пятница, 14 февраля 2014 г.

С. Тараненко, А. Балякин, К. Иванов. Наполовину мертвый кот, или чем нам грозят нанотехнологии

В книге в легкой и непринужденной форме рассказывается о совсем непростых и серьезных вещах — о рисках нанотехнологий. Серая слизь и боевые нанороботы — вот всё, что знает рядовой потребитель об угрозах, связанных с нанотехнологиями. Но это лишь капля в море.

Велик разрыв между миром «нано» и миром «макро», поэтому понять характер угроз, исходящих от этого мира, очень сложно. Но именно от этого понимания зависит, насколько человек сможет овладеть нанотехнологиями, научиться безопасно обращаться с наноматериалами, контролировать распространение нанопродуктов, не допускать использования результатов научно-технического прогресса во вред себе и окружающей среде.

Отрывок из книги:

Бегун на протезах

Нанотехнологии — потенциальный мостик между живым и неживым. Мостик с двух сторон: живое конструируется как неживое, одновременно неживое становится частью живого. Последнее возможно за счет новых свойств материалов — основы всего неживого.

Действительно, материалы, создаваемые с помощью нанотехнологий, обладают не только «техническими» свойствами, такими как прочность или радионевидимость, но и свойствами биологическими. Эту совокупность свойств называют биологической совместимостью.

Биологическая совместимость позволяет создавать искусственные материалы и структуры, не отторгаемые организмом. Это не только искусственный сустав, способный функционировать долгие годы без «технического обслуживания», ведь такое «обслуживание» без дополнительной операции невозможно. Это искусственные сосуды и сердечные клапаны, искусственная гортань, а также искусственный кожный покров. Сегодня такие материалы и операции, с ними связанные, не только дорогостоящи, но и показаны только в случаях угрозы жизни. Зубное протезирование — исключение. Однако есть все основания полагать, что такие операции могут стать вполне обыденной медицинской практикой — как к стоматологу сходить.


Отметим, что искусственное и внедренное в организм необязательно подобно живому. Конечно, с применением нанотехнологий можно создавать действительно живые ткани и органы для их приживания — путем ли имплантации, путем ли выращивания in vivo — в организме, как это описано выше. Но вполне возможно и иное — вживление в организм человека органов и устройств, скорее напоминающих нам индустриальный механизм, чем нечто принадлежащее к живому. При этом, как уже писалось, этот механизм может быть детально инкорпорирован в организм. Технологии коммуникации (или интерфейс) таких устройств по принципу «машина — человек — машина» мы уже описали.

Все это дает возможность применения подобных устройств не только и не столько в медицинских целях, показанием для которых является спасение жизни пациента, сколько в любых других случаях.

Не секрет, что соревнования современных «спортсменов» по многим дисциплинам (есть и исключения, авторам на ум приходят шахматы и стоклеточные шашки) есть соревнования фармацевтов. Одни разрабатывают препараты искусственного поддержания человека в экстремальных режимах его деятельности, другие разрабатывают тесты по их обнаружению в организме спортсмена. Результат — победителем в беге скорее всего сможет стать астматик. Он получает необходимый препарат легально по справке и тем самым находится в более выгодных условиях.

Может так статься, что наиболее успешными спортсменами станут инвалиды, над которыми поработали нанотехнологии. И это уже происходит.

Вот не слишком давняя новость: «28 августа 2011 года выступающий на протезах бегун из ЮАР вышел в полуфинал забега на 400 метров чемпионата мира по легкой атлетике, который проходит в Южной Корее. Таким образом, 24-летний Оскар Писториус стал еще ближе к мечте всей своей жизни — выйти на старт финала чемпионата мира. У этого атлета по прозвищу „Бегущий по лезвию“ в возрасте одиннадцати месяцев были ампутированы ниже колена обе ноги. В Южной Корее он выступает на карбоновых протезах. Писториус стал первым подобным спортсменом, который успешно прошел отборочные соревнования и выступает наравне с нормальными бегунами». Здесь, скорее всего, мы имеем дело с удивительной волей конкретного спортсмена, такой же, как воля легендарного летчика Великой Отечественной войны Маресьева. Однако благодаря нанотехнологической чувствительности возможных протезов, замене мышц на неустающие движители такой инвалид-спортсмен может, напротив, получить преимущество по отношению к «немодифицированному» спортсмену.

