Современные устройства, и фотокамеры в том числе, служат, по большому счету, для того, чтобы человек постоянно ощущал неразрывную связь с окружающим миром. Звоня по телефону просматривая почту на планшете, обновляя ленту социальных сетей на смартфоне, мы живем в настоящем. С фотографиями все иначе. Львиная их доля отражает прошлое.
Начало
Довоенная Япония была не так слаба экономически, как принято считать. Конечно, пальма первенства на поприще промышленного производства принадлежала США и Европе, но и жители Страны восходящего солнца старались не отставать от лидеров, хотя бы в том, что касается технологий.
В 1933 году двое инженеров, Горо Ёсида и Сабуро Утида, открыли в Токио небольшую, занимавшую всего одну комнату, оптическую лабораторию Seiki Kogaki Кепкуujo. Главной целью предприятия было создание японской камеры, не уступающей европейским аналогам, в том числе и легендарной Leica.
За образец Ёсида и Сабуро взяли самые популярные на тот момент модели компаний Leiz и Contax. Но техника стоила дорого, и у молодых людей не было возможности ее приобрести. Спонсором их исследований стал лучший друг Утиды - Такэси Митарай. Преуспевающий врач-гинеколог предоставил необходимые средства, и друзья приступили к изучению западных образцов.
Дитя рынка
Несмотря на то что Kwanon в продажу не поступили, в июльском номере журнала Asahi Camera за 1934 год был размещен анонс, сопровождавшийся фотографией первой японской фотокамеры. Год спустя Сабуро Утида зарегистрировал торговую марку Canon. Привычная для слуха западного потребителя, она при этом не теряла созвучия с именем первого детища компании и вдобавок отражала ориентированность команды на высокие стандарты производства (canon в переводе с английского - канон, правило).
Чуть позже, в октябре и ноябре, в том же журнале Asahi Camera появилась реклама новой модели, созданной Утидой и Ёсидой, Hansa Canon. Так как имя Precision Optical Instruments Laboratory еще никому ни о чем не говорило, инженеры передали права на продажу компании Omiya Shashin Yohin Co., Ltd. Ей принадлежал знакомый рынку бренд Hansa, который и стал приставкой к оригинальному названию. Главным преимуществом Hansa Canon перед европейскими камерами была цена. В 1934 году камера Leica стоила около 550 йен, тогда как Canon - вдвое меньше, 275 йен.
На волне успеха
Hansa Canon стала неплохо расходиться, и сил двух инженеров уже не хватало. Штат было решено расширить. Компанию еще раз переименовали. В этот раз, для усиления связи с выпускаемым продуктом, выбрали длинное, но серьезное - Japan Precision Optical Instruments Laboratory, Co., Ltd. Обороты быстро росли, и даже новая команда уже не справлялась с производством. К тому же не хватало финансов для грамотного масштабирования. 10 августа 1937 года была создана корпорация Precision Optical Industry, Co., Ltd. с уставным капиталом 1 млн йен.
Постепенно производственные проблемы были решены, однако изготавливать собственные объективы компания на тот момент не могла. Поэтому она выпускала только body (тушку, фотоаппарат без объектива), к которым присоединялась оптика Nikkor (бренд Nikon). Таким образом, в те времена будущие конкуренты помогали друг другу выйти на новый рынок.
Canon нуждалась в хороших объективах, a Nikon начинала работать с гражданской оптикой, стараясь разбавить ею военные заказы.
В 1940 году была создана первая японская камера с рентгеновским излучением, послужившая отправной точкой для двух событий. Во-первых, именно с X-Ray-камеры началось создание представительств корпорации в других странах. Во-вторых, благодаря этим технологическим наработкам, после Второй мировой войны были основаны две дочерние компании, одна из которых занималась фармакологией и медицинским оборудованием.
Послевоенное время
Во время Второй мировой для управления компанией пригласили первого инвестора Такэси Митарая. Его методы вызвали множество разногласий, но позволили разработчику первой массовой японской фотокамеры выжить в этот непростой для страны период. Прежде всего Митарай пригласил наемных менеджеров. К тому же он разработал систему социальных льгот для сотрудников. Все это позволило Такеши сохранить компанию после разгрома Японии в войне. По окончании боевых действий на Дальнем Востоке 15 августа 1945 года он лично разослал сотрудникам приглашения вернуться к работе.
Выйти из застоя Canon помогли оккупанты. Дело в том, что японцам было как-то не до фотокамер: нужно было страну восстанавливать. А вот офицеры и солдаты союзников и Соединенных Штатов очень обрадовались возможности приобрести отличную фотокамеру по низкой цене. Для пущей устойчивости компании Такеши создал два дочерних предприятия. Производство радиоприемников и снабжение государства медицинскими товарами позволило впоследствии расширить основное направление - производство фототехники.
В 1946 году был выпущен фотоаппарат Canon SII. Чтобы имя компании ассоциировалось с названием ее камер, пришлось еще раз сменить вывеску. Canon Camera Co. Inc. стала участвовать в международных выставках и старалась ориентироваться на мировой рынок. В 1949 году на выставке в Сан-Франциско фотоаппарат Canon ИВ получил высшую награду, что положительно сказалось на имидже компании в Европе и Северной Америке.
Все больше и больше
Рынок фотокамер был слишком мал для быстро растущей после военного кризиса компании. Поэтому в 1956 году на свет появляется кинокамера Canon Cine 8Т, а спустя два года - кинопроектор Canon Projector Р-8. При разработке новых устройств инженеры Canon пошли по проторенному пути: взяли за образец лучшие модели. После того как новые камеры японского производства были представлены на строгий суд рынка, весь мир заговорил о «японском экономическом чуде».
