суббота, 8 июня 2013 г.

Первая декада

В конце прошлого года магазин iTunes стал доступен в России, а нынешней весной он отметил свое десятилетие. Это отличный повод для того, чтобы погрузиться в пусть и не слишком длинную, но очень насыщенную историю сервиса № 1 от компании Apple.

За минувшую декаду магазин полностью изменил музыкальную индустрию. И дело здесь не только в том, что iTunes Store предложил легальную альтернативу пиратству, которая оказалась приемлемой для миллионов людей во всем мире.


iTunes, который с 2010 года считается самым крупным в мире розничным магазином, торгующим музыкой, изменил сам подход людей к покупке аудиоконтента, а вслед за этим - и подход музыкантов к его созданию. Десять лет тому назад все мы покупали музыкальные альбомы, записанные на CD. Приобретали их даже в том случае, если нас интересовала на диске только одна песня. iTunes предложил потрековую продажу композиций, и слушатели наконец-то получили возможность создавать собственные миксы из любимых мелодий.

iTunes Store сделал покупку музыки удобной. Чтобы приобрести понравившуюся песню, больше не нужно идти в музыкальный магазин и искать диск, достаточно указать его в каталоге iTunes, оплатить, и можно тут же слушать музыку. Благодаря интеграции с сервисом iCloud, загруженные треки из iTunes доступны и на портативных устройствах, поэтому слушать музыку можно везде и всюду.

iTunes Store стал первым опытом компании Apple по созданию сервисов, а не продуктов. И именно на основе музыкального магазина и одноименного приложения позднее были открыты разделы подкастов, продажи телевизионных передач, фильмов и книг. Даже самый популярный сегодня магазин мобильных приложений Арр Store - это тоже всего лишь один из разделов iTunes.

Фактически магазин превратил Apple из производителя электронных устройств в международный цифровой медиаконцерн. За десять лет из iTunes Store было загружено 25 млрд треков, более одного миллиарда курсов скачано через iTunes U, более 100 млн книг загружено через сервис iBook store.

2003

История сервиса iTunes началась 28 апреля 2003 года. Стив Джобс провел презентацию, на которой рассказал аудитории об открытии музыкального веб-магазина цифрового контента. «Мы начали создавать его около полутора лет назад, - сказал тогдашний глава кохмпании Apple, - для этого нам нужно было договориться с пятью музыкальными компаниями. Я не знаю, чего ожидать».

Начинание Джобса оказалось более чем успешным. На то время плееру iPod исполнилось всего лишь 18 месяцев, однако было продано уже более 700 тысяч штук, и Apple утверждала, что это был тогда самый популярный музыкальный плеер в мире. Так что потенциальная аудитория iTunes Store уже была сформирована. Вместе с открытием веб-магазина iTunes также был представлен iPod третьего поколения. «Он весит меньше, чем два CD» - под таким лозунгом его продвигала компания Apple.

На момент запуска в библиотеке магазина iTunes насчитывалось около 200 тысяч треков, и каждый оценивался в 99 центов. При этом исполнитель получал лишь 9 центов с проданной песни. За первые 18 часов работы iTunes Store было продано более 275 тысяч треков, за первые 5 дней - более одного миллиона композиций. Самой продаваемой композицией первого дня функционирования сервиса iTunes стала Stuck in a Moment группы U2, а самым популярным музыкальным альбомом был Sea Change от Beck.

Кстати, возможность покупки отдельных песен - важное отличие сервиса от стандартной дистрибуции музыки, где покупатель, как правило, платит за покупку целого альбома. Благодаря такому подходу, пользователи получили возможность самостоятельно микшировать треки и составлять собственные списки воспроизведения.

Концепция цифрового микса была представлена Apple еще в 2001 году в рекламном ролике Rip, Mix, Burn, a iTunes помог ее популяризировать. Правда, далеко не всем музыкантам она пришлась по душе: например, AC/DC, Jon Bonjovi и Kiel Rock критиковали подход Apple к потрековой продаже музыки, а кое-кто из популярных исполнителей даже изъял свои песни из онлайнового сервиса.

