понедельник, 29 июля 2013 г.

Яблоко от яблони. Краткая история самого известного запрета

Стоит только заговорить о священных запретах, воображение тут же нарисует обнаженных Адама и Еву. Этот библейский сюжет человечеству полюбился настолько, что чуть ли не каждое новое поколение вкладывало в него свой смысл. Зелень райских кущ, сладкий хруст запретного плода(под которым обыкновенно разумеется румяное яблоко), радость познания, сменяющаяся краской стыда, - и в конце концов изгнание из рая первой в священной истории влюбленной пары. Кинематографичность предания об Адаме и Еве не дает ему потерять актуальность. Эту историю можно найти в Торе, ветхозаветной Книге Бытия, Коране - не говоря уже о многочисленных кинолентах, богословских трактатах, живописных полотнах. И их авторы редко дают одинаковые ответы на вопрос, в чем провинились - и провинились ли вообще - изгнанные из рая мужчина и женщина.

Наши современники договорились считать: Адам и Ева поплатились за то, что вкусили запретный плод, который навел их на мысль о радостях плотских утех. И что в этом и состоял тот самый первородный грех, который отныне предстояло искупать каждому из их потомков. Могли ли к подобным выводам прийти древние евреи, поведавшие миру историю Евы и Адама? Вряд ли. Чтобы превратить ее в мелодраму о запретном наслаждении, двоих влюбленных и карающем Боге (который сквозь призму современной культуры выглядит не грозным Саваофом, а разгневанным отцом семейства), человечеству нужно было пережить многое. Приучить себя к чтению сентиментальных романов, воспитать богоборца Фридриха Ницше и первооткрывателя сексуальности Зигмунда Фрейда, прийти к торжеству секулярности и устроить сексуальную революцию.


Даже понятие «первородного греха» появилось не сразу. Концепцию о врожденности вины создал Блаженный Августин. В трактате 396 года «О различных вопросах к Симплициану» почтенный богослов нашел, что за возможность полакомиться райским плодом Адам и Ева поплатились свободой воли. Что прежде, до грехопадения, люди имели возможность свободно выбирать между добром и злом - а после известных событий сделавшись рабами собственных желаний. Но его трактовка так и не стала популярной. Да и сам «первородный грех» попал в богословский оборот много позже. А в православную картину мира он и вовсе вписался более чем через тысячу лет - в XVII столетии. К этому времени история стала излагаться так: расплата для Евы и Адама наступила за то, что они нарушили один-единственный существовавший для них запрет, который уже не нуждался в рациональном объяснении:нельзя - значит нельзя. Пересказывая сюжет об Адаме и Еве, человечество в который раз запечатлело свой портрет - на сей раз в декорациях раннего Нового времени. Эпоха последних костров инквизиции, строгих запретов и страха перед неизвестным будущим - другого ответа на вопрос о священном табу она дать и не могла.

Когда на смену туману раннего Нового времени пришла заря Просвещения, на первый план в ней вышло слово «познание» - в совершенно светском смысле этого слова. Наука, ставшая самым желанным плодом. То, что сможет открыть тайны природы и тем самым сделать человека всемогущим. Адам эпохи Просвещения - второй Прометей, добывший божественное знание и наказанный за это. Похоже, именно тогда человечество и стало сочувствовать Адаму - герою древнего предания об утраченном золотом веке.

Если верить Книге Бытия, знание и без того было в руках Адама. «Нареки имена животным», - заповедует ему божество в древнееврейском тексте. А дать чему-то имя, название, в архаической культуре - знать это и иметь над этим власть. Так полагали шумеры, египтяне, древние обитатели Азии - и евреи не были исключением. С тем, что Адам таким образом получил право власти над миром, соглашался еще современник Августина Ефрем Сирин. Имелось у первого библейского человека и знание о плотской стороне отношений - заповедь «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» стала первой из тех, которые получил Адам. Похоже, в понимании того, что же все-таки произошло с ним и с его подругой Евой, мы не далеко ушли от наших предков эпохи Просвещения - а то и еще более ранних. Но за это время мы многое узнали о себе - благодаря истории о запретном яблоке.