суббота, 7 марта 2015 г.

Дэйв Берджес. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными

Дэйв Берджес. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными
Все мы знаем, что в школе работают энтузиасты. Преподаватель должен быть страстно увлечен своим предметом, вдохновлять, воспитывать, направлять, находить подход. И все это в жестких рамках учебного плана, огромной методической работы и зачастую скоромного вознаграждения за свой труд.

Эта книга призвана вдохновить тех, кто сам обязан вдохновлять каждый день самую сложную аудиторию – детей. Дейв Берджес создал уникальную методику работы с учениками. Он утверждает, что любой педагог способен сделать так, чтобы учащиеся не просто полюбили его предмет, но ждали его с нетерпением как праздника. Он раскрывает конкретные приемы, которые не оставят равнодушными ни одного ученика. Эта книга не только о том, как создавать уникальные занятия, она о том, как научиться творчески подходить к подаче любого материала и самому получать удовольствие от того, что ты делаешь.

Глава из книги (эксклюзив от издательства "Альпина паблишер"):

ВОПРОС И АНАЛИЗ


Один из наиболее популярных вопросов, которые мне задают, таков: «Как поднять уровень своей креативности при подготовке уроков?» Но чаще он звучит примерно так: «Мне очень нравятся ваши уроки, однако как сделать нечто подобное, если у меня не все так же хорошо с творческим потенциалом, как у вас?» Такой вопрос означает, что я разговариваю с очередной жертвой того, что я называю мифом об ослепительной вспышке света. Многие убеждены, что все люди делятся на две категории: одни обладают творческими способностями, а другие нет. Тот, кто в это верит, обычно уже отнес себя ко второй категории. Он считает, что творческие люди просто идут по своим делам и вдруг их, подобно яркой вспышке света, осеняет творческая идея. Он расстраивается из-за того, что в его жизни нет таких ярких вспышек. «Ах, если бы меня посещали такие же озарения и творческие порывы, — вздыхает он. — Это нечестно!»

Возможно, что каким-то «гениальным» личностям, подобным Эйнштейну, знакомы такие вспышки, однако творческий потенциал в большинстве случаев работает иначе. Творческие способности в основном развиваются тяжелым трудом, с помощью направленного внимания и неустанного погружения в творческий процесс.

Что такое творческий процесс? По большому счету это процесс непрерывной постановки правильных вопросов. Одну из концепций, изменивших мою жизнь, я перенял от автора и оратора-мотиватора Энтони Роббинса. Идея Роббинса в том, что вопросы имеют невероятно большое значение. Вопросы, которые мы задаем, определяют ответы, которые мы получаем. Если вы непрерывно задаете вопросы, которые стимулируют творческое и нестандартное мышление, ваше сознание будет подсказывать вам творческие и нестандартные ответы. Задать правильный вопрос — это как настраивать радиоприемник на правильную частоту. Большая часть людей всю свою жизнь слушает «помехи творчества», потому что им не удалось настроить сознание на правильную частоту. На самом деле большинство людей даже не осознают, что обладают творческими способностями, поэтому они и не включают радио.

Качество ваших вопросов определяет качество ваших ответов, а тип вопросов определяет идеи, которые ваш мозг готов получать и осмысливать. Посетив один из моих семинаров, некий учитель сказал мне, что ему очень понравилось, как я провожу разные уроки вне стен классной комнаты. Он также отметил, что сам он не в состоянии спланировать подобный урок. Вопрос, который я задал ему после этого, позволил выявить причину его неудач. Я спросил его: «А спрашиваете ли вы себя при подготовке к тому или иному занятию о том, есть ли шанс вытащить ребят для этого урока из помещения, или спрашиваете ли вы себя: “Где лучше всего на территории школы у меня получится провести этот урок?”» Конечно, его ответом было «нет». А как в таком случае он может найти творческий повод вывести своих учеников за пределы привычной аудитории, если он никогда не задавал этот вопрос? Он все ждет той яркой вспышки света. А вы ждете ее?

Если вы спросите себя «Где лучше всего на территории школы у меня получится провести этот урок?», вы, возможно, обнаружите, что ответ таков: где угодно, но только не в своем кабинете. Если вы не спросите, вы никогда этого не узнаете. Мы можем подправить и слегка изменить вопросы, чтобы они звучали еще лучше. Например, вопрос «Как я могу вытащить ребят на улицу для проведения этого урока?» звучит лучше, чем «Есть ли какой-то шанс...», потому что второй вариант подсказывает мозгу простой путь и тот хочет ответить «Нет». А еще лучше спросить: «Сколько разных поводов вывести учеников существует?» Теперь этот вопрос естественным образом ведет к получению множества решений, и довольствоваться лишь одним не получится. Для того чтобы добиться успеха в творческом процессе, необходимо обладать способностью корректировать вопросы так, чтобы они лучше работали.

