воскресенье, 12 января 2014 г.

Морские волки


Кто из нас не мечтал стать пиратом: распевать неприличные песни под губную гармошку и делить награбленное золото, пока румяные трактирные девицы ловко подносят ром в тяжеленных кружках... Ты тоже видел пиратскую жизнь именно в таком свете? Йо-хо-хо. Как же ты ошибался!

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Морской разбой начался давным-давно - едва только человек покорил водную стихию и стал налаживать новые торговые пути: тевкры, населявшие древнюю Трою, грабили корабли уже в XV веке до нашей эры, хотя по-настоящему взялись за дело примерно две тысячи лет спустя. Золотой век пиратства, породивший красочные образы лихих негодяев, не боящихся ни дьявола, ни Нептуна, пришелся на середину XVII - начало XVIII веков, потом морской разбой медленно скатился в кризис.


Зато в Средние века пиратам удалось стать особой кастой - а все благодаря нескончаемым изматывающим войнам, в которых погрязли страны Старого света, конкурирующие между собой за господство на море. И поскольку на войне все средства хороши, на службе у каждого крупного государства состояли наемники: в Англии их называли приватирами, во Франции корсарами, а в Голландии флибустьерами, однако несмотря на все нюансы брендирования, эти парни занимались одним и тем же - узаконенным грабежом в интересах короны.

МАМА-АНАРХИЯ

Если не привязываться к национальным особенностям, абсолютно все королевские наемники были обыкновенными пиратами, с той лишь разницей, что их деятельность была легализована каперским свидетельством - официальным разрешением, дающим право грабить торговый флот неприятеля во время войны.

За это право корсары, приватиры и прочие флибустьеры отчисляли процент своим высоким покровителям (выражаясь официально, пополняли казну). Тем не менее жертвами пиратов в законе часто становились суда нейтральных стран - а после заключения мира каперскую грамоту немедленно заменяли репрессалии, позволявшие взыскивать ущерб за потери в войне с кораблей бывших противников. Проще говоря, наемники продолжали морской рэкет и в мирные времена, так что грань между ними и пиратами-нелегалами была очень и очень зыбкой.

ПИРАТЫ И БЮРОКРАТИЯ

Каждого, кто думал, будто пираты живут припеваючи, не подчиняясь никаким законам, ждало горькое разочарование: дисциплина у пиратов была жесткой, если не сказать - жестокой, а наказания за неподчинение гораздо более суровые, чем на военном флоте. Абсолютно все, что происходило на корабле, регламентировалось пиратским кодексом - сводом правил, который впервые ввел для своих матросов Бартоломео Португальский в XVII веке (позже примеру Бартоломео последовали и другие капитаны). Каждый пират был обязан ознакомиться с содержанием кодекса и оставить на нем свою подпись - либо, если с грамотой были нелады, отпечаток пальца. Кодекс регламентировал пиратскую жизнь от и до, по всем статьям, и особенно подробно в нем обговаривалось поведение команды на борту. К примеру, пиратам строго-настрого запрещалось выяснять отношения: на борту не допускалось никаких драк и дуэлей, а тех, кто не понял, сажали в карцер или секли плетьми до полного просветления. Само собой, азартные игры как потенциальный источник конфликтов тоже были запрещены.

А английский пират Бартоломью «Черный Барт» Робертс (1682—1722) даже приказывал тушить свет и давать отбой на палубе после 8 часов вечера, чтобы у матросов не оставалось свободного времени на разную ерунду: получалось, в общем, что-то вроде воспитательно-трудовой колонии в плавучей зоне. Если учесть еще то, что пираты всегда спали в одежде на случай непредвиденной атаки и мылись только по большим праздникам (в целях экономии пресной воды), легко представить себе истинный дух настоящего пиратского судна.

ТОТАЛЬНОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ

Прочие радости жизни пиратам, ушедшим в рейд, тоже были недоступны. Можешь не верить, но наемники, качаясь на волнах, обычно вели до слез трезвый образ жизни - пьяная команда попросту не смогла бы управлять судном, так что сухой закон являлся вынужденной мерой. Хотя, видимо, не для всех: пират Генри Морган, например, скончался в возрасте 53 лет от банального цирроза печени - правда, он успел несколько лет побыть вице-губернатором на Ямайке, так что, может, его сгубил тамошний ром? Или еще Эдвард Тич - флибустьер по прозвищу «Черная борода», который прославился не только своими «подвигами», но и луженым желудком.

Именно Тич выработал главный пиратский постулат, заявив, что ром совершенно безвреден для печени, потому что моментально сносит голову. Впрочем, алкоголь - ерунда. Гораздо ужаснее было то, что в разряд пиратских табу входили женщины: ни о каких боевых подругах на корабле и речи быть не могло, ведь при них любой пиратский кодекс полетел бы ко всем чертям! И что бы там ни писали в книгах, на деле почти не находилось смельчаков, которые готовы были контрабандой протащить девчонку на борт: за такое могли не только ссадить на необитаемом острове или высечь плетьми, но и в два счета вздергивали на рее - чтоб другим неповадно было.