Спустя почти полгода после открытия, 8 сентября, iTunes уже праздновал продажу стомиллионной песни. А в октябре 2003-го реклама iPod и iTunes впервые появилась на телевизионных экранах, благодаря чему магазин заполучил множество новых клиентов. Песня Hey Мата группы Black Eyed Peas, которая звучала в рекламном ролике, стала очень популярной.

В октябре 2003 года вышла первая версия приложения iTunes для Windows. За первые три дня оно было загружено более миллиона раз, и столько же песен было продано. 15 декабря того же года компания Apple сообщила о том, что общее число проданных композиций достигло отметки 25 млн.

2004

В январе на конференции Macworld Conference & Expo был представлен новый музыкальный плеер iPod mini в пяти цветовых исполнениях. Во время презентации Стив Джобс рассказал, что один из пользователей сервиса купил музыки почти на $30 тыс.

В марте число проданных композиций достигло 50 млн, а первую годовщину своего существования магазин отметил семьюдесятью миллионами скачанных песен. В начале лета iTunes стал доступен за пределами США. Покупать музыку в онлайне смогли пользователи продукции Apple из Франции, Великобритании и Германии. Кстати, самой продаваемой песней в первый день международных продаж стала композиция Bam Thwok рок-группы Pixies, а альбом То the 5 Boroughs группы Beastie Boys вошел в историю iTunes как самый популярный альбом того дня.

Вместе с расширением географии сервиса пополнялся и его ассортимент. К концу лета 2004 года число песен в iTunes увеличилось в пять раз и достигло миллиона. 12 июля двадцатилетний молодой человек Кевин Бриттен (Kevin Britten) из Канзаса скачал стомиллионный трек из iTunes и выиграл PowerBook, iPod с лазерной гравировкой и 10 тысяч бесплатных песен. О выигрыше ему сообщил телефонным звонком лично сам Стив Джобс.

Осенью на ТВ была запущена еще одна реклама iTunes, а также нового iPod с вращающимся колесиком. В рекламе использовалась песня Vertigo группы U2. Чуть позже в продаже появилась специальная модель плеера для поклонников этой группы. 26 октября магазин iTunes стал доступен жителям еще девяти европейских стран: Австрии, Бельгии, Финляндии, Италии, Греции, Люксембурга, Португалии, Испании и Нидерландов. Песня группы U2, звучавшая в рекламном ролике, стала хитом первого дня продаж, a The Greatest Hits Робби Вильямса ворвался в топ как самый продаваемый альбом.

В начале декабря к многомиллионной армии поклонников iTunes присоединились и жители Канады, а конец года музыкальный магазин Apple отпраздновал продажей двухсотмиллионного трека.

2005

В следующем году аудитория iTunes расширилась за счет еще шести стран: Японии, Австралии, Дании, Норвегии, Швеции и Швейцарии. Уже 2 марта был скачан трехсотмиллионный трек, а к середине лета число загруженных композиций достигло полумиллиарда. В начале осени Apple выпустила iPod nano, как оказалось позже, самый продаваемый музыкальный плеер в истории. Вместе с этим на iTunes стал доступен полный каталог аудиозаписей Мадонны. По итогам года саундтрек к фильму «Страна садов» вошел в десятку самых продаваемых альбомов. Благодаря этому альбому, альтернативный рок вышел на совершенно новый уровень и обрел миллионы слушателей.

В 2005 году на сервис было добавлено сразу несколько новых разделов. Летом в музыкальном магазине появилась возможность загрузки подкастов - цифровых записей, созданных в стиле радиопередач. Подкасты в основном остаются бесплатными, они распространяются по подписке. Если пользователь подписался на подкаст, то при появлении новых выпусков они автоматически загружаются в библиотеку подписчика.

Кстати, популярность подкастов стала столь большой, что в конце года слово «подкаст» было внесено в американское издание словаря Oxford и было признано «словом года». В словаре указано, что подкаст - это сокращение от iPod и broadcast. Интересно, что чуть позже компания Creative предложила свою расшифровку термина - Personal On Demandbroad Cast («Индивидуальное вещание по требованию»), однако до сих пор в словаре Oxford информация о происхождении слова «подкаст» изменена не была.

