Умение правильно подать идею зачастую не менее важно, чем способность генерировать идеи. Во многом благодаря этому умению большинство выдающихся лидеров бизнеса, науки и искусства стали теми, кто они есть. Стив Джобс, Билл Гейтс, Шерил Сэндберг, Боно, Ричард Брэнсон и многие другие талантливые люди выступали на площадке TED-конференций, блестяще защищали свои идеи и проекты. Они смогли привлечь внимание миллионной аудитории по всему миру за счет увлекательной подачи зачастую сложных идей и концепций. Как им это удалось? Сколько времени нужно потратить, чтобы подготовить выдающуюся 18-минутную речь? Как ораторы TED добиваются такой естественности и непринужденности в речи и жестах?
Книга будет полезна всем тем, кто проводит презентации, продает товары и услуги и руководит людьми, которых нужно воодушевить.
Глава из книги (эксклюзив от издательства "Альпина паблишер"):
Научите меня чему-то новому
По словам океанографа Роберта Балларда, «наивно было бы считать, что пасхальный кролик сложил все подарки на континентах», и поэтому он устроил для аудитории TED 17-минутную экскурсию по тем 72% планеты, которые скрыты под океанами. Баллард обожает чувство исследовательского азарта, особенно когда речь идет о тайнах, раздвигающих границы человеческих возможностей. Ему по душе сложные задачи, и, как он сам признался, он получил удовольствие от TED-выступления, потому что ему предстояло конкурировать с лучшими ораторами.
Баллард — один из отважнейших исследователей нашего времени. В 1985 году в чуть менее чем 2000 километров к востоку от Бостона на глубине почти четырех километров под поверхностью Атлантического океана Баллард, тогда еще офицер разведки ВМС, обнаружил обломки «Титаника». Это самая известная экспедиция Балларда, но он провел более 120 подводных экспедиций с целью узнать что-нибудь новое о веществе, составляющем большую часть нашего мира. Баллард сказал мне, что цель любого его выступления — на сцене TED или в классной комнате — информировать, просвещать и вдохновлять. «Когда ты заходишь в класс, перед тобой стоят две задачи: одна — обучить, а вторая — увлечь всех присутствующих поиском истины», — говорит Баллард.
В своей презентации он заставляет аудиторию задуматься над вопросом: почему мы игнорируем океаны? По словам Балларда, годового бюджета NASA хватило бы, чтобы финансировать деятельность Национального управления океанических и атмосферных исследований на протяжении 1600 лет, — и это лишь один из любопытных фактов, наблюдений и мнений, которыми Баллард поделился с аудиторией. Среди прочих:
■ Все, о чем мы будем говорить, составляет одну десятую 1% наших знаний, поскольку это все, что нам пока удалось понять.
■ 50% территории Соединенных Штатов Америки лежат под водой.
■ Самая крупная горная цепь на Земле находится под водой.
■ Большая часть нашей планеты пребывает в вечной темноте.
■ Мы открыли богатое разнообразие жизни там, где жизни быть не должно.
■ В глубинах океана скрыто больше истории, чем во всех музеях мира вместе взятых.
Под конец презентации Баллард показал фотографию маленькой девочки с широко раскрытым ртом и глазами, в которых застыл немой восторг. «Вот какого эффекта мы добиваемся, — пояснил он. — Эта юная леди смотрит не футбол и не баскетбол. Она в прямом эфире наблюдает за экспедицией, проходящей за тысячи километров от нее, и до нее только что дошло, что именно она видит. Когда вам удалось удивить кого-то так, чтобы у него челюсть упала на пол, можете приступать к обучению. Можете вкладывать в этот ум сколько угодно информации — он все впитает как губка». Балларду аплодировали стоя. Его TED-презентация 2008 года интригует, обучает и вдохновляет, потому что побуждает людей взглянуть на окружающий мир под новым углом зрения — не сверху, а снизу.
Прием № 4: научите чему-то новому
Поделитесь с аудиторией совершенно новой для нее информацией в совершенно новой форме или предложите оригинальный и необычный способ решить старую проблему.
В чем тут секрет. Человеческий мозг любит все новое. Незнакомый, необычный и неожиданный элемент в презентации завораживает аудиторию, заставляет ее пересмотреть сложившиеся представления и тут же дает возможность по-новому взглянуть на окружающий мир.
НЕНАСЫТНАЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ДЖЕЙМСА КЭМЕРОНА
Если бы не находка Балларда, один из самых кассовых фильмов всех времен мог бы никогда не появиться на свет. «Любопытство — ваше самое главное достояние, — заявил Кэмерон на TED-презентации в феврале 2010 года. — Воображение — это сила, формирующая реальность».
Кэмерон рассказал то, что аудитория никак не ожидала услышать от режиссера таких блокбастеров, как «Терминатор», «Титаник» и «Аватар». Он почти ничего не сказал о производстве фильмов, зато много времени уделил творчеству, исследованию, инновациям и лидерству.