Другой учитель, подошедший ко мне после семинара, был расстроен тем, что ему не удается придумать никакого креативного «сообщения для доски». Я задал ему вопрос: «Вы когда-нибудь спрашивали себя: “Что я могу для этого занятия написать на доске такого, что разожжет интерес к общению и вызовет среди учеников оживленную дискуссию еще до того, как прозвенит звонок на урок?”?» Вы можете догадаться, что он ответил. Творческие идеи не приходят ни с того ни с сего; они рождаются в результате интенсивного творческого процесса. Этот очень важный процесс начинается, когда вы задаете правильный вопрос и активно ищете на него ответ.

То, что мы переживаем в жизни, напрямую связано с нашим фокусом внимания. Вот пример из жизни, объясняющий смысл этой истины. Постарайтесь понять, о чем он. Несколько лет назад моя семья перешла в стадию минивэна. У нас было уже двое детей, и теперь нам требовался более вместительный транспорт, поэтому жена сказала, что пора подумать о приобретении минивэна. Я совершенно ничего не знал о минивэнах. Я никогда не водил минивэны и даже был не в курсе, какие компании их выпускают. Насколько я помню, до того я даже никогда не ездил в них. На тот момент время, потраченное мной на размышления о минивэнах, было равно нулю. Мы провели свое небольшое исследование в Интернете, после чего отправились в дилерский центр Honda на тест-драйв модели Odyssey. Я могу честно сказать, что до того дня я понятия не имел, что модель Odyssey вообще существует. После Honda мы перешли дорогу и провели тест-драйв Sienna в дилерском центре Toyota. Мне больше понравилась модель Odyssey, так что мы вернулись в Honda и купили Odyssey серебристого цвета.

В тот день, в тот самый момент, произошло нечто совершенно потрясающее. Оказалось, что тысячи и тысячи людей ездят на Odyssey в то же самое время, что и я. Я видел их повсюду! По пути домой я один за другим провожал глазами минивэны Odyssey. Какая-то Honda Odyssey влилась в автомобильный поток впереди меня. Другой Odyssey остановился передо мной на светофоре. Я посмотрел в зеркало заднего вида, и там был еще один Odyssey. Возле супермаркета я припарковался между двумя машинами Odyssey. C тех пор как я купил свой Odyssey, я трижды открывал дверцу чужого автомобиля этой модели. Вы знаете, что чувствует человек, обнаружив чужие вещи на сиденье «своего» автомобиля, дверцу которого он только что открыл? Я знаю, и все, что вы можете сделать в такой ситуации, это быстро захлопнуть дверь, отойти назад и надеяться, что никто не видел, как вы пытались вломиться в чужую машину.

Я знаю, что вы знаете ответ на этот вопрос, но на всякий случай я его задам: все остальные купили Honda Odyssey в то же самое время, что и я? Нет? Вы пытаетесь сказать, что все эти машины Honda Odyssey уже давно ездят по улицам? Да? Тогда почему же я их не видел раньше?

Ответ приводит к невероятным выводам о человеческом разуме. Мы получаем так много информации и раздражителей, что мозг даже не пытается их все переработать. Без сознательного психического фильтра мы неспособны осмыслить окружающий мир. Мозг учится обращать внимание на раздражители, которые, по его мнению, важны, а все остальное он удаляет или отфильтровывает. Пока моей семье не потребовался минивэн, модель Odyssey ничего не значила для меня. Я никогда не обращал на нее внимания, и в моей картине мира такого автомобиля не существовало в принципе. Как только у меня появился Odyssey и стал частью моей жизни, мой мозг автоматически начал обращать внимание на представителей этой модели и регистрировать их как нечто особенное и отличающееся от моей прошлой машины.

Уверен, у вас был подобный опыт. Как только вы начинаете интересоваться чем-то новым, вы сразу же ни с того ни с сего наталкиваетесь на статью, или телерепортаж, или чей-то разговор об этом предмете. Ваша ретикулярная активирующая система (РАС) — тот же самый неврологический механизм, что отфильтровывает ненужные возбудители, — начинает искать мысли, образы, слова, людей и места, которые вы прежде не замечали, и указывает на них. Внезапно ваше ментальное радио — ваша РАС — ловит совершенно новую волну и настраивается на интересующий вас объект.

По тому же принципу возникают и креативные идеи. Подобно автомобилям Odyssey, креативные идеи все время буквально носятся вокруг нас. Творческое вдохновение постоянно у нас в распоряжении, но мы никогда не почувствуем его, пока не начнем активно и последовательно творить. Задавая правильные вопросы, вы настраиваете свою РАС на то, что вам требуются творческое вдохновение и решения. Внезапно ясность и креативность становятся неотвратимыми.

Не так давно я наблюдал этот мощный неврологический феномен в действии во время поездки в город Мобил в штате Алабама. Три дня я вел практические занятия для преподавателей общественных наук в системе школьного образования округа Мобил. Нейт Смит, мой друг и местный координатор по общественным наукам, забронировал для нас помещение в красивом здании Музея города Мобил. В конце дня, после практических занятий, учителя-участники отправились осматривать экспозицию музея. Мы хотели, чтобы они увидели прекрасные, но неиспользуемые местные возможности, идеально подходящие для внеклассной работы.

