Специалисты по цифровому документированию придумали, как сохранить оказавшиеся под угрозой исчезновения шедевры мировой культуры во всем их трехмерном великолепии.
Первое, что удивляет в Гуджарате после долгой езды по пыльной дороге из Ахмадабада - тенистые деревья и зеленые луга. Потом начинаешь замечать обезьян и птиц - майн и волнистых попугайчиков. Выйдя за ворота, идешь по длинной вымощенной камнем тропе, пока перед тобой не откроется огромная пустошь. Там, впереди, где кончается трава, зияет каньон, прорытый в песчанике не ветром и дождем, а руками человека. Это Рани-ки-вав, Ступенчатый колодец царицы.
На северо-востоке Индии большую часть года очень сухо - дожди идут недолго, и влага быстро впитывается в песчаную почву. Столетия назад люди пробили здесь колодец, чтобы добраться до воды, а потом строили ведущие вниз каменные лестницы. Поначалу ступенчатые колодцы были весьма простыми сооружениями, но впоследствии некоторые из них превратились в произведения искусства.
Рани-ки-вав - один из самых известных колодцев. Он находится в штате Гуджарат, вблизи сухого русла Сарасвати, его величественные ступени были построены в конце XI века по указу царицы Удайямати в память о покойном муже. К началу XIV века Рани-ки-вав заилился, и только в 60-е годы XX века Археологическая служба Индии начала откапывать это сооружение. Участники раскопок были поражены, увидев, что таилось под песком.
«Мы смотрели фотографии, но ничто не сравнится с тем, что видишь вживую», - говорит Лин Уилсон, археолог из Глазго, указывая на уходящие вниз ярусы. Лин и ее коллеги из Центра цифрового документирования и визуализации, созданного шотландским правительственным агентством охраны исторических памятников Historic Scotland и Студией цифрового дизайна Школы искусств Глазго, и некоммерческой организации CyАrk из Калифорнии, вооруженные новейшей технологией цифрового сканирования, собираются сделать все, чтобы Рани-ки-вав - или хотя бы его виртуальный двойник - больше не был потерян. Это один из сложнейших проектов, за которые эти организации брались - а среди них и мегалиты Оркнейских островов, и барельефы американских президентов, высеченные в горе Рашмор.
Оборудование доставляют к половине первого. Едва исследователи вскрывают ящики, как сталкиваются с первой трудностью: приехала школьная экскурсия - два автобуса, набитых мальчишками из Раджастхана. Они обступают Уилсон плотным кольцом, словно она - звезда Болливуда, и смотрителю в униформе с трудом удается уговорить их отойти подальше.
В следующие две недели ученым предстоит справляться с палящими лучами солнца, пряча цифровые сканеры под зонтиками, и с толпами любопытных посетителей музея, ни на секунду не приостанавливая свою работу: им нужно отсканировать лазерами каждую деталь внутри ступенчатого колодца. Если памятник культуры вновь будет потерян - из-за наводнений, войны, землетрясения или просто под воздействием неумолимого времени, - в Интернете останется его драгоценная трехмерная копия.
Экспедиция в Индию - часть программы «Шотландская десятка», нацеленной на создание виртуальных копий десяти памятников культуры мирового значения. Важнейшая роль в проекте отводится CyАrk, чьи специалисты занимаются сканированием памятников по всему миру, от шахтерского городка Дедвуд в Южной Дакоте до Помпеев, Чичен-Ицы и Фив.
Незадолго до поездки в Индию я побывал в Шотландии, и Дуглас Притчард, работавший тогда в Студии цифрового дизайна в Глазго, устроил виртуальную экскурсию по замку Стерлинг, с которым связаны все ключевые события шотландской истории. Сидя в просмотровой кабине в 3D-очках, мы пронеслись, словно летучие мыши, сквозь темный проход в залитый светом внутренний двор. Пересекая Большой зал, мы увидели отраженные в его окнах облака - точь-в-точь как настоящие.
