среда, 10 декабря 2014 г.

Гарри Лорейн, Джерри Лукас. Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти

Гарри Лорейн, Джерри Лукас. Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти
Раскройте потенциал вашей памяти. Это простое и надежное руководство, проверенное временем, поможет развить воображение и улучшить результаты на работе, в учебе и спорте.

После прочтения книги вы сможете:
- легко запоминать телефонные номера, данные и информацию о встречах;
- без труда учить иностранные слова и фразы;
- читать быстрее и лучше усваивать прочитанный материал;
- сразу понимать и запоминать лекции и уроки, быстрее осваивать материал при самостоятельных занятиях;
- легче налаживать связи, помнить о днях рождения, важных датах и другой информации, связанной с собеседником.

Это книга для всех, кто хотел бы развить свою память и память своих детей.

Глава из книги:

Имена и лица


Дж. Л.: Однажды я согласился помочь в учебе одному футболисту из команды Вуди Хэйса. Я подошел к парню и сказал: «Привет, меня зовут Джерри Лукас, а тебя?» С полминуты футболист молчал, сосредоточенно считая что-то на пальцах, а потом ответил: «Боб». Мне стало любопытно, и я переспросил: «Прости, пожалуйста, как ты сказал, тебя зовут?» Парень снова что-то посчитал и ответил: «Боб». Естественно, я поинтересовался, почему он всякий раз задумывался, прежде чем назвать себя. «Ну, - ответил он, - дело в том, что у меня ужасная память. Иногда мне бывает трудно вспомнить даже собственное имя, и я начинаю петь, отсчитывая такты на пальцах: “С днем рожденья тебя, с днем рожденья тебя, с днем рожденья тебя... милый Боб!”»

Г. Л.: Это лучшая история о плохой памяти из всех, что мне приходилось слышать. Она напомнила мне о покойном Ричарде Химбере, великолепном музыканте и шоумене, моем хорошем друге. Когда я был еще очень молод и только начинал карьеру, он пригласил меня на «Шоу Эда Салливана», привел меня в студию во время репетиции и затащил Салливана в угол. «Эд, - сказал он, - это фантастический парень. Он познакомится с каждым человеком в зале, а потом, во время шоу, назовет всех по именам. Каждый названный встанет и останется стоять, пока не будут названы все. В конце этого трюка весь зал будет стоять!» Надо сказать, что Дик часто все путал - я хотел, чтобы все стояли, а потом, после того как я их назову, садились.

Как бы то ни было, Салливан посмотрел на Дика и сказал: «Мне намного проще будет это сделать, если оркестр заиграет гимн!»


Дж. Л.: Ну, сам Салливан тоже часто путался. Однажды Sports Illustrated назвал меня спортсменом года, мне предстояло выступить в шоу Эда, и он должен был меня представить.

В конце шоу он взял микрофон и сказал: «Дамы и господа! Сейчас я представлю вам нового спортсмена года. Итак, поприветствуем нашего героя - мистера Джерри... Льюиса!»

Большинство из нас неплохо распознают лица (ручаюсь, вам никогда не приходилось слышать: «Знаете, я помню ваше имя, но вот никак не могу припомнить лицо»). Проблемы всегда возникают с именами. Так как лица мы обычно узнаём, вся проблема сводится к тому, чтобы с помощью определенной системы связывать лица с именами их обладателей. Наша система, если правильно ее применить, превосходно справляется с этой задачей.

Первая проблема связана с фамилиями. Эта проблема решается легко — здесь мы применим систему замещающих слов. Сделать это не составит большого труда, если у человека значащая фамилия: например Плотников, Лисицын, Золотарев, Карпов и так далее. В этих случаях подходящая картинка образуется сама собой.

Есть также имена и фамилии, которые сами по себе абстрактны, но вызывают ассоциации с чем-то конкретным, например Волгин, Донской заставят вас вспомнить о реках, а фамилия Яшин напомнит о футболе.

Однако в большинстве своем фамилии не имеют очевидного смысла и звучат для слушателей как слова чужого языка. Здесь-то и можно применить систему замещающих слов.

Прежде чем перейти к примерам, отметим, что в большинстве случаев мы не забываем имена и фамилии — мы их просто не запоминаем, а зачастую и вовсе не слышим в момент знакомства. Вспомните: часто, когда вас представляли другим людям, вы вместо имени нового знакомого слышали лишь невнятное бормотание. Но никто в мире никогда не сможет запомнить нечленораздельные звуки!

