Даже слабые намеки на ущербность в том, что касается пола, расы или вероисповедания, могут повлиять на наши успехи в школе, на работе или в спорте. Ученые нашли новый способ предотвращения этой проблемы.
Популяризатор науки Нейл Деграсс Тайсон (Neil Degrasse Tyson) получил докторскую степень по астрофизике в 1991 г. в Колумбийском университете. В то время в США проживало около 4 тыс. астрофизиков. Тайсон обнаружил, что среди них ничтожно мало афроамериканцев — всего семь. В своей речи перед советом он открыто высказался о проблемах, с которыми столкнулся. Тайсон пояснил, что сточки зрения общества его неудачи были ожидаемы, а успехи рассматривались как заслуга других людей. Он сказал: «Эмоционально очень тяжело всю жизнь бороться с таким отношением, это своего рода интеллектуальная кастрация. Я и врагу бы этого не пожелал».
Слова Тайсона во многом соответствуют действительности: негативные стереотипы висят тяжким грузом на представителях многих меньшинств и на людях, которые уверены, что окружающие воспринимают их как неполноценных. Основанный на негативном стереотипе страх потерпеть неудачу преследует этих людей на работе, в школе или на стадионе. Например, молодые белые спортсмены боятся, что не пробегут так же быстро, как чернокожие атлеты, а девушки из математических классов опасаются, что будут зарабатывать меньше мужчин. Эта тревога, эмоциональная тяжесть, о которой говорил Тайсон, называется угрозой подтверждения стереотипа. Множество исследований свидетельствуют, что она на самом деле приводит к тому результату, которого и опасаются. Иногда люди попадают в порочный крут: низкая успешность приводит к сильному беспокойству, которое еще больше тормозит работу.
В последнее время психологи стали гораздо лучше понимать, как угроза подтверждения стереотипа действует на людей, почему это происходит и, главное, как это воздействие предотвратить. Хотя никто не спорит с тем, что такая угроза существует, некоторые ученые сомневаются, что лабораторные исследования могут адекватно отражать происходящее в реальном мире, и отмечают, что в любом случае это лишь один из множества факторов социального и учебного неравенства. Тем не менее это тот фактор, который можно легко исправить. В результате исследований, проведенных в школах, оказалось, что простые письменные упражнения на повышение самооценки, для выполнения которых требуется не больше часа, дали колоссальный и длительный эффект, разрыв в успеваемости сократился, а из классных комнат и умов учащихся исчезла угроза подтверждения стереотипа. Некоторые педагоги сейчас работают над внедрением таких программ в масштабах страны.
В чем заключается угроза
Термин «угроза подтверждения стереотипа» предложили психологи из Стэнфордского университета Клод Стил (Claude Steele) и Джошуа Аронсон (Joshua Aronson,) в 1995 г. В США в те времена, как и сейчас, успеваемость у чернокожих учащихся была ниже среднего уровня, и на всех ступенях образования они чаще бросали учебу. Объяснений этому было множество, в том числе такая идея, что более низкие умственные способности чернокожих учащихся — врожденное качество. Стил и Аронсон были не согласны с этим. Они считали, что само существование такого негативного стереотипа может плохо влиять на учебу.
В ставшем с тех пор уже классическим эксперименте они предложили сотне студентов колледжа тест. Если учащимся предварительно говорили, что тест не оценивает их интеллектуальные способности, то и чернокожие и их белые сверстники со схожей академической успеваемостью решали его одинаково успешно. Однако когда Стил и Аронсон сообщали, что тест направлен на оценку интеллекта, то чернокожие студенты показывали более низкие результаты. Такой же эффект наблюдался, когда перед тестированием учащихся просили указать свою расовую принадлежность.
Это было революционное исследование. Стил и Аронсон продемонстрировали, что стандартные тесты были далеко не стандартизированы. Когда существует пусть и очень слабая угроза подтверждения стереотипа, часть студентов автоматически попадают в заведомо неблагоприятное положение. По словам Аронсона, вначале он относился к своим результатам скептически. «Я не мог поверить, что эффект был настолько сильным, — говорит он. — Я подумал: это должен повторить еще кто-то другой».
И множество исследователей повторили. Сегодня сотни работ доказывают существование угрозы подтверждения стереотипа во всевозможных группах. Она негативно влияет на академическую успеваемость учащихся из бедных семей и качество выполнения тестов на способность к сопереживанию у мужчин. Белые студенты показывают более низкие результаты в соревнованиях по математике с азиатами и в спортивных состязаниях с чернокожими сверстниками. В большинстве исследований показано, что этот эффект более выражен у сильных студентов. Те, кто больше прочих старался достичь результата, вероятно, сильнее беспокоились о негативном стереотипе и в итоге выступали значительно слабее своих способностей. Угроза подтверждения стереотипа сыграла с ними злую шутку.
