четверг, 5 декабря 2013 г.

Человек-телеэпопея

Талантливый актер, который прекрасно играет в добротном глубокомысленном арт-хаусном кино. Работал с такими режиссерами как Квентин Тарантино и Фрэнсис Коппола. Мы знаем его как Кэла Лайтмана - героя сериальной истории о докторе психологии, распознающем ложь по мимике. «Теория лжи» заставила всех запомнить этого... как его? Тима Рота.

Тим стал актером без всякой надежды на громкий успех, ему просто нравилось переживать чужие жизни перед объективом оператора. Театральные подмостки Тим никогда не любил, они заставляли и заставляют его смущаться. Играя в театре, так легко забыть реплику, а повторного дубля не будет. И еще кое-что напрягает Тима - его внешность. «Надо признать, что я не Брэд Питт», - говорит Тим Рот.

Внешность была большой проблемой Тима в начале его творческого пути. Красавчики получают главные роли. Рот - обладатель интересного, но далеко не эталонного лица. Сначала Тим Рот сокрушался по этому поводу, а потом превратил недостатки в достоинства: внешность Тима оказалась идеальной для воплощения образов подонков, маргиналов и отбросов общества. Это почти всегда роли второго плана, но и за них неплохо платят. Именно крючковатый нос, невысокий рост и «гусиные лапки» в уголках глаз стали основной валютой актера в сотрудничестве с Квентином Тарантино. Квентин не ищет для своих фильмов парней с бритой грудью и гладкими лицами. Этот режиссер предпочитает звонкие, как оплеухи, типажи. А еще в фильмах Квентина Тарантино нет плохих и хороших парней. У него все - отъявленные мерзавцы. Играя в «Криминальном чтиве» аморального вора, обирающего мелкие закусочные, ты чувствуешь себя едва ли не ангелом с небес в сравнении с остальными героями.


Феномен Тима Рота в том, как он достиг настоящей популярности. Работы с прославленными режиссерами оказалась недостаточно для того, чтобы поразить сердца аудитории и умы кинокритиков. Зато хватило первых серий «Теории лжи», чтобы все заговорили о Тиме Роте и его таланте. Поклонники сериала заинтересовались личностью ведущего актера, с любопытством изучили фильмографию Рота: «О, «Винсент и Тео»! Смотрел. Он что, играл там? «В тупике»! А кем он там был? Не помню я его. «Невероятный Халк»! Нужно пересмотреть».

Тим Рот ролью Кэла Лайтмана в «Теории лжи» не гордится. Презренное ТВ открыло перед ним двери, казавшиеся глухими стенами. Раздражает. СМИ пишут, что личное знакомство с прототипом КэлаЛайтмана профессором Полом Экманом стало решающим в согласии Рота на роль. Чепуха! Реальная причина согласия - деньги. Тим Рот очень любит свою семью и ради нее готов на все. Актер бросал неугодные сценарии в урну, когда был холостяком. Брак и дети заставили вчитываться в предложения режиссеров. «Куда бы я ни ехал, стараюсь брать с собой семью. Чем больше у тебя детей, тем сложнее это сделать, но все же я уверен: быть бездетным холостяком довольно хреново», - признается Тим.

Играть в сериале после 4-го десятка - огромный риск для актера. Тут все или ничего. Если бы «Теория лжи» оказалась провальным проектом, ничто бы уже не спасло карьеру Рота. «Страшно нервничаю между фильмами, потому что мне сразу начинает казаться, что я уже никогда не получу роль. Это обычная английская штука — страх безработицы». Сериальными путями ходят только новички и те, кому кризис среднего возраста обломал все планы.

Тиму повезло. Он проснулся знаменитым и при деле.Вопрос семейного бюджета урегулирован, а Тим несколько подавлен интересом со стороны назойливых папарацци:«Такой ли он кристально-чистый семьянин? С кем он спит? Есть ли тату на интимных местах?». Да, честный семьянин, который спит только с женой Никки Батлер, и не набил ни одной татухи в пьяном угаре, хотя говорит: «Я нигде не провел столько времени, сколько провел в пабе».

Описывать величайшую в жизни удачу как приговор - странно, но Тим Рот действительно нуждался в подлинной творческой реализации. На «Теорию лжи» он затратил не более 20% своего творческого потенциала. Тим нашел выход для оставшихся 80%: он пробует себя в роли сорежиссера, фотографа, получает теперь уже ключевые роли в полнометражном кино. Кстати, у Рота был опыт полноценной режиссерской работы: он снял фильм 1999 года «Зона военных действий», в котором засветился Колин Фаррелл. Фильм получил ряд престижных мировых премий, в том числе и за лучшую режиссуру. Не исключено, что однажды Тим плотненько усядется в режиссерское кресло. Снять фильм - значит стать полноценным творцом. «Фильмы, в которых ты снимаешься, никогда не будут принадлежать тебе - они принадлежат режиссерам. Тебе даже могут дать «Оскар», но ты должен помнить, что это не твой трофей». Возможно, пока ты читаешь эту статью, Тим Рот кричит: «Снято!». Он же дал понять, что любит работать без суеты PR-кампаний: «Мне кажется, фильмы нужно снимать в строгом секрете от всех и хранить этот секрет до премьеры. Преждевременная шумиха вокруг хорошего фильма способна лишь навредить ему».

В хорошем кино Тим разбирается. Это не мое мнение, а мэтров киносообщества, которые доверили Тиму Роту возглавлять жюри конкурсной программы «Особый взгляд» 65-го Каннского кинофестиваля. Теперь Тим Рот - свой парень, он закрепился.

Последний полнометражный фильм с участием Тима Рота «Сломленные» немного напоминает режиссерский дебют актера. Подростки, отцы и дети, растерянность... За роль отца больной диабетом 11-летней Сканк Тим Рот получил приз лучшему актеру на Стокгольмском кинофестивале. Пресса анонсирует новые фильмы с участием Рота: триллер «Ключи от улицы» по книге Рут Ренделл и исторический фильм о Чемпионате мира по футболу. В первом случае ему досталась роль воздыхателя сексуальной Джеммы Артертон, во втором - роль действующего президента ФИФА Йозефа Блаттера. Одним из партнеров Рота в фильме о футболе будет Жерар Депардье - не такой секси, конечно, как Артертон, но тоже вполне приличная компания.