пятница, 13 сентября 2013 г.

Хоббизнес

Истории пяти украинцев, которые превратили свои увлечения в успешные бизнес-проекты.


Попытка купить подешевле резиновые сапоги; небольшой блог о сетевой информации; просьба руководителя организовать что-нибудь для поднятия корпоративного духа; вечер, проведенный за переделкой старых бус; рассказы о собственных путешествиях в соцсетях — с таких незначительных событий начался успешный бизнес пяти украинцев.

В их историях нет места словам о круглосуточной работе в поте лица, о миллионных начальных вложениях и серьезном бизнес-анализе — это пять рассказов о том, как обычное хобби в умелых руках может превратиться в успешное дело.

По сути, это истории о том, как можно стать средним классом в стране, где крупный капитал, казалось бы, захватил все свободные ниши. Но место под солнцем есть и в Украине. Правда, чтобы убедиться в этом, необязательно смотреть вверх, на яркое светило, — можно глянуть под ноги, уделив внимание обыденным делам и увлечениям. Пять наших нынешних героев сделали это и в результате построили бизнесы, операционные обороты которых превышают 1 млн грн.


Взяла и обула

Наталья Валевская, в прошлом — переводчица, ныне — владелица магазина брендовой обуви ShoeShoe.

Шесть лет назад Наталья Валевская начала вести двойную жизнь. Одна ее часть состояла из работы переводчицы в финансово-инвестиционной компании. Вторая была целиком посвящена обуви: свободное от перевода текстов о рынке ценных бумаг время Валевская отдавала собственному тематическому блогу.

Вначале она наполняла онлайн-страничку переводными и переработанными текстами о туфлях, ботинках и сапогах с западных ресурсов. Через два месяца у Валевской уже было 5 тыс. подписчиков, но в каком направлении развивать все это дальше, она не знала. Помогли резиновые сапоги.

Март 2008 года выдался дождливым, а зарубежные таблоиды пестрели фотографиями знаменитостей, щеголяющих в так называемых rubber shoes. Попытки Валевской найти схожие модные “калоши” в Украине оказались тщетными, и она решила заказать их на американском сайте.

Чтобы минимизировать расходы на доставку, фанатка обуви заказала сразу восемь пар. Затем, написав заметку о “резиновой моде”, указала, что семь пар она готова перепродать. За три дня нашлись покупатели на все “калоши”. Инструмент заработка был найден, и Валевской ничего другого не оставалось, кроме как поставить дело на поток.

“Так получилось, что, удовлетворяя свою потребность в обуви, я помогла решить такую же проблему своим клиентам. Вот так и образовался бизнес на хобби”, — говорит она.

Год назад бывшая переводчица вышла из сети, потратив $ 7 тыс. на то, чтобы открыть в центре столицы минималистично оформленный бутик брендовой обуви ShoeShoe. Сегодня его оборот превысил 1 млн грн.

Оцифрованный мир

Максим Саваневский, в прошлом— журналист, ныне — владелец цифрового агентства Plus One, основатель сайта о цифровых технологиях Watcher.

Максим Саваневский называет себя “инфоголиком” — так он обозначает свою гипертрофированную любовь к информации.

Карьеру он начал в 1995 году в экономической журналистике, трудясь в еженедельнике Инвестгазета, а параллельно изучая возможности, которые таил в себе интернет. Несколько лет спустя Саваневский устроился на фондовую биржу специалистом по коммуникациям, а также вел собственный блог, в котором рассказывал читателям о возможностях онлайн-коммуникаций. Эта персональная страничка и помогла бывшему журналисту переквалифицироваться в полит-консультанты.

“Я видел, как на Западе люди создавали бизнес на цифровых коммуникациях, рекламируя себя в собственных блогах. Этим занялся и я, оказавшийся в Украине одним из первых”, — вспоминает Саваневский времена, когда онлайн в стране был еще в диковинку.

Ориентированность на развитые страны помогла ему идти на шаг впереди остальных. Так, в 2008-м, изучив и проанализировав президентскую кампанию Барака Обамы, Саваневский стал разрабатывать стратегию продвижения политических и корпоративных брендов в УАнете.

Его деятельность совпала с растущим желанием отечественных политиков популяризировать себя через интернет, создавая сайты и страницы в соцсетях. Саваневский знал, как надо строить подобные коммуникации. В результате клиенты стали выстраиваться в очередь к бывшему журналисту, и первым среди них был оппозиционер Арсений Яценюк.

