавые тролли и заросшие мхом лешие, крылатые «дети Калева» и суровые богатыри-викинги. Лучший друг главного героя - ёжик с человеческими руками и ногами, а учитель Николаса - полубезумный шаман Вяйнямёйнен, ничем не напоминающий доброго Дамблдора.

А вот чувства и эмоции героя — как раз то, что может приблизить его к современным детям. Превращение несчастного сироты в ловкого воришку, а затем в отважного воителя — не самый простой процесс. Николасу сложно учиться доверять другим людям, да ещё и справляться с незнакомым чувством по отношению к одной симпатичной и отважной девочке. Авторы грамотно выдерживают баланс между психологической достоверност ью характера и логикой мифа: Николас становится героем не потому, что у него «судьба такая», а благодаря личным качествам и поддержке друзей. Ведь для того, чтобы «Путь Героя» состоялся, должен быть не только путь, но и герой.

Замечательный способ познакомить юного читателя со сложным миром северной мифологии.

(с) Александра Королева

Илкка Ауэр. Антти Джокинен. Проклятие Ледяной горыИлкка Ауэр. Антти Джокинен. Проклятие Ледяной горы