воскресенье, 15 сентября 2013 г.

Стремящиеся ввысь

Китай давно перестал быть лакомым кусочком для любителей легкой поживы. Поднебесная не устает удивлять темпами экономического роста, новыми технологиями и самыми разными рекордами. На очереди следующее достижение из разряда, как говорится, леденящих кровь. Строительная компания Broad Group получила разрешение на возведение в городе Чанша самого высокого в мире небоскреба.

Быстрее, выше, дешевле

Строительство, кстати, уже началось, хотя разрешение власти дали не сразу. Дело в том, что китайцы собираются возводить небоскреб, получивший название «Небесный город», не только выше всех в мире, но и по принципиально новой технологии. 220 этажей вытянутся на 838 метров. Но реализация проекта, по уверениям застройщиков, обойдется всего в 628 миллионов долларов и займет... три месяца.

В конце концов, высотный рекорд в задуманном архитектором Чжаном Юз - не главное. Нынешний рекордсмен - Бурдж-Халифа в Дубае - всего на 10 метров ниже. Но арабы провозились целых шесть лет и угробили на стройку 6 миллиардов. К тому же Бурдж-Халифа насчитывает «всего лишь» 163 этажа, причем верхняя треть здания вообще не предназначена для использования. А вот «Небесный город» будет функционален полностью, от подвалов до крыши.

Здание будет иметь форму вытянутой четырех ступенчатой пирамиды. В небоскребе разместятся жилые массивы, офисы, больницы, парковки, школы и магазины, а всего в здании смогут находиться 30 тысяч человек одновременно. Внутри их будут перевозить 92 лифта. На крыше оборудуют четыре вертолетные площадки, а для наземного трафика планируется протянуть отдельную ветку метро.


Есть, правда, в мире и более амбициозные высотные проекты. 1 апреля этого года в Джидде (Саудовская Аравия) заложили «Башню королевства», которая вытянется ровно на километр. В 2019 году в Баку собираются заложить небоскреб высотой 1050 метров, а в Дубае и вовсе готовят проект двухкилометрового здания. Но даже если все эти монстры и будут когда-либо построены, опередить китайцев в скорости и дешевизне еще очень долго не получится.

Как детский конструктор

Дело в том, что Broad Group освоила совершенно новую технологию возведения высотных и сверхвысотных зданий. Каркасы целых блоков изготавливаются заранее, а потом собираются подобно детскому конструктору «Лего». Все необходимые коммуникации уже встроены в модули, и их остается только соединить. Средняя скорость строительства должна составлять пять этажей в сутки. Себестоимость возведения квадратного метра в «Небесном городе» составит не более 1,5 тысячи долларов, что для конкурентов пока недостижимо даже теоретически.

Ахиллесова пята всех подобных проектов - невозможность быстро «отбить» огромные вложения. В Бурдж-Халифе, к примеру, арендаторам сначала предлагалось платить по 26 тысяч долларов за квадратный метр офисной площади. Но спрос отставал от предложения, цену пришлось снизить, и теперь инвесторы несут сплошные убытки.

Проектировщики, помимо дешевизны и скорости, предлагают еще множество козырей. Например, устойчивость к землетрясениям с амплитудой до 9 баллов. Особая система циркуляции и очистки воздуха сделает его в 20 раз чище, чем вокруг «Небесного города». Лифты и воздухоочистители не только не будут потреблять электроэнергию, но и станут ее самостоятельно генерировать. Инновационная технология остекления позволит в пять раз эффективнее сберегать тепло.

Проблема в том, что компания Broad Group по своей уникальной технологии пока построила лишь одно здание. 30-этажный отель был возведен всего за 15 дней. Все остальные детища компании - и того ниже.

Тонна восторгов и кило сомнений

Поначалу и в Чанше не замахивались на рекорд, но городские власти захотели непременно иметь самое высокое здание в мире. И если бы не бюрократические проволочки, то «Небесный город» уже мог бы быть построен.

На получение согласований и разрешений в министерствах ушло несколько лет. Рассматривали все, от бизнес-плана до соответствия городской инфраструктуры. Особенно много сомнений вызвали вопросы безопасности. Проектировщики утверждают, что стальные несущие конструкции смогут выдержать не только мощное землетрясение, но и трехчасовой пожар при экстремальных температурах. Однако пожарные забеспокоились. Максимальная длина спасательных лестниц, используемых в Поднебесной, - 100 метров, а высота здания, как мы помним, - 838. Проект предусматривает 10 пожарных выходов, которые в теории позволят в случае возгорания эвакуировать людей со скоростью один этаж за 15 минут.

Следующими слово взяли медики. Чтобы попасть, к примеру, с 220-го этажа на 1-й, нужно некоторое время. Эти минуты, посчитали врачи, могут стать критическими, если у пожилого человека случится сердечный приступ или кто-то получит серьезную травму. Ответ нашелся и на такого рода возражения. Строящийся небоскреб будет уже не просто домом, а целым городом. Так что в нем вполне реально разместить самые разнообразные службы. В том же духе «отбились» и от полицейских.