В конце 50-х годов компания обратила внимание на профессиональные офисные копировальные аппараты. Тогда на этом рынке существовал один крупный игрок, занимающий все ключевые позиции, - Xerox. Японцы взялись за создание своей собственной модели, но о прежнем методе работы уже не заикались. Xerox надежно окружил себя патентами, защищающими технологии и устройства этой фирмы. Хитрые азиаты решили пойти другим путем: спустя десять лет, в 1970 году, представили свое видение копировальных машин. Естественно, новые технологии были запатентованы. Правда, вместо того чтобы в одиночку почивать на лаврах, Canon стала продавать права на использование своих идей. Сегодня эта линия производства приносит компании десятки миллионов долларов в год.
В 1975 году Canon явила миру прототип первого лазерного принтера, а уже в 1977 году начала их производство. Японцы первыми догадались использовать новый технологический процесс, впоследствии названный пузырьковой технологией струйной печати. С возникновением идеи Bubble-Jet, а именно так называют свое изобретение инженеры Canon, связана одна история. По слухам, открытию предшествовала оплошность сотрудника, который случайно задел паяльником заправленный чернилами шприц. Под воздействием температуры на кончике иглы сначала возник пузырек, который затем тонкой линией растекся по листу бумаги. В лаборатории это происшествие не осталось незамеченным. Японцы доработали процесс и стали использовать его в струйных принтерах. Результатом их экспансии на этот рынок стало сотрудничество с американской компанией Hewlett-Packard. По условиям договора Canon брала на себя производство начинки, а HP - дизайн корпуса, программное обеспечение и распространение.
В дальнейшем история Canon ознаменовалась еще рядом побед. В течение 70-х годов компания захватила рынок калькуляторов, выпустив инновационные модели, работающие на новейших технологиях. Команда ведущих ученых кропотливо работала над новыми способами цифровой коммуникации, оптоволоконными сетями и факсимильными аппаратами. Все эти разработки были использованы в продуктах Canon.
Увидеть своими глазами
Рынок фотоаппаратов быстро развивался, и Canon смогла оперативно подстроиться под растущие требования потребителей. В 1959 году вышел в свет первый зеркальный фотоаппарат Canonflex. Суть новой технологии состояла в том, что фотограф видел в видоискателе именно то, что в итоге оставалось на пленке. До той поры в дальномерных камерах использовался вынесенный видоискатель, который помогал скомпоновать кадр, но давал лишь примерное представление о том, что же все-таки в этот кадр попадет. В художественной фотографии, где каждый миллиметр пространства отдан под идею, композиция играет важное значение, поэтому зеркальные фотокамеры были востребованы. Также подобная технология расчистила дорогу для автофокусиых систем, которые появились позже.
В том же году вышла Nikon F, камера главного конкурента Canon в борьбе за японского потребителя. Гонку Canon, увы, проиграла, и в первую очередь потому, что Nikon F имела широкий ассортимент дополнительной оптики для различных целей. Это покорило фотохудожников и профессионалов и пришлось по вкусу искушенным любителям. К счастью, Canon выучила урок и уже в начале 60-х представила несколько интересных камер и объективов к ним. Так, в 1961 году появилась оптика для дальномерных камер с фиксированным фокусным расстоянием и поразительной светосилой - f/0.95. На данный момент это второй из самых светосильных объективов в мире. Максимального значения достигла команда Zeiss - f/0.75.
Первая по-настоящему профессиональная зеркальная камера Canon появилась в 1971 году. Canon F1 была оснащена байонетом (место, где соединяется корпус фотоаппарата и оптика) нового типа и автоматическим экспонометром. Кроме того, камера имела устройство дистанционного управления спуском, режим приоритета выдержки в диапазоне от 1 до 1/2000 с и была не привередлива к внешним условиям. За все эти достоинства ее полюбили профессионалы и в первую очередь репортеры.
Фокус на цифру
Выпущенная в 1979 году камера AF35M с автофокусом дала отмашку созданию оригинальной электронной фотосистемы, которая смогла бы перенести наработки младшей модели в профессиональные аппараты. Спустя восемь лет Canon представила публике Electronic Optical System (EOS), позволявшую с помощью электрических контактов в байонете передавать сигналы мотору на объективе. Вместе с Canon EOS 650 (первой камерой, использовавшей эту систему) в продажу поступила и новая оптика. Это был рискованный шаг, так как прежние объективы создавались по иным стандартам и не подходили для EOS 650. Но такое решение оправдало себя и позволило компании развивать новую модель без оглядки на былые достижения. Со временем Canon выпустила камеру профессионального уровня EOS 1 и бюджетные версии EOS 650 - EOS 500 и EOS 300.
В дальнейшем именно младшая камера стала основой для первой цифровой зеркалки - Canon EOS 300D. Но до того как эта модель увидела свет, прошло полтора десятилетия. В конце 1980-х Canon тесно работала с Kodak над цифровыми камерами, а самостоятельную разработку представила в начале нового тысячелетия - З-мегапиксельную массовую камеру Canon D30, быстро ставшую популярной. Через год вышел профессиональный цифровой фотоаппарат Canon ID, который обладал всеми необходимыми для репортеров характеристиками.
Общее фото
В наше время Canon практически ежегодно радует своих поклонников новыми моделями. Несколько линеек, которые делятся на любительские, полупрофессиональные и профессиональные, правят бал па рынке и остро конкурируют с изделиями других производителей. В настоящий момент компания Canon объединяет около двухсот команд по всему миру, работающих в разных областях. Наибольший доход ей приносят копировальные аппараты и принтеры, фото- и видеокамеры занимают лишь третье место, а всего компания зарабатывает $30 млрд в год.