суббота, 21 сентября 2013 г.

Сделано в Китае


Китайские корпорации покоряют IT-мир: Huawei, ZTE и Lenovo борются за рынок мобильных устройств и не оставляют шансов конкурентам.

Китайские компании-гиганты уже давно заняли лидирующие позиции на мировом рынке, сделав это тихо и незаметно. На сегодняшний день корпорации из города Шэньчжэнь обеспечивают телекоммуникационным оборудованием 160 стран. Например, продукты Huawei и ZTE используются в сетях стандартов UMTS и LTE крупнейших мировых операторов. Эти компании чаще всего являются и производителями телефонов, модемов, роутеров, которые поставляются под брендами сотовых фирм и интернет-провайдеров. Но китайские компании не останавливаются на достигнутом: в их планах завоевание рынка, приносящего наибольшую прибыль, — рынка смартфонов и планшетов. И к тому есть все предпосылки, ведь стоимость производства в Китае очень низка, а в развитие промышленности и научные исследования вкладываются огромные суммы. Уже сейчас Huawei занимает четвертое место в мире по производству смартфонов. Это неудивительно, ведь эти устройства не уступают по производительности iPhone 5 или Samsung Galaxy S4, а стоят при этом намного дешевле. «Китайцы уже не исчезнут с рынка», — уверена Анетта Циммерманн, аналитик исследовательского института Gartner. Примером успешного освоения глобального рынка служит третий китайский концерн — Lenovo, выкупивший в 2005 году у американской компании IBM подразделение по производству персональных компьютеров и поднявшийся в результате на второе место в мире по производству настольных ПК и лэптопов. Все три корпорации нацелены сейчас на рынок мобильных гаджетов, и каждая использует свою стратегию и методы борьбы.


Концерн ZTE оказался в отстающих

«Выбирая смартфон, покупатель смотрит, прежде всего, на бренд, — объясняет Циммерманн. — Все остальные параметры, такие как операционная система, дизайн, технические характеристики и цена, для него вторичны». Когда выходили новый iPhone и Samsung Galaxy S4, тысячи людей размещали на них предзаказы — исключительно из-за того, что это раскрученные марки. С технической точки зрения, например, смартфоны от ZTE им нисколько не уступают, но они далеко не так популярны. Причина заключается в том, что ZTE, будучи государственным предприятием, почти не уделяла внимание маркетингу. Основное направление деятельности концерна — телекоммуникационное оборудование, а продвигать его компания могла за счет хороших технических характеристик и налаженных связей в деловом мире, практически не прибегая к рекламе.

История ZTE берет начало в 1985 году. Старт фирмы оказался очень успешным: одним из инвесторов было министерство авиации Китая. В 2006-м ZTE вышла на мировую арену и всего лишь за один год сумела завоевать 40% рынка. С 2008 года продукция концерна представлена в 140 странах, а кроме того, ни одна другая фирма не получила за два прошедших года столько патентов. Это дает компании отличные шансы на быстрое освоение сферы смартфонов, ведь ZTE успешно сотрудничает с мобильными операторами во всем мире. Тем не менее аналитики настроены довольно скептически: «Покорить рынок за короткое время у них не получится».

Huawei становится новой угрозой

Не удалось это и другой китайской компании, Huawei, хотя, по оценкам исследовательского института Gartner, данный концерн действует намного грамотнее, чем ZTE. Например, на прошедшей выставке MWC 2013 руководители Huawei очень много говорили о маркетинге и продвижении бренда. Это свидетельствует о том, что они понимают, в чем заключается их основная проблема в мировом масштабе, и активно ищут пути ее решения. В прошлом Huawei уже доказала, что умеет быстро приспосабливаться к потребностям глобального рынка, увеличив свой оборот более чем в десять раз всего лишь за одно десятилетие. Ее телекоммуникационное оборудование представлено в 140 странах, с ней тесно сотрудничают 45 из 50 крупнейших в мире мобильных операторов — например, такие известные компании, как МТС или европейская Vodafone. При этом о внутренней структуре китайской корпорации известно крайне мало. Основатель и руководитель Huawei Рен Женфэй был раньше генералом Народно-освободительной армии Китая, и ему принадлежит значительная доля концерна. Кто владеет остальными акциями — неизвестно.