Через четыре года Саваневский вместе с тремя друзьями решил объединить свой разросшийся разноплановый бизнес под крылом цифрового агентства Plus One, которое предоставляет услуги как политикам, так и корпоративным клиентам. И если о первой категории предприниматель говорит, не называя фамилий, то о второй рассказывает с гордостью, перечисляя известные бренды: мобильный оператор МТС, управляющая компания Рината Ахметова СКМ, банк ПУМБ, телеканал Студия 1+1.

Сегодня в компании Саваневского работают 16 сотрудников, а ее оборот по состоянию на 2012-й составил 10 млн грн. в год — неплохой результат для журналиста, создавшего одну из самых успешных цифровых компаний на рынке, не инвестировав в нее ни копейки.

Игра на деньги

Владислав Резников, в прошлом — акушер-гинеколог, ныне — совладелец ивент-агентства AutoQuest Group.

Работа гинекологом в городской больнице — этот немного экстремальный тест на выносливость Владислав Резников проходил несколько лет подряд, пока не перешел на куда более денежную позицию регионального представителя международной фармацевтической компании. Но смена места работы не повлияла на процент экстремальности в его жизни, ведь увлечения рафтингом, дайвингом, сноубордингом никуда не делись.

О том, что вне работы он ведет насыщенную жизнь, знали сослуживцы Резникова. Неудивительно, что когда перед HR-директором компании поставили задачу организовать что-нибудь этакое для топ-менеджеров всех филиалов, тот обратился к экстремалу-гинекологу. Резников был рад стараться и превратил корпоративный тимбилдинг-пати в ралли-квест на Крите — автомобильное соревнование-путешествие, в котором участвовали более сотни экипажей.

Затем он провел для сослуживцев еще один квест, уже в Крыму, и рассказал об этом соревновании своему товарищу Виталию Розину. Так для Резникова закончились восемь лет работы по найму — в 2001 году партнеры создали компанию AutoQuest, основой для которой стала команда Лопухи в поисках адреналина. Причем вначале это было мало похоже на бизнес: “Лопухи” сами участвовали в квестах, а параллельно тренировали другие команды.

Первые два года Резников и партнер не могли похвастать доходами, зато их имя оказалось на слуху Так, заработав авторитет и популярность, AutoQuest вырос и превратился в ивент-агентство, специализирующееся на тимбилдинге. Клиентами Резникова и Розина стали такие гиганты, как международная компания LVMH, ДТЭК Рината Ахметова, телеканалы Студия 1+1 и Новый.

Сегодня компания разрослась — в нее входят агентство по организации мероприятий, продакшен-студия, свадебное агентство, картинг-центр, а также спортивно-развлекательный клуб. Детище Резникова разрабатывало конкурсы для участников проекта Зважеш та щаслив на телеканале СТБ.

В штате компании работают 12 сотрудников, еще два десятка людей Резников с партнером привлекают под отдельные проекты. По данным предпринимателя, годовой оборот AutoQuest за 2012 год составил 6,8 млн грн.

Ко всему необходимо подходить профессионально, считает Резников, который не забыл о своих профессиональных “истоках”: среди его бизнес-активов значится и компания, специализирующаяся на регистрации лекарств и медицинских товаров. Но большую часть времени он все равно отдает AutoQuest.

Дело из безделушек

Ирина Дронова, в прошлом — маркетолог, ныне — совладелица сети магазинов бижутерии и аксессуаров Конфитюр.

До 2008 года киевлянка Ирина Дронова зарабатывала на жизнь самым обычным образом — трудясь в сфере маркетинга, она выводила на украинский рынок новые продукты. Правда, у нее было свое небольшое увлечение, которое родилось в один из вечеров 2000 года, когда ей понадобилось подобрать аксессуар под новое вечернее платье.

Купить подобный не удалось, и Дронова взялась за переделку старых бус. Результат киевлянку удовлетворил, да и процесс понравился, поэтому она стала понемногу свозить из поездок в Европу интересные материалы и фурнитуру, а выходные посвящать тому, чтобы из всего этого придумывать новые аксессуары для личного пользования.

Увлечение так и осталось бы причудой, если бы не мировой финансовый кризис. Компания, в которой на тот момент работала Дро-нова, существенно сократила свои расходы на маркетинг, что и подтолкнуло будущую предпринимательницу к действиям.

