Эта книга, написанная Дэвидом Эйри - автором популярной книги "Логотип и фирменный стиль", отвечает на самые распространенные вопросы, которыми задаются все дизайнеры при запуске и ведении собственного бизнеса. С чего нужно начинать? Как рекламировать и позиционировать себя? Как найти новых клиентов? Во сколько оценить свои работы? Как вести переговоры? Как составить правильный договор? Когда необходимо сказать клиенту "нет"? Как работать с трудными заказчиками? Эти важные аспекты дизайнерского бизнеса, касающиеся любого специалиста, решившего начать работать на себя, освещаются на страницах книги.
Глава из книги:
Самомаркетинг и поиск хороших клиентов
Одна из самых больших тревог моего бизнеса – откуда возьмется новый клиент. Это беспокоило меня с самого начала, семь лет назад, продолжает беспокоить и сегодня (хотя и чуть в меньшей степени).
Если какая-то сделка не состоялась, вы должны извлечь урок из этого и продолжить движение с новыми идеями. Мой опыт с холодным прозвоном квартир, когда в арсенале только позитивный настрой и стопка листовок, оказался печальным. Довольно скоро стало ясно, что это не сработает. Вот я и оставил попытки.
И тогда нашелся другой способ. Я отыскивал в местных газетах и отраслевых журналах самые страшные рекламные баннеры (их было море, быть может, вы с этим тоже столкнетесь), вырезал их и отсылал в разместившие их фирмы, к письмам прилагались макеты моего видения их модулей, выполненные в том же размере, я также вкратце предлагал сделку или покупку прав на приложенный вариант. Во многих случаях в ответ раздавался звонок, за которым следовало заключение сделки, приносившей мне некоторый доход. В дальнейшем это определило развитие взаимоотношений с местным бизнесом, определяющего фактора работы сарафанного радио.
Самомаркетинг – это демонстрация ваших таланта, навыков, квалификации и опыта эффективного сотрудничества с бизнесом ваших клиентов. К счастью, есть широкий выбор методов, к которым вы вольны прибегнуть для заключения следующей сделки. В этой главе я собрал советы опытных владельцев дизайнерского бизнеса.
Дизайн pro bono
Многие работавшие по найму дизайнеры связаны по рукам и ногам договорами и не могут размещать в своих портфолио образцы, выполненные по заказу нанимателя. Это стандартное условие работы по найму: все права на разработку принадлежат нанимателю.
Мне часто задают вопрос, как подготовить портфолио в такой ситуации. В конце концов, как привлечь клиентов, если ты не можешь показать им свои работы?
Именно здесь в игру вступает дизайн pro bono.
Что это такое?
Латинская фраза pro bono public (pro bono, если короче) означает «ради общественного блага» и используется обычно в смысле выполнения профессиональной работы на благотворительной основе, то есть бесплатно, как общественная услуга.
В отличие от традиционного понятия добровольных работ, pro bono предполагает использование специфических навыков профессионалов для оказания услуг тем, кто в иной ситуации не мог бы их себе позволить.
Я рекомендую предложить свои навыки местным некоммерческим организациям, потому что бюджет межнациональных организаций предусматривает затраты на дизайн и крайне вероятно, что они скорее наймут дизайнера или студию с разносторонним портфолио.
Когда Гэри Холмс, работающий в Коннектикуте, только начинал свою деятельность, он принял осознанное решение работать в первую очередь с местными компаниями. Он предложил несколько работ на основе pro bono местному историческому музею Noah Webster House. Команде музея понравилась его работа, и вскоре он был нанят ею на уже оплачиваемые дизайнерские проекты. А поскольку музей занимал видное положение в местном сообществе, все это вскоре привело к Гэри других клиентов.
Лита Микрут из Окленда как раз перешла на фриланс, когда ее дочь включилась в юношескую программу по гольфу, которая проходила под патронатом национальной некоммерческой организации и ее местного отделения. У этого проекта был мощный потенциал поддержать детей и научить их основным жизненным ценностям.
Лита получала уведомления от организаторов программы по электронной почте, обычно это были прикрепленные вордовские файлы. Однажды пришел документ на двух страницах, одна из которых оказалась абсолютно пустой. Лита посчитала это удобным случаем, связалась с исполнительным директором программы и предложила свои услуги на основе pro bono.
«Только так я могла отплатить этой программе, которая на этом этапе развития действительно нуждалась в поддержке», – вспоминает она.
