воскресенье, 6 апреля 2014 г.

Наталья Нестерова. Ищите кота

Наталья Нестерова. Ищите кота
Мужчины – тоже люди! И ничто человеческое им не чуждо… Как быть, если в самый неподходящий момент застала любимого супруга с лучшей подругой? Земля уходит из-под ног, недосягаемый шеф оказывается в курсе твоих проблем, зато теперь его подозревают в бурном романе… именно с тобой! Честные и ветреные жены, вредные и самоотверженные свекрови, благородные и коварные мужья…

Наталья Нестерова – признанный мастер рассказа. А пишет она, так или иначе, о любви. У каждого свое понимание этого слова – слово одно, а смыслов очень и очень много. Поэтому, читая солнечные истории Натальи Нестеровой, мы движемся по лабиринтам жизни, с ее приманками и страстями, такой пугающе сложной и одновременной удивительно простой. А если запутались вконец, всегда есть проверенный рецепт удачи: ищите кота! При чем здесь кот? Откройте книгу, вас ждет сюрприз!

Рассказ из сборника:

Вопрос, который мужчины не любят больше всего

Это был комплексный обед, он же один из первых девичников, в ресторане гостиницы «Минск». Нам было слегка за тридцать – тот возраст, в которой, была бы фантастическая возможность, хотелось бы вернуться. Дети уже подросли, ты вышла на работу, обладаешь женским опытом, который еще не сказался на внешности, рожать более не собираешься, а силы в себе чувствуешь громадные. Женщины от тридцати до климакса – это и есть настоящие женщины, у которых уже позади девичьи комплексы, эмоциональные потрясения влюбленностей, замужество, рождение детей и первичное сумасшествие материнства, а немощная старость еще за горизонтом. Впрочем, то же самое можно сказать и о мужчинах. Но для них все-таки бо́льшую роль играет карьера, честолюбивые гонки в забеге за жизненным успехом. Кроме того, многие из них еще не перебесились.


На девичник я опоздала, хотела вообще не приходить, не портить подругам настроение своим мрачным видом, но потом решила: пойду, может, развеюсь.

– Хвораешь? – спросили меня девочки, которые уже покончили с супом и ждали второе.

– Нет, но есть не хочу, буду только компот.

– Вся наша жизнь компот, – дурашливо, на мотив какой-то оперной арии пропела Катя. – Колись, Алена! Твои дети взорвали кабинет химии или тебя гложет простое женское желание придушить мужа?

Я скривилась и усмехнулась:

– Придушить будет слишком гуманно.

– Если тебе не хочется его кастрировать, – предположила Катя, – значит, речи нет о любовнице?

– Никакой любовнице это чучело не нужно. Кроме меня, дуры. Он заявился домой в пять утра! Уходя с работы, позвонил, спросил, что купить. Я сказала: хлеб и молоко. И все! Пропал. Я провела безумную ночь в обнимку с телефоном. Поймала себя на том, что грызу ногти, с детства такого не было, вот посмотрите, – показала на свои изуродованные ногти, – только вчера маникюр делала. Когда я объелась лаком для ногтей, принялась выть в подушку. Я сходила с ума, я не могла отогнать от себя жуткие картины: как его переехала машина, он истекает кровью, замерзает на снегу. Или на него напали бандиты с ножами…

– И опять-таки он истекает кровью на снегу, – продолжила Ирина.

– Или провалился в открытый канализационный люк, – подхватила Элька, – утонул в мутном зловонном потоке, который несет его тело в сточную канаву.

– Или попал под поезд в метро, – подала голос Настя.

– Или с крыши упала огромная сосулька точно ему в темечко, – внесла свою лепту Катя.

Сочувственно-насмешливая готовность, с которой подруги нарисовали жуткие картины, походила на приглашение: «Добро пожаловать в клуб!»

– Рассказывай дальше, – попросила Настя. – Заявляется Андрей в пять утра…

Я переводила взор с одной подруги на другую – все были подозрительно благодушны. Хотя обычно даже малая малость нервной тревоги вызывала дружный ответный порыв – лечить, спасать, рассуждать, плакать за компанию. А тут они вразвалочку: «И что дальше?» Как будто я не полумертвая или не полуживая после вчерашнего. Как будто я не «столб». Они меня называли: «Алена – ты столб нашей компании».