ЗАКОН СУРОВ

В зависимости от тяжести проступка пиратам полагались и другие наказания. За мелкие грешки пирата могли килевать, то есть протащить под днищем корабля: если бедняга не успевал захлебнуться, на первый раз его обычно прощали. За более серьезные проступки, включая кражу у своих и дезертирство в бою, без разговоров казнили. Или, если капитан был в хорошем настроении, высаживали на необитаемом острове с одним пистолетом и бутылкой воды. Большинству покинутых такой «отпуск» был однозначно не по зубам, но вот шотландец Александр Селкирк (1676-1721) продержался в одиночку на пустынном архипелаге целых 4 года и 4 месяца, пока за ним не вернулись товарищи. Позже его историю взял за основу для книги «Робинзон Крузо» писатель Даниэль Дефо.

НА АБОРДАЖ!

Махать кулаками просто так пиратам не разрешалось, зато они могли спустить пар в настоящем бою, а до того, как атаковать мирное судно, члены команды в прямом смысле прощупывали почву: сведения о том, насколько ценный груз спрятан в трюме того или иного корабля, отправляющегося в плавание, пиратам нередко предоставляли сухопутные осведомители. Они, в свою очередь, выпытывали правду за кружкой крепкого эля у знакомых и незнакомых моряков в портовых тавернах. Разумеется, каждый капитан пиратской шайки был изначально обязан знать все про основные морские маршруты, по которым курсировали богатые торговые суда, но дополнительная информация еще никому никогда не мешала.

После того как предварительная разведка была закончена, дело оставалось за малым: выследить объект, незаметно подобраться и ударить с тыла - тактика, конечно, подлая, зато верная. Чтобы не спугнуть добычу, морские бандиты тщательно маскировали палубу, а иногда даже переодевали нескольких членов команды в женское платье, чтобы хоть ненадолго обмануть бдительность впередсмотрящего на чужом корабле. Когда же становилось понятно, что добыче не уйти, пираты поднимали черное знамя и брали судно противника на абордаж. После этого спастись было почти уже невозможно: разбойники набрасывали на борт абордажные кошки (крюки, изобретение которых приписывают этрусским пиратам, жившим в I тысячелетии до нашей эры), а затем по канатам и лестницам перебирались на палубу и начинали штурм. Конечно, пострадавшая сторона оказывала сопротивление, но если товар на судне был застрахован, моряки все-таки чаще капитулировали, предпочитая позор или плен немедленной смерти. С теми, кто отказывался сотрудничать, разговор был куда короче: у пиратов всегда имелось достаточно оружия, чтобы усмирить даже самых несговорчивых оппонентов.

КОНЦЫ В ВОДУ

Для дальней атаки морские разбойники использовали артиллерийские орудия и снаряды, включая цепной книппель (полуядра, соединенные цепью), а в ближнем бою применяли холодное оружие, но при случае с удовольствием хватались и за абордажные пистолеты мушкетоны. К слову, художники по реквизиту, работавшие над франшизой «Пираты Карибского моря», воссоздали оружие для капитана Джека Воробья и других пиратов по реальным образцам, поднятым с затонувших шхун, так что любая боевая сцена в фильме - это, можно сказать, историческая реконструкция. Однако многие другие подробности кинематографисты обычно опускают: к чему публике знать, что большую часть захваченных пленников пираты попросту бросали в море; чуть больше везло лишь состоятельным пассажирам, которых переселяли в сырой трюм, в расчете на то, что родственники сумеют заплатить за них выкуп. Крепким и молодым мужчинам - чаще всего матросам с захваченного корабля - предлагали присягнуть на верность капитану и присоединиться к пиратской команде. Ну а тех, кто отказывался от щедрого предложения, отправляли по двум уже известным тебе адресам: либо за борт, либо в трюм - до первого невольничьего рынка.

НИЧЕГО ЛИЧНОГО, ПРОСТО БИЗНЕС

Если твоя девушка, начитавшись романов, продолжает искренне верить, что морские грабители были галантными одноглазыми красавцами, которые непременно влюблялись в прекрасных пленниц, можешь ее разочаровать. Да, многие пираты и вправду считали изнасилование бесчестным делом, но в остальном со слабым полом не церемонились: если барышня носила серьги - их вырывали из ушей с мясом, а кольца нередко летели в пиратские мешки прямо с нежными дамскими пальчиками. Так что ты понимаешь, почему для пиратов закон предписывал самое суровое наказание: их бросали в плавучие тюрьмы, вешали, распинали, вымазывали горячей смолой, а после смерти выставляли на всеобщее обозрение их изувеченные тела. Скажем, останки легендарного пирата Уильяма Кидда, казненного в Лондоне в 1701-м, болтались в железной клетке над Темзой целых 23 года.