В октябре iTunes пополнился разделами музыкальных видеоклипов и телевизионных программ. Время для запуска было выбрано неслучайно -именно тогда начались продажи плеера iPod пятого поколения, в котором впервые была реализована возможность воспроизведения видеофайлов. Поначалу выбор видеоклипов и телепрограмм был невелик - всего лишь около двух тысяч наименований, но некоторые сериалы появлялись в iTunes на следующий день после их трансляции по телевидению. Несмотря на то что идею продажи телепередач через iTunes критиковали (мол, зачем же людям платить за то, что по телевизору показывают бесплатно?), сервис не прогадал. Оказалось, что пользователи готовы платить за удобство: за то, что кто-то оцифровал для них видео и внес в удобный каталог.

2006

23 февраля на iTunes была продана миллиардная песня - Speed of Sound от Coldplay. Счастливчик из Мичигана Алекс Островский, оплативший юбилейный трек, получил в подарок 20-дюймовый iMac, 10 плееров iPod и подарочный сертификат на $10 000 на покупку любого содержимого в магазине iTunes.

В 2006 году вслед за видеоклипами, сериалами и телепередачами на сервисе iTunes появились полнометражные фильмы. В декабре iTunes стал также доступен пользователям из Новой Зеландии.

2007

Этот год был отмечен еще несколькими важными событиями в истории iTunes. В начале января вышел первый iPhone, и его обладатели получили возможность работать с магазином с помощью специального приложения. Вскоре компания Apple сообщила о продаже двухмиллиардной песни. Меж тем число просмотренных через сервис iTunes телепередач превысило 50 млн, а приобретенных фильмов - 1,3 млн.

В конце весны магазин пополнился бесплатным разделом iTunes U, ориентированным на студентов и школьников. В этом разделе нынче представлено более 350 тысяч файлов (лекции, презентации, аудиоуроки для изучающих языки и т.д.), и с ним работают сотни ведущих учебных заведений всего мира. iTunes U удобен тем, что имеет простые инструменты для ограничения доступа пользователей к разному содержимому. Например, преподаватель может легко определить, кто из студентов имеет право скачать загруженные на iTunes U файлы.

Весной также был выпущен первый цифровой мультимедийный проигрыватель Apple TV, который воспроизводит потоковые мультимедийные данные (фильмы, музыку, подкасты и фотографии) из библиотеки iTunes на широкоэкранные телевизоры и плазменные панели. В России Apple TV появился лишь в конце прошлого года.

Несмотря на постоянное появление новых разделов, сервис iTunes продолжал оставаться для нас прежде всего музыкальным магазином. В середине весны появилась интересная функция Complete My Album, позволявшая пользователям приобретать альбомы по сниженной цене в том случае, если ранее они покупали отдельные треки оттуда. 31 июля общее число песен в библиотеке сервиса iTunes превысило 5 млн, а количество купленных песен -3 млрд. В этом году в магазине стал доступен полный каталог от компании EMI без DRM-защиты, а также все альбомы легендарной группы Lecl Zeppelin. Кроме того, был продан стомиллионный iPod, и начались продажи плеера iPod touch, с которого, как и с iPhone, можно было получать доступ к магазину.

2008

Летом на базе iTunes был открыт магазин приложений. Поддержка Арр Store была реализована в смартфоне iPhone 3GS, анонсированном на следующий день после открытия магазина, а обладатели iPhone и iPod touch могли скачать обновление до iOS 2.0.1 через iTunes. В библиотеке только что открытого Арр Store насчитывалось 500 приложений, и за четыре первых дня они были скачаны 10 млн раз. Уже к началу сентября число загруженных приложений превысило 100 млн.

Музыкальный отдел магазина тоже продолжал бить рекорды. В начале весны доходы iTunes по продаже музыки стали больше, чем у любого другого розничного магазина США. 19 июля iTunes установил новый рекорд - 5 млрд загруженных треков. В том же году в приложении iTunes появилась интересная функция Genius, помогающая посетителям находить музыку, схожую с той, которая уже есть в их фонотеке.

Раздел телепередач iTunes пополнился контентом в HD-формате, тогда же у пользователей впервые появилась возможность не только покупать полнометражные фильмы, но и брать их в аренду на сутки.

2009

В магазине появились первые полнометражные фильмы в HD-формате, а меломаны получили возможность загружать все 10 млн песен из библиотеки онлайн-сервиса без DRM-защиты.

