воскресенье, 7 июля 2013 г.

Хитроумный бизнес

У каждой торгово-промышленной компании есть множество способов заявить о себе, повысить уровень продаж и победить конкурентов. Можно забить телеэфир своей рекламой, можно обклеить все свободные места в городе плакатами с соответствующими надписями. А можно поступить гораздо оригинальнее...


Такая вот реклама

Когда 5 августа 2010 года группа чилийских горняков надолго застряла в шахте, им вниз, пока шли спасательные работы, отправлялись еда, вода и другие необходимые вещи. А одна компания по производству очков совершенно бесплатно отправила под землю в подарок шахтерам десяток своих изделий - солнцезащитных очков.

Глупость? Вовсе нет. Когда шахтеров подняли, наконец, на поверхность, их глаза, отвыкшие от дневного света, были защищены именно этими очками. Спасательная операция транслировалась всеми новостными каналами, и очки «сделали» себе рекламу в самое дорогое эфирное время, причем совершенно бесплатно...

Когда спортсмены еще занимались в основном только спортом, а не прямыми продажами всякой чепухи, компания «Пума», в чьих бутсах играл знаменитый Пеле, заплатила ему довольно солидную сумму только за то, чтобы всемирно известный футболист начал завязывать шнурки на бутсах ровно за десять секунд до начала матча. В этот момент всех футболистов, а тем более - знаменитых, принято показывать крупным планом. Таким образом, миллионы футбольных фанатов увидели по телевизору, что их кумир играет не в каких-то там непонятных бутсах, а в изделии производства именно немецкой фабрики «Пума». Такая реклама оказалась намного дешевле и действеннее, чем если бы менеджеры «Пумы» украсили логотипами своей фирмы весь стадион.

Как бороться с ценовыми хищниками

Некто Герберт Дау придумал недорогой процесс производства брома, магния и некоторых красителей и основал свою компанию Dow Chemical. Уже в начале XX века химикаты от Dow Chemical продавались на территории всей Северной Америки, в частности бром шел по 36 центов за фунт, и Дау уже с интересом поглядывал на заокеанский рынок и даже поставил небольшую партию брома в Англию.

В тот момент вся Азия и Европа, включая Англию и Скандинавские страны, снабжались бромом производства крупнейшего в мире немецкого химического картеля. И в любом уголке планеты (кроме США) бром шел по строго фиксированной цене - 49 центов за фунт.

Немцы держались крепко, но, почувствовав, что их монополия скоро рухнет, так как цены у Дау были существенно ниже, приехали к предпринимателю с угрозами физической расправы. Угрозы не подействовали на предприимчивого американца, и немецкий картель решил выдавить Дау даже с его родного американского рынка, начав продавать бром в США по демпинговой цене - по 15, а затем и по 10 центов за фунт.

И тогда Дау сделал тот самый ход конем, который сейчас включен во все учебники экономики под заголовком «Как бороться с картелями и другими хищниками». Он остановил свое производство брома, начал через подставные компании скупать в США немецкий товар, фасовать его в упаковку своей фирмы и продавать в Европе и даже в самой Германии (где цены остались прежними) по 27 центов за фунт.

Боссы из картеля слишком поздно поняли, что их обошли. Немецкая монополия была разрушена, а фирма Dow Chemical вышла на новый виток процветания.

Некому работать!

Жидкое мыло появилось в начале 1970-х годов благодаря американцу Роберту Тейлору. Разумеется, Роберт сам хотел торговать своим изобретением, но тут возникла проблема: по разным причинам он не мог его запатентовать, а, значит, любая крупная косметическая компания могла запросто выдавить его с рынка, как то самое пресловутое жидкое мыло из дозатора.

И тогда Тейлор поступил следующим образом. Он выяснил, что дозаторы, необходимые для того чтобы использовать жидкое мыло, могут большими партиями выпускать всего две компании в мире. И тогда он заказал этим компаниям ни много, ни мало, а ровно сто миллионов дозаторов, полностью загрузив, таким образом, мощности этих двух компаний на много лет вперед.

Сумма сделки составляла 12 миллионов долларов. Разумеется, никто не требовал от Тейлора, чтобы он оплатил сразу всю эту сумму. Деньги за дозаторы поступали их производителям по мере продаж мыла, и все были довольны, так как товар расходился на ура.

А что же конкуренты? Они тоже могли производить свое жидкое мыло, но куда его разливать? Два единственных завода полностью заняты на годы вперед хитрым Тейлором. Строить свое предприятие? Слишком дорого для одного-единственного товара. И конкуренты оставили Тейлора в покое.


Ничего личного, нам просто нужны ваши деньги

Когда-то в тюбиках с зубной пастой отверстие было очень маленьким - в целях экономии этой самой пасты. Но потом производители поняли, что покупатель-то экономит, а они, производители, теряют существенные прибыли. После чего отверстие в тюбике было увеличено в два раза. Был снят и многократно показан по телевидению рекламный ролик, в котором пастой покрывалась полностью вся зубная щетка, что на самом деле совершенно ни к чему, так как большая часть пасты все равно пропадает зря. Разумеется, расход зубной пасты резко вырос и продажи, соответственно, так же резко подскочили.

Из тех же соображений родился «совет» намыливать шампунем голову два раза, и именно по этой же причине рекламные юноши и девушки с ослепительными зубами кладут в рот не одну, а две подушечки жевательной резинки.

Как заработать на конкурентах

Когда-то по российским телеканалам шла реклама, где сравнивался стиральный порошок известной фирмы и «обыкновенный», в белой, непритязательной и невзрачней упаковке. Одна из компаний воспользовалась этим и начала выпускать «обыкновенный» порошок в точно такой же упаковке, рекламу которому, совершенно этого не желая, уже сделала известная фирма.

Таким же образом заработала на рекламе, выпущенной конкурентом, компания MCI, занимающаяся услугами дальней связи. Ее конкурент - известнейшая фирма AT&T тратила бешеные деньги на рекламу услуги «позвони куда угодно». Чтобы воспользоваться этой услугой, нужно было набрать номер 1-800-OPERATOR (последнее, разумеется, буквами) и общаться в свое удовольствие.

И вот этот 1-800-OPERATOR мелькал по всем телеканалам, пока фирма MCI, которая тоже предоставляла подобную услугу, не поняла, что далеко не все люди правильно пишут слово OPERATOR. И тогда MCI завела себе номер 1-800-OPERATER.

Дальше - понятно. Людям, знакомым с рекламой (хорошо проплаченной, заметим, рекламой) от AT&T, достаточно было ошибиться на одну лишь букву, чтобы попасть к их конкуренту, который предоставлял точно такую же услугу, справедливо брал за это деньги, но ни цента не тратил на рекламу.

(с) Константин Карелов