Однако до сих пор неизвестно, как именно распространяется угроза подтверждения стереотипа в реальном обществе. Соответствующие исследования сталкиваются с типичными проблемами социальной психологии. Большинство работ выполнены на малой выборке студентов колледжа, что увеличивает вероятность случайности, и не во всех выявлен действительно сильный эффект. Кроме этого, некоторые критики отмечают, что лабораторные эксперименты плохо отражают реальный мир. Пол Сакетт (Paul Sackett) из Миннесотского университета утверждает, что в реальном мире угрозу подтверждения стереотипа победить, пожалуй, даже легче, чем в лаборатории. В прошлом году Гийсберт Стоет (Gijsbert Stoet), в то время сотрудник Лидского университета в Англии, и Дэвид Гири (David С. Geary) из Миссурийского университета проверили эксперименты Стила с коллегами, выявившие в 1999 г. угрозу подтверждения стереотипа у женщин, решающих математические тесты. Из 20 повторенных опытов только в 11 женщины справились с заданием хуже мужчин. Гири не отказывается от идеи угрозы подтверждения стереотипа, но считает, что ее влияние может быть не столь выражено, как иногда его описывают.
Энн Мари Райан (Ann Marie Ryan) из Университета штата Мичиган определила некоторые возможные причины таких противоречивых выводов. Они вместе с Ханной-Хан Нгуен (Hanna-Hanh Nguyen), работавшей в то время в Университете штата Калифорния, сравнили результаты 76 исследований угрозы подтверждения стереотипа у школьников и студентов в 2008 г. Райан и Нгуен выяснили, что ученые получали положительные результаты только в определенных условиях, например когда учащимся давали очень сложный тест или когда испытуемые очень сильно связывали себя с определенной социальной группой.
В последнее десятилетие психологи от констатации существования угрозы подтверждения стереотипа перешли к исследованию механизмов этого явления. Ученые показали, что на разные группы людей эта угроза действует совершенно одинаково. Тревога растет, мотивация падает, надежды уменьшаются. Тони Шмадер (Toni Schmader) из Университета Британской Колумбии, основываясь на этих наблюдениях, предположила, что угроза бьет по чему-то основополагающему. Самая вероятная жертва — это рабочая память, набор умственных способностей, которые позволяют временно хранить текущую информацию в нашем сознании и управлять ею. Эта память имеет ограниченный объем, и угроза подтверждения стереотипа может его расходовать. Когда люди переживают из-за чужих предрассудков и стараются их опровергнуть, они психологически истощают себя. Чтобы проверить эту идею, Шмадер дала 75 людям сложный тест на рабочую память, в ходе которого надо было запоминать слова параллельно с решением математических уравнений. Некоторым испытуемым она сказала, что тест оценивает их навыки запоминания и что врожденные способности мужчин и женщин могут отличаться. И, естественно, женщины, которым так сказали, запомнили меньше слов, в то время как у мужчин подобных проблем не было.
Такое нарушение рабочей памяти и создает различные препятствия на пути к успеху. Люди начинают слишком долго обдумывать действия, которые могли бы быть автоматическими, и становятся более чувствительными к сигналам, указывающим на дискриминацию. Любая неоднозначность в высказывании трактуется как издевка, и даже собственное внутреннее беспокойство может быть признаком приближающейся неудачи. В голове все начинает путаться, самоконтроль слабеет. Когда Шмадер в середине математического теста спросила у женщин, о чем они думают, те из них, кто был под угрозой подтверждения стереотипа, с большей вероятностью оказались погруженными в свои грезы.
Изгнание стереотипов
Совсем недавно ученые перенесли свои исследования угрозы подтверждения стереотипа из лаборатории в школы и лектории и пытаются предотвратить или ликвидировать это явление. По мнению Шмадер, сейчас есть три направления исследований: первое занимается определением явления и того, как далеко оно заходит, второе изучает его действие и механизмы, третье посвящено тому, как использовать научные результаты для исправления ситуации.
Джеффри Коэн (Geoffrey Cohen) из Стэнфорда добился особенно впечатляющих успехов. Его метод обезоруживающе прост: он просит людей определить собственные качества, которые для них особенно важны, например популярность или музыкальные способности, и затем написать, почему это важно. Такое 15-минутное упражнение действует как психологическая вакцина, которая повышает уверенность в себе и помогает в борьбе против любой угрозы подтверждения стереотипа.
