пятница, 20 декабря 2013 г.

Экспонат продается


Фотографиями как произведениями искусства можно любоваться не только на выставках. Каждому из нас несложно приобрести отпечатки. Самый широкий в России выбор работ на продажу предлагает фотосалон, который проходит в Москве ежегодно.

Фотография как объект коллекционирования выступила центральной темой Московского фотографического салона (МФС), который состоялся с 12 по 22 сентября 2013 года. Инициировала и провела его на своей площадке Галерея классической фотографии (ГКФ) — одно из крупнейших столичных пространств, специализирующихся на фотографии. По сути, здесь прошла ярмарка, где каждый желающий (будь то физическое или юридическое лицо) мог приобрести авторские произведения в свою личную коллекцию или в подарок.


Ранее ГКФ уже дважды проводила ярмарки, но известные как Photo Mix Fight. Первая («Битва за пейзаж») прошла в ноябре — декабре 2011 года в самой галерее и объединяла работы независимых авторов. Вторую («Limited edition») в мае 2012 года ГКФ провела в партнерстве с выставочным пространством Photohub Manometr: это мероприятие работало на обеих площадках одновременно — в Photohub Manometr продавались работы независимых авторов, а ГКФ впервые объединила предложения отечественных галерей, фондов и коллекционеров.

Название Московский фотографический салон, которое ярмарка получила в 2013 году впервые, можно рассматривать как более удачное: оно понятно рядовой публике, подчеркивает комфортный масштаб происходящего и, кроме того, обращается к нашей исторической памяти: организация салонов, где продавались авторские фотографии, была обычной практикой в дореволюционной России. С тех пор подобными ярмарками у нас практически никто не занимался, и фотосалон ГКФ, по сути, первый заметный проект спустя столетие, который на регулярной основе обращается к теме приобретения фотографии как арт-объекта (ежегодная ярмарка «Арт-Москва» концентрируется на современном искусстве в целом, и фотография для нее направление не основное). К тому же это мероприятие является единственным в нашей стране, объединяющим почти всех игроков российского фоторынка.

Ориентирами для организаторов салона выступили две ведущие мировые фотоярмарки: Paris Photo, которая проводится в Париже в ноябре, и The AIPAD Photography Show — ярмарка Международной ассоциации артдилеров фотографии (Association International Photography Art Dealers/AIPAD), проходящая в Нью-Йорке в апреле. В них участвуют ведущие фотогалереи мира, а посетителями становятся не только коллекционеры, но и вся фотографическая общественность. Конечно, для того чтобы в России появилась соразмерная по масштабу ярмарка, должен пройти еще не один год, а то и десятилетие. Нынешний салон в разы меньше — и по площади, и по числу участников, и по их разнообразию. «Но нужно же с чего-то начинать!» — уверен Марк Коберт, арт-директор ГКФ и фотосалона.

Причиной такого положения дел стала история. Естественное развитие арт-рынка в России на рубеже XIX—XX веков (с его фотосалонами) прервала революция. Несколько десятилетий наша страна шла своим путем: официальные продажи искусства предпринимателями были невозможны, а фотография служила прежде всего укреплению государственной идеологии. На Западе же в это время арт-рынок поступательно развивался: публика привыкала к фотографии как искусству (а не ремеслу) и к тому, что произведения этого искусства в виде оригинальных авторских отпечатков можно не только увидеть в музее, но и приобрести: в галерее, на аукционе или на ярмарке. Первая фотогалерея в мире появилась в 1905 году в Нью-Йорке. Это была Little Galleries of the Photo-Secession, или галерея 291, открытая Альфредом Стиглицем/Alfred Stieglitz по адресу Пятая авеню, 291. В России же первая галерея открылась только в 1991 году: «Школа» Ирины Меглинской на базе Центра современного искусства на Якиманке (Москва). Поэтому путь в несколько десятилетий, который Запад проходил эволюционным путем, мы сегодня преодолеваем в экспресс-режиме.