Изучение океанских глубин будоражило воображение Кэмерона с 15 лет, когда он получил сертификат дайвера. Снимая «Титаник», он рекламировал его киностудиям как «Ромео и Джульетту на корабле». Но у него, надо отметить, имелся и тайный мотив:
Я хотел погрузиться к настоящим обломкам «Титаника». Вот поэтому я и задумал этот фильм. Это правда. Но студия об этом не знала. И я сумел ее убедить. Я сказал: «Мы погрузимся к обломкам. Будем снимать погружение вживую. Получится отличное начало фильма. Это очень важный момент, прекрасный маркетинговый трюк». И мне удалось-таки убедить их профинансировать эту экспедицию. Это кажется безумием. Но это возвращает нас к идее о том, что воображение формирует реальность. Мы действительно создали реальность, в которой полгода спустя я оказался в российском батискафе на глубине четырех километров в северных водах Атлантического океана и смотрел на «Титаник» через иллюминатор. Не в кино, не в HD — по-настоящему.
Я большой поклонник фильмов этого режиссера, особенно «Титаника». Да, я до сих пор пускаю слезу, когда Роуз бросает за борт синий бриллиант и начинает звучать музыкальная тема. Я обожаю подобные фильмы. Хотя я достаточно много знаю о сюжете этого кино, Кэмерон рассказал мне кое-что новое, поданное в форме интересной истории, которая содержит важный урок для любого, кто желает раскрыть весь свой потенциал. Это позволило ему вдохновить и заинтриговать аудиторию, вызвав у слушателей жгучее желание узнать продолжение. Режиссер «поймал их на крючок», как прежде поступил с киностудией.
По своей природе люди — исследователи. Большинству из нас свойственна та же неутолимая жажда исследовать, познавать и открывать, которая вела вперед Кэмерона. Оказывается, мы так устроены.
Согласно некоторым исследованиям, публичных выступлений люди боятся больше, чем смерти. Я спросил Роберта Балларда, что заставляет его больше нервничать: погружение на четыре километра в глубину в крошечном тесном батискафе или выступление с 18-минутной презентацией. Он ответил, что несколько раз чуть не погиб в океанских глубинах - и это было куда страшнее! Помните об этом, когда в следующий раз разнервничаетесь перед аудиторией. Как сказал однажды Джерри Сайнфелд, лучше произносить панегирик, чем лежать в гробу.
УЗНАВАНИЕ НОВОГО КАК НАРКОТИК
Музыкант Питер Гэбриэл посетил TED-конференцию в 2006 году и признался режиссеру: «Для меня знакомство с новыми интересными идеями стало настоящим наркотиком». Он не шутил. Узнавание нового затягивает, потому что это увлекательное занятие. К тому же оно необходимо для эволюции человечества.
Предлагая новый или оригинальный способ решения старой проблемы, вы задействуете механизмы адаптации, возраст которых составляет миллионы лет. Если бы первобытный человек не проявлял любознательности, нас давным-давно не было бы как вида. Согласно Джону Медине, молекулярному биологу из Медицинской школы Вашингтонского университета, 99,99% всех когда-либо существовавших видов уже вымерли. Человеческий мозг адаптировался к суровым условиям, позволяя нам продолжать существовать. «Чтобы выжить в жестоком мире, нужно становиться либо сильнее, либо умнее. Мы выбрали последнее. Для борьбы с жестокой окружающей средой существует два способа: стать сильнее или стать умнее. Мы выбираем второе», — пишет Медина.
По словам Медины, мы прирожденные исследователи, наделенные неутолимой жаждой познания. «Дети рождаются с сильным желанием познать окружающий мир и неутолимой любознательностью, которая заставляет агрессивно исследовать все вокруг. Жажда исследований формирует их опыт; некоторые ученые даже называют ее движущей силой сродни голоду или сексу». По его утверждению, став взрослыми, мы не перерастаем эту «жажду знаний».
Такие ораторы, как Баллард и Кэмерон, утоляют нашу жажду глотком знаний из глубин океана. Ваша аудитория страстно желает получить новые знания, даже если проявляет к теме умеренный интерес. Сумев найти точки соприкосновения слушателей с вашей темой, научив их чему-то новому, что они смогут использовать в повседневной жизни, вы поймаете их на крючок.
Во время моего сотрудничества с Intel, крупнейшим в мире производителем микропроцессоров, я предложил им увязать их технологии с нашей повседневной жизнью. Вот пример: компания представила технологию под названием Turbo Boost, которая, согласно строгому описанию, «позволяет увеличивать тактовую частоту центрального процессора выше номинальной посредством динамического управления генератором тактовой частоты». Что-нибудь поняли? Это определение, скорее всего, ничего для вас не значит и вряд ли заставит сломя голову бежать за новым компьютером с чипом Intel внутри. А если я скажу так: «Эксклюзивная технология Intel под названием Turbo Boost определяет, что вы делаете на компьютере (играете, смотрите видео), и корректирует производительность, увеличивая скорость, когда вам нужно, и снижая, когда не нужно, что продлевает время работы от аккумулятора»? Второе описание открывает кое-что новое, демонстрируя, как продукт улучшает вашу жизнь, и поэтому дает нужный результат. Каждый раз, когда представитель Intel использовал второе описание — увязывал технологию с повседневной жизнью, — его цитировали в прессе. А вот техническим определением журналисты и блогеры пользовались крайне редко — если вообще пользовались.
ПРИРОДНАЯ КНОПКА СОХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ВАШЕМ МОЗГЕ
Адъюнкт-профессор Северо-Западного университета Марта Бёрнс убеждена, что нейробиология помогает учителям становиться лучше. Ее теория объясняет также, почему мы получаем острое удовольствие от процесса обучения. Узнавание нового активизирует в мозге те же самые области удовольствия, что наркотики и азартные игры. «Ответ на вопрос о том, почему одни студенты усваивают материал хорошо, а другие плохо, во многом связан с химическим веществом, которое должно присутствовать в мозге ребенка (или взрослого) для сохранения информации. Это химическое вещество называется дофамин».