Почти год Лита бесплатно выполняла работу, стоимость которой составила несколько тысяч долларов: она создала ряд рекламных материалов с символикой, которые можно изменять под каждую новую инициативу.
«Исполнительный директор колесила по стране, так что я представилась уже другому директору и продолжила выполнять свою дизайнерскую роль. В результате эта роль стала оплачиваться, думаю, из-за моей искренней преданности делу и того факта, что наши общие усилия обеспечили рост фонда и удержали программу на плаву».
Кроме того, первый исполнительный директор в результате заняла тот же пост в отделении другого города и взяла к себе Литу дизайнером.
И вот та работа, которая началась как pro bono-помощь клубу дочери, вылилась в обретение двоих платежеспособных клиентов, которые проводят огромную образовательную работу среди молодежи.
Несмотря на то что и Гэри и Лита в итоге обрели платежеспособных клиентов, важно помнить, что pro bono означает «во имя всеобщего блага». Важно ощущение, что ты «делаешь доброе дело» для своего сообщества (без особой финансовой отдачи), это очень редкое чувство.
За два года лондонский дизайнер Дженни Теолин отдала четыре месяца своего личного времени на участие в премии Inclusive Design Challenge, организованной Design Business Association. Ей пришлось работать с центрами помощи и домами престарелых, чтобы создать новое поколение инклюзивной продукции, услуг, оборудования и коммуникаций. Вот как она комментирует этот опыт:
«Challenge называют „Оскаром и Олимпийскими играми в мире инклюзивного дизайна“, но не надо путать ее с обычной профессиональной наградой.
Challenge не дала мне никаких обещаний по конечному продукту – только радость участия и работы „на благо общества“, „ради нашего будущего“ и того, что находишься “на острие инноваций„.
Я была в числе троих сотрудников London Clinic, получивших наградуChallenge в 2010 году, и наши работы были выставлены на экспозиции в Лондоне в музее Виктории и Альберта и после этого объехали весь свет.
Тем не мене мы не заработали ни гроша. Это не принесло нам никаких новых прибыльных проектов. На самом деле как предприятие мы потерями массу и денег и времени (что довольно забавно, поскольку премию присудила Ассоциация дизайн-бизнеса).
С деловой точки зрения принимать участие в этой премии не имело никакого смысла. Но ведь Challenge вдохновляла не только членов нашей команды, она расшевелила и остальных наших коллег в агентстве – мы работали над проектом, который действительно что-то значил».
Зачем тратить свое время и впутываться в подобное бесплатное предприятие? Что ж, без тени сомнения могу сказать, и говорю я от лица коллег, которые тоже принимали в этом участие, что такие проекты выводят нас за пределы привычных дизайнерских разработок и в конечном счете делают нас лучше и счастливее как дизайнеров и людей творческих. Мы были на высоте, мы преодолели напряжение и своим тяжелым трудом удовлетворили жгучее желание создать что-то, что сделает нас счастливыми.
Очевидно, что с дизайном pro bono вам свои счета не оплатить, так что давайте обратимся к другим инструментам маркетинга, которые напрямую связаны с получением прибыли.
Любите тех, кого вы завоевали
Каришма Касабиа из австралийской студии Kish+Co понимает, что сегодняшний маркетинг должен быть более смекалистым, чем традиционные методы, особенно в том, что касается поддержания отношений с существующими клиентами.
«Никому не нужна галимая листовка или средней руки открыточка. Чтобы привлечь наше внимание, потребуется нечто большее, а чтобы мы сохранили преданность и любовь к бренду – еще что похлеще».
«Лучшая и зачастую самая нелюбимая работа – это работа с существующими клиентами. Наша задача – их внимание, а мы миндальничаем с другими, еще только потенциальными заказчиками. Это неправильно».
«На День святого Валентина мы заказали дизайнерские кап-кейки, затем спланировали их развозку по своим существующим клиентам – до дальнего пригорода Мельбурна и весь обратный путь в деловой центр города.
Сотня капкейков с оранжевой и коричневой (наши корпоративные цвета) глазурью, упакованные в индивидуальные коробочки со знаком Kish+Co, были доставлены. Мы начали в 9 утра и закончили в 6 вечера, передавая коробочки лично в руки своим поставщикам и клиентам. Я была за рулем, мой партнер Агнес вручала посылки.