В современных гонках, таких как «Формула-1», соревнуются не только и не столько талантливые пилоты, но и «конюшни» — в борьбе за Кубок конструкторов. Вполне возможно, что в беге на 10 000 метров, олимпийской дисциплине легкой атлетики для мужчин с 1912 г., мы скоро увидим нечто похожее. И это не самое удивительное, что может нас ожидать: возможно и прибавление дисциплин — наряду со спортивной ходьбой и бегом (на двух ногах) соревнования в «рыси» и в «галопе».

Конструировать новый человеко-механизм можно далеко не только в спорте. Есть ряд сегодняшних профессий, требующих от человека неординарных физических и физиологических способностей. Среди них не только летчики сверхзвуковой авиации, вынужденные переносить колоссальные ускорения и реагировать в темпе, недоступном обычному человеку. Здесь и вполне «земные» профессии, такие, например, как водолаз, или даже более массовая: горный рабочий, забойщик и проходчик — все то, что объединяется словом «шахтер».

Список профессий, для которых «модификация тела» может стать профессиональным риском, значителен. В первых позициях списка вне сомнения покорители космического пространства: космонавты, астронавты и тайконавты, а также будущие специалисты по освоению планет и спутников Солнечной системы, начиная с Луны и Марса. Конечно, мысль о том, что такая профессия в ближайшей перспективе станет массовой, сомнительна. Но это не отменяет самой возможности манипуляций с человеческим телом в различных, часто невидимых глазом, аспектах. Третья рука — скорее, экзотика. Куда более актуальны мышцы, способные в условиях невесомости или сниженной гравитации не деградировать, желудочно-кишечный тракт, нормально работающий опять же в условиях пониженной гравитации. Это же касается и сердечно-сосудистой системы, привыкшей за долгие годы человеческого прямохождения к тому, чтобы голова была сверху. В общем, наш организм имеет, с точки зрения освоения космического пространства, множество «недостатков». И у нас появляется инструмент эти «недостатки» купировать. Будет ли этот инструмент задействован (повторим, при имеющейся технологической возможности) — вопрос не технологический.

Человеческие «недостатки» множественны. Некоторые из них объективны, и их устранение — область медицины, в том числе регенеративной. Недавно на национальном собрании Американского химического общества была представлена новейшая технология регенеративной медицины на основе нановолокон-нанотрубок, способная повысить физические возможности пожилых людей и людей, пострадавших в авариях. В частности, с помощью этих волокон и стволовых клеток, направляемых и структурируемых этими волокнами, можно выращивать искусственные кровеносные сосуды, нервные узлы, другие структуры и ткани организма, например «заплатки» поврежденной части сердца, головного, спинного мозга или других органов. Иными словами, нановолокна могут «выстроить» стволовые клетки в нужном порядке для надлежащего ремонта поврежденных тканей.

Но не все человеческие «недостатки» объективны. У кого-то некрасивый нос, и он делает пластическую операцию, кто-то увеличивает свою женскую привлекательность за счет силиконовых губ или бюста. Эти вмешательства в организм человека, какими бы незначительными ни казались, лишь начало большого пути. Искусственная печень как альтернатива отказу от избыточного употребления алкоголя или вполне функциональные имитаторы половых органов с «набором» необходимых ощущений при смене пола могут быть вполне «биологически безопасными», как и силиконовая грудь. Но они создают новые возможности-риски, относящиеся, скорее, к области этики и социальных проблем, которым будет посвящена одна из последних глав.

