Через пять-шесть лет интерьеры вагонов будет украшать вот такая схема Московского метрополитена. Как предполагают существующие градостроительные планы, она будет соответствовать действительности. В столичной подземке заметно прибавится станций, увеличится протяжённость трасс, а главное — появится вторая кольцевая линия.
Необходимость в расширении подземной транспортной сети в столице ощущается уже давно, хотя московское метро считается восьмым по протяжённости линий в мире (313,1 км и 188 станций), уступая лишь Пекину, Шанхаю, Лондону, Сеулу, Нью-Йорку, Токио и Мадриду. Но при этом по числу перевозимых пассажиров оно делит второе-третье места с Сеулом, а по загруженности линий уверенно держит второе место, уступая только японской столице. В среднем за год в московском метро проезжает чуть менее 2,5 миллиарда человек. Только представьте — это в полтора десятка раз больше всего населения России! Впрочем, в час пик это как раз представить несложно...
Метрополитен для современной Москвы больше чем просто средство передвижения. Это основа, на которую в столице нанизаны весь пассажирский транспорт и огромная часть городской инфраструктуры. При существующей загруженности улиц метро — единственный способ пересечь огромный мегаполис в любое время дня, точно зная, во сколько прибудешь к месту назначения. Но при всей социальной значимости метрополитена он всегда не поспевал за ростом города. По оценкам специалистов, сейчас пропускная способность столичного метро близка к пределу, но потоки продолжают расти. Если не строить новые линии и пересадочные станции, подземная Москва уже через пять лет может встать в гигантской пробке.
Нынешняя программа развития метрополитена до 2020 года — самая масштабная за последние десятилетия — это попытка решить давно назревшие транспортные проблемы и компенсировать то, что не успели раньше, одновременно учитывая новые столичные реалии. Программа предполагает, что в ближайшие годы будет построено более 155 километров линий, 75 станций и 8 электродепо. Судя по «раскопкам» с метростроевской символикой, раскинувшимся в самых разных районах Москвы, за дело взялись широко и основательно.
Ещё до конца нынешнего года в эксплуатацию должны быть сданы три участка. Первый — продолжение Таганско-Краснопресненской линии от «Выхино» за МКАД со станциями «Лермонтовский проспект» и «Жулебино». Второй — связка между «Деловым Центром» и «Парком Победы», которая со временем соединится с жёлтой веткой и станет её продолжением на запад в направлении Солнцева. Третий — продолжение Бутовской линии на север внутрь МКАД и «стыковка» её будущей станции «Битцевский парк» с «Новоясеневской».
Метростроевская программа пока только набирает скорость, и заметных результатов стоит ожидать лишь начиная с будущего года. В 2014-м вдоль Дмитровского шоссе протянется новая ветка из шести станций от «Марьиной рощи», красная линия продлится натри станции «вниз», а фиолетовая дойдёт до «Котельников». К открытию стадиона «Спартак» расконсервируют одноимённую станцию-призрак между «Тушинской» и «Щукинской». Ещё через год завершат продление Замоскворецкой линии на север и откроют три станции западного участка на Калининско-Солнцевском радиусе, а также начнут сдавать в эксплуатацию совершенно новую Кожуховскую ветку на юго-востоке столицы, которая свяжет с центром города несколько активно развивающихся спальных районов за МКАД. Закончить работы на этом направлении обещают уже в 2016 году.
Год 2017 будет практически целиком посвящён второму кольцу. Сейчас предполагается, что оно пройдёт так, как обозначено на схеме, и свяжет между собой все периферийные районы внутри МКАД. Часть его, кстати, уже давным-давно существует и успешно перевозит горожан от «Каширской» до «Каховской» и обратно. Всё остальное предстоит построить, причём на отдельных участках работы даже начаты. Правда, в предлагаемом ныне виде кольцо получилось со смещённым центром. И если на южной его половине маршрут кажется вполне логичным и обоснованным, то на севере внешнее кольцо сильно сплюснули, прижав к первому. На участке от «Динамо» до «Авиамоторной» его нарисовали всего в одном-двух перегонах от Кольцевой линии. Над замыслом такого решения остаётся лишь гадать. Даже если принять в расчёт пассажиропотоки, куда логичнее было бы связать «Войковскую», «Петровско-Разумовскую», «ВДНХ», «Преображенскую площадь» и «Семёновскую». И уже от неё выходить к «Авиамоторной» либо к «Перово». Впрочем, возможно, что схема ещё получит разумные коррективы. За время строительства московской подземки ей уже не раз назначали альтернативное будущее, но в итоге конфигурация веток складывалась не совсем так, как предполагали. В любом случае московскому метро нужны и новые радиусы, и большое кольцо.
Что же до перспектив на 2018 — 2020 годы, то они ещё пока в стадии проработки. Известно лишь, что на этот период планируется соединение будущего западного отрезка жёлтой ветки с существующим ныне, а также строительство хордовой линии на территории Новой Москвы.