понедельник, 30 декабря 2013 г.

Лучшая половина


Зловещее здание легендарной тюрьмы Алькатрас на фоне ночного неба, ярко-красный свет в зарешеченных окнах, холодный ветер с залива Сан-Франциско, окружающего тюремный остров, — все это не слишком-то похоже на антураж спортивной арены. Но лучшего места для мирового финала первенства по стритболу формата «один на один» не придумать: в этом виде спорта каждый сам за себя.

Стритбол — уличный брат большого баскетбола. Но братья эти совершенно друг на друга не похожи. Тяжелый мяч, который нужно как можно больше раз забросить в кольцо, обойдя соперника, — кажется, что суть игры одна и та же. Однако лишь на первый взгляд. В стрит-больной команде не пятеро, а всего трое игроков, и борьба идет только за одно кольцо. Но если стритбол — это половина баскетбола, то его лучшая половина. А стритбол формата «один на один» — абсолютное воплощение баскетбольной философии. Несмотря на то что он вовсе перестает быть командной игрой.


Каждый сам за себя — очень американский подход к жизни. Среди участников финала мирового первенства Red Bull Kingof the Rock парни из Штатов — в абсолютном большинстве. Сказывается, конечно, и специфика географии отборочных игр, и то, что Америка — родина стритбола (и баскетбола вообще), но дело явно не только в этом.

Чем бы ни занимались американцы, неизменно получается эффектное шоу. И этот финал не стал исключением. Взять хоть само место — окруженная легендами тюрьма, мрачная «Скала».

На ее бетонном дворе, размеченном на четыре корта, и предстояло выяснить, кто же в этом году станет «королем Скалы». Борьба за титул нового короля заняла больше трех часов — но покажите того зрителя, который бы хоть раз заскучал за эти часы. И это несмотря на пронизывающий ветер с залива и ночную прохладу — сентябрь в Сан-Франциско днем похож на лето, а ночью — на глубокую осень.

Смену сезонов на своей шкуре зрители почувствовали еще на пристани. Пирс 33 в ожидании парома дружно доставал шапки, свитера и шарфы. Или купленные накануне худи с надписями «Alcatraz» во всю грудь: покинутая полвека назад тюрьма — самый модный туристический бренд Сан-Франциско, куда там мосту Золотые ворота, Рашен-хиллу и старомодному кейбл-кару вместе взятым. В этих худи каждый стал выглядеть немного американцем; завершить образ помогли выданные всем при входе на паром шапки и бейсболки с плоским козырьком — чернокожие парни носят одно на другое, главное, не перепутать последовательность: бейсболка должна оказаться снизу.


Полчаса по темнеющему заливу — и мы на острове. Перед тем как попасть на трибуны, болельщикам предстоит пройти через здание тюрьмы. Длинные коридоры с рядами камер-одиночек, на стенах — фото заслуженных тюремщиков, больше похожих на своих поднадзорных, и знаменитых заключенных, смахивающих на профессоров из Беркли. Многие из них и правда были ребята не промах — как Фрэнк Моррис, организатор единственного побега, который, кажется, все-таки увенчался успехом, хотя официально следы беглецов, Морриса и братьев Энглин, теряются в заливе Сан-Франциско. В 1962-м Моррис, IQ которого равнялся 133 пунктам, додумался уплыть с острова на импровизированном плоту, сделанном из непромокаемых макинтошей и набитом резиновыми перчатками (заключенные Алькатраса трудились на фабрике резиновых изделий), которые Моррис со товарищи надували при помощи гармошки-концертины. В условленный момент он и его компаньоны положили в свои койки двойников все из тех же плащей и покинули свои камеры на «Бродвее» — в центральном проходе тюрьмы.

С «Бродвея» выход прямиком на лестницу, спускающуюся в тюремный двор. Именно здесь и начнется шоу. Когда зрители рассядутся по бетонным трибунам, закутаются в пледы, лестница окажется в свете прожектора — и по ней один за другим сойдут атлеты, под гул оваций и забористого ньюскульного хип-хопа. «It’s time for streetball!» — рвет глотку ведущий. Наступает время стритбола.