Комната, в которой проходили мои занятия, была на первом этаже, в холле, прямо за сувенирным магазином. Во время первого перерыва многие учителя обошли этот магазин, но немногие что-то купили. Тем же днем, позже, мы обсуждали выгоду от использования крючков при подаче учебного материала и начали активно вовлекаться в творческий процесс. На следующем перерыве учителя опять отправились в магазин. Во время этого второго посещения они буквально на каждый товар смотрели как на вспомогательный материал для урока или креативный способ увлечь класс. В течение следующих трех дней ко мне приходили учителя, которые показывали, что они купили, и рассказывали, как они планируют использовать свои покупки. Каждый вечер из сувенирного магазина выходили учителя с бумажными пакетами, набитыми всевозможными странными вещами. Я должен бы был получить комиссионные!

Что изменилось между первым посещением магазина, когда ничего не привлекло их внимание, и последующими визитами, когда любой предмет превратился в потенциальный учебный материал или инструмент для работы в классе? Ведь ассортимент-то не изменился. Те же самые предметы были в магазине и в тот первый раз, когда учителя туда пришли; просто тогда мои коллеги не видели в них пользы для работы. После участия в творческом процессе те же учителя стали ощущать мир совершенно по-другому. После того как они изменили фокус внимания и активизировали креативные способности, которые есть у каждого из нас, они оказались в мире изобилия, где на каждом шагу рождаются самые невероятные идеи.

То же самое произойдет и с вами. Творческий потенциал редко имеет отношение к природной гениальности или врожденным способностям. Гораздо чаще креативность возникает из правильно направленного внимания, лазероподобной концентрации, упорной борьбы и тяжелой работы. Со стороны видны лишь славные результаты, и совершенно ничего не известно о крови и поте, которые льются за всем этим.

Творческие способности — это нечто такое, что люди склонны романтизировать, однако реальность в этом смысле совершенно не романтична. Как в случае любых навыков, здесь требуются старания и практика. Никто не думает, что квалифицированный доктор, физик-ядерщик или инженер стали теми, кем они стали, исключительно благодаря везению.

Мы понимаем, что для достижения высочайшего мастерства в своей профессии требуются годы учебы, жертвы и тяжелый труд. И все же, если мы встречаем выдающегося художника или исключительно творческого человека, мы сразу решаем, что у него природный талант или талант от Бога. Большинство людей были бы поражены, имей они возможность «заглянуть за кулисы» и увидеть, сколько усилий пришлось приложить этим людям с «природным талантом», чтобы преодолеть все препятствия на пути к своей цели.

ШЕСТЬ СЛОВ


Всякий раз, когда я обращаюсь к группе преподавателей, будь то в рамках семинара, доклада или выступления на конференции, я рассказываю им такую историю. Чтобы она оказала должное воздействие, ее, конечно, лучше услышать своими ушами. Я в принципе могу очень страстно и восторженно выступать перед аудиторией, однако, когда я рассказываю эту историю, моя энергия взлетает до космического уровня. Впоследствии, когда люди говорят со мной о какой-нибудь истории, рассказанной в тот день, они неизбежно вспоминают именно эту. Без попытки рассказать вам эту историю моя книга была бы неполной. Я надеюсь, что эта попытка удастся.

Несколько лет назад моя бывшая коллега попросила у меня совета. У нас было много общих учеников, и ей плохо давалось управление их поведением (как, впрочем, и все остальное). Но она боролась — я имею в виду, что женщина была на грани срыва, после которого люди обычно уходят из профессии. Она знала, что я успешно провожу уроки с теми же самыми учениками, что и она, — до нее дошли бесконечные слухи о моих занятиях. Поэтому она попросила меня поговорить с ней о некоторых из моих методов и стратегий.

Что ж, я люблю обсуждать свои практические методы с коллегами, поэтому на такие просьбы всегда отвечаю согласием. На следующий день мы встретились, и в течение первых пяти минут нашей беседы она сказала шесть слов, которые меня невероятно раззадорили. Используя лишь шесть слов, она сообщила мне две нехорошие вещи, которые могут иметь очень серьезные последствия. Когда она произнесла эти шесть слов, я поблагодарил ее, потому что она приписала мне очень приятную черту характера. И только впоследствии я осознал, почему мой ответ на ее шесть слов был таким неловким. Когда я уже ушел со встречи, неприятная суть тех шести слов внезапно накрыла меня, и я тут же осознал, почему моя реакция на них была так примитивна. По всей видимости, шестью словами можно сказать многое.

(Кто-то из вас уже наверняка готов воскликнуть: «Скажите же, что это были за слова!» Если бы вы слушали историю собственными ушами, вы бы попытались вытрясти из меня эти шесть слов. Стоит отметить, что такая реакция была бы непроизвольной. Моя же «раскрутка» сюжета включает элементы классического повествования. Прелюдия в начале объясняет важность и роль данной истории, так чтобы слушатели были заинтригованы. А наиболее важный элемент истории, шесть слов, я скрываю от вас, и это делается в стратегических целях. Я мог бы начать историю с этих шести слов, однако решил, что лучше открыть их позже, чтобы драматическое напряжение как следует наросло. Все эти элементы повествования могут использоваться в классе при работе с учебным материалом. Это так прекрасно, когда ваша аудитория готова задушить вас, если вы не поделитесь с ней тем главным, что вы и пытаетесь отчаянно до нее донести. В этот момент ситуация меняется и создается совсем другая динамика. Но вернемся к тем шести словам!)

