суббота, 4 мая 2013 г.

Таины Копана



В западной части Гондураса, почти на границе с Гватемалой, расположены величественные руины Копана — города, древнее название которого, увы, неизвестно! Долгое время эти постройки эпохи майя были скрыты от человеческих глаз за густым пологом джунглей, а частью и под землёй. Обнаружили их только в XVI в. А раскопали в XIX в. И лишь с 1935 г. на территории древнего поселения ведутся систематические археологические исследования.

Город, название которого стерлось...

Вид на руины Копана украсил многие денежные знаки Гондураса. При этом исключительно банкноты номиналом в 1 лемпиру. Что со временем превратилось в своеобразную традицию — начиная с 1951 г. рисунки артефактов и древних сооружений Копана уже не сходят с этих купюр. 


Известный американский исследователь-любитель и первооткрыватель многих великих городов майя Джон Ллойд Стефенс под впечатлением от увиденного так отозвался о Копане: «Он лежал перед нами, словно потерпевший крушение корабль. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто уже не сможет сказать, откуда он шёл, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели». Это должно было быть завораживающим зрелищем — полузасыпанные и увитые лианами сказочные храмы, удивительные статуи и испещренные изображениями жутких личин камни. Они хранили великие тайны, а может быть, и несметные сокровища, до которых не было дела ни перекликающимся в кронах деревьев обезьянам, ни порхающим вокруг разноцветным колибри. Недолго думая, Стефенс взял да и купил открытый им город... за 50 американских долларов! Эта сделка состоялась в 1842 г. Американец надеялся, что, приобретя развалины, сможет без помех копаться в них и отправлять все значительные находки к себе на родину...

Портреты правителей

Исследования Копана поставили перед учёными массу вопросов. Взять, к примеру, его знаменитые девять стел (отдельные достигают в высоту 4 м), установленные в определённом порядке на Церемониальной площади. Учёные давно пришли к выводу, что в таком построении скрывается какой-то умысел. Но вот какой? Изначально было не совсем ясно и то, кого или что они изображают (в долине реки Копан — отсюда и название городища — обнаружено множество стел. Майя называли их Iakam tuun, или «Большой камень»). Одна из стел Копана присутствует практически на всех бонах номиналом в 1 лемпиру. Это так называемая стела А.


Сначала учёные рассмотрели на ней смешанное существо — получеловека-полузверя. Но затем выяснилось, что стелы Копана — это увековеченные в камне правители города. Кроме того, на них высечены даты правления и важные события семейной хроники того или иного монарха. Стела А относится к эпохе правления царя «18 Кроликов». И датируется 731 г. н. э.

Считается, что при нём появилась большая часть «больших камней». Майя называли его Вашаклахуи-Убах-К’авиль. «18 Кроликов» — это лишь смысловой перевод имени из ещё мало изученного языка майя. И скорее всего в действительности его никто так не называл. Если верить учёным, то практически все правители восточного из форпостов майанской империи носили странные, а нередко и вовсе дикие для нашего слуха имена. Стела В изображает предшественника «18 Кроликов», которого звали не (как легко было бы предположить) «17 Кроликов», а «Дымчатый ягуар». Его пребывание на троне продлилось 67 лет, и при нём Копан достиг наивысшего могущества. В центре дензнака — статуэтка поющей богини. Похожая хранится в Британском музее. А по краям банкноты — изображения верховного божества майанского пантеона Ицамна. Повелитель небес часто изображался выглядывающим из пасти двуглавого дракона.

Ворота в преисподнюю

Посетители Копана часто не отдают себе отчёта в том, что, прогуливаясь по Церемониальной площади городища, ступают там, где когда-то ручьями текла человеческая кровь. Жрецы и правители майя хорошо известны своей патологической страстью к человеческим жертвоприношениям. И в Копане на доказательства жутких обрядов археологи натыкались повсеместно. Церемониальные убийства отображены как в сюжетах многочисленных барельефов, так и в иероглифах, в росписи домашней утвари и даже в деталях религиозного «инвентаря». Священный камень (алтарь) в центре площади обвивает каменная змея. По его сторонам имеются две канавки, и нетрудно догадаться, что по этим желобам стекала кровь. Кроме того, были обнаружены захоронения, останки в которых принадлежали людям, погибшим насильственной смертью. А у так называемого алтаря Q были раскопаны кости 15 ягуаров, которых также принесли в жертву кровожадным богам. Кстати, у майя их насчитывалось полторы сотни.

В Копане находится второй по величине (после Чичен-Ица) «стадион» для игры в мяч из открытых на территории, которую в прошлом занимала империя майя. Его строительство также приписывают прихоти царя «18 Кроликов».

Площадка сориентирована по оси север-юг и указывает на север, где, по представлению индейцев, находился вход в царство мёртвых. Сделано это было неспроста. Ибо игра в мяч носила ритуальный характер и посвящалась могущественным богам. Она почти всегда, как полагают учёные, заканчивалась смертью одного или нескольких игроков.