Дофамин — очень сильное вещество. Новые отношения стимулируют выработку порции дофамина (с течением времени его объем уменьшается — поэтому-то консультанты и советуют после нескольких лет брака изыскивать способы разжечь огонь заново). Дофамин вырабатывается при переходе на новый уровень видеоигры, при звоне монет в игровом автомате и даже от дозы кокаина.
Наркотики и азартные игры — искусственные стимуляторы, которые могут вызвать серьезные последствия. Нет ли менее опасного средства достижения умственного кайфа? Конечно, есть. По словам Бёрнс, дофамин высвобождается, когда люди узнают нечто новое и увлекательное — куда более здоровый способ поднять себе настроение! «Для многих студентов и многих из нас, взрослых людей, узнавание нового — приятное приключение, которое повышает содержание в мозгу дофамина и помогает нам сохранять новую информацию, — пишет Бёрнс. — Мне нравится сравнивать дофамин с кнопкой “сохранить”. При наличии дофамина в момент события оно запоминается хорошо; в отсутствие дофамина ничто не задерживается в нашей памяти».
Возникает закономерный вопрос: «Как повысить уровень дофамина?» Бёрнс дает простой и недвусмысленный ответ: информация должна быть новой и увлекательной. В качестве примера она приводит опыт талантливых учителей, которые постоянно придумывают необычные способы подачи материала. «Вот почему вы с радостью встречаете переработанные издания учебников — новизна позволяет преподнести информацию по-новому, а это пробуждает энтузиазм и в вас, и в учениках... Повышая уровень новизны в классе, вы повысите уровень дофамина у учеников. Дофамин вызывает привыкание, а наша задача как учителей состоит как раз в том, чтобы “подсадить” учеников на учебу».
Дофамин вызывает привыкание. Теперь я знаю, почему мне так приятно слышать вдохновляющие и воодушевляющие слова. Несколько лет подряд я вместе с братом и друзьями отправлялся в Бейкерсфилд (Калифорния) слушать лекции, длившиеся целый день. Бизнес-конференции в Бейкерсфилде проводились раз в году, билеты стоили очень дорого, но ораторы отрабатывали каждый доллар и каждую минуту.
Конференция в Бейкерсфилде по стилю напоминала TED: каждому докладчику отводилось не более 20 минут. Среди выступающих были политики, бизнесмены и люди искусства — знаменитые (Рональд Рейган, Михаил Горбачев, Руди Джулиани, Стив Винн, Уэйн Гретцки) и не очень. Но все они были выбраны за свою способность поведать аудитории нечто новое и неизвестное — поделиться новым взглядом на существующие проблемы. Во время долгой пятичасовой поездки домой после каждой конференции мне казалось, что я могу покорить весь мир. Я пристрастился к узнаванию нового. Учеба — это зависимость, в которой я не стесняюсь признаться. Наоборот, я заявляю о ней во всеуслышание.
СТАТИСТИК ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ НАШЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Ханс Рослинг — звезда среди тедстеров. Его презентация на TED-конференции в 2006 году произвела настоящий фурор, став онлайновой «вирусной» сенсацией: 18-минутная запись этого выступления набрала более 5 млн просмотров. Музыкант Питер Гэбриэл относит эту TED-презентацию к числу своих любимых и называет самым поразительным TED-выступлением. Актер Бен Аффлек соглашается с ним: «Ханс — самый творческий и увлеченный статистик в мире!» Бывший генеральный директор AOL/Time Warner Стив Кейс также в восторге от этой презентации и причисляет ее к трем самым незабываемым выступлениям. Когда TED попросила Билла Гейтса назвать свои любимые презентации, тот затруднился с ответом, поскольку таких набралось бы слишком много. Но презентация Ханса Рослинга определенно попадала в начало списка. Чем объясняется такой успех? Как следует из названия речи, Рослинг знакомит слушателей со статистикой, которая «переворачивает мировоззрение». Его манера подачи кардинально отличается от всего, что аудитория видела прежде.
Рослинг — профессор в области охраны здоровья из Стокгольма (Швеция). Он отслеживает и анализирует мировые тенденции в области здоровья и бедности. В изложении большинства ученых подобная информация выглядела бы по меньшей мере скучной. Программный продукт Gapminder, в разработке которого Рослинг принимал участие, позволяет вдохнуть жизнь в статистические данные. Как написано на сайте Gapminder, это приложение «раскрывает красоту статистики, превращая скучные цифры в увлекательную анимацию, объясняющую суть явлений окружающего мира».
На четвертой минуте презентации Рослинг показывает броский слайд, где изображена диаграмма с хаотично разбросанными кружками — одни маленькие, другие значительно крупнее. Он цитирует ответы студентов, которых попросил дать определение «западному миру» и «третьему миру»: «Западному миру свойственна высокая продолжительность жизни и маленькие семьи. В третьем мире меньшая продолжительность жизни и большие семьи», — а затем театрально опровергает этот миф.
