вторник, 27 августа 2013 г.

Новый круг Лавкрафта

Несмотря на уединённый образ жизни, Говард Филипс Лавкрафт обожал «возиться с творческой молодёжью» и вёл переписку одновременно с сотнями корреспондентов. Так образовался круг немногочисленных, но преданных подражателей американского классика литературы ужасов. Лавкрафта нет с нами уже много десятилетий — однако в этот круг по-прежнему вливаются всё новые писатели, которые активно развивают вселенную Мифов Ктулху. Некоторых из них собрал на страницах этой антологии составитель Роберт Прайс.

На дворе у поклонников Лавкрафта нынче просто праздник какой-то. В издательстве «Снежный Ком М» появился сборник «Бестиариум», составленный Сергеем Чекмаевым из произведений отечественных лавкрафтофилов. В серии «Великие исторические персоны» издана новая биография Лавкрафта, вышедшая из-под пера Глеба Елисеева. Fly а в «Эксмо» увидела свет долгожданная антология «Новый круг Лавкрафта», подготовленная дотошным Робертом М. Прайсом ещё в первой половине девяностых.

В так называемый круг Говарда Филипса Лавкрафта с лёгкой руки писателя и исследователя Лина Картера принято включать авторов, которые переписывались с Лавкрафтом и сочиняли рассказы под прямым его влиянием — Роберта Блоха, Генри Каттнера, Фрица Лейбера, Августа Дерлета и многих других. Все они отдали должное Мифам Ктулху, а Дерлет (весьма посредственный литератор, но преданный последователь «затворника из Провиденса», всю жизнь посвятивший пропаганде его творчества) так и вовсе построил на этом недурную литературную карьеру. Соответственно, в «новый круг» входят писатели, обратившиеся к лавкрафтовскому пантеону в 1960-х и позже. Самые энергичные и одарённые из них, как Рэмси Кэмпбелл, быстро доказали, что вполне способны к самостоятельному творчеству, — не удивительно, что составитель не только включил в этот сборник два рассказа Кэмпбелла («Поющая равнина» и «Камень на острове»), но и доверил ему написать предисловие. Заглядывали в этот круг и фантасты, на первый взгляд предельно далёкие от «литературы ужасов», — например, Алан Дин Фостер, представленный в сборнике новеллой «Ужас на пляже».


Впрочем, все мы в курсе, что лавкрафтиана бывает разная. «Очень холодная война» Чарльза Стросса, «Этюд в изумрудных тонах» Нила Геймана, даже «Ночь в тоскливом октябре» Роджера Желязны — всё это в той или иной степени трибыоты. дань уважения создателю Мифов Ктулху. Роберт Прайс во введении к сборнику честно предупреждает, что правильной, годной лавкрафтианой считает литературу формульную, построенную по одной традиционной схеме: герой, одержимый болезненной фаустовской жаждой, срывает покровы с истины — и становится обладателем запретного знания, которое несовместимо с жизнью и душевным здоровьем. Всё, финал, унесите трупы. Увы, именно таким сочинениям Прайс отдаёт предпочтение на страницах этого сборника: большинство рассказов так уныло-однообразны по сюжету, ритму, фактуре, построению фраз, так композиционно безнадёжны, будто ваяли их не в Великобритании и Соединённых Штатах, а на суконно-прядильной фабрике в Нижнем Тагиле, в рамках трудового почина к 55-летию Великого Октября. Даже хардкорные фанаты Лавкрафта, боюсь, с трудом продерутся через эти дебри: столь глубокая вторичность убийственна даже для трибьюта.

Но, похоже, в глубине души Прайс всё-таки осознаёт, что на одних клише далеко не уедешь, и поэтому время от времени позволяет участникам антологии отступить от заявленного канона. Одни авторы вносят разнообразие, делая главными героями не традиционных лавкрафтовских мечтательных неврастоников-интровсртов, а современную молодёжь, бодрую, энергичную, довольную собой, мечтающую изменить мир, — как у Дэвида Саттона в «Демоническом» и Ричарда Лупоффа в «Шептунах». Другие — о кощунство! — позволяют себе иронизировать над штампами лавкрафтианы. как Лин Картер и Дэйв Фолли в злой пародии «Ползущий из Слизи», приписанной некоему Хируиму Финеасу Лавкрафту — не родственнику, но однофамильцу. Третьи и вовсе используют хтонических чудовищ в собственных целях, как тот же Лупофф в юмористической НФ-повести «Камера! Мотор! Шуб-Ниггурат!». Возможно, в ином окружении эти тексты не привлекли бы особого внимания, но в бесплодной пустыне «Нового круга Лавкрафта» каждое такое произведение — как глоток живой воды. Главное же сокровище в этой сомнительной коллекции — «Старые друзья», последний рассказ Карла Эдварда Вагнера, совершенно лавкрафтовский по духу и абсолютно оригинальный по форме.

Рабски копировать стиль, тон, сюжетообразующие приёмы классика — не лучший способ отдать должное его таланту. Зато на фоне таких сочинений любой эксперимент, любое отступление от правил смотрится выигрышно — что с успехом доказывает этот крайне неровный сборник.

OZON.ru - Книги | Новый круг Лавкрафта | Говард Филлипс Лавкрафт и другиеOZON.ru - Книги | Новый круг Лавкрафта | Говард Филлипс Лавкрафт и другие