Теми шестью словами были... Теперь, когда я скажу вам эти шесть слов, кто-то из вас подумает, что в них нет ничего такого, другие же поймут, в чем дело. Надеюсь, что к концу моей истории всем все станет понятно.

Та учительница сказала: «Вам это легко. Вы — творческая личность».

Ничего себе! Позвольте мне повторить это. «Вам это легко. Вы — творческая личность».

Первая нехорошая предпосылка звучит в первых трех словах: «Вам это легко».

Мне это легко. Правда, что ли? Этими тремя словами она отбросила шестнадцать лет тяжелого труда! Шестнадцать лет непрерывного мозгового штурма. Шестнадцать лет записных книжек, заполненных идеями, которые по большей части никуда не годились! Шестнадцать лет неудач и проваленных уроков. Шестнадцать лет отработки идей и их пересмотра в случае, если представлявшаяся отличной мысль оказывалась никудышной. Шестнадцать лет прерывания занятий, когда требовалось спасти что-то полезное.

Я вкалываю, занимаясь подготовкой уроков, которые будут крайне увлекательными, забавными, познавательными и обожаемыми. Эта работа не была легкой, когда я начинал, она не была легкой на прошлой неделе, и она не будет легкой на следующей. Она и не должна быть легкой — она должна стоить того, чтобы ее делать. Если как следует вложиться в начало работы и продолжать вкладываться до ее завершения, можно создать что-то необыкновенное. Но эта работа не будет «легкой».

Когда кто-то добивается высокой степени мастерства и отшлифовывает навыки в какой-либо области, создается ощущение легкости того, что он делает, и окружающим кажется, что все это действительно просто и дается само собой. Я убежден, что понятие «естественности» в данном случае полностью ошибочно. Только благодаря неустанному труду профессионал может заставить вас поверить в эту «естественность».

Вторая нехорошая предпосылка таится в пятом, шестом и седьмом словах.

«Вы — творческая личность».

Что она под этим имеет в виду?

Она говорит о двух вещах. Во-первых, она говорит, что у меня есть некая врожденная черта характера, известная как «творческие способности». Во-вторых, что гораздо важнее, она говорит о том, что у нее самой таких творческих способностей нет. Она лишена этого свойства характера, поэтому у нее есть оправдание не делать ту тяжелую работу, которую делаю я! Отсутствие у нее «естественной» способности к творчеству оправдывает ее за то, что ее преподавание никуда не годится, что дети не успевают и не могут реализовать свой потенциал. А еще она ставит себе «зачет» за то, что ее ученики уходят из класса с меньшей любовью к учебе, чем была у них, когда они туда пришли. Но нет, она не заслуживает этой оценки. Нельзя поднимать руки и сдаваться, потому что ты якобы от природы не способен к творчеству. Если кто-то из учителей и обладает творческими способностями от рождения, то таких немного. Я понимаю, что говорю жестко, однако этот момент очень важен. Образование может возвышать и вдохновлять, но также оно может быть инструментом принуждения и разрушения.

Мы должны все вместе признать: молодое поколение стоит того, чтобы тратить на него время и усилия, и что наши подопечные заслуживают того, чтобы расти и получать вдохновение. Творческие способности не являются характеристикой особой касты креативных личностей, а представляют собой нечто такое, что может развивать каждый из нас, включая наших учеников!

Обязательно надо сказать, что учительница, о которой я говорю, — очень милая женщина, которая весьма заботится о детях и совершенно искренне старается расти в своей профессии. Она была бы в ужасе, если бы осознала, что означают ее слова, но я уверен, что она не хотела никого обидеть. Именно поэтому я поблагодарил ее, и мы продолжили делать по-настоящему большие шаги вперед. Я всеми руками за того, кто хочет совершенствоваться, и я мысленно аплодирую этой женщине, которая решилась просить совета и в качестве помощника выбрала именно меня.

Но... Я знаю, что должен продолжать рассказывать эту историю. Почему? Потому что слишком многие учителя используют эти шесть слов для оправдания. Показательный пример: после участия в одной конференции в Монтерее, Калифорния, я поболтал с несколькими учителями, и одна из них (спасибо, Мэри!) поделилась со мной весьма интересным озарением. Во время перерыва она была в дамской комнате и там услышала, как несколько женщин обсуждали мое выступление. Одна из них упомянула мою историю о шести словах и призналась, что та подействовала на нее «как удар под дых». До моего выступления она сидела и думала именно то, о чем я говорю: «Ему легко, ведь он креативный парень, волшебник. Я бы никогда не смогла добиться таких результатов». Но, дослушав мой рассказ до конца, учительница поняла, что я говорил о ней. Эта история заставила ее задуматься и изменить представление о том, что либо творческие способности есть, либо их нет. Поняв смысл шести слов и осознав свое заблуждение, она захотела выйти из своей зоны комфорта и испытать какие-то из моих методов на практике.