– Портфель держит в вытянутой руке, из портфеля капает. И говорит: «Дай три рубля с таксистом расплатиться». В такси он «нечаянно» сел на портфель, молочные пакеты лопнули, хлеб расквасился. То, что при этом пострадали служебные бумаги, мне кажется, Андрея волновало больше, чем мои страдания. Девочки, вы понимаете, что я пережила? – спросила я с подозрением.

Подозрения никто не уловил.

– Хотя Андрей, конечно, извинялся? – уточнила Эля.

– Настолько пылко, насколько похмельный мужик может каяться в пять утра, – ответила за меня Ира.

– Кажется, вам смешно? – обиделась я.

– Это смех сквозь слезы, – заверила Настя. – Где Андрей был-то?

– По его версии, – вредно вставила Катя.

– У друга Димки. Заехал на минутку передать какую-то деталь к радиоприемнику. Они выпили по рюмке, потом жена Димки накрыла ужин, и покатилось.

– Телефон у Димки, конечно, не работал, – заметила Элька.

– Работал, – возразила я. – Но ведь Андрею все время казалось, что он сейчас уйдет.

– Ага, – сказала Ира, – еще по одной, и разбежались. До боли знакомая ситуация.

– Толик однажды пропал на двое суток, – заговорила Катя (Толиком звали ее тогдашнего мужа, журналиста). – Он поехал провожать коллегу на вокзал и за каким-то чертом сел в поезд. Звонит – через два дня! – и сообщает, что находится в Смоленске, тут такой материал! Сенсация, бомба! Я не могла одна мучиться, подключила его маму и сестер. Нас уже по голосу узнавали во всех московских моргах и больницах. Ой, вспомнила! Толик рассказывал, на соседнем крейсере был аналогичный случай. В другой редакции, в журнале «Советская милиция», там все журналисты со званиями, как обычные милиционеры, то есть считается, что несут службу и их могут поднять по тревоге. Умер Брежнев – тревога, всем быть на рабочих местах, главный редактор должен отчитаться о боевой готовности коллектива. А одного корреспондента нет. Звонят ему домой, жена говорит: он ведь в командировке. Ни в какую командировку его не отправляли, закатился к любовнице. Во время утех, понятное дело, телевизор не включали, а когда утомились и включили – там мертвый Брежнев. Корреспондент пулей помчался в редакцию. Главный редактор молнии и громы мечет: «Ты где был?» А парень в струнку вытянулся и рапортует: «Скорбел!»

Мы отсмеялись, и Настя призналась:

– Олег тоже как-то «скорбел» почти сутки.

– С любовницей? – ахнула Катя.

– С пиломатериалами. Что тебя постоянно на адюльтерные версии тянет? Мы хотели заняться торговлей лесом. Олег трое суток гнал груженый «КамАЗ» из Коми. Приехал на склад и, пока разгружали, отошел в сторонку, присел на доски и отключился.

– Это простительная «скорбь», – вступилась я за Олега. – Он же не квасил с дружками, а непосильно работал.

Я чувствовала, что тугая пружина обиды на мужа отпускает. Андрея не оправдывает то, что не одинок в своем мерзком поведении. Но все-таки типичный мерзавец – это легче, чем уникальный.

– Как же! – хмыкнула Настя. – Прежде чем богатырски уснуть, он принял на грудь с хозяином склада и компаньоном Лешкой. Потом Лешка решил, что Олег, не прощаясь, отбыл домой, и склад закрыл.

– А телефона там не было? – спросила Элька.

– Спящему телефон без надобности, – ответила я за Настю. – Бедный Олег, как ему жестко было, наверное, на досках.

– Это я бедная! – не согласилась Настя. – Я звонила по долам и весям в ГАИ, спрашивала, не перевернулся ли «КамАЗ» с лесом на их участке. Мы взяли большую сумму в долг у полубандитов, если бы лес пропал, я бы в жизни не расплатилась, и как меня заставили бы платить, страшно было подумать.