Когда мы добрались до крыши, она отъехала в сторону (в настоящем замке мечтать о таком, понятно, не приходится), позволив нам зависнуть среди стропил и взглянуть вниз, в огромный зал, где когда-то заседал шотландский парламент и стояли королевские троны. Для полноты ощущений не хватало только холодного влажного сумрака, наполняющего подземелья замка, да приглушенных каменными стенами голосов. Возможно, со временем удастся воспроизвести и это. Но задача проекта заключается не просто в создании гиперреалистичных копий, главное - сохранение памятников.
Рослинская часовня, находящаяся к югу от Эдинбурга, за многие столетия своего существования могла погибнуть не раз. В 1650-м, рассказал Притчард, солдаты Оливера Кромвеля использовали ее как конюшню. В начале XX века часовню пытались взорвать суфражистки. Храм, стены которого покрыты замысловатой резьбой, - Дэн Браун в «Коде да Винчи» назвал его «раем символов», - издавна привлекал внимание конспирологов, которые уверяют, что часовня связана с масонами, тамплиерами или тайными потомками Христа. Из-за этой массовой глупости несколько лет назад какой-то вандал киркой попытался разбить колонну, в которой, как он верил, был спрятан Святой Грааль. Теперь, когда все камни церкви отсканированы, подобный ущерб можно исправить, восстановив все в точности так, как было.
На следующее утро в колодце начинается первый настоящий рабочий день. Чем сильнее припекает солнце, тем глубже я спускаюсь -и тем больше поражаюсь сложности задачи, которую поставили перед собой Уилсон и ее коллеги. «Стены на нижнем уровне украшены изображениями семи аватар - воплощений четырехрукого бога Вишну, - рассказывает Кишан Чанд Науриял, руководитель региональной археологической службы, показывая мне любимые скульптуры. - Калки, царь-воин, сидит на коне, который копытом вот-вот сокрушит череп врага. А рядом Вараха - Вишну с головой вепря спасает Землю от потопа». Среди богов тут и там стоят в соблазнительных позах нагини - полузмеи-полудевушки. Рядом более скромные апсары, духи воды, красят губы, примеряют серьги или глядятся в зеркала. «Они придают жизни вкус», - говорит Науриял. Мы стоим перед апсарой, игриво шлепающей обезьяну, которая стаскивает с нее одежду. Другая апсара держит за бороду попрошайку, оседлавшего ее ногу, словно блудливый пес. Один удар молотка - и красоту может уничтожить любой ханжа-вандал.
По последнему пролету лестницы мы спускаемся в самый глубокий зал и выходим в погруженный в полумрак коридор, ведущий к скважине колодца. Я поднимаю голову, и моему взору предстает головокружительное нагромождение покрытых резьбой ярусов, поднимающихся на 27 метров вверх, к далекому квадрату света. «Изваяния Рани-ки-вав выражают идею о святости воды, - говорит Науриял. - Наши предки верили: если здесь будут такие изображения Вишну, колодец никогда не пересохнет». Но водяной пласт истощился. Сегодня пришлось бы рыть глубже. Рано или поздно могут исчезнуть и скульптуры, сохранившись, возможно, лишь в виде цифровых «слепков».
Через пару дней я наблюдаю за тем, как Джастин Бартон из CyАrk, сидя в некоем подобии палатки на краю ступенчатого колодца, сшивает первые кусочки отсканированной информации. На экране появляются причудливо окрашенные колонны и перемычки над ними. Цвета - зеленоватый в самых ярких участках, переходящий в оранжевый и желтый по мере рассеивания светового пучка. Бартон хватает изображение курсором и разворачивает его, вставляя в модель, словно деталь конструктора «Лего». Попутно он ищет «тени» - места, куда не проник луч, и «призраков». Оказывается, стоящее на ступенях привидение - это я. Несколько кликов мышкой - и меня удаляют из Вечности.
В Глазго модель доделают, и она займет свое место среди доброй сотни других экспонатов цифрового хранилища CyАrk. И это лишь начало. Человечество ежегодно теряет множество памятников: из-за войн, вандализма и обычного выветривания.
(с) Джордж Джонсон