В конце сентября число скачанных приложений перевалило за 2 млрд, а в конце года в Арр Store было уже 100 тысяч программ.

2010

Начало года ознаменовалось добавлением еще одного крупного раздела - iBookstore. Открытие книжного магазина «случайно» совпало с выходом первого планшетного компьютера iPad. В него предустанавливалось приложение iBooks, с помощью которого можно было просматривать каталог iTunes и скачивать книги, а также работать с собственной библиотекой. Поначалу все книги в iBookstore предлагались только в формате ePub, но в середине года была добавлена поддержка PDF. Вместе с выходом 21 июня операционной системы iOS 4 приложение iBooks стало доступно и для других устройств от компании Apple - iPhone и iPod touch. В обновленном приложении появились закладки и возможность добавления комментариев.

Музыкальный раздел iTunes пополнился каталогом группы The Beatles. Все произведения ливерпульской четверки впервые стали доступны для приобретения в цифровом виде. В феврале представители Apple сообщили о продаже десятимиллиардного музыкального трека, примерно тогда же iTunes стал крупнейшим в мире розничным музыкальным магазином.

Стремительно набирал обороты и раздел приложений: уже в январе число скачанных продуктов перевалило за три миллиарда, а в июне - за пять миллиардов. В начале лета Apple поделилась еще одной цифрой: количество учетных записей клиентов iTunes превысило 150 млн.

2011

Этот год был встречен новыми рекордами: загрузкой десятимиллиардного приложения из Арр Store, стомиллионной книги из iBookstore и пятнадцатимиллиардной песни из iTunes. Однако самым громким событием стала доступность iCloud. Этот сервис давал возможность хранить все пользовательские библиотеки контента на удаленных серверах Apple, а также мог синхронизировать их между устройствами. Десятая версия iTunes не поддерживала автоматическую загрузку приобретенного ранее контента: его нужно было добавлять вручную. Однако в iCloud можно было автоматически загружать весь новый контент, приобретаемый через iTunes.

Кроме того, появилась платная функция iTunes Match, с помощью которой можно загружать в iCloud песни и кинофильмы, добавленные в медиатеку не через iTunes. Если ваши треки совпадают с песнями в базе данных iTunes Store, сервис iTunes Match лицензирует всю музыку.

Уже через неделю после запуска сервисом iCloud пользовалось 20 млн человек.


2012

Приложение iTunes 11 расширило возможности iCloud. Облачный сервис для синхронизации был полностью интегрирован в магазин. Синхронизация содержимого между устройствами стала выполняться в автоматическом режиме, и пользователям больше не приходилось предварительно загружать фильмы и музыку, чтобы воспроизвести их на устройстве. Кроме того, в iCloud была реализована функция воспроизведения музыки и фильмов с того места, где они были остановлены.

4 декабря произошло знаменательное событие - продажа кинофильмов и музыки в iTunes стала доступна пользователям еще пятидесяти двух стран, в число которых наконец-то попала и Россия. В российском варианте магазина iTunes цены примерно вдвое ниже (!), чем за рубежом: многие песни можно купить за 15 руб., а стоимость альбомов - около 150 руб. Цена на фильмы стартует от 69 руб., прокат - еще дешевле.

Россиянам также доступен сервис iTunes Match. За 799 руб. в год вы сможете загрузить весь мультимедийный контент в облако iCloud и получать к нему доступ с любого устройства.

2013

6 февраля посетитель iTunes Филипп Люпке (Германия) скачал двадцатипятимиллиардный трек и получил сертификат на 10 тыс. евро. Число загруженных приложений в магазине Арр Store зимой достигло 40 млрд, и, согласно неустанно бегущему счетчику на сайте Apple, совсем скоро оно перевалит за 50 млрд.

19 марта был установлен новый рекорд продаж музыки. Первый студийный альбом Джастина Тимберлейка The 20/20 Experience за первую неделю купили более 580 тысяч раз.

Сейчас в библиотеке магазина имеется около 35 млн музыкальных композиций, и каждую минуту из iTunes Store скачивается около 15 тысяч песен, сервис доступен в 115 странах и обслуживает почти половину американского рынка VoD (Video on Demand - видео по запросу).