По каким-то непонятным причинам мы почти всегда стесняемся переспросить: «Простите, я не расслышал вашего имени». Но здесь нечего стесняться. Люди, как правило, трепетно относятся к своему имени и не любят, когда при обращении его коверкают или забывают. Просьба повторить имя означает, что вы интересуетесь новым знакомым и хотите правильно запомнить его имя и фамилию.

Бывают случаи, когда люди не переспрашивают неразборчиво произнесенное имя, поскольку уверены, что никогда больше не встретят этого человека, а значит, и незачем запоминать, как его зовут. Естественно, зачастую такие повторные встречи происходят, и тогда можно выкрутиться, называя собеседника дружищем, дорогушей, голубушкой, милашкой и так далее. Нельзя сказать, что это проявление особой сердечности, — все дело в том, что мы понятия не имеем, как зовут нашего шапочного знакомого или знакомую. Как правило, никаких сложностей не возникает, ибо и собеседник не знает, как зовут вас!

Но если вы все же хотите запоминать имена и фамилии окружающих, то делать это надо в три этапа. Первый этап — запоминание имени. Второй — запоминание лица, а третий — связывание первого со вторым. Вам надо всего лишь создать ассоциацию между именем и лицом, причем эта ассоциация должна быть смешной и необычной. Но сначала поговорим о первом этапе — запоминании имени.

Например, нет такого образа, с которым можно было бы связать фамилию Парунов, но вы можете представить себе, что вам надо «купить пару новых туфель». Представив себе пару обуви, вы вспомните фамилию Парунов.

Система замещающих слов и фраз прекрасно помогает запоминать имена и фамилии. Использование этой системы заставит вас прислушаться, обратить внимание на звучание фамилии, сосредоточиться на ней, первоначально ее осознать. Нечленораздельный звук не поможет использовать замещающее слово. Вам надо услышать имя, пусть даже для этого придется попросить человека повторить его еще раз.

Прежде чем научиться связывать замещающее слово с лицом, надо твердо поверить в то, что не существует такого имени и фамилии (независимо от их длины), для которых невозможно было бы найти замещающего слова, фразы или мысли. Это может быть даже мысль, не выраженная словами, но представляющая какой-то конкретный образ, который вы легко можете вообразить. Этот образ и напомнит вам фамилию.

Не исключено, что фамилия Василиаускас поначалу вас просто ужаснет, но если раздробить ее на части, то легко можно представить себе кота Василия, лижущего усы на строительной каске. При таком подходе фамилия уже не покажется вам слишком страшной. Фамилия Грим-мельсгаузен тоже из тех, что, влетая в одно ухо, вылетают в другое. (Все равно я это не запомню, так зачем мучиться?) Вы, несомненно, правы — запомнить эту фамилию просто так действительно невозможно. Но в ваших силах представить себе грим из толченого мела, нанесенный на куриное гузно. Такой список можно продолжать до бесконечности.

Замещающее слово или фраза не обязательно должны соответствовать всем звукам фамилии — достаточно добиться лишь частичного соответствия, а «настоящее» припоминание поможет вам восстановить истинное звучание слова.

Как и во всех других делах, с практикой припоминание будет даваться вам все легче и легче: возникнут шаблоны замещающих слов для определенных фамилий, префиксов, суффиксов и даже отдельных звуков. Можно привести, например, три подобных шаблона: для фамилии Ковалевский — молот кузнеца (коваля), кующего железо; для фамилии Коган — наган; для фамилии Олейник — олений рог.

Для суффикса «-ский» можно воспользоваться образом «скит», «-ская» — «скалка». Суффикс «-ич» можно ассоциировать со словом «сыч» или «кич», «-ин» — со словом «блин», «-ов» — «ров» и так далее.

Научившись пользоваться тем или иным словом-образом для обозначения имен, суффиксов и префиксов, вы к нему привыкнете и начнете им пользоваться автоматически.

Приучившись подбирать к фамилиям замещающие слова и фразы, вы сможете мгновенно запоминать любые, даже самые сложные и замысловатые, фамилии.

Дж. Л.: Когда я впервые увидел тебя по телевизору...

Г. Л.: Ну, ты тогда еще под стол пешком ходил!

Дж. Л.: Да нет, уже не ходил. В то время я уже кое-что знал о системах тренировки памяти, но ни разу не слышал, что кто-то может сразу запомнить четыре сотни фамилий. Я просто не мог в это поверить.

Г. Л.: Самое смешное, что тогда в это никто не верил, во всяком случае мне так казалось. Мое первое телевизионное выступление состоялось в шоу Джека Пара «Сегодня вечером». Он представил меня публике приблизительно за восемь минут до окончания шоу, и мне оставалось около семи минут на то, чтобы выпалить фамилии четырехсот человек.