Все бы ничего, но населению России в подавляющем его большинстве саму идею существования арт-рынка пока еще предстоит принять: многие до сих пор, по советской традиции, воспринимают «галерею» как синоним «выставочного зала» — как место, где фотографию можно посмотреть, но не где купить, а что говорить о фотоярмарке... К тому же визуальную культуру наших сограждан в массе своей ограничило многолетнее созерцание полотен передвижников, соцреалистов, а также постеров и плакатов. Да и статус самой фотографии пока еще невысок: мало кто из широких масс воспринимает ее серьезно — как настоящее искусство. Константин Киноль — официальный представитель чешского фотографа Яна Саудека/Jan Saudek в нашей стране (и участник фотосалона), отметил, что «продавать фотографию в России — это сложный процесс. Тяжело убедить человека, что напечатать фотографию вручную — это практически то же самое, что нарисовать картину. У нас этого не понимают». Серьезно тормозят развитие арт-рынка экономические и политические потрясения последних лет, а также тонкая прослойка среднего класса — ведь именно на него делают ставку галеристы в развитых странах. Тем не менее желающие поучаствовать в становлении арт-рынка в России есть: сегодня в нашей стране открыто около десятка фотогалерей (большая часть — в Москве): кроме того, работают со своими коллекциями несколько независимых крупных отечественных коллекционеров и фондов. Все они и стали — почти в полном составе, за некоторыми исключениями — участниками МФС. Прошел он в два этапа. На первом (с 12 по 15 сентября) произведения своих авторов продавали российские галереи и крупные коллекционеры. На втором (с 19 по 22 сентября) можно было приобрести работы независимых фотографов.

Каждому участнику первого этапа ГКФ отвела место в едином выставочном пространстве (отдельные стенды не предполагались), где он мог представить работы авторов по своему выбору. (На втором этапе независимые фотографы — около 30 имен — показали свои произведения также в виде единой экспозиции). Тем самым ярмарка по внешнему виду представляла собой большую сборную выставку работ разных авторов и с разнообразными темами и стилями. Но объединяла все экспонаты общая черта: каждый отпечаток, помимо таблички с данными о работе, сопровождался ценой — и любой из них можно было тут же, в ГКФ, с легкостью приобрести.

Каких-либо эстетических ограничений организаторы перед участниками не ставили, в отличие от упомянутых мировых ярмарок, где критерии отбора галерейных экспозиций очень строги. Общая картина в результате сложилась довольно пестрая: работы ведущих мировых фотографов, имена которых уже зафиксированы в музейных собраниях, с шести-, а то и семизначными ценами на отпечатки соседствовали с картинками молодых/неизвестных авторов со стартовым уровнем цен; таким же неровным был и уровень работ. Но на данном этапе развития и салона, и самого российского арт-рынка организаторы посчитали такой подход приемлемым. Кроме того, по словам Марка Коберта, это позволило показать каждому, кто есть кто.

Текущее положение дел также подтолкнуло ГКФ предоставить места для участников бесплатно — еще одно отличие московского салона от крупных мировых аналогов. (Чтобы выставить свои стенды в Париже и Нью-Йорке, галереи должны не только пройти отбор, но и заплатить взносы в десятки тысяч евро/ долларов.) Организаторы салона ограничилась лишь невысоким процентом с продаж, т.к. сейчас важнее не получить сверхприбыли, а развить саму идею коллекционирования.

Несмотря на ряд существенных отличий, МФО соответствовал международным ярмаркам по сути: он объединил предложение со спросом (правда, пока в большей степени потенциальным). ГКФ не только предоставила место участникам для продаж, но и провела ряд мероприятий, призванных привлечь коллекционеров (реальных или потенциальных) к «продукту» ярмарки — к фотографии. Для этого в ходе салона были организованы закрытые мероприятия для членов Ассоциации менеджеров России и прочих солидных организаций, объединяющих перспективную с точки зрения развития коллекционирования публику. При этом все дни салон в качестве обычной выставки также был открыт для рядовых посетителей галереи, и среди них могли оказаться настоящие или будущие коллекционеры — и каждый нашел бы для себя авторский отпечаток, подходящий по цене.