На горизонтальной оси диаграммы отложен коэффициент рождаемости (количество детей, приходящееся на одну женщину; данные по каждой стране приведены с 1962 года). Вертикальная ось обозначена как ожидаемая продолжительность жизни при рождении (от 30 лет внизу до 70 лет вверху). В 1962 году в верхней левой части графика видно явное скопление крупных кружков — промышленно развитые страны с маленькими семьями и высокой ожидаемой продолжительностью жизни. В нижней правой части тоже есть сосредоточение крупных кружков, символизирующих развивающиеся страны с большими семьями и более короткой продолжительностью жизни.
То, что следует за этим, неожиданно, поразительно и чрезвычайно увлекательно. Рослинг включает анимацию, чтобы в динамике показать перемены, происходившие в мире с 1962 по 2003 годы (более поздних данных у него не было). В то время как кружки скачут и стремительно перемещаются по экрану, Рослинг рассказывает об изменениях, как спортивный обозреватель, комментирующий хоккейную игру:
Поехали. Видите, что здесь? Это Китай, вот улучшается общее состояние здоровья, улучшаются вот эти показатели. Все отмеченные зеленым страны Латинской Америки движутся к меньшей численности семьи. Желтым цветом выделены арабские страны, в них растет размер семьи... нет, продолжительность жизни, не размер семьи. Африканские страны отмечены зеленым, вот здесь внизу. Там они и остаются. Это Индия. Индонезия продвигается довольно быстро. [Смех.] А Бангладеш в 1980-е годы все еще здесь — среди африканских стран. Но начиная с 1980-х годов в Бангладеш происходит чудо: имамы вводят контроль рождаемости. И страна перемещается в этот угол. В 1990-е годы случается ужасная эпидемия ВИЧ, которая сокращает продолжительность жизни в африканских странах, а все остальные перемещаются вот в этот угол, где высокая продолжительность жизни и маленькие семьи. И теперь перед нами совершенно новый мир.
Рослинг открыл нам глаза на совершенно новый мир и представил свежий взгляд на динамику демографических показателей в мире. Его слушатели смеялись, аплодировали и изнывали от любопытства.
В 2012 году журнал TIME назвал Рослинга одним из самых влиятельных людей планеты — во многом благодаря взрывной популярности его TED-лекции, которая разлетелась по всей Сети, собирая миллионы просмотров. Как было написано в TIME, Рослинг — «человек в авангарде исключительно важной деятельности: он двигает науку в массы».
Большинство ученых представляют статистические данные в виде отупляющих, нудных презентаций. Рослинг — один из первых, кто подал сложную статистику так, что мне хочется смотреть на нее снова и снова — не 18 минут, а сколь угодно долго. Самые блестящие идеи не найдут отклика в сердцах слушателей, если они не поданы под нужным соусом. Не позволяйте никому называть ораторское мастерство «общим навыком». Если бы Рослинг не сумел представить материал в свежей оригинальной форме, от его точных данных не было бы никакого проку.
Иногда информация, которую вы предлагаете публике, не является совершенно незнакомой и ошеломительной для слушателей, но это вовсе не означает, что ее нельзя подать оригинально. Я готовил руководителей SanDisk к ежегодной встрече с инвесторами (SanDisk является ведущим мировым производителем флеш-памяти — накопителя, используемого в цифровых фотоаппаратах, MP3-плеерах, планшетах и все чаще в ноутбуках). Инвесторы — публика суровая. Они хотят услышать цифры (преимущественно положительные), технические сведения и стратегии развития. При этом им приходится просматривать тысячи презентаций — по большей части сухих, скучных и запутанных.
В упомянутой презентации один из старших вице-президентов хотел для начала процитировать кое-какие данные, с которыми присутствовавшие аналитики уже были частично знакомы (растущие продажи карт памяти высокой емкости). В этом случае ему нужно было не столько сообщить слушателям новую информацию, сколько преподнести ее в оригинальном виде. Аналитики ожидают увидеть банальные таблицы и диаграммы, поэтому вице-президент решил привнести в речь личные нотки и немного эмоций. Он рассказал, что очень любит цифровую фотосъемку и располагает огромной домашней коллекцией из 80 000 фотографий, причем почти все они хранятся на картах SanDisk. Он показал снимки, на которых его дочки-школьницы занимаются спортом, и признался, что не доверил бы эти воспоминания ничему, кроме карт SanDisk. Ему нравится снимать панорамные пейзажи, и несколько таких снимков он вывел на экран. Панорамные снимки, объяснил он, требуют в десять раз больше места для хранения, чем обычное фото, — «в десять раз больше возможностей для SanDisk». Финансовые презентации по самой своей природе обязаны содержать таблицы, графики и схемы — но это не означает, что материал нельзя подать так, чтобы в корне изменить представления слушателей о традиционной финансовой презентации.
Руководитель, о котором я только что рассказал, использовал очень личные истории, чтобы оживить данные, и увязал их с темой своей презентации. Все восемь человек, выступавших в тот день, выстроили свои выступления аналогичным образом: они либо знакомили инвесторов с абсолютно новой для них информацией, либо преподносили знакомую информацию в необычной манере. Когда присутствующих попросили оценить выступления по пятибалльной шкале, от «плохо» до «превосходно», практически 100% респондентов назвали их «очень хорошими» или «превосходными». Мероприятие попало в число лучших корпоративных презентаций, которые инвесторы видели на протяжении всего года.