Это именно то, о чем я прошу, — здравый смысл и желание воздержаться от неверия в собственные творческие способности. Не сомневайтесь: то, что я говорю вам, — правда. В каждом из нас скрыт невероятный творческий потенциал. Он молча ждет, когда к нему подключатся, но сам при этом ничего не просит. С того времени я не провел ни одного семинара и не выступил ни перед одной аудиторией, не рассказав об этих шести словах. Огромное множество людей приходили ко мне и говорили, что они благодарны за эту историю, потому что услышали в ней что-то о себе. Никогда не допускайте сомнений в том, что вы неистощимый источник творчества, который вот-вот разверзнется и выбросит в мир поток блестящих идей.

РЕАЛЬНЫЙ ЗАКОН ПРИТЯЖЕНИЯ


Я должен раскрыть свои карты. Я не был честен с вами, когда говорил, что представление о творчестве как об ослепительной вспышке света — это миф. На самом деле это никакой не миф. Получать творческое вдохновение ни с того ни с сего, совершенно точно, возможно, однако такое может произойти с вами лишь в том случае, если вы приложите усилия. Вспышки вдохновения будут озарять вас, только если вы «настроите» свое сознание на правильную частоту, погрузившись в творческий процесс и задавая правильные вопросы. Не позволяйте себе расстраиваться, если ни мозговой штурм, ни придуманные вами для уроков крючки не приведут к результатам. В качестве необходимого первого шага вам следует не только запустить собственный творческий процесс, но и представить себе невероятно высокий уровень участия, который вы ждете от своих учеников. И только после этого вас поразит тот факт, что мозг, дабы достичь ваших целей и реализовать вашу идеальную картину, теперь работает сверхурочно, сознательно и подсознательно. Когда вы задаете правильные вопросы, ваш мозг не успокоится до тех пор, пока не сможет дать вам ответы.

Помните: качество ваших вопросов имеет первостепенное значение. Не спрашивайте «Как мне сделать сегодняшний урок сносным для своих учеников и не дать им заснуть от скуки?», если не хотите получить ответ, который потребует лишь минимума. Вместо этого ставьте вопрос так: «Как мне сделать сегодняшний урок безумно увлекательным, захватывающим и эффективным, таким, чтобы мои ученики никогда не забыли его и отчаянно хотели присутствовать на других моих уроках?» Это качественно другой вопрос, который ведет к качественно другому ответу. Ваш мозг не будет счастлив, пока не получит уместный и подходящий ответ.

У меня есть претензии к некоторым интерпретациям закона всемирного тяготения, например, к такой: стоит вам пожелать новую машину, как кто-то тут же подъезжает к вашему дому на новеньком автомобиле и вручает его вам. Так этот закон не работает. Чтобы заставить закон притяжения работать на вас, вы должны представить то, чего вы хотите достичь, а затем начать работать над достижением своих целей. Как только у вас появится желаемый образ и вы наметите пункт назначения, вы изумитесь той огромной помощи, которую получите на своем пути. Как было остро подмечено Уильямом Х. Мюрреем, «пока вы не работаете увлеченно, всегда есть место для колебания и возможность отступить и всегда есть неэффективность. Говоря о любой инициативе (и творчестве), надо сказать об одной фундаментальной истине, незнание которой способно убивать бесчисленные идеи и отличные планы: в тот момент, когда человек посвящает себя определенной цели, ему начинает сопутствовать провидение. Это решение порождает целый поток событий, создавая в пользу человека всевозможные непредвиденные обстоятельства, встречи и ощутимую помощь, о которых никто и не мечтал».

Посвятить себя. Начать работать. А затем — быть открытым. Узнать эту чудесную помощь, когда она придет, и суметь воспользоваться ей. Не игнорируйте идеи, которые ваш мозг пытается послать вам. Многие являются «принимающей станцией» невероятного количества отличных креативных идей, однако либо не признают их как таковые, либо не готовы действовать. Идеи — это здорово, но только их реализация — ключ к достижению цели. В рамках моего однодневного практического курса «Необычное обучение», а также семинара «Нестандартное обучение» учителя проводят коллегиальный мозговой штурм в поисках идей для собственных уроков. При этом применяется творческий инструмент под названием «Оптимальная сверхмощная высоковольтная турбомозгоштурм-система планирования уроков без ограничений» (простите, иногда мой внутренний копирайтер берет надо мной верх!). Я видел, как на этих занятиях рождались невероятно креативные идеи по планированию уроков — идеи, которые ничего не стоят, если учителя не проходят через последующие этапы творческого процесса. Чтобы ваши идеи имели практический смысл в классе, необходимо, чтобы они не только появились, но и, самое главное, были реализованы с учениками. Я изучил замечания и комментарии учителей со всей страны и знаю, что многие идеи и стратегии, которые были разработаны с помощью мозгового штурма, успешно попадали в классы и приживались там. Я никогда не забуду письмо с фотографиями, которое я получил от Мэри Беарз-Силвии — учительницы, посетившей часовую, чрезвычайно сокращенную версию «Необычного обучения». Она получила творческое вдохновение и мужественно понесла его дальше. Ей пришла в голову идея, она развила ее и применила в классе спустя два дня после нашей встречи. Это и есть реализация!

