вторник, 27 августа 2013 г.

Что почитать? Книжные новинки августа


Чем замяться королю Хелльстада, как не ревизией своих владений? Приятно узнать, что ты один из самых богатых и могущественных людей на Таларе и способен в случае необходимости вести войну с ларами на равных. Ho военная мощь — далеко не главное, ведь в небесах и на земле плетутся заговоры, происходящее в Горроте по-прежнему остается зловещей тайной, да и пещера лилипутов-токеретов всё ещё не найдена. Так что скучать королю Сварогу не придётся...

Для читателей со стажем, которые хорошо представляют себе цикл о Свароге, рецензию на «Слепых солдат» можно свести к одному предложению — это качественное продолжение цикла, выдержанное в духе «Нечаянного короля». Всё укладывается в традиции серии: политические интриги на земле, секреты на летающих островах ларов, техника древней эпохи, любовные похождения главного героя. На сладкое — очень-очень долгожданное (с начальных книг, вышедших семнадцать лет назад) развитие сюжетных линий, связанных с Горротом и токеретами.

Правда, только хорошими новостями не обойдёшься. Увы, «Солдаты» — не весь роман, а лишь его первая часть. Поэтому ни о какой развязке речи здесь не идёт, да и кульминация отсутствует напрочь. Книга - спокойное, обстоятельное повествование. без особо ярких эпизодов. Королевская жизнь Сварога становится обыденной и пресной, и только политика да экскурсы в историю остаются отдушинами, которые не позволяют читателю заскучать.

А ещё в «Солдатах» в полный рост встала общая беда всех новых книг о Свароге — авторская забывчивость. Вот не помнит Александр Бушков, что он писал о мире Талара почти два десятка лет назад! И сам это признаёт. Поэтому внимательный читатель столкнётся с тем, что последние романы серии в вопросах быта, экономики, геральдики и прочих мелочах регулярно противоречат ранним книгам.

Если вы не относитесь к ярым поклонникам цикла, то имеет смысл дождаться следующего романа, «Из ниоткуда в никуда», чтобы повествование не обрывалось на полуслове. Кстати, приключения Сварога и на этом не завершатся. Уже написан «Король и его королева», а также анонсирован как минимум ещё один роман на следующий год.



Попав в мир, полный магии, недолго и с ума сойти. Именно это происходит с теми, кто, обладая волшебным Даром, не способен с ним совладать. Однако у Рэндома, главного героя романа, есть уникальный козырь — он попаданец из технического мира, знает законы физики и логики. A потому способен на все...

Все истории о магах-попаданцах похожи друг на друга. Герой переносится в иную вселенную, выясняет, что стал магом, и далее совершенствует свои способности. Отличия только в том. насколько интересную систему заклинаний придумает автор и с какими проблемами столкнётся протагонист.

С проблемами у героя «Новой реальности» тишь да гладь: хотя поначалу его социальный статус неясен, уже к середине романа он становится полноправным владельцем немаленького замка, а серьёзных противников у него нет. В перспективе, конечно. Рэндом будет противостоять мощи Ордена Света Очищающего, но в первом романе контур будущего конфликта лишь прорисовывается.

А ещё Вячеслав Железнов приготовил читателям сюрприз. Главный герой на самом деле отправился в путь совсем не из нашей вселенной, как казалось поначалу. Пускай он цитирует Леонида Филатова и знает, кто такой Гэндальф, однако Рэндом — выходец из совершенно другой ветки реальности. И его взгляды на мир для нас достаточно непривычны. В этом «Маг» близок к историям об альтернативных вселенных, где описываются утопические общества — привлекательные, но совершенно неправдоподобные. Другое дело, что Железнов не придумывает альтернативную историю — все воспоминания главного героя касаются только его прошлого.

Пожалуй то, что Рэндом — выходец не с нашей Земли, несколько сглаживает его крутизну. Он, конечно. и боец могучий, и волшебник неслабый, а заодно — гениальный математик-теоретик. Но откуда читателю знать, может, в родном мире протагониста все такие крутые? Это авторские правила игры, и если их принять, то от романа можно получить немало удовольствия.

Хорошее начало приключенческого цикла. Остаётся пожелать Вячеславу Железнову удачи на писательском поприще, тем более что «Маг. Новая реальность» — это его дебют.