ИНТРОВЕРТ ВЫБИРАЕТСЯ ИЗ СВОЕЙ РАКОВИНЫ
Интроверт Сьюзан Кейн покинула свою раковину, чтобы рассказать миллионам зрителей TED кое-что новое о силе одиночества. TED чествует лучшие умы современности, выступающие с блестящими презентациями, а оратор TED Сьюзан Кейн заявляет об «отсутствии какой бы то ни было взаимосвязи между красноречием и ценностью идей». Ее утверждение заставило в тот день многих слушателей поставить под сомнение свою убежденность в том, что монополия на идеи принадлежит общительным, открытым и словоохотливым людям. «Некоторые выдающиеся лидеры в истории человечества были интровертами», — говорит Кейн.
В обществе, которое поощряет «мозговой штурм», групповую динамику, «краудсорсинг» и прочие формы коллективного сотрудничества, Кейн убедительно заявляет, что одиночество — важнейшая составляющая творчества. «Чем больше свободы быть собой мы предоставим интровертам, тем вероятнее, что они предложат для многих проблем собственные уникальные решения».
Книга Сьюзан Кейн «Интроверты» стала бестселлером, а ее TED-выступление просмотрели более 4 млн раз. «Интроверты, мир нуждается в вас и в том, что вы ему даете! Поэтому я желаю вам счастливого пути и смелости говорить тихо».
Кейн — успешный оратор, поскольку ей удается заставить нас посмотреть на мир под другим углом зрения. Не счесть, сколько раз за свою журналистскую карьеру, да и потом, уже как консультант по коммуникациям, я слышал такие слова: «У меня скучная тема», «Я занимаюсь совсем неинтересным делом» или «Они не обращают внимания на мою презентацию, потому что сто раз слышали все это раньше». Возможно, ваши слушатели знакомы с какими-то из тех сведений, которые вы им сообщаете, но они не знают того, что знаете вы, и наверняка встречали лишь одну из версий или разрозненную информацию, которая не складывается в единое целое. Вы сумеете завладеть их вниманием, если познакомите их хотя бы с одним фактом, которого они не знали прежде.
Стив Кейс — основатель AOL, человек, который стоял у истоков современного Интернета. Он очень умен. И очень богат, поскольку занимает 258-е место в списке богатейших людей Америки по версии журнала Forbes. На вопрос о самом любимом TED-выступлении Кейс ответил, что «незабываемая» презентация Кейн входит в его личную «десятку». Будучи председателем совета директоров и генеральным директором инвестиционной фирмы Revolution, Кейс открыт для свежих идей, которые помогают ему принимать взвешенные решения о вложениях. «Revolution инвестирует в людей и идеи, меняющие мир. Чтобы создать великую компанию, нужен не только капитал — нужны талант и страстность». Кейн помогла Кейсу по-новому взглянуть на окружающий мир.
Возможно, вам когда-нибудь придется выступать с презентацией перед состоятельным венчурным инвестором или человеком, которого вы считаете умнее себя в той или иной области. Так вот, имейте в виду: чем умнее и состоятельнее ваши слушатели, тем быстрее вы сможете их убедить, если предложите новую призму, сквозь которую можно смотреть на окружающий мир.
Я вспоминаю свое выступление перед первым инвестором компании Google в известной инвестиционной фирме Sequoia Capital. Он тогда рассказал мне, что Сергей Брин и Ларри Пейдж, едва войдя в его офис, произнесли одно-единственное предложение, кардинально изменившее его взгляды. «Google открывает доступ к любой информации в мире всего одним щелчком мыши». Возможно, это самые прибыльные 13 слов в истории бизнеса. Google не был первой поисковой системой, но стал лучшей из них, поскольку ранжировал сайты на основе релевантности, а не только содержащихся в запросе слов. Инвесторы видели презентации многих предпринимателей, рекламировавших поисковые технологии, и по крайней мере еще один из них использовал схожую стратегию, но «парни из Google» представили свою компанию эффективнее остальных и получили первое финансирование, позволившее запустить бренд.
ИЗУЧАЙТЕ ДРУГИЕ ОБЛАСТИ
Вы станете гораздо более интересным человеком, если будете обращать внимание на идеи из областей, далеко отстоящих от вашей сферы деятельности. Великие новаторы объединяют идеи из разных сфер. В ходе работы над книгой «Правила Apple», посвященной розничному магазину Apple, я узнал, что руководители компании посещали гостиницу «Ритц-Карлтон», чтобы обучиться обслуживанию клиентов. В свою очередь многие другие бренды, не связанные с технологиями, перенимали у Apple опыт повышения качества обслуживания. Великие новаторы заимствуют идеи даже из очень далеких областей.
Я знаком с руководителем одной крупной компании по связям с общественностью, заполучившей в клиенты агентство по реконструкции. Этому агентству было поручено распределение средств федерального бюджета, направленных на восстановление Нового Орлеана после урагана Катрина. Я работал в другом подразделении той же PR-компании. Как бывшему вице-президенту по медиатренингам мне доводилось бывать на многих совещаниях, где разрабатывались рекламные кампании для новых клиентов. Обычно подобные совещания проводятся в условиях, мало способствующих творчеству: серые скучные конференц-залы, погруженные в полутьму, чтобы присутствующие могли разглядеть безжизненные слайды PowerPoint. Однако мой знакомый руководитель придумал кое-что поинтереснее, чем на два дня запираться вместе с командой в конференц-зале в расчете на рождение оригинальных идей. Вместо этого они отправились в Лоуэр-Найнт-Уорд — район Нового Орлеана, сильнее всего пострадавший от урагана.