Вы наверняка слышали историю о человеке, который стоял во время наводнения на крыше своего дома и ждал, чтобы Бог помог ему. Появилась спасательная шлюпка, чтобы забрать пострадавшего, однако он отказался в нее забираться и сказал, что Бог ему поможет. Затем появилась еще одна лодка, и люди в ней умоляли человека на крыше присоединиться к ним, но в ответ услышали отказ. В конце концов над домом пролетел вертолет, с которого человеку сбросили веревочную лестницу, однако тот отверг помощь, уповая на Господа. В конце концов вода сомкнулась над крышей дома и человек утонул. Оказавшись в раю, он с возмущением обратился к Богу: «Как ты мог позволить мне умереть там, на крыше, когда я так верил в тебя?» Бог ответил: «Да ладно, я дважды посылал тебе лодку и один раз даже целый вертолет!» Не будьте такими, как тот утонувший. Берите все от своих творческих идей и от возможностей, которые открываются вам на пути, и посвятите себя их реализации! Будьте дальновидны в поисках желанного образа своих учеников и своей жизни. Закон притяжения реален. Ваши мысли имеют магическую силу и способны материализовать то, о чем вы мечтаете, однако для этого требуется ваше активное участие.

ПОЙМАТЬ ИДЕЮ


Ваше подсознание работает не так, как сознание. Гениальные мысли рождаются в самых неожиданных обстоятельствах. Они приходят к вам в душе, в спортзале, за рулем автомобиля. Они осеняют вас в бакалейном отделе магазина, на прогулке, во время стрижки у парикмахера. Некоторые из моих блестящих идей посещают меня, когда я мою посуду, занимаюсь уборкой в доме или другими делами, при которых «сознательный мозг» работает на автопилоте. Поскольку эти идеи часто возникают в неожиданный момент, вы должны быть постоянно готовы запоминать их. Не говорите себе: «Надо записать это, когда приду домой». Вы этого не сделаете! Вы наверняка даже не вспомните, что к вам приходила какая-то идея. Лучше попробуйте создать систему для мгновенного запоминания и фиксации идей, чтобы те не уходили навсегда.

Мне становится нехорошо, когда я думаю обо всех идеях, которые безвозвратно ушли лишь потому, что я был уверен, будто запомню их. Иногда я встречаю своих бывших учеников, и они вспоминают о каком-нибудь уроке, который я проводил год назад. Всякий раз я думаю: «Почему я этого больше не делаю?» А не делаю я этого лишь оттого, что не записал свою идею и забыл, насколько мощным элементом урока она была.

Чтобы предотвратить испарение идей, много лет назад я выработал привычку всегда носить в кармане карточку для заметок и ручку. Я стал их использовать для того, чтобы записать мысли и идеи, которые хотел запомнить. Когда я вечером выкладывал все из карманов, я складывал карточки в такое место, где я мог их найти позже (в папку, записную книжку и т. д.). Теперь, когда у меня всегда с собой смартфон, я перешел на специальное приложение для создания заметок. Таких приложений, которые помогают сохранять ваши идеи, сейчас множество (например, Evernote). Какую систему для сохранения ваших идей бы вы ни выбрали для себя, убедитесь, что она всегда у вас под рукой и вы ей действительно пользуетесь. Однако не стоит покупать роскошных записных книжек или сложных приложений, которые вы никогда не будете применять. Чем система проще, тем лучше. На первом месте для вас должна быть практичность, а не внешний блеск.

Ваша система не должна быть высокотехнологичной. Обычно для каждого проекта, над которым я работаю, я беру простую папку-регистратор или блокнот на трех кольцах. У меня все еще сохранился тот блокнот, который я использовал при разработке самого первого практического занятия курса «Обучение как приключение» и всего комплекса мнемонических правил своей пиратской программы. Этот блокнот, снабженный вкладками для букв алфавита, хранит произвольные мысли, идеи и результаты мозговых штурмов. Я наполнял карманы карточками для записей и клочками бумаги с цитатами и напоминаниями. Теперь, много лет спустя, я оглядываюсь назад и вижу все варианты решения, которые рассматривал, когда создавал систему «Учи как пират».

БЫСТРО И ЛЕГКО


Самое важное в системе сохранения идей, равно как и в системе их реализации, — доступность и простота. Чем больше от вас требуется шагов, необходимых, чтобы быть продуктивными, тем меньше вероятность того, что вы будете постоянно добиваться нужного результата. Это, кстати, справедливо и в том, что касается программ фитнеса. Согласно исследованиям, расстояние до вашего спортивного зала непосредственно соотносится с тем, как часто вы туда ходите. Чем больше это расстояние, тем меньше вероятность, что вы будете ходить в спортзал каждый день. Когда мне нужно было сбросить 18 кг лишнего веса, самым действенным средством стала ходьба, и вот по какой простой причине: все, что мне следовало сделать, — открыть дверь и пойти. Какую бы систему вы ни использовали для записи и сортировки своих идей и разработки планов их реализации, убедитесь, что вы можете быстро и легко заставить ее работать.