– Меркантильная, – осуждающе покачала я головой, – ты печалилась о деньгах, а не о муже. Олег у тебя золотой парень.

– Пробы ставить негде, – хмыкнула Настя. – За полночь я догадалась позвонить Лешке и выяснила, что Олег в Москву прибыл. И тут, к твоему сведению, Алена, я перестала терзаться долгами и деньгами, а просто по-бабски сходила с ума.

– А телефон там был? – снова спросила Элька.

– Был, – ответила Настя. – И Олег, когда очнулся, по надобности ему захотелось, кругом темнотища, как здесь очутился, не помнит, чиркая зажигалкой, добрел до подсобки. И кому он первому позвонил? Не мне! А Лешке, спросить, где туалет.

– И те полчаса, которые Олег справлял нужду, прежде чем успокоить тебя, позвонить, ты ему простить не можешь, – сказала я.

Я питаю слабость к Олегу, мягкому, спокойному, покладистому. Если бы взять частичку Олежкиной благодушности, способности долго раскачиваться и перенести в моего мужа, который легко вспыхивает и заводится с пол-оборота, я жила бы с идеальным мужчиной.

– Мне он не позвонил! – заявила Настя и выдержала многозначительную паузу.

Обвела нас по очереди строгим взглядом, как следователь, который предупреждает свидетелей о даче ложных показаний.

– Олег снова завалился спать! – продолжила Настя. – А позвонил мне Лешка и спрашивает: «Олег тебя предупредил?» Я блею: «О чем?» Лешку зевота раздирает, и говорит он невнятно, сумбурно. Сказал бы просто: «Олег заперт на складе, не волнуйся». А Лешка бормочет, что Олег недавно выходил на связь, туалет искал, а освещение отключено. Какой туалет? Какое освещение? Дурдом, «муж профессор» в худшем варианте. Когда мы с Лешкой приехали на склад, включили свет и нашли Олега, он преспокойненько спал на досках, свернувшись калачиком. Час назад я молилась: только бы жив! А теперь мне хотелось дернуть за верхнюю доску, чтобы весь штабель его накрыл. У Олега, видите ли, кончился газ в зажигалке, дорогу в подсобку он не нашел и спокойно завалился дрыхнуть дальше.

– И все-таки у него есть смягчающие оправдания, – стояла я на своем.

– У них всегда есть оправдания, и всегда смягчающие, – сказала Катя. – А нам седые волосы закрашивать.

– Девочки, – заговорила Эля, – я читала, что в будущем появятся портативные беспроводные радиотелефоны, которые можно носить с собой и каждую минуту в любом месте легко выходить на связь.

– Фантастика, – скептически отреагировала Катя. – Видела я радиотелефоны, они есть у военных. У меня был один полковник. Здоровые штуки, я про телефон, а не про то, что вы подумали. Этот аппаратик в дамскую сумочку не положишь и в карман мужских брюк не засунешь. Никто не согласится их таскать.

– А стоить будут как крыло самолета, – поддакнула Настя. – Чтобы не вгонять жену в панику, радиотелефон не требуется, хватает городских и домашних, Москва давно телефонизирована. Дело не в телефоне, а в принципе.

С последним замечанием мы единодушно согласились.

Уже покончили с компотом, официантка убрала со стола, но расходиться не хотелось. В наших учреждениях к опозданию с обеда относились гораздо лояльнее, чем к опозданию к началу рабочего дня. Мы заказали кофе.

– Мне не повезло больше вас всех, – настала Ирина очередь поведать свою печаль. – У меня есть черный день в году – семнадцатое октября. Если семнадцатое попадает на субботу, то черной становится пятница, если на воскресенье, то понедельник, а то и вовсе нет системы, однажды это случилось двадцать четвертого октября в среду.

Мы переглянулись: эта дата ничего нам не говорила.

