четверг, 6 ноября 2014 г.

Как задаром поучиться в Йеле и Стэнфорде: платформа дистанционного обучения Coursera

поучиться в Йеле

У дистанционного обучения давняя история. Еще когда компьютеры занимали целые этажи, вовсю работало так называемое корреспондентское обучение, когда ученику почтой высылался комплект учебных материалов и задания, которые он постепенно выполнял и отсылал обратно в учебный центр.

По сей день живет и здравствует его осовремененная версия - кейс-технология, в которой рассылаемые комплекты-кейсы включают мультимедийные материалы, а для сопровождения курсов разворачивают сайты. Десятки лет существует радиообучение и телевизионные курсы. Речь идет не просто о популярных фильмах в стиле «как это работает», а о последовательном изложении учебного материала. Думаю, вы все знаете про соответствующие телевизионные курсы иностранных языков. При всем кажущемся отличии все вышеназванные технологии объединяет одно свойство: контакт между учителем и учеником сведен к минимуму. Обратная связь или вообще отсутствует, или весьма ограниченная. Посему компьютерные технологии и особенно компьютерные сети в свое время дали мощнейший толчок развитию дистанционного обучения именно за счет интерактивности и возможности построить нормальную коммуникацию.


В профессиональной среде хватает споров о границах возможностей и месте дистанционного обучения. Если выбросить шелуху, то можно сказать, что сейчас закрепились несколько вариантов применения дистанционного обучения. Это может быть современный вариант «за очки» с приездом на сессии и выдачей диплома, всевозможные корпоративные курсы повышения квалификации, использование элементов дистанционного обучения для поддержки обычного очного обучения, а также так называемое открытое обучение. В последнем случае нет какой-либо официально утвержденной программы, мы можем сами выбирать отдельные учебные курсы в любой комбинации, придерживаться или не придерживаться их графика.

Сразу хочу сказать, что нормальное дистанционное обучение - это в первую очередь самообразование. Поэтому априори предполагается, что с мотивацией у вас все в порядке. Дистанционное обучение полезно тем, кому действительно нужны знания, но нет времени на посещение занятий. Ну вот не хотят вас учить, допустим, в полпервого ночи, а вы к этому времени только-только разгребаетесь с текущими делами и вообще свежи как огурчик. Дистанционка снимает эту проблему.

Надо сказать, что сейчас регулярно появляются новые платформы дистанционного обучения. Качество у них разное. Есть и заполненные опусами уровня «Как заработать миллион в интернете за полчаса в день». Я бесконечно уважаю всех разработчиков, но такой подход к дистанционному обучению лично у меня вызывает стойкую аллергию. Тем более ценными являются возможности получить реальные, практичные знания и навыки, не потратив на это ничего, кроме собственного времени и усилий. Один из примеров такой платформы - проект Coursera (www.coursera.org).

После регистрации на сайте становится доступна опция выбора курсов и подписки на них. Сразу же возникает вопрос: какие курсы выбирать? Нюансов здесь хватает, поэтому немного на них остановлюсь и позволю себе дать пару советов общего плана.

Первый признак для отбора - это, конечно же, тематика. В зависимости от того, какие задачи вы себе поставили, выбирайте, что вам интересно или полезно. На Coursera достаточно курсов как гуманитарного, так и естественнонаучного и технического содержания. Мощно представлена экономика. Доступен хороший блок айтишных курсов. Всего на данный момент в системе 827 курсов, так что выбор хороший.

Второй момент, который обязательно нужно учитывать, - языковой барьер. Языки в Coursera представлены довольно широко, есть даже один курс на кхмерском. На русском языке курсов пока не очень много - чуть больше двух десятков. Больше всего материалов на английском. Скажу прямо и честно: для многих изучавших язык в тепличных условиях и формально знающих его на разных красивых интер-мидиэйт-уровнях может наступить момент истины. Это не искусственный тест или опросник, это реальное изложение нового для вас предмета, так что знание языка должно работать в фоновом режиме - мозгу и без этого будет чем заняться. Кстати говоря, многие видеолекции снабжены субтитрами. Поищите эту опцию в плеере - может помочь, если у вас не шибко радужно с аудированием и вам кажется, что материал подается слишком быстро. Если же все в порядке, можете заслуженно гордиться собой и вспоминать добрым словом своих учителей. Дополнительная прокачка языкового скилла на реальных профессиональных темах станет для вас приятным бонусом обучения.