Такая таинственность возбуждает страх у руководства многих стран. Например, в январе этого года Комитет по разведке сената США порекомендовал всем американским компаниям отказаться от использования продукции Huawei, так как она может содержать компоненты для осуществления шпионской деятельности. С технической точки зрения такая возможность не исключена, однако доказательств представлено не было. Примечательно, что корпорация никогда не делала тайны из «начинки» своих устройств: в частности, в Англии существует лаборатория, где провайдеры и министерские чиновники могут разобрать любое устройство Huawei, прежде чем оно поступит на английский рынок, и выяснить, как оно работает. Рен Женфэй лишь один раз за 25 лет дал интервью и прокомментировал «шпионские» слухи. Это произошло в ходе его визита в Новую Зеландию. «Какие взаимоотношения у Huawei с правительством Китая? Такие же, как у любой новозеландской фирмы с правительством Новой Зеландии», — заявил он. Также Женфэй уверил, что его компания никогда не предоставляла информацию китайским спецслужбам. Большинство аналитиков также не склонно считать Huawei орудием государственного шпионажа, полагая, что мысли китайского руководства направлены исключительно в мирное русло. «Хотя не исключено, что у Народно-освободительной армии Китая совсем другое мнение», — добавляют при этом скептики. Тем не менее дискуссия о шпионаже заставила китайский концерн отказаться от продвижения своей продукции в Америке и сосредоточиться на других рынках сбыта, а именно европейском и африканском. Особенно радужные перспективы ожидают китайцев на «черном континенте», где на первый план выходит дешевизна их продукции. «В странах третьего мира развитие телекоммуникаций начинается не с iPhone», — такого мнения придерживаются аналитики. В частности, в Кении и Мали пользователи не покупают продукцию Apple или Samsung, потому что она слишком дорогая. Именно этим объясняется тот удивительный на первый взгляд факт, что Huawei удалось занять четвертое место в мире по производству смартфонов, практически не увеличив при этом объем продаж в индустриальных странах.

Lenovo: от ПК к смартфонам

Компания Lenovo за короткий срок вышла на второе место в мире по производству ноутбуков, но своим молниеносным взлетом она обязана не собственным разработкам, а удачной сделке: в 2005 году Lenovo выкупила подразделение по производству персональных компьютеров американской корпорации IBM и в одночасье стала ведущим игроком на рынке. Всего лишь за год ее обороты увеличились в пять раз — с $2 до $ 10 млрд. Раньше фирма была известна только в Китае: первым продуктом, который она представила, была компьютерная карта для кодировки и расшифровки китайских иероглифов. Lenovo сразу же заявила о себе как о чрезвычайно успешном предприятии. Во многом это произошло потому, что Лю Чуанчжи, основатель концерна, управлял им железной рукой. По его собственному признанию, в первые годы он «вел себя как диктатор». Например, сотрудник, опоздавший на утреннюю планерку, должен был стоять в полном молчании перед группой на протяжении всего собрания. Трижды на этом месте оказывался сам Лю.

В девяностые годы Lenovo окончательно утвердилась на рынке как производитель персональных компьютеров, в первую очередь для офисного использования. В 2000 году Лю, еще не подозревая о предстоящей сделке с IBM, с уверенностью предсказал, что в 2005-м Lenovo станет лидером мирового рынка. Однако по причине неизменного снижения объемов продаж компьютеров и ноутбуков в последние годы новый председатель совета директоров Ян Юаньцин был вынужден принять решение о смене основного направления деятельности и сделать ставку на мобильные гаджеты. Продав в 2008 году подразделение по производству смартфонов за $100 млн, компания уже в следующем году выкупила его обратно за удвоенную цену. В Европе телефоны Lenovo пока непопулярны, но у себя на родине корпорация уже занимает уверенные позиции: так, в прошлом году ей удалось потеснить даже Apple и подняться на второе место по продажам смартфонов в Китае.

Завоевание сферы мобильных гаджетов будет происходить, очевидно, по той же схеме, что и с ПК — путем заключения сделок и слияний. В прессе активно обсуждается возможность объединения Lenovo с концерном NEC, Nokia и BlackBerry. Фирма выбирает тот же путь, что ZTE и Huawei: сначала насытить рынки развивающихся стран недорогими смартфонами, а затем начать освоение рынков Европы и США. Разумеется, подобная стратегия выбрана неслучайно: в Азии, Африке и Южной Америке китайские производители могут в полной мере извлечь выгоду из своих преимуществ — дешевого массового производства и, соответственно, низких цен. Apple и Samsung испытывают трудности с продвижением iPhone и устройств линейки Galaxy в странах третьего мира, где самыми популярными телефонами до сих пор остаются бюджетные гаджеты от Nokia. И наоборот: чтобы привлечь пользователей Европы и США, китайским концернам не хватает технических новинок и соответствующей рекламы. И все же нет никаких сомнений, что для Lenovo закрепиться на рынках развитых стран — это лишь вопрос времени. «Мир мобильных устройств живет по законам мира моды. Мы понимаем, насколько эффективным инструментом является маркетинг, и мы будем активно его использовать», — утверждает Ян Юаньцин, руководитель Lenovo. Аналитики с ним полностью согласны: «Рынок устройств класса High-End уже насышен, а вот в средней и нижней ценовых категориях, напротив, в ближайшие годы ожидается подъем». Именно в этих сегментах ZTE, Huawei и Lenovo занимают сильнейшие позиции. Значит, рынок смартфонов будет завоеван тихо и незаметно.