Впечатлившись увиденным, команда решила, что правильнее всего отказаться от PowerPoint и говорить от души. Каждый член команды выступал без слайдов и заметок. Они делились впечатлениями и объясняли, почему хотят внести свою лепту в восстановление города. Это выглядело так, будто они пришли на презентацию, еще не успев отряхнуть с ног засохшую грязь. Команда получила проект, а один из тех, кто принимал решение, впоследствии признался, что проект был отдан этой команде еще до того, как она покинула комнату.
Только глядя на свой мир через новую призму, вы сможете научить аудиторию видеть свой собственный мир в новом свете.
TED-примечание. Забрасывайте мозг новыми впечатлениями Чтобы включить в свою презентацию новаторские и необычные концепции, вам придется призвать на помощь изобретательность и взглянуть на мир под другим углом. Новые впечатления - один из тех приемов, которые дают мощный толчок креативности. Мозг предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления: в конце концов, его задача - беречь энергию. Нейробиологи обнаружили, что только бомбардировка мозга новыми впечатлениями побуждает его видеть мир иначе. Другими словами, вам стоит время от времени выбираться из офиса. Знакомьтесь с новыми местами, людьми и событиями. И, что самое важное, насыщайте этими впечатлениями свои презентации.
В УСПЕШНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЯХ ОЗВУЧИВАЮТСЯ ИДЕИ, О КОТОРЫХ ВЫ НИКОГДА НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ
Когда Fast Company попросила прославленного телеведущего Чарли Роуза назвать составляющие блестящего интервью, тот ответил: «Собеседники увлекают вас в путешествие, в странствие. Они захватывают вас, вы слышите ритм — и он все нарастает и нарастает. В конечном итоге интервью может даже подтолкнуть вас к идеям, о которых вы никогда прежде не задумывались, или привести в места, которые позволят вам заново открыть себя и свой бизнес». Блестящие интервью, равно как и презентации, подталкивают вас к идеям, о которых вы никогда прежде не задумывались.
Сегодняшний климат социальных медиа — это сплошная какофония идей, в большинстве своем банальных, шаблонных, избитых и затасканных. Сколько раз вы слышали от спортсмена или генерального директора: «В команде нет места “я”»? Сколько раз получали от консультанта совет: «Великие лидеры выслушивают других»? Сколько раз специалисты по браку называли общение секретом долгой и счастливой семейной жизни? Во всех этих высказываниях содержится определенная доля истины, но рекомендации, преподносимые из раза в раз в одной и той же форме, теряют силу воздействия. Они не вынуждают вас думать по-другому. Не вдохновляют. А вот книга эксперта по семейным отношениям Джона Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» заставляет задуматься. Она интригует. В ней есть и известная информация, и кое-что новое — и все это облечено в форму, которая делает содержание свежим и оригинальным. Она спасла много браков, но это вряд ли ей удалось бы, не будь она столь примечательной.
ВЫ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫ?
Сет Годин — популярный блогер и маркетолог, который построил свою карьеру на оригинальном изложении толковых идей. В феврале 2003 года он поведал слушателям TED, что в таком обществе, где выбор слишком широк, а времени слишком мало, люди склонны по большей части игнорировать то, что видят и слышат.
Расскажу вам притчу. Вы едете по дороге и видите корову, но продолжаете ехать дальше: ведь вам уже не раз доводилось видеть коров. Коровы незаметны. Коровы скучны. Кому придет в голову остановиться, выйти из машины и удивиться: «О, корова!»? Никому. Но если бы корова была фиолетовой, вы бы на какое-то время ее заприметили. В том смысле, что если бы все коровы были фиолетовыми, то они тоже вам наскучили бы. Ответ на вопрос «насколько это примечательно?» определяет, о чем будут больше всего говорить, что делать, что изменять, что покупать или строить. И «примечательный» очень классное слово, поскольку нам кажется, что оно означает только «привлекательный», но у него есть и другое значение: «достойный примечания».
В том же году, когда Сет выступил на TED-конференции, он издал книгу под названием «Фиолетовая корова». Главная мысль Година, прекрасным подтверждением которой является он сам, заключается в следующем: вы не сможете выделиться на фоне остальных, если будете подавать ту же скучную информацию в той же скучной форме, что и они. Вы получите бурую корову вместо фиолетовой. Придайте содержанию немного иное звучание, «забросьте наживку», как говорят журналисты, — и ваши слушатели станут гораздо восприимчивее к вашему сообщению.
Как говорит нейробиолог Грегори Бернс, наш мозг — всего-навсего «ленивый кусок плоти». Чтобы заставить его видеть окружающую действительность в ином свете, вы должны изыскивать новые и необычные способы, помогающие ему воспринимать информацию в новом ключе. «Чтобы выбить мозг из колеи привычных представлений, необходимо дать ему нечто, что он никогда прежде еще не обрабатывал».
Жажда знаний, стремление очистить мозг от «привычных представлений» — вот чем Эди Рама пленил аудиторию TEDx, когда рассказывал о своем методе борьбы с коррупцией и преступностью в родной Албании. Почти 10 лет Рама занимал пост мэра Тираны — столицы этого крошечного государства.
