вторник, 25 февраля 2014 г.

Марафон без границ

«Нужно снова делать покупки — нам нечего есть и пить, и это главное. Вдобавок нужны еще монгольская виза и оружейный магазин — потому что если на нас снова нападут, то у нас должна быть защита. Но вообще все в порядке: мы поели кебабов и шаурму и теперь проведем еще одну ночь в машине».

Типичная сцена из американского роуд-муви — но в этот раз дело происходило на другой стороне глобуса, и не в кино, а в реальности. Приключения Кристофа Виссана и его маленькой команды в России вполне мог бы описать Хантер Томпсон, если бы был жив, — но Кристоф справился и сам. Таких историй в его онлайн-дневнике — не меньше сотни, а еще больше он рассказывает при личной встрече. И говорит, что обязательно посвятит России свою новую книгу.

На своей родине, во Франции, он прославился как бегун и как писатель в 2010-м, в одиночку преодолев расстояние от Обани, пригорода Марселя, где он живет, до Афин, мечты любого марафонца. «Сами марсельцы смеются, когда я говорю, что дистанция Обань — Афины — это вызов, — жалуется Кристоф на путаницу с топонимикой. — Эти упрямцы думают, что речь идет об улице Обань и Афинском бульваре, между которыми десять минут неспешным шагом. Приходится уточнять, что имеются в виду настоящая Обань и настоящие Афины».


Преодолев более 2600 километров, Виссан поставил себе следующую планку. Сделать то, что никому пока не удавалось, — пробежать дистанцию 28 тысяч километров по трем континентам, пересечь 14 стран, не останавливаясь ни на один день. Чтобы проделать этот путь (и установить сразу три мировых рекорда), ему требовалось преодолевать по 75 километров в день. Для Кристофа такое расстояние за раз — это не слишком трудно; в своей повседневной жизни он каждый день пробегает по полмарафона, просто проделывая путь на работу из Обани до Марселя. Кроме того, нужны были 42 пары кроссовок — и несколько десятков тысяч евро. Последнее-то и стало единственным серьезным препятствием на пути бегуна, которому из-за проблем с финансированием его предприятия пришлось прервать свой ультрамарафон на отметке чуть больше 7 тысяч километров, на границе России и Китая. На территории Азии бегуна встретили бы дополнительные трудности — по его подсчетам, пересечь Китай стоило бы ему 8400 евро (и его должны были сопровождать двое местных полицейских — «это единственная возможность бежать по китайским дорогам», утверждает Кристоф).

К тому же машина сопровождения оказалась плохо подготовлена к зиме, а без нее было бы не справиться. «Автономность бега иллюзорна, — резюмирует Кристоф, — многое зависит от команды». Правда, команда у Кристофа очень дружная и профессиональная; уже в Сибири к ним присоединился новый волонтер Джонатан, а двое друзей Кристофа, Филипп и Мильторн, поддерживают его с времен самой первой ультрамарафонской дистанции, от Сьоты до Парижа. «У них исключительно непростая задача — помогать мне все эти тысячи километров. В благодарность за их неоценимую поддержку я пообещал им, что они будут нырять со мной в Австралии и увидят коралловые рифы», — говорит Кристоф. Подводный мир для Кристофа Виссана — родная стихия. До 2003 года он был подводным исследователем — но точку в научной карьере пришлось поставить после того, как он пережил декомпрессию в Красном море и несколько дней провел в коме. Восстанавливаясь после произошедшего, Виссан услышал о бегуне Серже Жираре, преодолевшем дистанцию Париж — Токио, и тоже решил посвятить себя ультрамарафонам.

Но до рифов, до городка Кернс на севере Австралии осталось 20 тысяч непройденных километров. Кристоф собирается все-таки преодолеть их в ближайшее время — едва вернувшись во Францию, он начал планировать новый маршрут, Москва — Сидней. С Россией у Кристофа Виссана сложились особые отношения. «Я пережил в России по-настоящему исключительные моменты, — признается бегун. — В России и на Украине меня окружал истинный ажиотаж. Министр спорта Украины пробежал вместе со мной 20 километров, да и обычные жители не оставались в стороне». Кристоф с восторгом рассказывает о своих новых российских знакомых. Об омиче, который встречал француза на подходах к Омску, когда машина сопровождения сломалась и потеряла бегуна из вида. О жителе Кургана, который отдал ему свою рубашку — в прямом смысле слова. Этот жест понятен без перевода: выражение «отдать последнюю рубашку» есть и в русском, и во французском.

За месяцы, проведенные в нашей стране, француз узнал не только, что такое Сибирь, баня и русское гостеприимство, — но и что такое российские дороги. «Бежать по ним было нелегко», — признается Кристоф. Дорожное покрытие даже на знаменитой М5 оставляло желать лучшего. А еще он столкнулся с тем, о чем часто говорят отечественные марафонцы и велосипедисты: в России почти невозможно находиться на трассе, где постоянно проезжают большие грузовики, которые теснят спортсменов к обочине и представляют реальную опасность. Но это, кажется, единственное, что оставило негативное впечатление.

На всем прочем он предпочитает не концентрироваться — ни на плохой погоде, которая не раз приносила насморк, ни на разбитых в кровь ногах. «Он потерял 22 килограмма и сейчас нуждается в восстановлении — и в физическом, и в духовном плане. Но я надеюсь, что он снова побежит, возьмет реванш. Он способен на это, ведь он упрямец, настоящий марселец», — рассказывает подруга Кристофа. А сам Виссан говорит, что бег — это смысл его жизни. «Бежать медленно (а ультрамарафонцы стараются сохранять скорость 8-12 километров в час) — это труднее, чем обычный бег. Когда речь идет о том, чтобы ежедневно пробегать марафон, — тут нужно управлять собой, быть умным, все высчитывать, слушать свое тело, каждую минуту заставлять себя быть терпеливым. Особенно трудно, когда нужно это повторять каждый день, но однажды это начинает приносить самое настоящее счастье!»

(с) Саша Дванова