Зомби сноба в фаворе у наших читателей. Тематические антологии о живых мертвецах анонсируются одна за другой. Если верить обещаниям, к осени «андеды» полезут изо всех щелей, как грибы после дождя. Но составитель Игорь Минаков и издательство «Эксмо», как водится, успели раньше прочих...

Очередным нашествием зомби наша фантастика обязана успеху фильма Марка Форстера «Война миров Z» с Бредом Питтом в главной роли. Точнее, блестяще проведённой рекламной кампании этого зомби-муви. Впрочем, в заглавии сборника, взятом у одного из рассказов антологии, обыгрываются реалии совсем другой эпохи. Пронзительная военная повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и одноимённый киношедевр режиссёра Станислава Ростоцкого впервые используется в таком контексте — поздравляю Владимира Васильева, автора заглавного рассказа, с почином. Но составитель расставляет и другие смысловые вехи. Вот военно-патриотический, без подвохов, рассказ Сергея Анисимова «Лишний» — об убитых, которые встают в строй, чтобы сражаться против врага пострашнее любого зомби. Вот шерлок-холмсовское «Дело о детском вопросе» Владимира Аренева. Вот «милицейская проза» Майка Гелприна и Юлии Чёрных «Резня в петушатнике». Вот психологический микротриллер Александра Золотько «Последняя просьба» — с захватом заложников и неизбежной «теорией заговора». Ну а маленькая повесть Николая Калиниченко «Дождь над Ельцом», где автор кропотливо реконструирует предметный, предельно «вещный» мир маленького мальчика, и вовсе заслуживает отдельного литературоведческого разбора. И в любом жанре непременно находится место для живых мертвецов, восставших покойников. Из всех образов, подаренных нам «литературой ужасов», образ зомби оказался самым пластичным: даже вампир при всех его несомненных достоинствах такой приспособляемостью похвастаться не может.

В сборнике много проходных текстов, но откровенные неудачи в глаза почти не бросаются. Зато достойные вещи на виду. До участников западных зомби-антологий нашим соотечественникам, конечно, ещё далеко, но какие наши годы — чай, не последняя рекламная кампания с связи с выходом на экраны зомби-муви.



На дворе XVII век - пик ожесточённой борьбы запорожских казаков с крымскими татарами. Причём оружием в этой борьбе выступают не только клинки и пищали, но и магия. Татарам помогает странный мужичок, который на деле оказывается самым настоящим чёртом. За запорожских казаков сражаются Тарас Куница и его друзья, которые также владеют кое-какими магическими навыками...

«Славянское фэнтези» перестало быть чисто славянским. То в одной, то в другой книге появляются западные пришельцы - длинноухие или зелёнокожие, которые интернационализируют жанр. Из-за этого теряется его особый колорит, чьи корни уходят в народное творчество и бессмертные произведения отечественных классиков.

Но Олег Говда говорит твёрдое «нет» тлетворному влиянию Запада. Автор сделал главными героями своего романа ярких и необычных персонажей — Василия Орлова, способного оборачиваться беркутом, шаманку Галлию, которая, надев волшебную уздечку, преображается в резвую кобылу, и мага-недоучку Небабу, также обученного принимать звериные личины. А всем этим «зоопарком» командует молодой ведун Тарас Куница. Так добрая нечисть выступает оппонентом нечисти злой. Подобный синтез реального и магического был привычен для людей прошлого, веривших, что рядом живут сказочные существа. И если их задобрить, они обязательно помогут, а если обидеть, то станут лютыми врагами...

Чтобы ещё больше завлечь читателей, рассказчик украшает речь цветистыми оборотами и старомодными словечками. Повествование он ведёт размеренно, словно на привале после долгого перехода по причерноморским степям. Правда, такая манера автору пока не слишком удаётся — видно, что Говде не хватает литературного мастерства. Зато автор старается украсить книгу, воссоздавая на её страницах казацкий колорит — с обилием исторических деталей и разнообразных бытовых тонкостей.

Добротная литературная стилизация, в которой сочетаются черты исторической авантюры и славянского фэнтези. До Николая Васильевича далеко, конечно, но попытка похвальная.



