воскресенье, 16 марта 2014 г.

Закон мирового равновесия

Все в этом мире развивается по удивительному закону мирового равновесия. Обычно равновесие незаметно - не бывает почти такого, чтобы человек потерял сто рублей и тут же нашел сто рублей. В жизни все немного иначе. Скажем, человек потерял сто рублей, а по дороге его еще козлом обозвали. В магазине обсчитали. А во дворе собака укусила. И накапливается тем самым какое-то количество Зла. Это Зло обязательно компенсируется таким же количеством Добра. Только Добро сваливается совсем на другого человека - скажем, на старушку: тут ей и пенсия, и открытка от мэра, и стиральная машинка "Малютка". Это несправедливо, но мировому равновесию плевать, потому что оно - равновесие, а не собес. Поэтому давайте забудем про то, что мы самые умные и красивые и взяток не даем. Это нам все равно не поможет. Только труд, самоотверженный труд...

Так примерно объяснял я коллективу, отчего мы вынуждены задержаться до полуночи и еще поработать. Мы готовили заявку на крупный конкурс, почти все было готово, оставались мелкие недоделки. Но народ устал. "Отстань, - сказал он мне, - мы сделали все, что могли, дальше либо повезет, либо нет". И еще кое-что личное: скотина, сатрап, деспот (ложь, конечно).

Озлобленный коллектив действует как курение - в смысле, может стать причиной медленной и болезненной смерти. Но и доделывать всю работу одному мне казалось неправильным с точки зрения менеджмента. То есть лень.


"Друзья, - сказал я, убавив градус официальности, - давайте я вам расскажу про везение. Мне в жизни много раз везло. Вот, например, студентом засиделся я как-то в гостях. Случился конфликт, и оказался я на улице в два часа ночи. До дома - десять километров, другой конец города. Денег - ни копейки, в кармане только проездной на трамвай. Погода паршивая, дождь, холодно. Иду вдоль трамвайного полотна, весь дрожу.

И вдруг вижу - идет в мою сторону вагон, полный пассажиров. Вот, думаю, мираж - здесь отродясь трамваи позже одиннадцати не ходили. Но на всякий случай стал махать руками, кричать... Это был состав, который развозил кондукторов по домам. Единственный раз я ехал в трамвае, где был один пассажир и тридцать кондукторов. Определенно, это было чудо. Много раз я потом оказывался в подобных обстоятельствах - и каждый раз верил, что вот-вот придет такой же трамвай. Но всегда обманывался. Или, например, сдавал я экзамен по философии - поступал в аспирантуру. Пытался зубрить - и шестнадцать раз засыпал на "Философии, ее специфике и месте в культуре". Брался за атомизм Левкиппа и Демокрита - тот же результат. Так и выучил из сорока билетов два. И что вы думаете, оба и попались! Вот что такое везение! Аспирантуру я в итоге бросил через год - учиться было скучно и некогда.

Или, помню, сдуру пообещал назойливой журналистке из отдела криминала жениться, если она отожмется семьдесят раз (думал, немыслимое ж дело). А она возьми и начни тренироваться. Восемнадцать, тридцать шесть, сорок четыре... На пятидесяти мне стало страшно. На шестидесяти я подумывал уехать из города. И вдруг - новость: журналистка выходит замуж за неизвестного мне спасителя. Вот что называется счастливый случай!

А то, что я выиграл краевую олимпиаду политературе, не было везением - я просто в заочном туре вместо 16 заданий выполнил 240, максимум. И когда я пробежал три километра третьим в группе - я просто точно знал, где свернуть (с вечера изучил трассу). И жены своей я добивался год - там тоже все было не просто, хоть и с первого взгляда. "Так что, друзья, давайте доделаем проект", - сказал я. Кивающие лица несложно было разглядеть даже сквозь туман из пафоса.

А конкурс мы все-таки проиграли. Что в очередной раз доказывает: мировое равновесие - не собес.

(с) Евгений Крузенштерн