Через два дня мне позвонили из офиса Пара и сказали, что они получили сотни писем и телефонных звонков и телеграмм, в которых люди писали и говорили, что это просто невозможно, что никто не может за столь короткое время запомнить столько людей, что, наверное, это были подсадные утки - мои друзья.

Дж. Л.: И что ты на это ответил?

Г. Л.: «Назовите мне человека, у которого есть четыреста друзей!»

Займемся теперь вторым этапом. Предположим, что вас представили какому-то человеку и вы нашли для его фамилии замещающее слово. Что теперь с ним делать? Надо посмотреть на лицо нового знакомого и установить его самую выдающуюся черту.

Вы уже сделали один из двух важнейших шагов: обрели первоначальное осознание фамилии. Теперь, выявив самую выдающуюся черту лица, сделайте второй важный шаг — заставьте себя внимательно на него посмотреть, сосредоточиться на нем, проявить к нему интерес!

Можете выбрать все что угодно: волосы или границу волос на лбу (узкий лоб, широкий, высокий), брови (прямые, подковками, кустистые), глаза (узкие, широкие, близко посаженные), нос (большой, маленький, вздернутый, крючковатый), ноздри (узкие, раздутые), скулы (высокие), щеки (полные или запавшие), губы (прямые, изогнутые, полные, узкие), подбородок (с ямочкой, выступающий, скошенный), морщины, прыщи, бородавки, веснушки — словом, все что угодно.

Первое впечатление обычно запоминается надолго, и те черты, которые при первом взгляде показались вам заметными и бросающимися в глаза, окажутся такими и при следующей встрече. Это очень важно. Однако еще важнее то, что вы пристально и внимательно взглянули в лицо своему новому знакомому, буквально врезав это лицо в свою память при одной только попытке использовать систему запоминания.

Возможно, вы выберете не ту черту, которую выбрали бы другие, но для вас это не важно. Все мы мыслим и членим мир по-разному — так должно быть. Для вас лучше всего будет разработать ваш личный, индивидуальный выбор.

Итак, отлично: вы выбрали самую заметную черту, и к тому же у вас уже есть замещающее слово для фамилии нового знакомого. Теперь можно переходить к третьему этапу — ассоциировать замещающее слово с заметной чертой лица. Если вы сумеете правильно это сделать, то имя человека окажется словно записанным на его лице!

Даже если третий шаг оказался неэффективным (хотя такое случается крайне редко), одна только попытка связать лицо с замещающим словом уже улучшит вашу способность к запоминанию, потому что вы сделаете то, чего не делает подавляющее большинство людей, — вы обратите внимание на человека, внимательно его выслушаете и посмотрите ему в глаза.

Однако именно третий этап придает смысл первым двум, становясь их конечной целью, так как именно третий этап объединяет имя и лицо в единое целое. Создайте забавную ассоциацию между лицом и замещающим словом — это все, что теперь от вас требуется. Мало того — вы увидите, что эта ассоциация не может не быть смешной, так получается автоматически, само собой.

Например, вы знакомитесь с неким Журавлевым. Фамилию можно связать с деревенским колодцем, который очень легко себе представить. Кроме того, легко представить себе и летящий по небу журавлиный клин. Предположим, что при взгляде на лицо нового знакомого вам бросился в глаза его высокий лоб. Представьте себе присевшую на него отдохнуть журавлиную стаю. То, что вы себе представите, зависит от ваших склонностей и силы воображения. Вы обязательно должны представить себе эту картину — поначалу вам придется заставлять себя это делать. Однако, встретив нового знакомого в следующий раз, вы непременно тотчас вспомните его фамилию!

Если у Парунова большой нос, то можно представить, будто от его носа исходит пар — «пар у носа».

У господина Василиаускаса могут оказаться большие, навыкате глаза — представьте себе кота, который таращит глаза на каску, на которой он сидит. У Гриммельсгаузена раздвоенный подбородок. Вам просто несказанно повезло, так как куриное гузно тоже раздвоено. У Когана на лице масса угрей — представьте себе рубчатую рукоятку нагана.

Вы познакомились с лучшей системой запоминания имен и фамилий, единственной системой, которая работает с любыми фамилиями. (Это заявление может показаться вам слишком категоричным, но мы отвечаем за свои слова!) На наших курсах студенты, усвоив эту систему, вспоминают с первой попытки фамилии 20-40 коллег, причем услышанные всего один раз!