По словам Макса Брукса, сына режиссёра и сценариста Мела Брукса, зомби завораживают его с детства. Похоже, так и есть: именно восставшим покойникам посвящено всё, что Макс написал, от псевдоруководства по выживанию «О защите от живых мертвецов» до вот этого небольшого сборника рассказов.

Макс Брукс долго ждал своего звёздного часа. Это сейчас его роман «Мировая война Z», написанный в 2006 году, триумфально перепечатывают на десятках языков - в связи со всемирной премьерой одноимённого блокбастера. А в 2008 году, например. первое русское издание, вопреки всем своим достоинствам, привлекло внимание только кучки фриков. Между тем автор не терял времени даром. Помимо работы над сценарием фильма и над графическими романами по мотивам «Мировой войны...», он сочинил несколько рассказов, где под разными углами показывались последствия зомби-апокалипсиса. Одни примыкают к роману, другие вполне самостоятельны — как, например, «Праздник вымирания», где «живым мертвецам» противостоят не только люди, но и вампиры, всерьёз озабоченные перспективой потерять кормовую базу. Но самое страшное, что происходит с героями Брукса в результате нашествия зомби, — они теряют способность управлять своей жизнью. Это как цунами, как снежная лавина, неотвратимое стихийное бедствие: раз — и все планы летят кувырком, хрясь — и миром правит не человеческий разум, а слепые и необузданные силы природы. Собственно, и экранизированный роман Брукса, и все без исключения рассказы, вошедшие в сборник, посвящены одному и тому же: попыткам снова взять свою судьбу в собственные руки, снова научиться ставить перед собой разумные цели - и находить пути к их достижению. Задача не самая тривиальная, особенно для мира, где от живых трупов во всех смыслах не продохнуть.

Рационалистический подход и чётко выдержанный псевдодокументапьный стиль выгодно отличают тексты Макса Брукса от традиционного зомби-трэша. К сожалению, сборник тонковат — и откровенно вторичен по отношению к «Мировой войне Z», так что читать его стоит сразу после романа, как подборку дополнительных материалов.



Чародею Гарри Дрездену не привыкать к неожиданным и дурным вестям, но бывшая возлюбленная Сьюзен сумела его не на шутку ошарашить. Оказывается, у них есть дочь Мэгги, и теперь малютка попала в руки Красной коллегии вампиров, которая уже давно ведёт войну против магов Белого совета, мечтая заодно покончить и с Гарри. Ныне они близки к своей цели как никогда...

С тех пор, как мы впервые встретились с волшебником Гарри Дрезденом, его жизнь кардинально изменилась. С каждым томом размах событий неуклонно рос. В «Переменах» темп событий и концентрация экшена достигли совершенно невероятного уровня. Батчер и раньше не особенно жалел своего героя, а теперь обрушивает на его голову проблемы с какой-то садистской жестокостью. Чтобы спасти дочь, Дрезден идёт напролом и решается на поступки, безумные даже по его — весьма высоким — стандартам. Батчер ни на секунду не даёт Гарри и читателям перевести дыхание.

При этом если прежде, сколько бы синяков ни набивал себе Дрезден, в конце концов ему удавалось выпутаться из передряг с минимальными потерями, то в «Переменах» автор уже не позволит чародею отделаться лишь парой новых шрамов. И это ощущение пронизывает весь роман. Он полностью оправдывает своё название, сотрясает мир и жизнь Дрездена до основания, не оставляя сомнений, что они уже никогда не будут прежними. Стоит это понять, как восприятие «Перемен» полностью меняется. Прежде похождения Гарри увлекали, но за душу не трогали, а вот новая книга отстранённо наблюдать за событиями не позволяет. Зато даёт право с уверенностью сказать, что как писатель Джим Батчер продолжает развиваться.

К сожалению, отечественные издатели немного подпортили впечатление от книги. ACT запустило отдельную серию «Архивы Дрездена» с единым оформлением и «родными» обложками, где вышли одиннадцать предыдущих романов, — и вдруг двенадцатый появляется в совершенно ином виде. Не смертельно, но неприятно.

«Перемены» — промежуточный финал цикла о Дрездене. Книга завершает многие сюжетные линии, одновременно преподнося немало сюрпризов. А концовка попросту шокирует и сулит серии новое, крайне любопытное и нетривиальное развитие.



