После смены социально-экономической формации в торговом мире страны стремительно пронеслось несколько разнообразных этапов. Вспоминается ларечный, автопалаточный (корабейники на колесах), магазинчики, магазины побольше, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты, торговые сети... Нечто подобное происходит на рынке e-commerce.
Нового молодого покупателя, который на "ты" с Интернетом и мобильным телефоном, прибывает все больше. Да и пожилые люди тоже осваивают новый формат торговли. Когда удобнее и проще сначала зайти в интернет-магазин, задать параметры своей покупки, почитать отзывы, чем вставать и ехать сквозь пробки и толчею городского транспорта в реальный магазин. Хотя наступает пора, когда приходится отправляться в реальный магазин. Только теперь он называется "точка самовывоза". Находится точка, как правило, рядом со станцией метро. Предварительно покупатель последнее время стал заглядывать в магазин, чтобы посмотреть на вещь более тщательно, взять ее в руки, почувствовать фактуру, качество материала и... Не покупать. Как бы не был хорош просмотр через Интернет нужной вещи, там пока нет программ трехмерного изображения... Зато есть заказ по телефону или через экран. Если нет времени поехать, то идет небольшая доплата за доставку экспедитору.
Сейчас на рынке России более 25 тысяч интернет-магазинов. Крупных из них - около 100. Но эти 100 имеют очень большую долю общего рынка. Наверное, это можно сравнить с сосуществованием ограниченного количества крупных сетей и большого числа мелких рыночных торговцев. Похоже, что сегодня отечественная электронная коммерция находится в напряженном ожидании больших перемен. Аналитики-ясновидцы говорят о серьезной атаки иностранных e-commerce компаний. Сначала свое присутствие на рынке они захотят закрепить в электронном виде. Возможно, начнут это делать в безобидной форме простого перевода сайтов на русский язык. Затем последует перенос операций на территорию России. Какие шаги предпринимают наши российские "братья и сестры" по бизнесу? Готовятся ли к круговой обороне или каждое княжество будет защищаться в одиночку, как во времена татаро-монгольского нашествия?
- В бизнесе нет "братьев и сестер", - отвечает один из директоров интернет-магазина Сотмаркета Светлана Сорокина, - неважно, иностранная компания или российская, мы все - конкуренты. Пока мы не видим какой-то серьезной угрозы нашему бизнесу со стороны иностранцев. И если вы посмотрите на ситуацию в большом ритейле, то увидите, что не такая уж это и простая задача - захватить новый рынок. Carrefour приходил в Россию дважды, но оба раза вынужден был свернуть операции. Рынок по-прежнему поделен между российскими компаниями. В онлайн-бизнесе пока примерно та же расстановка сил. И у нас есть преимущества перед иностранцами: быстрая доставка, знание рынка и своего покупателя. Это сильная позиция, которая позволит противостоять конкурентам извне.
И все же сами предприниматели кожей чувствуют возрастающие факторы риска для онлайн-ритейла. Так всё заметнее становится увеличивающееся вмешательство законодателей и сторонних регуляторов в интернет-пространство. Переход на обязательные безналичные платежи, "белый список" от Яндекс.Маркета - все это начинает переформировывать и менять рынок в сторону усиления крупных компаний. Но они выросли из малых и средних. Вот типичная история развития интернет-магазина Сотмаркет, который был основан в 2005 году. А теперь входит в топ-10 крупнейших интернет-магазинов Рунета. Согласно рейтингу газеты "Коммерсант", в 2011 г. Сотмаркет занимал 3-е место по обороту среди интернет-продавцов. Его специализация - розничная торговля электроникой, мелкой бытовой техникой и аксессуарами. В ассортименте магазина около 150 тысяч различных товаров. Это смартфоны, планшеты, ноутбуки, фотоаппараты - всего 85 товарных категорий. Сегодня идет ускоренная подготовка к переходу на стадию продаж крупногабаритных товаров.
Темпы роста компании выше средних показателей по рынку. Ежегодный прирост превышает 100%. В отдельных категориях, таких, как цифровые фотоаппараты и планшетные компьютеры, рост продаж год к году составляет до 7 раз. Годовой оборот Сотмаркета в 2012 г. составил 4,15 млрд руб. Каждый день операторы колл-центра обрабатывают около 10000 звонков. В сутки оформляется более 3000 заказов. Ежедневно на сайт магазина заходит около 500 тыс. человек.
География присутствия Сотмаркета - практически вся территория России. При этом в 130 регионах у компании работают офисы и пункты выдачи. Круглосуточно принимает звонки служба поддержки. Среднее время исполнения заказа сегодня составляет 4 дня, и Сотмаркет продолжает постоянно улучшать этот показатель.
Позиция руководстоа Сотмаркета: поддерживать любые серьезные инициативы, направленные на то, чтобы сделать рынок более цивилизованным. Как любая крупная компания, она страдает от демпинга со стороны магазинов, которые не платят налоги. На банковском рынке тоже идут процессы укрупнения компаний, причем инициированы они именно государством. Для больших, устойчивых компаний это, безусловно, положительная тенденция. Для покупателя в долгосрочной перспективе - тоже. Но для малого и среднего это умирание. И тут кто не успел, тот опоздал. Впрочем, крупный интернет-бизнес, перейдя на более высокий уровень развития, получает и более сложные задачи. Одна из них - усовершенствование логистики.
- Если не дождетесь перемен и помощи от государства, то как бы вы хотели в идеале видеть логистический комплекс, построенный именно под ваши нужды - бизнес электронной коммерции?
- Не хватает дешевого и масштабного решения проблемы "последней мили", - продолжает Светлана, - то есть доставки от регионального районного центра до потребителя. Поэтому приходится закрывать эту нишу самим, развивать сеть региональных пунктов самовывоза. В общем-то, идеальное решение - это именно свое решение. Мы вообще очень верим в решения in-house, потому что если ты отдаешь одно, другое на аутсорс, рано или поздно возникает вопрос: а ценность твоей услуги - она тогда в чем?
Невооруженным глазом можно заметить, что государственная политика в развитии e-commerce бизнесе направлена в сторону благоприятствования крупным компаниям, а средний и малый бизнес будет в очередной раз брошен на произвол судьбы и начнет выживать как сможет. Правильно ли это? Ведь это рабочие места для будущих поколений XXI века. Большой e-commerce бизнес не обеспечит столько рабочих мест, хотя будет более прозрачен для налоговиков, более послушен и управляем. Насколько удачно проплывет корабль государственной политики между Сциллой и Харибдой этого торгового этапа, покажет время.