Для того чтобы написать эту книгу, я решил воспользоваться собственными рекомендациями. Я приобрел ноутбук MacBook Air, благодаря которому могу работать где угодно. Когда я был привязан к своему компьютеру и рабочему месту, я гораздо реже добивался желанного результата. Теперь я могу писать в самолете, в любой комнате своего дома (это важно, потому что у меня маленькие дети), буквально в любой точке мира. Эти слова я пишу, находясь на весенних каникулах в Пуэрто-Вальярта в Мексике. Чем проще вам будет работать со своей системой, тем больше вероятность того, что вы воспользуетесь ей.

Разработка системы «сбережения» собственных мыслей имеет еще один плюс. Вы говорите себе, что время от времени на вас будут снисходить творческие озарения — и в итоге это может стать самоисполняющимся пророчеством. Когда вы сохраняете свою идею, ваше подсознание получает едва различимый, но важный сигнал о том, что затраченные на ее генерирование усилия не пропадут зря. И таким образом вы подтверждаете ценность этой идеи.

НЕУДАЧИ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


Я уже говорил, что у меня были совершенно провальные уроки и, более того, длинная череда неудавшихся занятий. Это правда! Я переживал просто легендарные фиаско. Когда я пытался разработать и реализовать некоторые свои идеи, со мной случались настоящие катастрофы. И я даже не очень доволен всеми своими уроками, проведенными на прошлой неделе, потому что знаю, что они могли получиться лучше.

Это естественно.

Если вы в последнее время не терпели в классе неудач, значит, вы недостаточно далеко выходите за привычные рамки. «Безопасные» уроки — в лучшем случае рецепт для посредственности.

Чтобы неудача не заставила вас опустить руки и отказаться от любимого дела, надо прежде всего изменить точку зрения и поверить в то, что истинных провалов не существует. Есть только обратная связь! После того как вы поймете, какими хотите видеть своих учеников, приходит время оценивать результаты своей работы, или обратную связь, и использовать их для самосовершенствования. Например, если вы видите, что класс не увлечен вашим объяснением или рассказом, детей не стоит винить. Очевидно, что, когда ученики не заинтересованы, они предоставляют вам обратную связь, как бы сообщая: то, что вы делаете, не увлекает данную аудиторию в этот день. Тщательно проанализируйте это критическое сообщение, не принимая его слишком близко к сердцу и стараясь извлечь из обратной связи как можно больше пользы. Это позволит вам исправить допущенные ошибки и улучшить свои уроки в будущем. По-настоящему опытный специалист чувствует свою аудиторию и степень ее участия и способен корректировать свой урок на ходу. Это главнейшая цель, и, хотя это непросто, она достижима. Не позволяйте себе зацикливаться на том, что вы делаете в данную минуту или что согласно плану занятия должны будете сделать в следующий момент, — иначе вы будете не в состоянии воспринимать непрерывную обратную связь от своей аудитории.

Я помню, как в юном возрасте читал «Психокибернетику» Максуэлла Мольца. Сравнение того, как люди достигают поставленных целей, с тем, как ракеты и торпеды попадают в заданную цель, произвело на меня сильное впечатление. Доктор Мольц сказал: «Ракета движется вперед, допускает ошибки и постоянно исправляет их — и в итоге выполняет свою задачу. Двигаясь зигзагами, она буквально нащупывает свой путь к цели». В реальности ракета летит уклоняясь от курса дольше, чем движется прямо к цели. И тем не менее она оказывается там, где требуется, и поражает цель благодаря постоянным корректировкам, основанным на продолжительном анализе полученной обратной связи. Так и путь учителя к истинному мастерству похож на процесс мытья волос: пытаться, ошибаться, исправлять, пытаться, ошибаться, исправлять... мылить, споласкивать, мылить, споласкивать...

Как-то после семинара ко мне подошла женщина и поблагодарила за признание в том, что мои уроки до сих пор бывают неудачными. Она сказала, что ее смущает, когда учителя, выступающие по вопросам повышения профессиональной квалификации, говорят так, будто их занятия проходят идеально. Они делают вид, что им не приходится сталкиваться со всеми теми проблемами и волнениями, которые, как мы знаем, являются частью нашей (да и вообще любой) работы. Возможно, этих преподавателей беспокоит то, что, если они признают у себя наличие слабых мест, они могут утратить доверие коллег, но это совсем не так. Моя же цель в том, чтобы поделиться реалистичным взглядом на происходящее в классе, а это просто невозможно без разговора о потенциальных неудачах.

По моему мнению, любое начинание, которое исключает возможность провала, не может привести к чему-то значительному. Пока в сфере образования никто (слава Богу!) не говорит об идеальной школе — но пусть это не останавливает ваши попытки делать что-то новое. Не бойтесь выходить за пределы привычного и достигать новых высот. Главное, не забудьте запастись зеленкой для разбитых коленей.