По легенде, цари Шибальбы (загробный мир) были возмущены шумом игры в мяч, которую затеяли братья-близнецы Хун-Ахпу и Шбаланке у них над головами. В своё время отец юношей и их дядя также умудрились потревожить повелителей царства мёртвых, за что поплатились жизнью. Дело происходило так: владыки Шибальбы пригласили их к себе и предложили сыграть в мяч с ними. Братья согласились и отправились в подземный мир, где они проиграли чудовищным обитателям преисподней и были казнены. Им отрубили головы, а их великолепное снаряжение для игры в мяч (шлемы, наколенники и кожаные набедренные пояса) боги присвоили себе.

Хун-Ахпу и Шбаланке также были приглашены в Нижний мир, но, в отличие от своих предков, показали себя более хитрыми и ловкими. Они выиграли у богов и положили начало многовековой традиции совершенно оригинальной игры в мяч!.. Мяч был каучуковым и весил больше двух килограммов. Его нужно было пробросить сквозь каменное кольцо, отверстие которого было чуть больше самого мяча. Кому первым удавалось сделать это, становился победителем. Вот только кольцо находилось в двух метрах от земли. А касаться мяча игрокам разрешалось исключительно бёдрами, локтями и ягодицами. Остаётся добавить, что участвовать в игре могли или две команды, или два игрока.

Инсценируя символическую борьбу Верхнего мира (неба) и Нижнего (ада), ярко отражённую в легенде, игру часто завершали ритуалом обезглавливания. Есть предположения, что в жертву приносился капитан выигравшей «команды». Ведь богам полагалось всё самое лучшее. Но возможно, что казнили и всю проигравшую «команду». Тем более, если та состояла из военнопленных.

Иероглифическая лестница

В непосредственной близости от площадки для игры в мяч находится ещё одна достопримечательность Копана — Храм (пирамида) 26. Его знаменитая иероглифическая лестница (высота 20 м, ширина 10 м), перестроенная в середине IX в. н. э. по приказу царя «Дымчатая раковина», по-своему уникальна. Все её 55 ступений покрыты изящными иероглифами, в которых «закодирована» информация о богатой на события истории города. Это самая длинная из известных надписей на памятниках майя. Её частичная расшифровка уже дала исследователям имена многих правителей города, а также сведения об их военных победах и свершениях. К сожалению, в оригинальном состоянии сохранились лишь символы на пятнадцати нижних ступенях. Те, что находились выше, были сброшены в результате землетрясений XVI-XVII вв. К сожалению, во время реставрационных работ, проводимых в начале XX в. археологами Института Карнеги (США), иероглифы верхних уровней были восстановлены совершенно произвольно, и прочитать их сегодня в первоначальном виде не представляется возможным. Наиболее эффектное изображение иероглифической лестницы в Копане украсило оборотную сторону денежного знака в 1 лемпиру 1974 г.


Хануман Нового света

Раскапывая городище, археологи сделали несколько сенсационных открытий. В первую очередь выяснилось, что копанские владыки часто перестраивали сооружения своих предшественников, а то и вовсе срывали и на их месте возводили новые. Практически любое строение комплекса покоится на фундаменте еще более древнего. Далее было установлено, что некоторые пирамиды возведены над усыпальницами первых царей Копана. А в 1989 г. была сделана самая крупная находка. Под землёй обнаружился целиком сохранившийся храм. В списке сооружений Копана он значится как Храм 16. Но «в миру» у него более симпатичное название — Росалила. Дело в том, что он выкрашен в яркие, не поблекшие за века цвета. При этом превалирует красный. Кстати, это сильно воздействует на воображение созерцателя, вызывая у некоторых ассоциации с кровавыми жертвоприношениями. В Росалиле предположительно находилась могила первого из копанских монархов — самого почитаемого из всех. А значит, храму не менее 1400 лет. Его стены покрыты глиной и обложены булыжниками до самой крыши (высота 11 м). И на этих камнях вырезаны фигуры богов и более 1500 иероглифов. Пока таинственный храм не нашёл своего отражения на национальной валюте Гондураса. Чего не скажешь о других объектах комплекса. На банкновском билете в 1 лемпиру 1951 г. можно рассмотреть фасад Храма 11 с примыкающей к нему трибуной.


У верхней ступеньки коленопреклоненное существо — получеловек-полуобезьяна ревун. В его образе учёные увидели грозное божество, повелевавшее ветрами и ураганами. В руке оно держит факел. А на переднем плане купюры — стела с портретом «Дымчатого ягуара».

Археологи и знатоки Мезоамерики называют Копан самым красивым в художественном отношении городом майя. Его живописные руины посещают ежегодно до 60 тыс. туристов. С 1980 г. он входит в реестр охраняемых ЮНЕСКО памятников всемирного наследия под номером 129.