Магия от Barclays Capital

С инвесторами у строителей «Небесного города» проблем не предвидится. Но вот один из крупнейших банков мира Barclays Capital не даст на этот проект ни цента. Впрочем, как и на строительство любого другого небоскреба. Более того, банк посоветует своим клиентам держаться от высоток подальше. Не так давно даже случился крупный скандал. В разгар строительства самого высокого здания Западной Европы - лондонского 310-метрового «Осколка» - из проекта по настоянию банка вышел крупный инвестор. Застройщики даже попытались подать в суд, но быстро успокоились, сведя все к шутке.

Руководство Barclays Capital свою позицию блажью отнюдь не считает, а ежегодно обновляет и публикует обзор Небоскреб-индекса. Банковские аналитики уже давно уловили нездоровую связь между строительством рекордно высоких зданий и... финансовыми кризисами.

В 1873 году в Нью-Йорке строительство 43-метрового гиганта Эквитабл Лайф билдинг совпало с началом пятилетней цепочки банкротств и падения производства, вошедшего в историю как Долгая депрессия. Стоило в 1889 году в Чикаго возвести 80-метровый Аудиториум билдинг, как годом позже грянула общемировая рецессия. Окончание строительства 106-метрового Манхэттен Лайф билдинг ознаменовалось в 1893 году крахом американских железнодорожных компаний и разорением большинства банков страны. Построили в 1901 году Филадельфия Сити холл (155 метров) - и случился первый в истории обвал на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Правда, в те времена не существовало общемировых финансовых институтов. Но вот начало Великой депрессии 1929-1932 годов, затронувшей весь мир, тоже сопровождалось рекордами в архитектуре. В Нью-Йорке одновременно были заложены три небоскреба: Уолл-стрит билдинг (282 метра), Крайслер билдинг (318 метров) и Эмпайр-стейт-билдинг (381 метр). Едва успели разрезать ленточку на первой стройке, как начался мировой финансовый катаклизм. Второе и третье здания с грехом пополам достроили через три года, да и то под постоянные стоны, что завершить начатое - дело чести для всей Америки.

Строительство в 1973 году башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке странным образом совпало с мировым кризисом 1973-1975 годов, положившим конец Бреттон-Вудской валютной системе, которая подразумевала конвертацию банкнот в золото. Кризис 1998 года пришел из Азии. Годом раньше в Куала-Лумпуре (Малайзия) достроили 452-метровые башни Петронас, ставшие самыми высокими зданиями в мире. Кстати, едва все тот же Бурдж-Халифа дорос до рекордной отметки в 2007 году, как грянул последний на данный момент мировой финансовый кризис, последствия которого не преодолены до сих пор.

Не иначе как Небеса наказывают человечество за гордыню, как некогда покарали род людской за попытку возвести Вавилонскую башню. Хотя у аналитиков Barclays Capital есть вполне приземленное объяснение. Они полагают, что возведение «самых высоких зданий в мире» просто является проекцией строительного бума, отражая нерациональное размещение капиталов и надвигающуюся экономическую коррекцию.

На наш вкус

В России сверхвысотное строительство пока не так развито. Не слишком любят наши соотечественники жить на высоте птичьего полета, а последних этажей сторонятся ничуть не меньше, чем первых. Может быть, зря?

Судя по выводам ученых - нет. По последним исследованиям, около трети людей испытывают страх высоты. Можно заработать либо агорафобию (боязнь открытого пространства), либо, находясь в келье из стали, бетона и стекла где-нибудь на сотом этаже, - клаустрофобию (боязнь замкнутого пространства). А уж постоянный психологический дискомфорт так быстро подорвет душевное здоровье, что и оглянуться не успеешь.

Кроме того, человеческий организм очень зависим от магнитного поля Земли. Если оно ослабевает в два раза, это уже очень опасно даже для нервной, сер-дечно-сосудистой и иммунной систем. К примеру, к негативным последствиям может привести постоянное пребывание даже на высоте седьмого этажа.

Не стоит забывать и о техногенных факторах. Многие продукты промышленных выбросов легче воздуха, и мысль о том, что чем воздух выше, тем он чище, не соответствует действительности. Добавьте сюда для полноты картины излучение от бытовых приборов. Конечно, телевизоры и микроволновки работают одинаково на всех этажах, только вот металлические и бетонные конструкции удерживают излучение внутри каркаса здания. А бетонная подушка фундамента отражает весь пучок волн. Представьте себе, какую дозу электромагнитного излучения получают жители хотя бы сотого этажа!

Чем выше здание, тем сильнее вибрирует конструкция, в том числе и на частоте инфразвука, который крайне негативно влияет на психику. Так что, может быть, и правы те, кто утверждает, что человечество не должно забираться выше верхушек деревьев.

(с) Борис Шаров