– День рождения Колиного начальника, завотделом в «Спортснабе», Василия Захаровича, – пояснила Ира. – Супруга зава, Клавдия Егоровна, – эсэсовская мегера. Она держит мужа в строгом ошейнике, на коротком поводке и периодически стегает плеткой. Что вы ухмыляетесь? Я серьезно говорю! Не удивлюсь, если она его поколачивает или гаркает: «К ноге!» Но раз в год, на день рождения, Василий Захарович перегрызает поводок и убегает на свободу. Возможно, у них такой уговор, не знаю. Одному в загул ударяться Василию Захаровичу неинтересно, сослуживцев завлечь – авторитет подрывать, он выбрал в компанию моего Колю. Во-первых, Коля не проболтается, во-вторых, благодаря большой массе тела не наклюкается до положения риз и до дома доставит, в-третьих, это уже стало привычкой, традицией. Я пыталась в приближении даты Колю не пускать на работу. Девочки, между нами, я ему однажды пургена в борщ насыпала, Коля четыре дня с унитаза не вставал. Бесполезно. Банкет был просто перенесен.

– Отравительница! – рассмеялись мы.

– Вам легко говорить! То есть не легко, сами знаете, каково ночь-заполночь от страха трястись. Но по графику! Каждый год! И ведь сначала я про этот график не помнила. Семнадцатое октября – не двадцать третье февраля и не восьмое марта. За год стиралось из памяти, про бабушкин день рождения забудешь в суматохе, уж про именины начальника тем более. Но потом, в преддверии, меня уже начинало колотить, и Колю я обрабатывала. И он клялся, что не задержится, а если задержится…

– То обязательно позвонит, – подсказала Элька.

– Вот именно! Ни разу не позвонил. Я подозреваю, что ему самому это все нравится. Они начинают чинно – в ресторане, а заканчивают на лавочках в скверике, а еще Василий Захарович любит на детских площадках, на качельках-карусельках догоняться водочкой и песни петь.

– Если ты точно знаешь, где и с кем Коля, – пожала плечами Настя, высказавшая общее мнение, – то почему нервничаешь?

– Потому что есть фашистка Клавдия Егоровна. В три часа ночи разные страшные мысли в голову лезут: где они, не ввязались ли в драку, потому что пьяному Василию Захаровичу песни петь или кулаками размахивать одинаково нравится. Не забрали ли их в вытрезвитель? У Коли перспективы перейти на хорошую должность в главный спорткомитет, а после вытрезвителя его и в дворники не возьмут. Не выдерживаю и звоню Клавдии Егоровне. И эта мымра отвечает: «Василий Захарович давно дома». А где мой Коля? Такая паника от страха нападает, что никакой пурген не нужен. Другой раз я ее попросила: «Не могли бы вы пригласить Василия Захаровича к телефону?» Отвечает: «Он давно отдыхает, и ваша просьба бестактна!» А она очень тактичная, гадина! То ли врет, имидж супруга поддерживает, то ли правду говорит. Я ведь не знаю! Сегодня какое число? Десятое октября, значит, через неделю. Я хочу их выследить. А давайте все вместе? – воодушевилась Ирина. – Представляете? Они в темном дворике на качелях вино хлещут, а тут пять женщин – как совесть женская упятеренная.

На наших лицах было написано: мы, конечно, за женскую солидарность, но все-таки играть поздно ночью в дамский патруль нелепо.

– Ладно, – махнула рукой Ирина, – сама справлюсь.

Она таки выследила мужа и Василия Захаровича. Лучше бы этого не делала. Во-первых, из-за длительного пребывания на холоде застудилась и заработала цистит. Во-вторых, никакого триумфа не вышло. Одно счастье, что мы не поддались на авантюру.

Выход Ирины на сцену состоялся, как и предполагал первичный сценарий. Детская площадка, качели, пьяные мужики, из кустов появляется Ирина.

– Ты? Откуда? – вскочил, переполошился Коля.

Василий Захарович был – в хлам.

– Баба? – икнул он. – Бабы отменяются. Дай ей десятку, и пусть убирается.

– Василий Захарович, это моя жена Ирина, вы ее не узнали.