Он лишен всяческих прикрас. Никаких сложных игровых комбинаций — их не с кем разыгрывать. Не увидишь здесь и эффектных бросков из трехочковой зоны. Только напряженная борьба под кольцом, агрессивная и контактная. Схватка длится всего пять минут, а игра идет всего до шести очков — счет, что называется, совсем не баскетбольный. «Шестеркой» дело может не ограничиваться — в нынешнем году в Алькатрасе болельщики стали свидетелями баталии, завершившейся со счетом 18:15. Это был далеко не финал, а лишь одна из встреч первого круга — но по напряженности равных ей не было. Напряжение ощущалось с самого начала, с того момента, когда на корт вышли соперники, Майк Маккоэн из Оклахома-сити и Михаил Гюнтер, один из двух россиян, попавших в этом году в финал в Алькатрасе. Многие отметили: Майк смотрел на своего тезку сверху вниз, не сомневаясь в собственной победе, — но тот не собирался сдаваться так просто. Все пять минут счет шел туго, очко в очко — основное время завершилось с двумя шестерками на табло. Рефери назначает овертайм — всего за две минуты Гюнтер и Маккоэн умудряются заколотить друг другу по семь очков, 13:13. Ведущий взрывается, забывая о трех остальных кортах: впервые за четыре года (именно столько насчитывает история стритбольного контеста) назначен второй овертайм. Борьба становится еще более жесткой; табло фиксирует преимущество Гюнтера — 18:15, но рефери назначает Гюнтеру пятый фол — дисквалификация, и во второй раунд выходит американец.

Из сражений второго раунда болельщикам больше всего запомнилась дуэль с участием Хью Джонса, здоровенного фактурного афроамериканца по прозвищу Baby Shaq, «Малыш Шак». Выглядит немного комично, но, назвавшись Малышом Шаком, Джонс не поиронизировал над собственными габаритами, а выразил респект легенде баскетбола Шакилу О’Нилу.


Джонс — дважды коронованный «король Скалы», и в этом году многие ждали от него победы. Но Бэби Шак проиграл во втором раунде. Междуцарствие длилось недолго. Финал определил нового короля — Тэррона Уильямса из Города Ангелов, обладателя добродушной белозубой улыбки и решительного прозвища Beast, «Зверь». Ну или «Чудовище», кому как нравится. Победа Уильямсу далась нелегко. В полуфинале он неудачно упал, с трудом поднялся, чтобы завершить игру, — но успел до падения обеспечить себе преимущество по очкам, а соперник продемонстрировал благородство и не стал усердствовать, так что Уильямс получил путевку в финал.

В решающей схватке ему предстояло лицом к лицу встретиться с испанцем Серхио де ла Фуэнте, центровым университетской команды Вальядолида. Тот упорно шел к финалу, обходя одного за другим куда более плотных афроамериканцев (а в контактной борьбе под кольцом это дает ощутимое преимущество), — и к последней игре был совершенно вымотан. Да и травмированный Уильямс к этому моменту подрастерял свой напор — так что финал был битвой больше психологической, чем спортивной. Уставшее лицо Серхио, решительное — Тэррона, рельефные капли пота на лбу — в свете прожекторов и в тюремных декорациях все это приобретало дополнительный драматизм. Последняя пятиминутка была не столь насыщена атаками, как многие из предыдущих. Ни один из бросков испанца так и не оказался результативным, а вот Тэррон Уильямс забросил в корзину целых шесть мячей — и обеспечил себе победу всухую.

Трибуны взрываются радостным гулом, вконец охрипший комментатор с невероятной скоростью выкрикивает приветственные тирады, играя словами the Beast и the best, откуда-то выносят трофей — увесистый стальной мяч на четырех железных «ногах» (они должны символизировать прутья тюремной решетки, однако в целом кубок больше похож на первый советский спутник). Но сам Уильямс равнодушен к кипящим вокруг эмоциям — сказываются и усталость, и травма.

Зато на восторги не скупился Блейк Гриффин, почетный гость «Скалы». Возвращаясь с острова, форвард «Лос-Анджелес Клипперс» признался: «Мировой финал Red Bull King of the Rock стал для меня одним из самых лучших баскетбольных чемпионатов, которые я посетил в последнее время. Это была реальная уличная борьба. Атмосфера, зрители и сильные участники со всего мира — они доказали, что баскетбол не только игра американцев». Осталось дождаться следующего года, чтобы узнать — сможет ли кто-то из жителей Восточного полушария отобрать у них титул «короля Скалы». Coming soon!

(с) Виктория Сафонцева