Полгода у нее ушло на то, чтобы “трансформировать сознание” и разработать бизнес-план. Опытный маркетолог, Дронова понимала: для успеха ей необходимо занять уникальную нишу и продавать эксклюзивный товар.

Не желая конкурировать с уже имевшимися в Киеве магазинами рукодельной бижутерии, столичная жительница перебралась в “свободный” Харьков. Там ее Конфитюр стал первым магазином, специализирующимся на создании хендмейд-украшений и фурнитуры для них.

Ставка на бывшую столицу Украины сыграла: сейчас у Дроновой уже четыре магазина в самом Харькове и еще два — в области. На нее работают 20 человек, а оборот Конфитюра за прошлый год составил 1,4 млн грн.

Помимо этого, бывшая киевлянка на пару с супругом организовала школу по обучению рукоделию. По словам предпринимательницы, за три года эти курсы посетили 1,5 тыс. человек.

“Я и представить не могла, что разобранные бусы станут бизнес-проектом. Как не могла представить, что от бизнес-процессов буду получать еще больше удовольствия, чем от хобби”, — говорит Дронова.

Денежные паруса

Артемий Сурин, в прошлом — юрист, ныне — основатель туристического сообщества One Life.

Свое выступление на прошлогодней конференции для молодых предпринимателей Entrepreholic один из ее спикеров, 32-летний харьковчанин Артемий Сурин, начал со слов, что “миром правят идеи, а не деньги”. К его жизни это правило применимо на все 100%.

Заработав в 26 лет свой первый $ 1 млн на юриспруденции, Сурин отдал бизнес в управление партнерам.

На вопрос, что заставило его, успешного юриста, чьими клиентами были украинский гигант СКМ Рината Ахметова, сети магазинов Metro Cash & Carry и Billa, Министерство обороны Украины и прочие серьезные организации, отойти от дел, Сурин отвечает замысловато: мол, юрбизнес перестал быть ему интересным, и он не хотел жить в узких стенах капитализма с единственной целью приумножения финансовых активов.

Раздвигать стены Сурин начал в прямом смысле — бродя по свету: он стал реализовывать навеянные романами французского писателя Жюля Верна детские мечты о путешествиях.

Первым серьезным приключением оказалось покорение Северного полюса в декабре 2008 года. Тогда же харьковчанин завел блог на одном из российских интернет-ресурсов, где описывал свои путешествия. Вскоре страница Сурина стала очень популярной. Секрет успеха был в том, что юрист-путешественник писал о мечтах большинства белых воротничков, — о выходе из зоны собственного комфорта, о нивелировании социальных стереотипов.

Вскоре путешественник организовал в социальной сети Fkcebook группу One Life, ставшей площадкой для общения любителей активного отдыха. С тех пор прошло два года, и сегодня число участников сообщества превышает 65 тыс. человек из разных стран мира.

В 2012-м, зимой, которую он традиционно проводит на острове в Юго-Западной Азии, создатель One Life объявил об организации первого массового путешествия под эгидой сообщества. Спустя полгода флотилия из десяти яхт и с экипажами более чем из сотни человек отправилась под флагами One Life в недельный тур по островам Греции. Стоимость путешествия с учетом перелета и услуг шкипера составила по 1,3-1,5 тыс. евро для одного человека.

Идея оказалась настолько востребованной, что за следующие 15 месяцев One Life провел более 20 путешествий и экспедиций в Европу, Гималаи, Тибет и Латинскую Америку В мероприятиях сообщества приняли участие более 2 тыс. человек. К организаторам начали поступать деньги не только от участников, но и от спонсоров: последние яхтенные туры прошли при поддержке таких брендов, как Jack Daniels, Kyivstar и Pepsi.

Сурин не скрывает радости от того, что спонсорам понравилась его идея. Однако идейный вдохновитель One Life не считает себя бизнесменом. Говорить о прибыли и оборотах One Life он тоже не хочет: мол, все это подсчитает в конце года.

Итоговые цифры, вероятно, порадуют Сурина: по оценкам экспертов, сделанным по просьбе Корреспондента, годовой оборот от организации подобных туров может превысить 3,5 млн евро, а чистая прибыль окажется в районе 400 тыс. евро.

Чем путешествия “от Сурина” лучше горящих туров обычных агентств? Сам харьковчанин уверен, что One Life продает не туры, а стиль жизни и отличный нетворкинг.

(c) Ксения Карпенко