Возможность что-либо имплантировать в организм человека уже на современном уровне технологий предполагает возможность имплантации устройств, подсоединенных к мозгу человека. Это тот же интерфейс «человек — машина — человек», что и описанный ранее, только из биологических электронных схем, способных становиться неотторгаемой частью организма. Первые результаты по разработке так называемых умных имплантатов уже получены. Создан прототип электронной схемы на биологическом материале, способный функционировать in vivo и переносить процедуры термической стерилизации, необходимой перед введением устройства в организм.

Флешка, подключенная к мозгу, «файлы» которой можно считывать на уровне ощущений и знаний, — далекая, но реальная перспектива. Можно лишь предположить с достаточной степенью уверенности, что управление такой флешкой будет подобно тому, как описанное в п. 2.4 «Нейронное минное поле».

Конечно, подобные технологии могут расширить функциональные возможности человека: его памяти, его наполненности знаниями, а точнее, информацией. Но это и изменение самого человека, с возможными предвидимыми и неожиданными последствиями.

Современные технологии делают трудноразличимой границу механического и биологического тюнинга человеческого тела. Однако следует отличать изменение организма за счет биологически совместимых имплантатов (как заменителей (протезов), так и новых органов, выращенных in vitro или изготовленных на станке) от генетического изменения организма. Нанотехнологии — необходимое звено обеих возможностей. Но именно последняя — серьезная основа изменения человеческого тела как биологического вида. Все сказанное выше справедливо отнести и к направленным генетическим манипуляциям с человечеством с той лишь разницей, что изменения могут (даже если мы этого не хотим, даже если уверены, что этого не произойдет) передаваться по наследству.

Пусть отдаленные, но возможные последствия таких генетических «экспериментов», начатых еще фашистской Германией, как евгеника (селекция человека), с помощью биологических наноинструментов, таких как векторы, могут быть чудовищными.

Вектор — это не привычная нам стрелочка в школьной тетради. Вектор — это простейший организм, способный переносить генетическую информацию. Простейшим из них является вирус. Конечно, вирус — это субклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток организма, и в этом смысле он «не совсем организм». Но в этом и преимущество. Он часть нашего организма, по крайней мере, когда находится внутри клетки. Он изменяет генетическую программу клетки, заставляя ее производить не привычный набор белков (протеом), а нужный ему, т. е. ему подобный. Это делает природа в лице вируса. Человек же с его нанотехнологиями научился изменять геном самого вируса. Вспомните описанную в предыдущей главе липосому. Так вот, вирус — это такая живая липосома, способная не только доставить нужный ген в нужное место, но и вставить его в генетический код клетки.

Если эта клетка — гамета, то вполне может получиться новый организм. А если это организм человека, многие картины, описанные в фантастических романах, могут стать реальностью. Достаточно вспомнить фантастический вид человеческих существ, описываемых в романах «В свободном падении» и «Дипломатическая неприкосновенность», — человек четверорукий (лат. Homo quadrimanus), в просторечии квадди (от англ, quaddie). Главной особенностью квадди является их полная приспособленность к условиям невесомости. Основное отличие от Homo sapiens — отсутствие ног и наличие вместо них второй пары рук.

Краткая таблица рисков
Риски «протезирования» не по медицинским показаниям — тюнинг человеческого тела.
Риски преимущества «инвалида» перед здоровым человеком.
Риски «индустриализации» человеко-механизма.
Риски регенеративной медицины как способа сохранения девиантного поведения.
Риск генетического конструирования постчеловека.


Поцелуй на расстоянии

Достижения нанотехнологий в области взаимодействия искусственных органов — манипуляторов и органов чувств — дают нам еще одну возможность, которую справедливо рассматривать как принципиальный риск, обусловленный нанотехнологическим развитием. И связана эта возможность с развитием робототехники в принципиально новом направлении.

Совсем недавно ученые из Университета Осаки (Япония) сконструировали роботизированную руку для обмена приветствием с удаленным пользователем во время проведения встреч в виртуальном пространстве.

Роболадонь имитирует основные ощущения от реального рукопожатия: силу, температуру руки и структуру человеческой кожи. Манипулятор имеет покрытие из силикона и пористого материала, а встроенный нагревательный элемент обеспечивает поддержание температуры на нужном уровне.

Но это — половина дела. С помощью ранее описанного интерфейса «человек — машина — человек» вполне возможно сделать так, чтобы пожимающий, точнее, управляющий таким удаленным манипулятором также ощущал рукопожатие.

Следует подчеркнуть, что для реализации такого «удаленного» рукопожатия нужны нанотехнологии, притом комплексные.

Успехи робототехники, понимаемой как сложное механико-электронное устройство, прежде всего связаны с наличием необходимых материалов, на основе которых можно создавать сложные структуры. Обычные электрические провода и печатные схемы не годятся. Робот — это не просто подвижный компьютер, сопряженный с внешними устройствами, а нечто большее. И для этого нужны именно те материалы и структуры, которые создаются в рамках нанотехнологий. Это наши хорошие знакомые — функциональные наноматериалы, по существу являющиеся распределенными в пространстве устройствами, позволяющими создать искусственные органы чувств: обоняния (вспомним описанный ранее искусственный нос), осязания, зрения (и не только в видимом диапазоне), чувства магнитного поля, как у перелетных птиц, а также те «чувства», которые, быть может, и не встречаются в живой природе.

И это не фантастика. Вот пример. Уже сегодня в ряде лабораторий мира разрабатывается «протезирующая кожа», способная передавать «осязательные» ощущения носителю. Конечно, делается это в рамках регенеративной медицины, предполагая, что эта кожа будет находиться непосредственно на руке. Но даже эта «контактная» технология требует интерфейса взаимодействия с нервными окончаниями и (или) структурами головного мозга. Это наш когнитивный наноинтерфейс «человек — машина» и «машина — человек».

Уже сегодня ученые трудятся над технологией передачи команд по подобному интерфейсу «человек — машина» от носителя протеза к частям его механической руки — отдельным «пальцам». Имплантат (вернее, его прототип, поскольку о законченном продукте говорить рано) хирургическим путем устанавливается рядом с нервом, который до утраты носителем конечности управлял ею. Конечно, речь сегодня идет о лабораторных мышах, а не о людях. Опыты показали, что нервная ткань медленно, но верно прорастает через устройство. Нанотехнологическое устройство таково, что воспринимает нервные импульсы, которые адресовывались утраченной конечности, и передает их по искусственным каналам в протез.

Но это, как понятно, половина дела. Необходим и интерфейс «машина — человек», обеспечивающий обратную связь. Действительно, чтобы взять что-то пальцами, человек ориентируется далеко не в первую очередь на зрение. Более важное значение имеют тактильные или, проще говоря, осязательные ощущения. Искусственная кожа обеспечивает тактильную компоненту, а интерфейс «машина — человек» передает эти «ощущения» в нервную систему человека.

Но вернемся к нашей руке для рукопожатий на расстоянии. Все только что описанные технологии вполне применимы и к ней. Вы протянули виртуальную руку и ощутили не только дружеское рукопожатие, но и признаки волнения — рука контрагента вспотела. И все это на расстоянии в тысячи километров. Вы сообщаете шефу — клиент нервничает, дела идут нормально! Клиент же скромно докладывает: ваш совет, шеф, использовать искусственную руку был удачным — она очень вовремя «вспотела». Мы — выиграли!

Уже сегодня есть профессии, не требующие присутствия на рабочем месте. И речь идет вовсе не о таких «творческих» профессиях, как писательский труд. Многие профессии в наш век информационных технологий по-настоящему «дистанционны», например профессия программиста. Дистанционной, или почти дистанционной, становится даже медицина — консилиум или, консультация специалистов с применением информационно-коммуникационных технологий уже вошли в нашу жизнь. Недостает малого: хирурга, осуществляющего полосную операцию с применением виртуальных рук.

Если такие профессии, как токарь или фрезеровщик или музыкант-виртуоз, не утратят актуальности, а в наш высокотехнологичный век это вполне возможно, то они тоже имеют шанс стать дистанционными.

Идея дистанционности имеет свое логическое завершение в идеи аватары — искусственном теле, управляемом сознанием человека. Под «управлением» согласно индуистской традиции следует понимать воплощение. Аватара — это эффект полного присутствия (воплощения), как это показано в фантастическом фильме «Аватар». Разум «здесь», а тело «там». Но это «там» — такое же «здесь»: вы имеете полный набор ощущений, что это именно вы присутствуете «там», вы принимаете решения и вы действуете, хотя ваше тело — временно не нужное — пребывает в коматозном состоянии. Другими словами, аватара — это мы, наше перевоплощение.

Какие последствия это будет иметь для нашей психики — неизвестно. И наверное, все зависит от ряда обстоятельств.

Одно дело, если аватара — средство быть в недружественной человеку среде, такой как иная планета, в которой условия для аватары «приемлемы». И, надо полагать, совсем другое дело, если это «обычное» человеческое тело, используемое для того, чтобы почувствовать себя молодым любовником, выдающимся спортсменом, воином без риска быть по-настоящему убитым, и даже для того, чтобы пережить смерть как острое ощущение. Этакий пейнтбол не понарошку.

Многого мы не знаем. Одно ясно: мир с аватарой — это совсем другой мир. И дело не в том, что мы получим доступ к чему-то чуждому, нет. Важнее другое. Мы сами станем другими. И не обязательно людьми…

«Джо изогнул спину и зашипел на своих врагов.

Они лезли через туннель в комнату. Пока Джо боролся с одним, который, извиваясь, впился всеми когтями в его затылок, целая дюжина этих тварей наполнила тесное помещение. Они цеплялись за ноги, стараясь вскарабкаться к нему на спину. Джо бил их лапами, хвостом. Он упал, и сразу же целая куча навалилась на него. Потом он снова встал, подняв на себе всю эту чудовищную груду.

Стена убежища не выдержала напора, вздрогнула, балка подалась, и крыша обвалилась.

Энглси оказался в яме, среди разбитых ледяных плит, под тусклым светом заходящего Ганимеда».

Остается добавить: для того чтобы быть чудовищем, Ганимед, описываемый в цитируемой повести Пола Андерсона «Зовите меня Джо», не обязателен. Все это возможно и на Земле. Да и в качестве «тварей» вполне могут быть такие же аватары.

Возможность иметь искусственное тело — искушение, порождаемое могуществом человека нанотехнологического, но столь же слабого в остальном, как и тысячи лет назад. А аватара — это искусственное тело. Осталось переселить и разум. Но об этом далее.

Краткая таблица рисков
Риск новой виртуальной реальности как полноценной замены натуральной.
Аватара как альтернатива жизни — жизнь как компьютерная игра; утрата базовых ценностей.


Мозг навынос

Нанотехнологии, и об этом мы уже говорили (см. п. 2.4 «Нейронное минное поле»), позволяют нам приступить к созданию компьютера, построенного на принципах работы головного мозга.

Компьютер, что в дословном переводе на русский значит «вычислитель», прочно вошел в нашу жизнь. Можно с уверенностью говорить, что сегодня уже мало областей человеческой деятельности, где решения принимаются без участия компьютера.

Однако это участие принципиально ограниченное. В отличие от людей компьютер не способен принимать решения, основываясь на неполных или неоднозначных данных. Человеческому мышлению свойственно что-то принципиально отличное от алгоритмического поиска правильного решения. То, что мы называем опытом, навыками, убеждениями, предрассудками, парадигмами, не удалось моделировать с помощью алгоритмов машины Тьюринга. Машины Тьюринга, как показывает более чем полувековой опыт их развития, не могут учиться на своем опыте — для решения любой проблемы требуется вмешательство программиста. Проблема распознавания образа — то, что мы делаем автоматически, — сложная вычислительная задача. Когда вас просят подтвердить на том или ином сайте, что вы человек, а не программа-робот, вам предъявляют простенькую картинку с буквами или цифрами, и вы их узнаете всякий раз, какой бы вид «помех» для этого ни применялся. Программа-робот так не может. Человек же способен разобрать слова речи, адресованной ему в многоголосном хоре, способен узнать своего поседевшего знакомого через много лет после встречи, способен найти неожиданную связь двух, казалось бы совершенно разных, явлений. Человек может анализировать и синтезировать, думать и творить.

Нам могут возразить: современный суперкомпьютер уже обыграл шахматного чемпиона. Вот как это было. Начиная с 1989 г. Гарри Кимович Каспаров играл с компьютером три раза, но в 1997 г. произошло страшное: суперкомпьютер IBM Deep Blue обыграл тогдашнего безусловного чемпиона мира со счетом 3,5 : 2,5. Каспаров тогда жутко расстроился, заявив, что программисты вносили изменения в программу после каждой партии, из-за чего гроссмейстеру казалось, что каждый раз перед ним новый противник. Это привело к психологическому расстройству и фатальной потере концентрации. По вышеназванным причинам Каспаров потребовал от IBM реванша, на что получил не слишком-то мотивированный отказ.

Здесь также уместно добавить, что коллектив программистов обыграл чемпиона, можно сказать, по принципу «бери больше, кидай дальше»: машина оценивала около 200 миллионов возможных ходов в секунду. А в шахматах, как известно, играют на время.

Любая вычислительная машина — это попытка создания искусственного разума. И на машинах Тьюринга пытались и пытаются имитировать работу человеческого мозга. Но нейрокомпьютер позволяет нам надеяться, что мы создадим действительно нечто подобное нашему разуму, и это «нечто» найдет место во многих аспектах нашей жизни.

Вспомните искусственный нос (см. п. 2.3 «Оставив свободу с носом»). Компьютер, умеющий анализировать и принимать решения (нет, не по четкому алгоритму, который можно рассматривать как «закон»: превысил скорость — плати штраф, а на основе «представлений»), снабженный органами этот мир воспринимать, обучаться и в этот мир вмешиваться, — вот возможное продолжение того технологического развития, которое мы сегодня называем нано. А учитывая его потенциально малые размеры, можно не ошибиться, предположив, что он всегда будет рядом с нами или внутри нас.

Следует отметить, что создание нейрокомпьютера и когнитивных интерфейсов, таких как описанные выше интерфейсы «человек — машина» и «машина — человек», опирается на одинаковые или схожие технологии.

Мозг — это нейронная структура. Биологический нейрон состоит из трех основных компонентов: дендритов (входные каналы), сомы (центральный «процессор») и аксона (выходной канал). Слово «дендрит», как и слово «дендример», о котором речь шла в начале книги, произошло от греческого «дерево», что вполне оправдывает его ветвеобразную структуру. И это не случайно. Именно такие структуры, как дендримеры, — возможная основа искусственного дендрита, а следовательно, той структуры, которая составляет мозг.

Этой структурой мы учимся управлять. Согласно сегодняшним представлениям, в основе нашей памяти лежит образование таких структур путем молекулярно-генетических перестроек в нейронах. Уже сегодня получены первые результаты биохимического управления такими структурами — in mure, если можно так сказать. Мышей заставили вспомнить то, чего не было. Вот этот эксперимент. Ученые помещали животных в клетку определенного цвета и запаха. Мыши запоминали это окружение, после чего их пересаживали в другую клетку, которая выглядела и пахла иначе. Здесь мышей слегка било током. В обычных обстоятельствах животные различали две клетки и, будучи посажены в опасное помещение, старались затаиться, чтобы избежать стресса. Но тут мышам в электрической клетке вводили вещество, которое избирательно активировало нейроны, запомнившие первую, безопасную клетку. В результате мыши начинали бояться еще и первой клетки, хотя в ней их никто не обижал.

Возможность управления воспоминаниями не только мыши — вполне возможное направление будущих медицинских исследований. Действительно, забыть последствия травматического шока — патологического процесса, сопровождающегося прогрессивным нарушением жизненно важных функций различных систем организма, — очевидная медицинская задача. Такими же медицинскими задачами были и являются разработка и применение ряда лекарственных препаратов, и никто не имел в виду потребности токсикоманов. Открывая возможности, мы создаем риски. В данном случае — риск управления памятью, а возможно, и личностью человека.

И если гипотеза о том, что «структура» равна «личности», верна, то инженерия личности имеет все шансы стать новой отраслью промышленности. Сегодня мы создаем «грезы». Увиденный нами «исторический» фильм воспринимается как реальное историческое событие. Мы уже стали цивилизацией с «непредсказуемой историей». Почему бы нам не конструировать личности: сегодня вы подающий надежды поэт, завтра — популярный ведущий телешоу. Важно только заплатить.

Здесь необходимо оговориться. Авторы не считают все это полностью возможным, как не считают вышеозвученную гипотезу верной. Эта гипотеза — возврат человеческого мировоззрения к редукционизму: пониманию и объяснению поведения целого исключительно поведением его частей. Хочется верить, и авторы так и делают, что человек не сводится к движению электронов по нейронным структурам его мозга. Так, если мы создадим полную копию структуры мозга «атом к атому», то нет гарантии, что этот мозг не будет уже умершим, или, если угодно, еще живым.

Но вот создать гомункула — искусственное подобие человека без души — вполне возможно, причем создать из ранее живого человека — живого в том смысле, что он не только двигается и разговаривает, не только успешен и богат…

А вы не хотите стать роботом?

Но предположим, что авторы неправы, что создать искусственный мозг, во всем (или в достаточной степени) подобный человеческому, можно. Этакий «протез»-носитель. Как флешка. Переписал и…

…Человечество с настороженностью относится к возможности клонирования — клонирования тел, ведь однояйцевые близнецы, природный аналог клонов, все же разные личности. А теперь появилась возможность клонировать личность: искусственное тело в сочетании с искусственным мозгом и возможностью переписать в него «личность».

Это больше, чем бессмертие, — это множество жизней.

«Дрич мечтал найти колонию людей, думающих, как он, чувствующих, как он, да и во всем остальном похожих на него…

Для достижения задуманного существовал только один путь, и Дрич со своей женой Анной упорно трудились ради приближения великой цели.

И вот, наконец… из установки вылезла точная копия Эдмонда Дрича.

Итак, Дрич изобрел первый в мире Дубликатор.

Он произвел еще пятьсот Дричей, после чего провел общеполитическое собрание. Все пятьсот Дричей обратили внимание на то, что для успешного существования колонии им необходимы жены.

Дрич I предложил свою Анну в качестве наилучшего партнера. Пятьсот остальных Дричей, естественно, согласились. И Дрич произвел пятьсот точных копий жены для пятисот Дричей».

Конечно, мы пока очень далеки от тех проблем, которые так мастерски обозначил великий фантаст Роберт Шекли в рассказе «Триптих». Но возможность прожить еще одну или несколько жизней в искусственном теле… — об этом человечество уже задумалось.

Краткая таблица рисков
Риск замены активной стороны — решения, принимаемые не человеком, а компьютером.
Риск непрерывного присутствия компьютера — компьютер внутри нас.
Риск управления памятью и личностью человека.
Риск копирования и переноса личности.
Искусственный человек — человек без души.

С. Тараненко, А. Балякин, К. Иванов. Наполовину мертвый кот, или чем нам грозят нанотехнологииС. Тараненко, А. Балякин, К. Иванов. Наполовину мертвый кот, или чем нам грозят нанотехнологии