ТВОРЧЕСКАЯ АЛХИМИЯ


Начитанность и многосторонние интересы обеспечивают нас исходными ресурсами, необходимыми для того, что я называю творческой алхимией. Слишком часто люди считают, что креативность — это умение, которое доступно лишь немногим и которое связано с появлением совершенно оригинальных идей из ниоткуда. Однако чаще всего дело обстоит совсем по-другому. Я больше сравниваю творчество с алхимией.

Алхимия — это:

- волшебное превращение обычного вещества, не имеющего большой ценности, в очень ценное вещество;
- процесс, который вследствие сочетания несовместимых элементов ведет к парадоксальным результатам.

Проводите больше времени занимаясь тем, что вы страстно любите, своими хобби, сторонними интересами и ищите способы использовать все это в своих занятиях в классе. Культивируйте новые увлечения и наблюдайте за тем, как творческая работа охватывает новые области вашего мозга. Смотрите, как ваша жизнь зажигается новой энергией, когда вы вновь возбуждаете в себе любовь к тому, что пленяло вас в молодые годы. Растите! Пробуйте новое и не забудьте сделать то, что уже включено в ваш список дел, которые нужно успеть сделать в жизни! Обращайте внимание на мир вокруг вас и относитесь к нему как к изобилию творческих идей, каковым он и является. Это хорошо не только для вашей жизни, но и для вашей педагогической деятельности. Исследование мира и собственной страсти позволит вам привнести в школьные занятия новую перспективу и энергетику. Оно превратит вас в яркий пример для подражания для ваших учеников. Мы всегда говорим, что хотим, чтобы учеба для них была непрекращающимся процессом, поэтому мы должны показать им, что это значит.

Творческая стагнация обычно возникает в результате:

- нежелания «выпрыгнуть» за пределы своих профессиональных знаний и умений;
- неспособности увидеть, как на первый взгляд несвязанные идеи могут быть объединены в нечто новое и интересное.

Подозреваю, что лучшие книги для педагогов вряд ли можно найти в секции «Образование» книжных магазинов. У меня всегда есть три или четыре книги на тумбочке у кровати, одна книга в машине, одна в школьной сумке, еще несколько книг в телефоне. Я считаю, что одна из наиболее важных частей моей работы заключается в том, чтобы постоянно открывать себя для воздействия качественного мышления других людей. Оно ставит передо мной задачи, поддерживает актуальность моих знаний и навыков, а также дает мне исходные ресурсы для творческой алхимии.

Мои сторонние интересы обширны и разнообразны, и при этом их число постоянно растет. Вот некоторые примеры: фокусы, оригами, шахматы, тренерская работа с баскетбольной командой, фитнес, предпринимательство, прямой маркетинг, социальные сети, музыка в стиле рэп, книги на тему «как преуспеть», ораторское искусство, гражданские права и в последнее время кубик Рубика. Когда я уделяю все свое внимание только преподавательской деятельности, моя креативность падает. Однако когда я нахожу время потакать своим странным увлечениям, я становлюсь очень креативным.

Примеры творческой алхимии окружают нас повсюду. Она породила джаз. Рок-н-ролл. Рэп... Простите за то, что постоянно ссылаюсь на себя самого, однако я прекрасно помню, как группа Run DMC стала добавлять в свои рэповые песни рок-гитару и создала новый звук.

Экспериментируя с разным материалом, художники развивают свои творческие навыки. Музыканты переживают переломные моменты в своем творчестве в результате того, что на них влияют другие группы, исполнители и жанры. Специалисты по маркетингу запускают гениальные кампании после того, как изучают используемые в других отраслях методы и пытаются применить их к своей ситуации.

Творческая алхимия в действии:

- Многие годы я использовал оригами (одно из моих хобби) на уроках истории и при этом всегда расстраивался от того, что не знал, куда деть узкую полоску бумаги, оставшуюся после разрезания на квадраты двух сотен кусков бумаги размером восемь на десять.

- Последние несколько лет меня также расстраивала изготовленная мной модель конвейера Генри Форда образца 1920-х гг. Мне не нравилось то, что у меня получилось, и я на несколько лет прекратил использовать эту поделку.

- Пару лет назад я видел, как один ученик смастерил из полоски бумаги вертолет. Я попросил его научить меня этому, и сохранил его инструкцию в папке с идеями, которые могут пригодиться в будущем.

Спустя два года (два года!) творческая алхимия в конце концов волшебным образом сработала. (Сколько времени следует ждать, пока к вам придет хорошая идея? Ровно столько, сколько потребуется!) Теперь я использую бумагу, разрезанную на полоски, как исходный материал, и класс превращается в несколько конкурирующих команд по сборке вертолетов на конвейерах Генри Форда. Я решил проблему неиспользованной бумаги, проблему конвейера, а также проблему того, как применять хитрый прием, усвоенный благодаря своему ученику. В этом семестре я попробовал сделать все это в первый раз и думаю, следует продолжать. Алхимия!

Когда вы развиваете себя для того, чтобы выйти за пределы своей учительской ипостаси, вам может показаться, будто вы тратите время попусту и должны испытывать чувство вины. Не попадитесь в эту ловушку! Ваши усилия очень важны, и они обязательно окупятся не только в жизни, но и в занятиях в классе.