среда, 17 декабря 2014 г.

Шутка на миллион. Как разбогатеть с помощью интернет-приколов

Зак Браун

Никто и не думал превращать сервис Kickstarter в платформу для изощренных шуток, разносимых по Интернету. Он был задуман как обычный веб-сайт, позволяющий предпринимателям обращаться к широким массам в надежде получить деньги под свои проекты: человек заходит сюда, просматривает видеоролик и прочее о проекте и после этого, если ему понравилась задумка автора, жертвует несколько долларов— не инвестирует, а всего лишь демонстрирует свою поддержку приглянувшемуся проекту, выступая в качестве благотворителя.

И вот в июле некий Зак Браун (Zack Brown) из штата Огайо забросил на Kickstcirter самый, пожалуй, нелепый проект: ему нужно было сделать картофельный салат, для чего он и попросил всего каких-то $10. Он даже не потрудился разместить видеопросьбу, а всего лишь написал: «Я собираюсь приготовить картофельный салат, правда, еще не решил, какой именно».


В Интернете ценят хороший юмор. И вот всего через несколько дней шутка Брауна разлетелась по Всемирной паутине со скоростью света. Тысячи юзеров подхватили дело Брауна и тоже стали создавать нелепые проекты. Вдобавок к делу подключились СМИ, раструбив о салате Брауна во всю мощь, и всем стало известно, что его кулинарная задумка собрала в общей сложности более $70 тыс!

Нет, Браун не продавал никаких волшебных снадобий, он вообще ничего не продавал, а абсолютно честно заявил, на что именно хотел потратить вырученные деньги — так, на ерунду. Другими словами, Интернет позволяет быстро разбогатеть с помощью остроумия: мы, простые пользователи, веселимся, а за это шутники получают барыш.

Но вся эта история началась намного раньше. Так, в 2005 г. один британский студент затеял проект под названием «Страница на миллион долларов» (Million Dollar Homepage), где каждый пиксель экрана (общим размером 1000 x 1000 пикселей) продавался рекламодателям за $1, — и парень продал их все до единого.

Следом появился проект под названием «Одна красная скрепка» (One Red Paperclip), зачинатель которого, канадец Кайл Макдоналд (Kyle MacDonald), решил узнать: а что он может получить в обмен на канцелярскую скрепку, лежащую у него на письменном столе? Кто-то предложил ему авторучку в виде рыбки, которую Макдональд обменял на дверную ручку, а ту, в свою очередь, выменял на походную печку— и так далее, до тех пор, пока через 14 актов обмена не приобрел самый настоящий дом.

Сообразили, в чем дело? Искренняя игра на забаву публике. В каждом из этих случаев, судя по всему, существуют некие правила, обеспечивающие этим несерьезным проектам коммерческий успех. Перечислю их.

Во-первых, не следует копировать те нашумевшие интернет-приколы, которые кто-то до вас уже с успехом использовал. Хотя конечно же на сайте Kickstarter появились подражатели проекта Million Dollar Homepage, и по крайней мере человек десять решили в очередной раз вслед за Брауном нарезать картофельный салат. Но ничего у них не вышло. Итак, главный куш получит лишь автор оригинальной идеи.

Второе правило: если остришь, то остри до конца, иначе все испортишь. И вот вам доказательство: наш кулинар Браун появился как-то в передаче Good Morning America и стал с серьезным видом рассуждать о том, как «лучше всего делать добрые дела» с помощью денег,— и тут легкость и остроумие тотчас же исчезли.

Третье и последнее правило: избегай натяжек, неестественности. Скажем, тот же Браун впоследствии стал продвигать на сайте Kickstarter и всякие другие проекты— ресторан, фотостудию, радиостанцию: но, увы, теперь уже от первоначальной непосредственности не осталось и следа. И сумма взносов вскоре упала на $30 тыс. В итоге Браун собрал всего чуть больше $55 тыс.

Конечно, утех, кто быстро обогатился, особенно с помощью интернет-приколов, всегда будут завистники. Но если ваш юмор свеж и оригинален, то множество людей (отнюдь не бедных) с радостью оценят ваше остроумие.