ТРУДОВЫЕ БУДНИ

Теперь ты, возможно, считаешь пиратскую карьеру худшей на свете, но в целом не все было так мрачно. Например, на корабле Бартоломью Робертса постоянно играла живая музыка: по его приказу музыканты должны были веселить народ на судне ровно шесть дней в неделю - кроме воскресенья (на него приходилась церковная служба, которую вел капитан лично). И все же обычно матросы проводили свои будни не в молитвах или на танцполе, а в тяжелом труде. Да-да, не удивляйся, пираты действительно работали дни и ночи напролет, чиня корабельные снасти и паруса, а в работе их, кстати, здорово выручала знаменитая черная повязка, которой они чаще прикрывали не бельмо, а здоровую глазницу. Зачем? Историки считают, что таким образом морякам было легче адаптироваться при переходе с палубы в трюм, где они без паузы могли сориентироваться с помощью того глаза, который уже привык к темноте под повязкой. Тем не менее пиратская повязка прочно вошла в коллективное сознание как обязательный атрибут пирата.

ТЕМНЫЕ ВОДЫ

Современные пираты не носят черных повязок, не заводят попугаев и не пугают детей беззубым оскалом, но в остальном они ничем не лучше мародеров, рыскавших в морях и океанах сотни лет назад. Одним из самых неспокойных водных регионов планеты до сих пор остается Индийский океан, где еще в XIII веке орудовали жестокие малайские пираты. Пик их деятельности пришелся на эпоху колонизации Юго-Восточной Азии, но и сегодня в Малаккском проливе, одном из самых загруженных в мире (25% всего морского товарооборота), ежегодно происходят атаки на коммерческие суда. Остановить творящееся в проливе беззаконие не может даже совместное патрулирование этих вод береговыми силами Малайзии, Сингапура и Индонезии: по данным за 2004 год, на регион Малаккского пролива приходилось до 40% всех нападений пиратов в мире! Еще хуже дело обстоит у берегов Африки. Например, в Нигерии с 2006 года действует молодая, но очень дерзкая пиратская группировка «Движение за освобождение дельты Нигера» (MEND), члены которой передвигаются по рекам, протекающим в густых мангровых лесах. Понять мотивы этих парней несложно: жизнь в тех краях сама по себе не сахар, но еще больше ее портят иностранные промышленники, которые ведут разработку здешних нефтяных ресурсов, не считаясь с интересами коренных жителей. Все так, только уж очень жестокие методы у речных партизанов: за семь с небольшим лет они убили несколько десятков человек. Впрочем, чтобы наткнуться на современных пиратов, необязательно лезть в мангровые кущи Нигерии: основная гавань морских разбойников расположена на противоположном конце материка, в Сомали, и ты, конечно, не раз слышал о том, какую угрозу представляют местные пираты для международного судоходства. Даже всепрощающая ООН позволяет сторонним государствам использовать для давления на сомалийских пиратов силы ВМФ и ВВС.

ИЗОБРАЖАЯ ЖЕРТВУ

Но почему же сомалийцы пиратствуют? Да потому что заниматься чем-то другим в стране, которая с 1988 года находится в состоянии гражданской войны, у них не получается. К тому же с 1991-го единого государства Сомали фактически не существует: оно поделено на множество анклавов, и в каждом действуют свои законы. Вернее, не действуют никакие вообще. Мужчины здесь не живут дольше 46-47, а женщины - 49 лет, так что по продолжительности жизни Сомали занимает 181-е место в мире. От голода в стране ежегодно умирают сотни тысяч взрослых и детей, а те, кому удается выжить, винят в своих бедах исключительно иностранные корабли, которые свели на нет рыбный промысел в здешних водах. Неудивительно, что многие сомалийцы видят в проплывающих мимо крупных торговых судах как минимум законный источник пропитания, а как максимум - способ наживы, и очень неплохой: за один корабль пираты могут получить выкуп от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов. Скажем, за захваченный в 2008-м саудовский супертанкер Sirius Star пираты поначалу просили 25 миллионов, но в итоге сошлись с переговорщиками на трех. Для общества в целом этот захват всего лишь одного судна (пусть даже такого огромного) привел к подорожанию нефти на мировых торгах (пусть и кратковременному). Всего же за последние семь лет пираты из Сомали, плавающие на ржавых катерах и вооруженные «Калашниковыми», облегчили мировую экономику на 400 млн долларов, и хотя в масштабах планеты это, разумеется, пшик, страны НАТО и ЕС, чьи суда постоянно курсируют через Аденский залив, ведут самую серьезную борьбу с сомалийскими разбойниками. А с 2008 года в залив регулярно заходят и военные корабли РФ: в 2009-м один из них, «Адмирал Пантелеев», успешно задержал 29 пиратов, ранее пытавшихся захватить танкер NS Commander с российским экипажем на борту.

КОНЕЦ ЛЕГЕНДЕ?

Недавно Международное морское бюро (ЕМВ) опубликовало отчет, в котором утверждается, что за последнее время уровень морского пиратства значительно снизился. Он достиг своего минимума в 2012 году, когда было зафиксировано всего 297 нападений, и, похоже, поднять его уже не получится даже героическими усилиями сомалийских головорезов. Что, безусловно, радует - и все же, пока по морям ходят суда, нагруженные ценными товарами, найдутся и те, кто будет считать их легкой добычей. Потому что присвоить результат чужого труда всегда проще, чем создавать что-либо самому, и пираты об этом отлично знают, поэтому готовы рисковать ради наживы свободой, а то и жизнью.