Когда-то Тирана входила в число самых коррумпированных городов мира. Это был город грязи, мусора, заброшенных зданий и серости... Здесь было много, очень много серости. Место, вызывающее чувство уныния и подавленности. В 2000 году Рама инициировал ряд реформ, предусматривавших в числе прочего снос старых зданий и, что самое примечательное, раскрашивание фасадов зданий в яркие цвета. Городские строения послужили ему холстом, а поскольку сам Рама раньше был художником, то кое-что смыслил в искусстве.
«Через несколько недель после избрания в городской совет в 2000 году Рама стал приглашать художников, чтобы раскрасить серые монотонные фасады Тираны ослепительно яркими цветами, напоминающими Марсель или Мехико. Сегодня отдельные районы столицы — города с населением примерно 650 000 человек — выглядят, словно полотно Мондриана. Синие, желтые и розовые вкрапления — сокрушительный прорыв той мрачной 45-летней изоляции, в которой Албания пребывала в период коммунистической диктатуры».
После того как на смену серости пришли яркие краски, уровень преступности снизился, а в городе раскинулись парки. Люди почувствовали себя в безопасности и стали гордиться городом. Однажды Рама гулял по свежераскрашенной улице и увидел, как владелец магазина снимает старые ставни с окон и устанавливает стеклянные витрины.
— Почему вы выбросили ставни? — спросил я его.
— Потому что на улице стало безопаснее, — ответил тот.
— Безопаснее? Почему? Здесь теперь больше полицейских патрулей?
— Да ладно вам! При чем тут патрули? Оглянитесь вокруг. Цвета, уличные фонари, новые тротуары без выбоин, деревья. Стало красиво, стало безопасно.
Страстная увлеченность искусством вкупе с природной любознательностью позволила Раме решить проблему, которую большинство людей считало неразрешимой. Рама делал именно то, что советовал Грегори Бернс: он воспринимал информацию иначе — не так, как остальные.
Любая аудитория, на каком бы языке она ни говорила, любит слушать о новых и необычных способах решения проблем. В конце концов, мы ведь запрограммированы на это!
Некоторые ораторы изначально занимают пораженческую позицию. Им кажется, что они не могут предложить слушателям ничего нового. Но это не так. У каждого из нас есть уникальные истории. Возможно, ваш опыт не так богат, как у героев этой главы, однако ваш жизненный путь подарил вам не менее интересные и поучительные истории. Вспомните истории из своей жизни. Если они научили вас чему-то новому, то есть все шансы, что другие люди захотят послушать об этом.
TED ДАЕТ МОЗГУ ПОСТОЯННУЮ НАГРУЗКУ
Доктор Джеймс Флинн, профессор политологии из Университета Отаго в Новой Зеландии, полагает, что население Земли становится умнее — причем не слегка, а значительно умнее. Его теория завоевала в академических кругах столь широкую популярность, что получила название «эффект Флинна». Сам Флинн описывает его следующим образом: «Если сравнить сегодняшних 18-летних молодых людей с людьми, которым 18 лет было 10, 20, 30, 40 или 50 лет назад, современная молодежь получит куда более высокие баллы по IQ-тестам».
Флинн обнаружил рост коэффициента интеллекта от поколения к поколению, причем не в отдельных местах, а во всех странах, по которым имелись соответствующие данные. Темой разгоравшихся вокруг «эффекта Флинна» дискуссий зачастую является не столько само открытие, сколько объясняющие его причины. Самым логичным и распространенным ответом представляется рост доступности образования. В большинстве стран люди посвящают больше времени обучению как в образовательных учреждениях, так и онлайн — с помощью сайтов вроде TED.com. Как написали в New York Times, «Флинн утверждает, что уровень IQ неизменно повышается, поскольку в промышленно развитых обществах мы даем своему мозгу постоянную нагрузку, тем самым наращивая умственную мускулатуру».
Успех TED частично объясняется растущим IQ, а также тем фактом, что люди жаждут умственной нагрузки. Суммарное число просмотров видеороликов TED.com уже превысило миллиард. Такое количество просмотров не может не впечатлять, учитывая, что 18-минутные видеоролики являются по сути своей презентациями. Вспомните виденные вами презентации. Были ли они в большинстве своем вдохновляющими? Заинтересовывали? Создавали интригу и порождали любопытство? Вряд ли. Просто докладчики не умели выступать в стиле TED, не знали, что мозг обожает новое, и не могли это новое преподнести.
ТВИТ-ЗАГОЛОВОК
В июле 2009 года автор бестселлера «Драйв» Дэн Пинк раскрыл секреты мотивации в своей TED-презентации, набравшей более 5 млн просмотров. Когда я попросил Пинка описать свое выступление, тот ограничился одним предложением: «Совокупность движущих мотивов, на которые мы полагаемся, работает далеко не так хорошо, как нам кажется». В этом предложении 89 знаков, что позволяет ему легко вписаться в ограничения длины сообщений в Twitter: 140 знаков.
Если вы не в состоянии уложить свою идею в 140 знаков или менее, продолжайте работать над формулировкой. Эта работа внесет в вашу презентацию ясность и поможет аудитории запомнить общую идею, которую вы пытаетесь донести.