– Жены тоже отменяются. Кровопийцы… кровопийки… Дай ей двадцатку… Споем мою любимую… Из-за острова на стрежень…

Не стану далее описывать это представление. Особенности русского мужского пьянства – тема следующей главы. Упомяну только Иринины слова, передающие ее ощущения: «Как будто меня дурной силой занесло в мужскую баню».

Мы безбожно опаздывали на работу. На Элькином лице была написана досада – не успевает рассказать свою историю. Игорь, который ее на руках носит, тоже не без греха?

– Девочки, – торопливо говорила Элька, когда мы шли к гардеробу, надевали пальто, – самое ужасное – это искажение любви. Ведь они клянутся, что любят! Если ты любишь, как можешь допустить, чтобы я мучилась, страдала, сходила с ума? Ведь ты знаешь, что сейчас со мной делается! Избавить меня от страха, паники легче простого – позвонить.

На ходу она озвучила наше главное терзание. Или все-таки второе по болезненности? Подозрение настолько кошмарное, что и размусоливать его не хочется, а можно вот так – на бегу, пунктиром обозначить, и всем понятно. Ведь когда ты ждешь пропавшего мужа, рисуешь страшные картины, тебе жутко от того, что с ним случилось несчастье. А если не случилось? Жив-здоров, загулял казак. Тогда его отношение к тебе не подпадает не только под определение любви, но и элементарной жалости, а также порядочности, совестливости, заботы. Конфликт терзаний – как жернова, размалывающие твое сердце.

* * *

Затормозив в очередной раз, Андрей не высказал раздражения.

– Значит, самый нелюбимый мужской вопрос: «Почему ты не позвонил?» – уточнил он.

– Нет. Правильная формулировка «НО почему ты не позвонил?» Союз «но» принципиально важен. Он предполагает, что мы допускаем, не приветствуем горячо, но и не противимся вашему желанию загулять с приятелями. Если хочется, то конечно, мы понимаем, иногда можно. НО разве трудно позвонить и предупредить?

– Бывают разные обстоятельства…

– Не надо про обстоятельства!

– И когда это было? Дела давно минувших дней.

– У нас сейчас все минувшее, кроме внуков. Что не исключает.

Наше с Андреем словечко «не исключает». Вместо пространных упреков и претензий можно сказать: «Не исключает!» – и все понятно.

– Во времена нашей молодости не было сотовых телефонов.

– Ой-ой-ой! Нашел оправдание. А совесть тоже отсутствовала? Или благородный принцип: «Не предупредил – не загулял» – был недостижимой моральной вершиной? Ладно, отвечай.

– На что?

– На главный нелюбимый вопрос. НО ПОЧЕМУ ТЫ НЕ ПОЗВОНИЛ?

– Э-э-э… В каждом случае…

– Одно и то же!

– Вопрос в некотором смысле риторический.

– Дай мне риторический ответ. И мы оба его знаем.

– Да? – Похоже, он искренне удивился. – Вы, женщины, вообще знаете ответы на все вопросы, которые задаете.

– Хочется лишний раз убедиться в собственной прозорливости. «Андрей, – пропищала я жалобным голосом, – но почему ты не позвонил?» И ответила басом: «Потому что ты бы мне испортила весь кайф!» Улыбаешься? У тебя сейчас лицо как у старого блудливого кота, который лежит на печке и вспоминает подвиги молодости.

Поток машин медленно двинулся. Славно, что мне удалось развеселить мужа. В противном случае он бы от злости сгрыз руль. Или меня. Желание развлекать и смешить Андрея присутствовало, потому что я находилась в радостном предвкушении. Увы, постоянно дарить женщине состояние счастливого ожидания невозможно, хотя именно оно делает из женщины доброго нежного ангела.

Надо развивать успех, коль я сегодня ангел.

– На самом деле, – сказала я, – корень всех проблем – пьянство.

– Разве? – не согласился Андрей. – Среди мужей твоих подруг алкоголиков нет.

– Как и трезвенников.

Наталья Нестерова. Ищите котаНаталья Нестерова. Ищите кота