В 2003 г. Коэн посетил расово неоднородные школы Калифорнии, где проверил свой метод с помощью стандартной медицинской методики, которая определяет эффективность воздействия, сравнивая его с эффектом плацебо. Коэн предложил свои упражнения семиклассникам; половина класса писала про свои ценности, а другая половина, наоборот, про то, что им было совершенно не важно. Ни Коэн, ни ученики не знали, кто в какой группе, то есть испытание было с двойным слепым контролем.
Афроамериканцы, которые выполняли это упражнение, сократили академический разрыв со своими белыми сверстниками на 40%. Наиболее сильно подтянулись самые отстающие ученики. В течение следующих двух лет учащимся предлагали дополнительно еще две или три версии этого упражнения. Из тех, кто писал про свои ценные качества, только 5% оказались в классах для отстающих или остались на второй год, в то время как в контрольной группе таких учеников было 18%. В конце концов средний балл чернокожих учеников вырос в среднем на 0,25 балла, а у самых отстающих — на 0,4 балла.
Конечно, нестабильные улучшения на небольшие доли балла не похожи на гигантский прорыв, но даже небольшие изменения уверенности, как положительные, так и отрицательные, накапливаются. Дети, чьи дела пошли неважно, быстро могут потерять самоуважение или внимание со стороны учителя, и наоборот— даже небольшой прогресс может мотивировать на дальнейшие победы. Коэн утверждает, что, вмешавшись на ранних стадиях, педагог может разорвать порочный крут неудач.
Метод Коэна настолько прост, что Райан и некоторые другие исследователи не до конца уверены в его эффективности. Коэн говорит: «Нам было очень трудно в это поверить, но мы полностью подтвердили результат». За последние пять лет он с помощью своих упражнений изменил судьбы чернокожих учеников трех разных средних школ и значительно снизил половые различия по успеваемости в физическом спецклассе в колледже. Однако скептики ждут, пока эти результаты проверят независимые исследователи.
Коэн в свою очередь ищет новые пути помощи учащимся. Вместе с Грэгом Уолтоном (Greg Walton) из Стэнфорда он противостоит изоляции, которая часто способствует развитию угрозы подтверждения стереотипа. Многие представители меньшинств опасаются, что их одноклассники не смогут их полностью принять. Уолтон борется с этими страхами, показывая с помощью статистических исследований и отзывов старшеклассников, что подобные чувства испытывают все, независимо от расы, и со временем это проходит. «Такая информация позволяет им переосмыслить свои переживания, не связывая их со своей расовой принадлежностью», — поясняет Уолтон.
Уолтон и Коэн проводили свои часовые упражнения со студентами колледжа в первом весеннем семестре. Через три года, когда студенты закончили свое обучение, разрыв между белыми и чернокожими студентами сократился вполовину. Кроме того, последние были значительно счастливее, а их состояние здоровья — лучше по сравнению с теми, кто не делал упражнения Уолтона. За последние три года они реже обращались к врачу. Уолтон признается, что со стороны такое простое упражнение может показаться банальным, но для студентов, беспокоящихся, впишутся ли они в коллектив, неоценимо знание, что эти проблемы общие и проходящие.
Коэн и Уолтон сейчас распространяют свои дешевые и простые методы из отдельных школ на государственный уровень. Они вместе с коллегами из Стэнфорда Кэрол Двек (Carol Dweck) и Дэйвом Паунеску (Dave Paunesku) создали образовательный проект PERTS (Project for Education Research That Scales), который позволил им оперативно управлять своими программами через Интернет. Кроме того, это дает возможность объединять разные методики или сравнивать их, выясняя, какая эффективнее.
Психологи, изучающие угрозы подтверждения стереотипов, отмечают, что даже если все эти программы работают так, как ожидается, то это не спасет от социального неравенства. Например, Коэн проверял свою методику в школах с этнически смешанным составом, но неизвестно, будет ли это работать в школах, где учатся преимущественно этнические меньшинства. По словам Уолтона, существует множество причин разницы в успеваемости: неравенство средств, плохие школы, хуже обученные учителя. «Мало надежды, что социальные барьеры удастся разрушить. Но вдохновляет хотя бы то, что мы можем достигнуть успеха в жизни, невзирая на угрозу подтверждения стереотипа», — говорит Уолтон.
Свежие исследования этого явления не только дают реальную надежду на смягчение очень устойчивых проблем, но и опровергают некоторые распространенные убеждения. Помешав негативному стереотипу реализоваться, ученые продемонстрировали, что сами по себе стереотипы не обоснованы. Различия в успеваемости чернокожих и белых, мужчин и женщин обусловлены неспособностями, а предрассудками, которые мы в силах исправить. Аронсон говорит, что сейчас удается сделать то, что еще 15 лет назад считалось невозможным, и то, что это получается, — очень хороший знак.
(с) Эд Йонг