Вы можете прямо сейчас испытать себя, применив «словесные картины». Пять фамилий мы уже использовали в качестве примеров. Вернитесь мысленно к господам Журавлеву, Парунову, Василиаускасу, Гриммельсгаузену и Когану и отчетливо представьте себе связанные с ними картинки. Так как мы сейчас делаем это с воображаемыми людьми, вообразите просто отдельные черты и связанные с ними забавные ассоциации. Теперь, покончив с этим, «познакомьтесь» еще с четырьмя людьми и сделайте то же самое.

У господина Чайкина очень толстые губы. Нарисуйте в своем воображении эти губы и свяжите их с тысячами пакетиков чая, висящих на этих исполинских губах. Вы смотрите на эту картину и говорите: «Как хочется чайку!» Эти ассоциации помогут вам вспоминать фамилию при каждой следующей встрече с этим человеком. Конечно, вы можете придумать свои замещающие слова. Возможно, вы прихлебываете горячий чай, оттопыриваете губы и говорите: «Какой горячий чаек!»

У мадам Жеребцовой крупные зубы. Вообразите несущегося по полю жеребца, показывающего огромные лошадиные зубы в очаровательной женской улыбке. Да-да, представьте себе эту безумную картину — она вам поможет!

У доктора Полтавского длинные бакенбарды. Представьте себе сидящего на стуле человека в белом халате, ноги которого стоят на подставке — свяжите ее со словом «полставки», на которые работает доктор (это напомнит вам звучание фамилии), а вместо бакенбард, учитывая профессию Полтавского, вообразите фонендоскопы.

У товарища Садыкова глубокие морщины, идущие от крыльев носа к углам рта. Представьте себе фруктовые садики, растущие вдоль этих глубоких, как овраги, морщин.

Нарисовав себе каждую из этих невероятно забавных и даже глупых картин, попробуйте вставить фамилии напротив выдающихся черт лица, приведенных ниже. Признаки перечислены в случайном порядке.

Угри на лице __________

Большие зубы __________

Большой нос __________

Длинные бакенбарды __________

Раздвоенный подбородок __________

Высокий лоб __________

Выпученные глаза __________

Глубокие морщины от крыльев носа к углам рта __________

Толстые губы __________

Составлять «словесные картины» не так легко, как использовать систему в приложении к реальным лицам. Конечно, можно практиковаться на портретах в газетах и журналах. Вырезайте эти портреты, придумывайте для них имена и записывайте эти имена на обороте вырезок. Такая система хорошо работает с двумерными картинками.

Лучший способ практики — применять нашу систему каждый раз, когда вы знакомитесь с реальными людьми. Здесь нечего терять, но приобрести можно очень многое. Всякий раз, оказываясь в обществе, на вечеринке, на встрече, не стесняясь, используйте эту систему запоминания имен и фамилий. Возможно, вам даже с первого раза удастся запомнить на пятьдесят процентов больше имен, чем обычно в таких случаях. С каждым следующим разом этот процент будет неуклонно увеличиваться.

Если вам захочется применить эту систему, скажем, на званом вечере, то непременно время от времени прокручивайте в памяти услышанные имена, связывая их с придуманными ассоциациями. Если вы правильно воспользуетесь системой, то каждый раз при взгляде на лицо человека в вашей памяти будет всплывать его имя или фамилия. Подумайте, постарайтесь вспомнить. Если же этого не произойдет, не смущайтесь, подойдите к человеку и снова спросите, как его зовут, подкрепите ассоциации. Уходя домой, постарайтесь при прощании назвать каждого гостя по имени. Попробуйте — и посмотрите, что из этого получится!

Но одно дело вечеринка, на которой присутствуют 20 человек, и совсем другое — работа, во время которой к вам ежедневно приходит по три-четыре новых человека, а вы не знаете, появятся ли они когда-нибудь снова. Конечно, если они снова придут, то вам стоит при встрече сразу обратиться к ним по имени, что поможет наладить успешные деловые контакты.

Это, пожалуй, единственный случай, когда мы советуем записывать имена и фамилии посетителей. Допустим, у вас сегодня побывали три человека и вы запомнили их фамилии, применив систему, которую только что усвоили. Вечером того же дня запишите их в специально заведенный для этой цели блокнот.

Записывание каждой фамилии — это обзор. Невозможно записывать фамилию, не думая о ней, а если вы использовали систему запоминания, то с каждой фамилией вы неизбежно свяжете лицо, которое немедленно всплывет у вас в памяти. Наша система работает именно так — мысль о фамилии позволяет зрительно представить лицо, которое немедленно напомнит о картине, связанной с этой фамилией.

