вторник, 25 июня 2013 г.

История в деталях

Иным фотографам удается вкладывать в свои работы столько значений, что те превращаются в замысловатый ребус, разгадать который мало кто может. С другой стороны, именно загадка и привлекает.

Я безумно люблю подобных фотографов. Да, с уважением отношусь к мировым величинам, классикам, ценю их трудолюбие и творческие находки. Но вот именно от таких фотографов меня просто клинит. Причина этого отношения довольно проста: эти творческие люди (как и художники, артисты, музыканты, проч.) разрывают шаблоны, не боятся нарушать сложившиеся нормы, законы гармонии, вековые традиции. Такую позицию называют эпатажем, рассматривают как стремление шокировать зрителей. Боюсь, это от непонимания сути происходящего.


Фотограф, скульптор и стилист, известная в мире под творческим псевдонимом Мадам Перипети/Madame Peripetie, она вызывает полярные оценки — от крайнего негатива («Я не вижу здесь искусства!») до предельного восхищения («Божественно!»). Лично у меня эти изображения сначала не вызвали особого восторга, скорее они меня даже испугали. Однако потом стало интересно, и я начал восторгаться воображением фотографа. Иными словами, я не воспринимаю работы Мадам Перипети как «ой, какие красивенькие цветочки!» — эти произведения запускают работу мысли, визуальный образ провоцирует подсознание на диалог. Подобное мало кому нравится: кто захочет, чтобы посторонние копошились в его подсознании? Однако именно такая фотография и есть хорошая фотография. Если автор может зацепить подсознание зрителя и вызвать такую активную реакцию (оценку), значит, этот фотограф действительно великий мастер. Ну а те, кто категорично не воспринимает это творчество, как мне кажется, боятся самих себя, своих потаенных желаний и фобий. Как вы понимаете, тема эта уже не фотографическая.

Мадам Перипети (Сильвана Зыбура/ Sylwana Zybura) родилась в Польше. Подобно многим детям, выросшим в условиях разрушающегося коммунистического режима, она испытывала на себе двойное влияние. С одной стороны была серая будничная жизнь, полная ограничений и визуальной бедности, а с другой — буйство красочных эмоций в клипах на телеканалах MTV и VIVA.

«У нас была своя спутниковая антенна, которая, казалось, принимала из рая на земле, — вспоминает Мадам Перипети. — Культовые видеоролики Дэвида Боуи, Грейс Джонс и Майкла Джексона стали для меня визуальным ударом». Одновременно она запоем поглощала научно-фантастическую литературу и кинофильмы. «Мне было 6 лет, когда я впервые посмотрела "Звездные войны" и "Трон", и вместе с книгами Станислава Лема, Айзека Азимова, Артура Кларка, Франка Герберта, Джеймса Грэхема Балларда и проч. они оставили в моей душе глубокий след. Мне очень нравились все работы режиссера Ридли Скотта, а один из фильмов "Кремастер" Мэтью Барни до сих пор держит меня в страхе. Кстати, эстетика и концепции этого режиссера буквально завораживали. Писатели и режиссеры подарили миру уникальные миры, и это вдохновило меня на создание своей собственной истории с необычными героями. Я не умела рисовать, и единственным средством для их визуализации стала фотография. Она отличается тем, что позволяет рассказать историю в одном изображении, которое может открыть множество дверей в вашем сознании».

Мадам Перипети пришла в фотографию, когда у нее за плечами была карьера в области прикладной лингвистики и политических исследований. Окончила одну из лучших фотографических школ в Германии. Потом последовала тяжелая работа. Что сейчас? «Я только что подписала контракт с агентом Марком Джорджем, который раньше представлял интересы Ричарда Аведона. Так что в этой жизни возможно все...»

В отзывах на ее работы встречаешь самые замысловатые определения, например, «фэшн-сюр». Сама Мадам Перипети говорит, что основу ее оригинального стиля составляет «авантюра сияющих цветов и фактур, чувственного богатства и минималистская композиция — технологическая и ирреальная "игра в слова" (от фр. — cadavre exquis)». Далее для объяснения своего творчества она отсылает к цитате французского поэта Пьера Реверди: «Изображение представляет собой чистое творение разума. Оно может родиться в результате не сравнения, а соприкосновения двух более или менее отдаленных сущностей. Чем слабее и правдивее связь между двумя соприкасающимися сущностями, тем сильнее изображение получится, тем больше его эмоциональная сила и поэтическая реальность» (из журнала «Север-Юг», март 1918 года).

