пятница, 14 февраля 2014 г.

Алекс Корнелл. Опять творческий кризис? 90 проверенных способов преодолеть кризис и снова найти вдохновение

Если вы работаете в творческой сфере, скорее всего вы уже сталкивались с творческим кризисом. Он приходит в самый неподходящий момент и буквально парализует вашу деятельность. Но каким бы безнадежным ни казалось положение, это не тупик. На самом деле, кризис — естественная и неотъемлемая часть любого творческого процесса.

В этом сборнике собраны самые разные приемы и стратегии преодоления творческого кризиса, предложенные известными художниками, музыкантами, писателями, дизайнерами, иллюстраторами, фотографами и другими признанными творческими профессионалами. Не бывает двух одинаковых кризисов, как и двух одинаковых решений. И вы увидите, что у каждого свой подход: от уборки дома и приготовления острых блюд до создания гипсовых слепков рук и ног. Но каким бы странным или забавным ни был тот или иной способ, это действительно может работать в самых разных ситуациях.

Яркий и концептуальный сборник с красивой типографикой и мудрыми и полезными советами. Эта книга зарядит вас творческой энергией и расширит ваше представление о том, где искать потерянное вдохновение.

Для людей творческих профессий и для всех, кто испытывал на себе потерю вдохновения и впадал в прокрастинацию.


Отрывок из книги:

Введение

Этот проект начался в 2010 году, когда я вызвался написать пост о творческом кризисе для блога моего друга Скотта Хансена. Я рассчитывал, что сочиню небольшой текст, возможно, даже предложу парочку советов, а наши читатели навсегда излечатся от этого недуга. Конечно, я осилил всего-то несколько абзацев, прежде чем был поражен приступом кризиса. Как банально! Я сдался и сломал свой карандаш (что в наши дни следует читать как «вытряхнул батарейки из клавиатуры»).

Я все-таки попытался бороться. Я разослал письма с просьбами о помощи своим друзьям и уважаемым мною творческим людям, взывая: «Поделитесь со мной своей мудростью!» Мне ответили двадцать пять человек, и мы опубликовали их советы в блоге. Этот пост мгновенно стал (и до сих пор остается) самым популярным. Вне всякого сомнения, я был не единственным, кого периодически накрывало мрачной волной творческого небытия.

Тема продолжала притягивать меня, не столько потому, что я совершенствовался в ней, но потому, что она возникала уж очень часто. Новый проект — новый кризис. Я решил, что нужно действовать дальше. Несмотря на то что выстрел наугад удался, необходимо было что-то более существенное, хорошо отлаженное и обладающее большей огневой мощью. Точно, книга! Этого будет достаточно. Книги более основательны (и тяжелее физически!) и требуют от своих читателей отвлечься от компьютера (который, скорее всего, используется в состоянии прокрастинации и сам становится источником творческой блокады).

После двух лет и бесчисленного количества имейлов книга появилась на свет.

Могу смело предположить, что в определенный момент своей карьеры вы так или иначе сталкивались с кризисом. Полезно от случая к случаю вспоминать, что творческий кризис бывает у каждого. Чтобы всем нам стало лучше, я попросил 90 успешных представителей творческих профессий поделиться своими приемами — даже не для того, чтобы мы научились ими пользоваться, а чтобы незаметно заставить их признаться в том, что они тоже подвержены этой напасти. Эта книга поделится с вами их знаниями и советами, которые можно будет сразу применить.

Когда я представляю, как работают герои этой книги, я не рисую в воображении пустые листы бумаги или сломанные карандаши.

Я не представляю выключенные экраны, бесконечные чашки кофе или работу допоздна. Я воображаю свисающие отовсюду с ветвей созревшие идеи, только бери. Как вы узнаете, дело обстоит не совсем так. Мы творческие люди, а креативности иногда (или часто) сопутствует кризис. Да будет всем известно, что я не верю тем немногим участникам, ответившим: «У меня не бывает творческих кризисов». А если это и вправду так, я им завидую.

В этой книге вы найдете множество разнообразных приемов, ведь каждый кризис непохож на предыдущий и вам необходимо иметь в запасе целый набор разных методик. Эта книга станет основой вашего арсенала. Пользуйтесь ею в случае необходимости, прочтите от корки до корки, пролистайте несколько страниц — делайте что угодно, лишь бы она помогла. Мы постарались сделать ее универсальной.

* * *

Да, я же должен упомянуть и собственный метод преодоления творческого кризиса — метод случайных задач (Random Task Assignment, RTA). Он похож на игру в ассоциации, только не со словами, а с задачами. Давайте опробуем его!

1. Сломайте свой компьютер — намеренно или случайно. (Я обычно делаю это непредумышленно, но его целенаправленное разрушение должно быть ужасно увлекательным.) Если у вас есть заклятые враги, задействуйте их для этого. Опасно и интригующе!

2. Найдите способ раздобыть метеорологический зонд и несколько экзотических растений. Без компьютера задача будет сложной. Это вызов!

3. Устройте прощальную вечеринку с метеозондом на заброшенном складе и пригласите всех жителей города принять в ней участие.

4. Запустите метеозонд и попрощайтесь с ним. Продолжайте выполнение случайных заданий, пока вас не арестуют или пока вам не покажется, что пора заняться чем-то более интересным (этот вариант означает, что вы преуспели в преодолении кризиса).

В любом случае я поступаю именно так. Читайте дальше, чтобы узнать, что делают признанные мастера.


Предисловие (Эрик Шпикерманн)

Когда каменщику надоедает класть кирпичи, а сапожнику — вбивать гвозди в подметки, замечает ли это кто-нибудь? Имеет ли это какие-то последствия, кроме немного скошенной стены и приклеенной, а не прибитой подметки? Скорее всего, нет. Когда мы выбираем работу, мы соглашаемся с ее требованиями. Хирург не может падать в обморок при виде крови, а пекарь — страдать аллергией на муку. Для каждой профессии существует набор обязательных условий, и тем, кто выбирает ее, следует о них знать.

Почему же людям творческих профессий уделяется особое внимание? Творческий кризис — хорошо известное и ожидаемое препятствие. С ним сталкиваются все, на него жалуется большинство. Почему же выставление его напоказ — необходимое условие для того, чтобы считаться по-настоящему творческим человеком? Конечно, должны быть методы преодоления временного недовольства, возникающего, когда вам нужно во что бы то ни стало «родить» новую идею, написать еще одно предложение или придумать забавную картинку.

Каждый раз, когда я жалуюсь маме, что у меня не хватает воображения, я чувствую себя совершенно безмозглым и проклинаю день, когда ввязался в работу, где надо создавать новое, остроумное и даже красивое, — она говорит, чтобы я перестал ныть. По ее мнению, я просто лентяй.

В чем-то она права. Прокрастинация — один из наиболее частых признаков творческого кризиса. И для некоторых из нас перезапуск интеллектуальной машины — всего лишь вопрос техники.

Алекс Корнелл расспросил опытных профессионалов — художников, дизайнеров, писателей, композиторов, — как они справляются с потерей вдохновения, и собрал в этой книге их методы и советы. Возможно, вы, как и я, утешитесь тем, что не одиноки в этой борьбе. И у нас есть нечто общее — осознание того, что в конце концов мы непременно справимся, каким бы безнадежным все ни казалось.


Аарон Коблин (Художник мультимедиа)

Говорят, слоны ничего не забывают. Так вот, вы не слон. Записывайте все. Сохраняйте интересные мысли, цитаты, фильмы, технические решения... все, что вас вдохновляет. Когда вы впадете в ступор, загляните в свои заметки, как волшебник в книгу заклинаний. Смешайте эти мысли. Продолжайте думать, пока они не встретят друг друга.

Ваша записная книжка кажется тонкой? Тогда обратитесь за помощью и найдите себе гения. Гении бывают разных форм и размеров и чаще всего встречаются группами. Если вы найдете одного, он приведет вас к остальным. Сотрудничайте с гениями. Отправляйте им свои заклинания и внимательно наблюдайте за ними. Что вы можете сделать вместе? Комбинирование — это творчество.

Остерегайтесь лекарств, вызывающих привыкание. Всего должно быть в меру. Особенно это относится к интернету и вашему дивану. Источником вдохновения в конечном счете служит реальный мир. Иными словами: если ничего не срабатывает — прокатитесь на велосипеде.


Кристоф Ниман (Иллюстратор и дизайнер)

Я постоянно слышу, что писательский кризис — некое странное препятствие на гладкой дороге творчества. Про себя могу сказать: мой творческий процесс — один большой и угрожающе вязкий тупик. Идеи никогда не приходят ко мне легко. Отчаяние, накатывающее при взгляде на белый лист бумаги, и раздражение от полного отсутствия идей — моя ежедневная рабочая рутина. Единственное известное мне средство — продолжать пробовать, рисовать и биться головой о стол. Прогулки в парке, беседы с друзьями и походы в музеи — отличное развлечение, но, когда я борюсь с проблемой креатива, оказывается, что это всего лишь способы прокрастинации.

Алекс Корнелл. Опять творческий кризис? 90 проверенных способов преодолеть кризис и снова найти вдохновениеАлекс Корнелл. Опять творческий кризис? 90 проверенных способов преодолеть кризис и снова найти вдохновение