На следующий день перечитайте фамилии. Еще раз перечитайте их через три дня, потом сделайте то же самое через неделю. Затем можете забыть о списке. Когда эти люди в следующий раз войдут в ваш кабинет, вы тотчас вспомните, как зовут каждого из них!

Если, скажем, вы каждый рабочий день знакомитесь с тремя людьми, то периодически перечитывайте весь список из 15-18 имен. Это займет всего несколько минут. В связи с этим вам придется принять решение: стоит ли тратить несколько минут в день на запоминание фамилий людей, которых вы, возможно, никогда больше не увидите? Некоторые считают, что стоит.

Вот еще несколько советов для запоминания имен и лиц.

Чтобы запоминать должности и профессии, придумайте шаблоны — как в случае фонендоскопов для доктора Полтавского. Можно придумать любое слово для визуального обозначения любой профессии. Потом этот образ необходимо во всех подходящих случаях вводить в зрительную ассоциацию. Например, для судьи это может быть молоток, а для офицера — военная фуражка.

Для имен, в отличие от фамилий, надо придумывать отдельное замещающее слово и вводить его в ассоциацию. Для каждого имени должно быть свое шаблонное слово или фраза. Например, «она с талией» для Анатолия, «у Али есть ксива» для Алексея, «церковь с иконами» для Веры, «кисея на ниве» для Ксении, «арт-шоу» для Артура, «стая галок на проводах» для Галины, «фея на дороге» для Федора, «ни кола ни двора» для Николая и так далее.

В эту исходную картину можно вложить любое значение по вашему усмотрению: профессиональные занятия человека, имя его супруги, имена детей, хобби, величину состояния — все что угодно. Создание такой исчерпывающей ассоциационной картины потребует, конечно, времени, но запоминать «голое» имя вам придется еще дольше.

Пример: Анатолий Садыков работает в отделе продаж государственной сталелитейной компании. У него есть жена по имени Светлана.

У Анатолия Садыкова густые кустистые брови. При первом знакомстве вы рисуете себе картины густого запущенного сада вместо бровей и представляете тонкую талию его жены. В разговоре с Анатолием вы черпаете новые фрагменты информации и тоже вводите их в общую картину. Вы можете представить себе государственный флаг, сделанный из легированной стали и установленный в саду. Флаг продает что-то деревьям сада, над которыми зажигается свет.

Требуется довольно много времени и типографского пространства, чтобы объяснить суть этих картинок. В реальности они возникают намного быстрее, и происходит это в момент знакомства. Помните также, что сама попытка создать такие смешные картинки уже заставляет вас обратить внимание на первоначальное осознание. Вы в первую очередь фиксируете важную информацию о человеке. Имейте в виду, что если вы воспользуетесь такой информацией несколько раз — будь то имя или сведения о человеке, — она станет твердым знанием и отпадет необходимость в смешных ассоциативных образах.

И несколько моментов напоследок. Вам придется снова и снова пользоваться ассоциациями с высокими лбами, большими носами и кустистыми бровями. Но не стоит волноваться по этому поводу — например, мы, запоминая множество людей в зале, можем до 30 раз использовать ассоциацию с высоким лбом! Тем не менее система прекрасно работает для каждого индивида: вы с интересом, внимательно и сосредоточенно рассматриваете каждое лицо, чтобы решить в конце концов, что лоб — это самая приметная его черта. Именно это и позволяет нашей системе эффективно работать. Неважно поэтому, что вы раз за разом представляете себе кузнечный молот, знакомясь с Кузнецовыми или Ковальчуками. Вы никогда не перепутаете этих людей, потому что при знакомстве внимательно смотрите и слушаете, с тем чтобы эффективно воспользоваться системой запоминания.

Иногда студенты жалуются, что бывают люди, у которых нет заметных, бросающихся в глаза черт лица. Вы станете лучше их замечать после того, как начнете регулярно применять нашу систему, поскольку она разовьет вашу наблюдательность. Но вначале, если это для вас проблема, вы можете произвольно выбрать любую черту, например нос, и использовать ее во всех случаях, когда лицо кажется вам лишенным каких-либо выдающихся черт. Система будет работать, потому что вам все равно придется внимательно вглядеться в лицо, чтобы решить, что в нем нет ничего особенного.

Теперь попробуйте сделать следующее: вернитесь к списку черт, которыми мы воспользовались для создания «словесных картин». Если вы развернете цепь ассоциаций, то вам удастся вспомнить и все фамилии, которые прячутся за неординарными чертами лиц их носителей.

Гарри Лорейн, Джерри Лукас. Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памятиГарри Лорейн, Джерри Лукас. Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти