четверг, 31 октября 2013 г.

Крейг Дарден-Филлипс. Ваш шанс изменить мир. Практическое пособие по социальному предпринимательству

 Одна из самых сложных задач для социального предприятия — создать более замысловатую организационную модель по сравнению с любой другой некоммерческой организацией, сохраняя при этом предпринимательский дух и способность пойти на риск и создавая более широкие ценностные рамки, не забывая при этом об этике. Книга повествует обо всех аспектах ведения социально направленного бизнеса от лица прошедших через это реальных людей.

Возможно, у вас есть новый подход к старой проблеме. Или, может быть, вы хотите масштабировать идею, которая успешно работала на местном уровне, или вы хотели бы воплотить в жизнь идею, о которой узнали. Может, вы и не основатель; может, вы пришли, когда процесс уже был запущен. Возможно, вы планируете открыть новый благотворительный фонд или создать собственное предприятие. Если вы серьезно настроены на изменение мира в лучшую сторону, то эта книга — для вас.

Отрывок из книги:

Введение

Эта книга для людей, которые активно занимаются социальным предпринимательством, или для тех, кто серьезно рассматривает вариант оставить основную работу и начать свое дело...

Я написал ее, потому что я «стреляный воробей» и хочу помочь людям, настроенным на открытие собственного предприятия. Десять лет назад никто и не слышал о поддержке начинающих социальных предпринимателей. Поэтому я хотел написать такую книгу, которой не было в начале моего пути. Книгу, в которой вы почерпнете для себя очень важную и полезную информацию. Книгу, в которой собран опыт многих других людей, испытавших на себе все тяготы данного процесса.


Моя вера в социальное предпринимательство уходит корнями в ту особую роль, которую играют люди на поприще изменения мира к лучшему. Мир дал нам большое количество социальных предпринимателей, на чьих идеях и организациях строится сегодняшняя жизнь. Будьте уверены, что социальные предприниматели будут играть в будущем не меньшую роль. С каждым днем все больше людей начинают понимать, что задачи, которые ставит перед нами жизнь, слишком сложны, чтобы государство могло в одиночку их решить. Нам нужны новые методы и инновации. И в самом центре событий социальные предприниматели из разных секторов — частного, государственного или благотворительного — создают новые альянсы и генерируют новые решения.

Кто эти люди? Десять тысяч социальных предпринимателей осуществляют свою деятельность по всему миру. Имена некоторых из них у всех на слуху, как, скажем, Тим Смит из экологического центра Eden Project. Других, например Дуга Кресс-велла из Стокпорта, вы едва ли знаете, но его компания Pure Innovations пытается изменить модель ведения бизнеса, адаптируя ее под людей с трудностями в обучении. В ходе написания этой книги я общался с 25 социальными предпринимателями. В большинстве случаев эти люди сами же и основали свои организации. Другие присоединились уже в процессе: например, Ханна Эйр из Keyfund и Джонатан Сенкер из Advocacy Partners. Я сознательно подобрал разноплановую группу людей, представляющих различные секторы и районы страны. Некоторые мои собеседники, например Джули Стоукс из Winston's Wish, являются основателями благотворительных организаций. Другие, например Стив Ральф из компании Focus to Work, создают организации общественного интереса. Только один-два человека, как Том Саваж из Bright Green Talent, в действительности являются владельцами предприятий, которые они основали. Кроме того, мне выпал шанс пообщаться с такими «магнатами», как Стивен Сирс из ECT Group (оборот его предприятия составляет десятки миллионов фунтов стерлингов), а также с новичками, например Роджером Вилсон-Хиндсом из Screenreader.

Некоторые предприниматели, с которыми вы встретитесь при прочтении книги, уже достаточно известны, а с некоторыми вы познакомитесь впервые. На мой взгляд, очень важно, чтобы менее известные «свежие» голоса звучали в секторе, который, как многим кажется, насыщен огромным количеством «звездных» социальных предпринимателей.

Я также поставил перед собой задачу не придираться к типу организации, которую представляют социальные предприниматели, будь то благотворительная организация или организация общественного интереса, частная компания или государственный сектор. Мы все имеем право называться социальными предпринимателями, если мыслим определенным образом и действуем соответственно. Как правильно сказал Лиам Блэк, директор Fifteen, социальное предприятие — это не просто формат организации, это еще и «состояние души».

Вы спросите, кто я? Я начал свой путь 12 лет назад, когда мне было 25. Оставив работу в национальной благотворительной организации, я полностью посвятил жизнь созданию компании Speaking Up. Мы поддерживаем людей с ограниченными возможностями, чтобы у них тоже появилось право голоса и они могли взять собственную жизнь под контроль. На сегодняшний день компания Speaking Up сотрудничает с огромным количеством людей. Ее штат — 100 человек, который примерно на четверть состоит из людей с физическими или умственными отклонениями. Ежегодный оборот нашего предприятия 3 млн фунтов стерлингов (2007-2008 гг.), и мы можем похвастаться множеством национальных наград за свои достижения. Как основатель я чувствую, что после тяжелого, изнурительного труда мои мечты становятся реальностью.

Я также участвовал в основании некоторых других предприятий в качестве директора или попечителя. Два из них — филиалы Speaking Up. Остальные три стали принципиально новыми организациями. Благодаря этому у меня появилась возможность более глобально оценить те трудности, с которыми сталкивается любая молодая компания.

Не все эти организации до сих пор на плаву. Несмотря на то что я добился успеха, создав Speaking Up, у меня весьма разнообразный послужной список. За долгие годы количество моих ошибок практически сравнялось с количеством побед. Одной из главных целей, которые я преследовал при написании этой книги, было желание поделиться с вами историей моих ошибок и побед, а также уроками, которые я извлек из них.

Я понимаю, что у вас мало времени на чтение, поэтому эта книга рассчитана на то, что вы сможете обращаться к ней тогда, когда будете в ней нуждаться. Внимание книги сконцентрировано на первых годах развития вашего предприятия. Что бы вы ни планировали основать — благотворительный фонд или организацию в сфере социального бизнеса, — книга будет сопровождать вас на вашем пути. Я старался не загромождать ее чрезмерными деталями и попытался изложить все четко и ясно, уделяя особое внимание идеям и рекомендациям.

Кроме того, книга должна заставить вас задуматься. На самом деле я не считаю, что само по себе чтение книг чему-то учит. Понимание книги — это совсем другая история. Именно по этой причине я часто буду просить вас серьезно задуматься и набросать на бумаге свои мысли. Чем больше вы будете практиковаться, тем больше пользы для себя извлечете.

В довершение ко всему, возможно, вы спросите себя: «А являюсь ли я социальным предпринимателем?» В действительности, не прекращаются длительные и зачастую скучные дебаты о природе социальных предпринимателей — обычно их проводят люди, у которых, судя по всему, есть время и силы на подобного рода вещи. Я бы посоветовал вам не размышлять слишком много над тем, кем вы являетесь, а кем — нет. Ваша главная особенность, отличающая вас от большинства людей, в том, что вы настроены на решительные действия, чтобы добиться перемен в социальной сфере. И это важнее всего остального. Возможно, у вас есть новый подход к старой проблеме. Или, может быть, вы хотите масштабировать идею, которая успешно работала на местном уровне, или вы хотели бы воплотить в жизнь великолепную идею, о которой узнали. Может, вы и не основатель; может, вы пришли, когда процесс уже был запущен. Возможно, вы планируете открыть новый благотворительный фонд или создать собственное предприятие. На самом деле не имеет значения, как вы будете это делать. Важно, что вы делаете. Если вы серьезно настроены на изменение мира в лучшую сторону, то эта книга — для вас. Наслаждайтесь.


Глава 1. Подходит ли это вам? Путешествие социального предпринимателя

«Подходит ли это вам?» Только ответив на этот вопрос честно, вы сможете идти дальше. Специфика социального предпринимательства такова, что вы должны действительно хотеть этим заниматься. Вы не только бросаете свою работу (при условии, что она у вас есть), вы также прощаетесь с прежним образом жизни — наемного сотрудника и обычного человека.

Взамен вы увеличиваете свой рабочий день и откладываете в сторону всю остальную жизнь как минимум на пару лет, пока ваше предприятие не встанет на ноги. Все это только ради того, во что вы верите. Проще говоря, список того, чем вам придется пожертвовать, очень длинный, а риски, напрямую связанные с вашей репутацией, велики. Вы будете жить в полной неопределенности и нести полную ответственность за свое предприятие. Нет ни гарантий, ни страховки. Спросите себя: «Подходит ли это мне?» Вы проявите большую храбрость, если признаете, что вам это не подходит, нежели броситесь в омут с головой, не будучи уверенным на все сто процентов в желании этим заниматься. Если вы сомневаетесь, мой вам совет, «притормозите пока». Браться за вызовы, ждущие вас на этом пути, можно только с позиции полной заинтересованности.

Какова ваша мотивация?

Итак, сначала необходимо выяснить «Почему я хочу этим заниматься?». Опросы успешных социальных предпринимателей Великобритании, проведенные Чемберс и Эдвардс-Стюарт (2007), показали, что у них есть потребность помочь людям и что-нибудь для этого предпринять. Они разочаровались в стандартных способах решения проблем и искали новые. В отличие от большинства людей социальные предприниматели обладают энергией и драйвом для того, чтобы приступить к практическому решению проблем — решению действовать в равной степени и эмоционально, и интеллектуально.

Вам это присуще? Чувствуете ли вы необходимость действовать? Вспоминая легенду о короле Артуре, мой «момент Экскалибура» настал, когда я приехал в Кембридж. До этого я два года работал на севере Англии с людьми, имеющими проблемы в обучении. Эта работа тронула мое сердце. Как социальный работник я видел собственными глазами, насколько лучше жили люди, которых поддерживали.

С этого момента я понял, что мое призвание — поддерживать людей, помогать им обрести уверенность и контроль над собственной жизнью. К моему удивлению, когда я приехал в Кембриджшир, ничего подобного там не было. Я моментально принял решение: я создам это.

Потом началась настоящая работа. В свободное время я налаживал контакты и поэтапно выстраивал организацию. Это было до того, как я ушел с работы и посвятил все свое время компании. Моей мотивацией было осознание того, что если этого не сделаю я, то никто не сделает. Я знал, что, если смогу поставить на ноги Speaking Up, она станет моим личным достижением, и чувствовал, что это — работа всей моей жизни, то, ради чего я туда приехал.

За этим последовали, вероятно, самые тяжелые пять лет — тяжелые, потому что я совершил несколько ужасных ошибок. Тяжелые, потому что я работал, живя на сигаретах, лапше быстрого приготовления и энергетических напитках.

Но эти годы были и лучшими. Лучшими — из-за трепетного волнения от развития новой успешной организации. Лучшими — потому что я видел преобразования в жизни людей, с которыми работал. Лучшими — из-за абсолютного удовольствия, которое можно испытать от создания того, во что мы все верили.

Знаю, что не я один это чувствую. Когда я попросил группу социальных предпринимателей рассказать об их лучшем и худшем опыте, их рассказы были очень схожи с моими. Стив Ральф из Focus to Work сказал мне: «Награда — это возможность ежедневно видеть изменения в людях. Недостаток — многочасовая работа и шаткий баланс между работой и личной жизнью». Комментарии Боба Роудза из TACT вторят этому, как эхо: «Лучшее в этой работе — свобода самовыражения, возможность создавать и творить; худшее — влияние этой доминирующей одержимости на тех, кого ты любишь. В дальнейшем с этим можно справиться, но на первых порах усердная, многочасовая работа неизбежна».

Ваш шанс изменить мир. Практическое пособие по социальному предпринимательствуВаш шанс изменить мир. Практическое пособие по социальному предпринимательству