Мадам Перипети черпает вдохновение из литературы, кинематографа и скульптуры, ее привлекают связи между различными дисциплинами, которые приводят к оригинальным решениям и которые невозможно классифицировать по общепринятыми нормам. «Именно эти междисциплинарные гибридные связи и создают самый интересный и необычный визуальный язык. Я часто цитирую сюрреализм и дадаизм, т.к. они восстают против принятых правил и гетерогенного синтеза материального и нереального».

У нее нет культовой личности, которая выступала бы в качестве творческого ориентира. Мадам Перипети восхищается американским художником и театральным режиссером Робертом Уилсоном за его красивые постановочные игровые сюжеты, нетрадиционный подход к передаче времени, ошеломляющие характеры (гипнотическая серия портретов «Voom») и превосходный свет; британским дизайн-бюро Heatherwick studios за инновационные архитектурные решения; датско-исландским художником Олафуром Элиассоном за его крупномасштабные арт-инсталляции («от его "Model for a timeless Garden" просто захватывает дух!»). Что касается фотографии, то Мадам Перипети отмечает Ника Найта: «Очень инновационный фотограф, раздвигает визуальные границы и внедряет новые технологии». Ей нравятся Роджер Валлен за грубый стиль и Вивиан Сассен за ее безупречные свет и композицию. Обожает Ги Бурдена за его ирреальный подход к моде и Карла Блоссфельда за скульптурные макропортреты растений. «Спросите меня через несколько месяцев, и я назову совершенно другие имена», — шутит Мадам Перипети.


В своей работе она использует в основном цифровую зеркалку Canon EOS 5D Mark II или Mark III. Раньше фотографировала на Sinar, Haselbtad и Holga. «Инструменты важны,— поясняет Мадам Перипетии, — но все решает ваш замысел и то, как будет настроено оборудование в соответствии с вашими нуждами. Отправной точкой должно быть видение, но никак не техника, и даже самая лучшая камера в мире не поможет вам достичь впечатляющего результата». Следует добавить, что Мадам Перипети работает в команде со стилистом Стеллой Гостевой и визажистом Мариной Кери. Никакого вмешательства в композицию готовой съемки на компьютере не производится. Только незначительная коррекция цвета и ретушь, чтобы приблизить снимок к желаемому результату.

Мадам Перипети не считает, что прошла пик своей карьеры, и уверена, что многие хорошие работы ждут ее впереди. Главное, она четко знает, что такое «хорошая фотография»: «Независимо от стиля она вызывает чувства, передает настроение и переводит вас в другое измерение. Подобные вещи происходят изнутри, они подлинные, и вы видите чувства творца».

Мой вопрос, что же надо сделать начинающему фотографу для достижения успеха, она парировала другим вопросом: «А что, собственно, это значит — быть успешным или известным? Конечно, можно привести много значений, но главное, на мой взгляд, что "успешность/известность" не должны быть приоритетными для фотографа. Советую быть честным по отношению к себе и собранным. Прислушивайтесь к внутреннему голосу, экспериментируйте, получайте обратную связь и конструктивную критику от авторитетных для вас людей, развивайте ваши навыки. Будьте homo fudens (человек играющий) и любите то, что делаете. Добавьте к этому настойчивость, и вы достигнете желаемого».

Современная фотография стремительно меняется под влиянием инновационных технологий — трехмерное сканирование, трехмерная печать, Instagram, Twitter и проч. «К сожалению, мы видим, как увеличение визуальной информации привело к тому, что из фотографии стала уходить тайна, исчезает момент удивления, что в результате приводит к потере ценности. В этой ситуации я не вижу необходимости спешить, скорее нужно остановиться на мгновение, чтобы успокоиться, все обдумать и найти основу для своего творчества. Нет ничего неправильного в том, чтобы объединять различные техники и технологии, однако для любого творчества принципиально направлять все эти инновационные возможности на достижение уникального результата, обусловленного внутренним миром фотографа».

Кажется, что общаться с Мадам Перипети можно бесконечно. На каждый вопрос она дает развернутый ответ, из которого могут проистекать другие вопросы и проч. Интересный собеседник, она обладает обширными знаниями в области современного искусства вообще, а не только одной области — фотографии, поэтому я могу категорично заявить, что говорить об эпатаже в ее творчестве как самоцели крайне абсурдно. Скорее фотография Мадам Перипетии отражает всю сложность современного мира, многогранность и противоречивость людей. Отвергать эту фотографию как якобы шокирующую означает отрицать саму сущность человека. Причем подобная позиция ведет не в тупик, но в средневековое мракобесие. С другой стороны, пускай люди с такими взглядами там и остаются. Высокие технологии им недоступны, как и высокий интеллект. Участия в эволюционных процессах они не принимают. Значит, уделять им внимание смысла нет. Наша задача — идти вперед.

(с) Владимир Нескромный