По сравнению с Photo Mix Fight 2012 общая стоимость представленных работ всех участников салона выросла в полтора раза и составила 135 млн руб. При этом общая сумма продаж оказалось ниже. Это обусловлено, очевидно, тем фактом, что в 2012 году коллекцию фотографии собирал один из крупнейших российских банков, который приобрел на ярмарке ряд дорогих работ. В этот раз продажи были ограничены покупками отдельных лиц. В целом в финансовом плане салону пока еще предстоит оправдать себя в будущем. Сегодня же он более важен как значимый элемент системы, как связующее звено между участниками отечественного фоторынка. «МФС прежде всего выполняет инфраструктурную функцию, представляя максимальный срез сформулированных предложений в области фотографии. Салон поддерживает все фотографическое сообщество, являясь, с одной стороны, специализированным профессиональным мероприятием, с другой — выставкой, открытой всему обществу», — отметил Ярослав Амелин, директор ГКФ и один из руководителей проекта, и разделять эти направления организаторы пока не видят необходимости. «Рынок фотографии в России, и в Москве в частности, достаточно небольшой, становящийся. Умение грамотно согласоваться и договориться — заслуга всех участников салона. Это самое главное», — сказал коллекционер Анатолий Злобовский, один из посетителей МФС. И добавил: «Эта ярмарка соответствует сегодняшнему рынку. Если сейчас собрать всех в "Большом Манеже", продажи не покроют издержки. Произойдет банкротство. Рост должен быть постепенным, пока в стране не наступит некая стабильность».

Конечно, говорить о российском рынке фотографии как о слаженно работающей системе еще очень рано. Фотосалон — провозвестник этой системы. Его участники в основном пока нацелены только на развитие первичного рынка: от галереи/автора — владельцу. И главная задача сейчас — помочь широкой публике осознать, что украшать свои дома или офисы оригинальными авторскими работами — намного лучше, чем растиражированными в промышленных масштабах безымянными картинками. Следующим этапом логично ожидать более серьезного подхода к коллекционированию — с пониманием инвестиционной ценности работ. А там и до вторичного рынка недалеко (т.е. перепродаж на аукционе от владельца владельцу).

«Сейчас время — просвещать коллекционеров. Это первый этап появления коллекционеров новой, прозападный формации», — отметил галерист Владимир Фролов. «Мы считаем, что поколение образованных, интересующихся искусством людей существует, его просто нужно привлекать», — сказала Мариана Гогова (галерея Artween).

Константин Бенедиктов, руководитель галереи «Феофания», при этом считает, что «галерейное сообщество не формирует среду; галерея лишь представляет элитарный продукт для очень узкой аудитории». По его мнению, главная задача для всех участников арт-рынка сейчас — вызвать у широкой публики интерес к фотографии как к артефакту, отпечатку в его различных формах; показать, что фотография — доступна. Голландский издатель Маартен Шилт/Maarten Schilt, ставший гостем салона, заметил, что «для развития рынка вам было бы лучше наладить больше международных связей: делать такую же ярмарку, но более международную. Это позволит привлечь новую публику — новых коллекционеров. Если вы хотите, чтобы фотографию покупали, вам нужно создавать эту аудиторию».

Главный вывод, который сделали по итогам салона организаторы в лице Марка Коберта: «Ярмарка в том виде, в котором существует, нужна». По их замыслу, МФС станет ежегодным событием, объединяющим участников арт-рынка, причем уже не только российского. Серьезное намерение участвовать в салоне в 2014 году уже обозначили ряд зарубежных галерей. «По отношению к российскому рынку со стороны внешнего мира много надежд, но много и непониманий, — отметил единственный зарубежный участник МФС 2013, фотоэксперт и дилер Серж Плантюро/Serge Plan-tureux. — Мировой арт-рынок ждет сигнала от России. По многим причинам она может быть прекрасным рынком для фотографии».

(с) Елена Фирсова