В тот же день нам писали в Твиттере и в Фейсбуке, нам звонили, предлагая новые заказы и таким образом покрывая все наши издержки за всего один день, потраченный на выполнение всего одной задачи.
Самое главное – это то, каким запоминающимся мы сделали наш бренд».
Вы заметите, что, владея малым бизнесом, становишься очень строгим в том, что касается затрат. Но Каришма рекомендует оценивать результат своего маркетинга, будь то избитый вариант с дорогой публикацией в журнале или креативное угощение, которое обойдется вам всего лишь $500. Всегда можно найти что-то более дешевое, более творческое, что принесет лучший результат.
Бесплатный рынок онлайн
Марк Блум из лондонской студии Mash Creative провел более 12 лет, работая на других, прежде чем решил, что хочет быть хозяином себе самому. «Проблема состояла в том, – говорит Марк, – чтобы обеспечить себя работой». Однако он не дал сомнениям взять верх.
«Когда я заканчиваю с новым проектом, то обычно публикую его изображение в блоге. Еще я выкладываю картинку на Бехансе. Демонстрация самых свежих работ позволяет потенциальным клиентам и другим дизайнерам увидеть, что вы постоянно пытаетесь расширять границы или насколько лучше вы стали со времени последней работы.
Только в Mash я твердо уверовал в могущество социальных сетей и дизайнерских блогов. Около 25 процентов моей клиентуры находится в США, большая их часть списались со мной после того, как увидели мою работу на Бехансе или в дизайнерском блоге. За несколько лет мне посчастливилось выставлять некоторые свои работы на первой странице Беханса. Этот рекламный контакт позволяет выйти за пределы своей страны, поскольку он открыт для международной аудитории.
Black Watch Global, американская консалтинговая компания по управлению рисками и интеллектуальными ресурсами, предложила мне заняться проектом ребрендинга существующей айдентики, канцелярии и 40-страничного бренд-бука. Не видать бы мне таких комиссионных, не выложи я свои работы на Бехансе».
Марк и я, мы оба высоко ценим возможность демонстрировать свои проекты в онлайне, и с недавних пор (где-то последние 4–5 лет) мои клиенты находят меня благодаря моему присутствию в Сети.
Маленькое исследование – большая отдача
Антуанетт Мари Джонсон из филадельфийского агентства At Media составила список всех компаний, которые, насколько ей было известно, только что начали свою работу или которым требуется усовершенствовать послание бренда. Она провела исследование по каждому пункту своего списка и с этой информацией на руках вместе со своей командой разработала продукцию с новой фирменной символикой и материалы для онлайн-продаж, индивидуальные для каждой компании из списка. Затем Антуанетт выставила продукцию на продажу и предложила ее всем рассматриваемым ею фирмам. С тех самых пор (с 2009-го) At Media продолжает придерживаться той же стратегии, ведь результат ее дает этому небольшому агентству в среднем 84 процента.
Вот несколько советов Антуанетт, как составить свой список:
1. Подпишитесь на местные деловые издания, блоги и т. д. Эти публикации станут источником важных новостей в индустрии, которые касаются деловой ситуации в ваших краях. Иногда можно найти приложения вроде ежегодной «Книги списков», в которых перечислены самые успешные из известных в округе компании (приведена информация по области их производства и ЛПР), а также новые, недавно появившиеся фирмы.
Как это оправдывает себя. Команда At Media рассмотрела рейтинг «40 моложе 40», в котором были представлены местные генеральные директора моложе 40 лет. Одним из них был руководитель CheapCarribbean.com. Несмотря на невероятный успех сайта и на то, что стоимость бизнеса оценивалась в $500 млн, в At Media знали, что компании может понадобиться помощь агентства (дизайн сайта был нехорош, рекламы мало, недоставало также мобильных приложений), так что Антуанетт лично отправила генеральному директору поздравительное письмо. Неделю спустя она уже беседовала с соучредителями, а ее команда уже приступила к разработке бренда в рамках нового проекта их нового клиента.
2. Оценивайте любой бизнес, находящийся в непосредственной близости от вас, – вполне вероятно, что ему требуется ваша помощь. И если кажется, что провести исследование будет затруднительно, даже поверхностные данные не станут лишними. Порасспрашивайте знакомых, может, кто-то работал в какой-то из этих компаний или имел общие дела с ними.
Антуанетт составила список из пяти предприятий в ближайшей округе, которых могли бы заинтересовать услуги At Media. Она посетила несколько бизнес-мероприятий, на которых был шанс встретиться с представителями этих фирм, как если бы она была обычным сетевым работником. Вручила свою визитку вице-президенту одной из компаний, и два месяца спустя ей позвонили, чтобы обсудить графический дизайн и свое присутствие в Сети. На данный момент эта фирма уже три года является клиентом At Media и с тех пор невероятно выросла.
3. Знайте потребности потенциальных клиентов и не навязывайте им то, что им не нужно и чего они не хотят. Необходимо понимать, чем занимаются эти компании, каково послание их бренда, ключевые ценности и что приносит им прибыль. Постарайтесь выявить возможные внутренние разногласия или слабые стороны. Важно продемонстрировать, что домашнее задание выполнено. Как на собеседовании, вы должны показать, что знаете, для чего переступили порог (ведь не для того, чтобы продать товар). Слушайте внимательно, может, прямо сейчас вы и не получите работу, на которую рассчитываете, зато в дальнейшем у вас для этого будет прекрасная возможность.
4. Идентифицируйте лицо, принимающее решение. Страница «О нас» на сайте компании – первое место, где надо искать представителя руководства компании. Может повезти, и тогда вы обнаружите прямую контактную информацию. Решитесь воспользоваться ею. LinkedIn обновляет опции B2B-поиска каждый день. Используйте и их. Ищите компании, какие-нибудь связи и, что самое главное, общие связи, которыми вы можете располагать. Соблюдайте правила онлайн-этикета: не стоит навязывать контакт кому-то только потому, что этот кто-то находится в контакте с тем, кого вы знаете, и затем слать личные сообщения незнакомцу, чтобы завязать отношения. Просто поищите связи среди имеющихся в вашем распоряжении, и вы удивитесь, насколько быстро образуется новая связь.
Это тот, кого вы знаете
Стеллан Йохансон из шведской фирмы 1910 Design & Commu-nicationрассказал, как у него завязались контакты с первыми клиентами.
«Пока мы два года работали дома, прежде чем открыть студию, мы обратили внимание, что разработчики компьютерных игр испытывают дефицит дизайнеров с опытом проектирования пользовательских интерфейсов (ИП) для игр категории AAA.
В основе нашего изначального бизнес-плана было обслуживание уже сложившейся клиентской базы, предложение им услуг вроде разработки айдентики и пользовательского интерфейса игр, то есть стартовая точка нашего бизнеса – это креативные разработки.
Из двенадцати проектов, которые мы реализовали за наши первые полгода, десятью мы обязаны связям, рекомендациям коллег и друзей».
У меня примерно так же: когда я начал свое дело, большая часть проектов была «подарена» людьми, знакомыми мне со времен работы по найму или через друзей и родственников: сайт для моего дяди, владевшего пабом, серия афиш музыкальных мероприятий, организованных другом моего бывшего начальника – это только два из них.
Используйте свою записную книжку. Расскажите людям, что теперь у вас собственный бизнес. И это действительно поможет заложить хорошее начало.
Обратитесь в другие дизайн-агентства
Стивен Ки из английского Key Creative долгие годы трудился в студии. За это время он заметил, что всегда есть такой момент в году, когда случается аврал, и чтобы успеть к дедлайну, приходится отдавать работу на аутсорсинг, например когда коллеги уходят в отпуск.
«Едва перейдя в индивидуальное предпринимательство, я рассудил, что это, должно быть, характерно для многих творческих фирм. Я составил список местных агентств и типографий и разослал им письма, визитки, небольшие контакт ные формы и конверты с обратным адресом. Мне пришло в голову отправить все это за неделю-две до начала отпусков, что имело гораздо больший успех, если сравнивать с результатами рассылки в другое время года. Выбор времени – ключевой момент. В сознании людей посевается зерно, и когда настает горячая пора, а сотрудники отправляются в отпуска, оно прорастает в памяти как возможное решение, – вот для чего я послал эти письма.
Я все еще получаю запросы в ответ на те самые письма, которые отправил шесть лет назад».
Придумайте альтернативную маркетинговую стратегию
Некоторые могут использовать открытки, листовки или сайты. Не будет ли более разумным выбрать абсолютно свежее направление?
Эндрю Келсолл, дизайнер из Англии, – очередной профессионал, целевой аудиторией которого являются дизайн-агентства. Он составил список нескольких, с которыми хотел бы сотрудничать на основе фриланса, и разослал им спам. Именно так. Он разослал этим фирмам банки из-под мясных консервов SPAM, наклеив марку на них и надписав адрес. Только и всего. Ничего больше. Дизайнер повторял операцию каждые несколько дней, до тех пор, пока компании, на которые он нацеливался, не получили в результате где-то по пять банок.
Следующий этап маркетингового плана Эндрю – рассылка папок с фирменной символикой SPAM и изображением консервной банки со словами «Вы подверглись спам-атаке». Внутри был лист с его резюме и письмо, в котором пояснялось, кто он и какими дизайнерскими навыками владеет.
Он получил приглашение поработать на основе фриланса от Wobble Design из Лидса, и сразу принял его. Эндрю говорит, что именно SPAM-маркетингу он обязан своим договором.
Сделайте настоящий подарок
Адам Лэдд из Цинциннати – профессиональный дизайнер с 2003-го, а в 2011-м перешел в индивидуальное предпринимательство. Тогда он был особо никому не известен, и онлайн-присутствие его было незначительным. Главное увлечение Адама – разработка бренд-айдентики, и дабы показать свои сильные стороны и продвинуть свой бизнес, он сделал короткий ролик для потенциальных клиентов. В нем демонстрировалось разнообразие хорошо известных фирменных символов. При появлении на экране картинки он просил свою пятилетнюю дочь Фэйт дать ей оценку. Комментарии Фэйт придали очарования видео, озаглавленному «Свежий взгляд [моего пятилетнего ребенка] на товарные знаки».
Как только Лэдд загрузил видео на YouTube и поделился ссылкой с несколькими блогерами, оно привлекло огромную аудиторию (более миллиона просмотров за неделю) и стало „модным“. Вскоре его можно было увидеть на сайтах Adweek, Brand New, Huffington Post, Time, Wolff Olins, LinkedIn, PSFK, Business Insider, Jezebel, Shutterstock, Branding Magazin, swissmiss и многих других.
Число фолловеров Адама в Твиттере только за неделю возросло с 80 до 1080.Он даже засветился в телешоу Right This Minute, получил множество Q&A-запросов с различных блогов и, конечно же, запросов на цену со всего мира.
Соображайте быстрее
Когда Том Эктмен и Фил Кук запускали Mat Dolphin, они приняли осознанное решение не использовать дизайн, созданный ими для других работодателей. «Мы оказались в дурацком положении: у нас не было ни сайта, ни работ, чтобы показать людям, – ничего, чтобы заставить заговорить о нас. Мы понимали: чтобы о нас узнали, нам нужен впечатляющий проект или впечатляющий список клиентов. Однако все это требовало времени. А пока нужно было найти какие-нибудь другие способы расширить свой профиль», – вспоминает Том.
И тогда эти двое обратились к Твиттеру и прочим социальным сетям. Использование социальных сетей и ведение блога – два быстрых способа подать голос и заявить о своем мнении. Они медленно, но верно начали брать интервью в рамках своего проекта «10 вопросов» и делиться новостями других дизайнеров и студий в Твиттере. Постепенно им удалось установить связь с людьми, которых они уважали.
В феврале 2010-го Тома свалил грипп и он сидел дома. Просматривая лентуMat Dolphin в Твиттере, он отметил, что Creative Review (CR) оставили праздничный твит, приуроченный к их первой годовщине в социальных сетях. Это сообщение натолкнуло Тома на мысль.
«В ту пору они были из числа горстки журналов, осваивавших социальные сети, и у них без труда набралось 50 000 фолловеров. Это куча народа, потребляющего контент за пределами их сайта. Я позвонил Филу и сказал, что нам нужно разработать, отпечатать и вручить журналу плакат-поздравление. Мы знали, что редакция находится за углом рядом с нашей студией, так что это показалось нам хорошим способом поприветствовать их и, возможно, неплохим поводом, представиться и рассказать, кто такие Mat Dolphin. Фил разработал плакат в рекордные сроки, сбегал за угол, чтобы отдать постер в печать, я тем временем оставил им твит, что их ждет праздничный сюрприз. Менее чем через два часа после того, как мы увидели их твит, наш постер был готов и уже доставлен. Полчаса спустя они ответили нам в Твиттере и запостили фотографию, на которой плакат уже на стене их офиса. Не совсем мгновенная слава, зато мы обрели нескольких друзей и они отблагодарили нас по электронной почте. Постер стоил нам £20 и кое-какого времени».