Ана — образцовая юная леди. Она учится в шкоде и готовится выйти замуж за такого же успешного человека, как она салю. Но жизнь резко меняется, когда Коллегия психиатрической экспертизы выясняет, что Ана — носитель опасных генов. Единственный её шанс остаться в Общине — это замужество. Вот только в день помолвки жених неожиданно исчезает.

Клэр Мерле, судя по всему, совсем не верит в человечество. В реальности «Взгляда» во втором десятилетии XXI века наступает мировой кризис, и ранее процветающие страны погружаются в пучины хаоса. Половина Европы в развалинах, и только в Великобритании всё более-менее спокойно.

Спасение предложили медики, сумевшие выделить в людях гены, ответственные за Большую Тройку психических заболеваний — шизофрению, депрессию и невроз страха. На основании анализов все люди теперь делятся на Чистых, живущих в хорошо защищённых общинах, и Психов, чья жизнь продолжается в грязных, опасных городах.

«Взгляд» — антиутопия, но не слишком правдоподобная в мелочах. Авторский замысел хорош, множество ярких деталей подчёркивают отрицательные стороны новой системы, но при этом Мерле не может или не хочет довести логику повествования до конца. Взять хотя бы наивную веру автора в то, что суды в районах Психов могут оставаться честными и неподконтрольными правительству. А ведь на этой предпосылке основан один из ключевых эпизодов романа!

Социальные проблемы накладываются на ярко выраженный конфликт отцов и детей. И вот здесь Мерле преуспела - развитие характера Аны и её несогласие с позицией отца связаны напрямую. И если в начале книги Ана противостоять воле своего родителя не способна, то к финалу она готова принять самое ответственное решение в своей жизни.

Если не придавать значения мелким огрехам сюжета и элементам мистики, которые выглядят чужеродными, то «Взгляд» можно назвать эталоном социальной подростковой фантастики. Юный читатель, незнакомый с классическими антиутопиями, увидит ярчайший пример почти фашистского отношения к людям, а заодно вместе с героиней научится ответственности — за себя и за других.



Гламурные вампиры, похоже, набили оскомину даже самым верным поклонницам и стойким подражательницам Стефани Майер. Но, к счастью, остались и другие волшебные персонажи, в которых могут влюбляться молоденькие девушки из провинции: эльфы, тролли, зомби... на худой конец — полубоги.

«Дамское» фэнтези отчасти даже привлекательно в своей предсказуемости и банальности — как бывают привлекательны хорошенькие юные дурочки. Вероятно, по контрасту: человечество, к счастью, состоит не из них одних, как и фантастика — не из одних девчачьих фантазий... Но вернёмся к роману Джозефины Анджелини. Какая судьба ждет в классическом дамском фэнтези старшеклассницу, выросшую у чёрта на куличиках, в неимоверной американской глуши? Что ей остаётся, кроме как сплетничать, обсуждать мальчиков и строить глазки учителям помоложе? Выбор невелик: или бороться с вампирами и демонами, жертвуя личной жизнью ради того, чтобы в очередной раз заткнуть Адскую Пасть (ролевая модель - Баффи Сандерс), или влюбиться в красавчика-вампира и полностью раствориться в избраннике (ролевая модель — Белла Свон). Ещё можно, конечно, пуститься во все тяжкие и скоропостижно скончаться, подкинув непосильную задачку ФБР (ролевая модель — Лора Палмер), но это уже из другой оперы. Элен Гамильтон, героиня романа «Слияние звёзд», занимает промежуточное положение между Беллой и Баффи. Скромница, красавица, одарённая редкой физической силой, умом она не блистает: о том, кто такие фурии, например, узнаёт из интернета — античная литература и история в американской провинции явно не в чести. А уж с какой стати Эринии открыли на неё охоту», Элен не пытается и гадать. Более того, она никак не связывает эти события с появлением новых соседей, загадочной семейки Делос, много лет прожившей в Италии. И даже имена Делосов - Ясон, Ариадна, Гектор, Кассандра, — не наводят девушку на смутные подозрения. Зато один из новых соседей оказывается жгучим красавцем, вполне созревшим, чтобы растопить трепетное девичье сердце...

Идеальная книга для чтения в перерывах между турами шопинга. Вылитые «Сумерки», только с сексуальным греко-римским акцентом.