До того как стать писателем и оратором, Пинк занимался составлением речей, тщательно подбирая и обдумывая слова для политиков. «Перед презентацией я задаю себе вопрос: какую одну идею люди должны вынести из моей речи? Настоящая проверка — тот момент, когда ваших слушателей спрашивают после презентации: “О чем он говорил?” Для меня важно, чтобы мои слушатели могли дать четкий ответ на этот вопрос»79. Ответом, по мнению Пинка, должно служить не перечисление подробностей, а одна общая идея. «Руководители и эксперты нередко вязнут в деталях и не всегда могут увидеть свое выступление с точки зрения аудитории — глазами неискушенного зрителя».
А вот в 140 знаках сложно увязнуть.
Первый шаг на пути к презентации уровня TED — спросить себя: какую одну идею должна узнать моя аудитория? Не забудьте: ответ должен легко укладываться в Twitter-сообщение — то, что я называю «твит-заголовок».
Примечательно, что среди более чем 1500 доступных на сайте TED.com презентаций я не нашел ни одной (!) с названием длиннее 140 знаков. При этом одно из самых длинных названий — «Три предсказания о будущем Ирана и подтверждающая их статистика» (63 знака) — содержит риторический элемент, облегчающий запоминание: правило трех (см. главу 7).
Ниже перечислены несколько тем самых популярных презентаций на TED.com. Обратите внимание, что во всех скрыто обещание поведать нечто новое:
■ «Школы убивают креативность» (сэр Кен Робинсон);
■ «Как великие лидеры вдохновляют на свершения» (Саймон Синек);
■ «Ваш неуловимый творческий гений» (Элизабет Гилберт);
■ «Удивительная наука счастья» (Дэн Гилберт);
■ «Сила интровертов» (Сьюзан Кейн);
■ «Восемь секретов успеха» (Ричард Сент-Джон);
■ «Как жить, прежде чем умереть» (Стив Джобс).
Твит-заголовок эффективен по двум причинам: 1) это важный дисциплинирующий фактор, побуждающий четко сформулировать одноединственное ключевое послание, которое ваша аудитория должна запомнить, и 2) он облегчает слушателям процесс «переваривания» услышанного.
Исследования когнитивных процессов показали, что нашему мозгу нужна общая картина, прежде чем он начнет воспринимать подробности. Джон Медина однажды объяснил это следующим образом: «Сталкиваясь с тигром, первобытный человек не спрашивал себя, сколько у того зубов. Он спрашивал, съест ли его тигр». Ваша аудитория должна сначала увидеть картину целиком, а потом познакомиться с нюансами. Если вы не в состоянии описать суть своего продукта или идеи в 140 знаках, продолжайте трудиться над этим, пока не получите лаконичное и емкое описание.
«Примечательные идеи возникают во всех областях знания, — утверждает куратор TED Крис Андерсон. — Время от времени стоит выбраться из глубоких траншей, которые мы копаем всю свою трудовую жизнь, сделать шаг назад и увидеть общую картину и переплетение этих траншей. Это вдохновляющее зрелище». Возможно, вас посетила одна из таких гениальных идей, но вы обязательно должны показать аудитории общую картину — «переплетение траншей».
МЫ ФАНАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Бен Сандерс «таскает тяжести по холодным местам» — так гласит его профиль в Twitter. Он был самым молодым исследователем, совершившим одиночный лыжный переход к Северному полюсу. Сандерс — искатель приключений и полярный исследователь. На протяжении десяти недель он тащил за собой 180 килограммов провианта и снаряжения, а также компьютер для ведения блога. Температура нередко опускалась до -50 °C. Порой он был единственным человеком на 10 млн квадратных километров вокруг.
Зачем он это делал? Это не приносило никакой особой выгоды. У него не было задачи нарисовать карту, отыскать золото или уголь, добыть пищу. Исследования просто подпитывали его страсть. «Мне кажется, полярные экспедиции сродни наркотической зависимости, — размышлял Сандерс на TED-конференции в Лондоне. — По моему опыту, вкус жизни на пределе человеческих возможностей вызывает сильное привыкание».
Помните: ваша аудитория — это люди, которые от природы запрограммированы на исследования. По словам Сандерса, люди не желают просто наблюдать и удивляться. Они хотят «испытывать, участвовать, рисковать... в этом соль жизни».
Сандерс утверждает, что источник вдохновения и личностного роста «лежит в отходе от привычного. У всех нас в жизни есть свои бури, которые нужно выстоять, и полюса, до которых нужно добраться, и мне кажется, говоря метафорически, нам всем стоит почаще выходить из дома — набраться бы только смелости».
Видеоролики на TED.com позволяют вам в метафорическом смысле выйти из дома и совершить увлекательные путешествия рука об руку с величайшими умами человечества. Откройте дверь. Выгляните наружу. За порогом простирается мир блистательных презентаций, которые помогут вам усовершенствовать свое ораторское мастерство и стать успешнее в любой из жизненных ролей.
Прием № 4: научите чему-то новому
Снабжайте аудиторию совершенно новой для нее информацией, поданной в новой форме или предлагающей новые оригинальные способы решения старых проблем.
Оратор TEDx и дизайнер Оливер Уберти однажды сказал: «У каждого супергероя есть оригинальная история. У вас тоже. Не идите за чужой историей — создайте собственный шедевр». Я вижу, что многие ораторы гораздо более креативны, чем им кажется. Когда они набираются смелости, чтобы дать выход своей креативности и преподнести материал в свежей, новаторской манере, им очень многое становится по плечу.