Mat Dolphin поддерживал контакт с командой CR и делился с ней своими новостями, которые можно было передать дальше. Все стало интереснее в мае 2010-го, когда Mat Dolphin запустили свой сайт. Дизайнеры сообщили CR об этом, сотрудники журнала передали информацию своей стотысячной аудитории в Твиттере. Трафик уронил не только сам сайт, но и все те сайты, которые размещались на том же сервере. К концу дня количество посещений сайта Mat Dolphin достигло 5000, и внезапно люди узнали об их существовании. Такой результат дизайнерской фирме обеспечило уже само то, что она была в числе фолловеров, и вот люди уже читают ее блоги и «лайкают» работы.
«С тех пор наши отношения с Creative Review расцвели пышным цветом. В мае 2011-го снова в Твиттере, они объявили соревнование на однодневное гостевое редактирование их аккаунта (в Твиттере же). Упустить такой шанс? Ну нет. Ответив на вопросы первого этапа, мы прошли и следующие три, и до самого финала. В итоге мы выиграли и во вторник 26 мая уже отвечали за Твиттер-ленту Creative Review с аудиторией около 374 000 читателей».
«На этом мы не остановились. Внезапно Mat Dolphin превратилось в известное людям название. В июле 2011-го нас позвали принять участие в выставкеBlast/Bless, организованной CR в галерее Тейт, и с тех пор нас стали приглашать на многие другие мероприятия. Кроме того, у Design Week был тот же издатель и то же офисное пространство, что и у Creative Review, так что у нас появилась возможность подружиться и с ними, а затем засветиться на их сайте, высказывая свое мнение и комментируя связанные с дизайном новости».
Все это к тому, что нужно замечать возможности, используя большинство из них, – порой достаточно инвестировать £20 и отпечатать плакат.
Делайте бизнес там, где вас обслуживают
Независимый дизайнер Сузана Саш фрилансила в течение двух лет. Она отслеживала фирмы в округе, которые только начинали свою деятельность или не имели веб-сайта или которым требовались буклеты или меню.
Ее первым заказчиком стал салон, использующий ультрасовременное направление в маркетинге – купонную схему продаж. Сузана пришла, чтобы привести в порядок волосы, и разговорилась с владелицей, пока та занималась ее прической. В итоге она получила заказ на разработку сайта и визитных карточек. С тех пор немалая часть трафика сайта Сузаны приходит с сайта салона, в футере которого она по-прежнему значится как его дизайнер, и она по-прежнему получает запросы от владельцев спа-салонов города, которые переходят по ссылке на сайте салона.
Если план провалился…
Каришма Касабиа из Kish + Co делится другим маркетинговым опытом, – правда, этот не дал ожидаемого результата. Дело было в августе 2011-го, когда студия изменила свое название с Miss Kish на Kish + Co. По этому поводу планировалась вечеринка, предполагалась выставка работ нескольких художников, кое-какая еда и напитки, а также, как надеялась Каришма, много новых клиентов.
Короче говоря, вечером наслаждались слишком уж много художников (а также их друзей и членов их семей) и только горстка клиентов. Было потрачено 30 тысяч австралийских долларов (эквивалентно 29 тысячам американских), и ни одного нового клиента.
«Я иногда чувствую, как наши существующие клиенты буквально вдыхают жизнь в Kish + Co, а мы недостаточно чествуем их, – говорит Каришма. –
Хотелось бы разделить нашу прибыль с ними. Это те самые люди, которые того заслуживают. Теперь, прежде чем упражняться в маркетинге, я более внимательна в расчетах и честна с собой в отношении результатов. Это был трудный урок, но вместе с тем и лучшая вещь, происшедшая со мной с тех пор, как я в бизнесе. Теперь могу называть себя практичной бизнесвумен».
Ли Ньюхем из лондонской студии Designed by Good People тоже извлек урок из «неправильного» маркетингового плана. Он полагал, что идея поучаствовать в специализированной выставке просто прекрасна и что это поможет заполучить ее участников себе в заказчики. Однако на деле оказалось, что все они слишком заняты тем, чтобы продать собственные услуги своим потенциальным клиентам. От плана пришлось быстро отказаться.
И даже если все идет по плану, вы все равно сможете приобрести ценный опыт.
Дэвид Эйри. Дизайн для души, бизнес для денег |