Наконец, самый щекотливый момент - качество курса. Качество подразумевает эффективность усвоения. Индивидуальных оценок эффективности может быть много, и зависеть они будут в числе прочего от ваших ожиданий, исходного уровня, уделенного обучению времени и тысячи других причин. Выбирая курс, постарайтесь сразу ответить на вопрос: «А что конкретно я буду уметь, закончив его?»

По-хорошему на этот вопрос должны четко отвечать сами разработчики курса в его описании. Если этого в аннотации нет или там написана какая-то невнятица, я бы свое время на такой курс не тратил. Это относится не столько к Coursera, сколько к любым системам дистанционного обучения в целом. Мне приходилось сталкиваться с этой сферой ранее, в том числе в качестве разработчика, поэтому могу ответственно сказать, что в Coursera, во всяком случае в тех курсах, которые я успел реально пощупать, с этим все в порядке. Ничего удивительного, партнерами проекта являются крупные учебные заведения. Послушать курсы в исполнении профессоров Стэнфорда, Принстона, Йеля и других ведущих университетов здесь можно без проблем и даже полностью бесплатно. Интересно, знаете ли, сравнить уровень изложения и составить о нем свое собственное мнение.

Выбирайте курсы по своему уровню и будьте честны сами с собой. Составить впечатление об уровне можно, опять же, по аннотации. Вам должно быть понятно, о чем идет речь, но там также обязательно должен быть представлен совершенно новый для вас материал, иначе какое же это развитие без выхода из зоны комфорта? Если материал интересный, но явно сложный, поищите, может быть, есть вводный курс на ту же тему. Начинать тогда лучше с него. Не пренебрегайте советами типа «Что почитать перед началом изучения курса», там будут действительно нужные вещи. Очень хороший признак качественного продукта, когда в описании указаны связи с другими представленными на Coursera материалами, а также отличия от курсов аналогичной тематики от других разработчиков.

Итак, курсы выбраны! Как организовано обучение? Курсы имеют четкий график и рассчитаны на определенное время изучения, обычно в районе ме-сяца-двух. Каждый курс разбит на модули, рассчитанные на неделю работы. В модуле содержится одна или несколько видеолекций, а также различные средства тренировки и закрепления материала. В конце видеолекции обычно приводится несколько вопросов, на которые требуется ответить, чтобы показать, что вы поняли, о чем шла речь. Если вы смотрите лекцию в прямом эфире, есть возможность немедленно задать пару вопросов и получить мини-консультацию. Если вы смотрели лекции в записи или же собрались с мыслями несколько позже, для обсуждения материала используется форум, на котором общаются как студенты, так и преподаватели. В некоторых курсах даже предусмотрены отдельные разделы с примерными списками вопросов по теме каждого модуля, которые вам могут задать в ходе собеседования при устройстве на работу. Очень интересная и практичная фишка.

Курсы обязательно содержат упражнения и тесты-опросники. Обычно они становятся доступны при открытии нового модуля. Задания зависят от темы курса, но обычно бывают как теоретические, так и практические. Предусмотрены временные рамки сдачи ответов, иногда - ограничение количества попыток и баллы-кредиты, начисляемые за выполнение заданий. Сами задания обычно выполнены в виде страничек-опросов с различными вариантами вопросов. Где-то достаточно выбрать правильный вариант из предлагаемых, где-то нужно вписать текст ответа. Варианты могут быть разные. Поскольку в Coursera есть график сдачи работ и отслеживается успешность их выполнения, рассчитывайте бюджет своего времени. В описании курсов приводится примерное количество часов в неделю, которое, по задумке авторов, должно быть достаточно для успешного освоения материала. Ориентируйтесь на эти цифры, прибавляя, если нужно, запас для программ на иностранном языке. Распределение часов, доложу вам, достаточно точное, так что не набирайте одновременно много курсов, если не сможете реально уделять им требуемое время.

Поскольку большинство материалов Coursera разработаны зарубежными центрами, может возникнуть специфическая для дистанционного обучения проблема с разницей часовых поясов. Если вы выбрали сильно заокеанские варианты, не факт, что вам будет удобно или вообще возможно подключиться к лекциям в реальном режиме времени. Да, дочитать-досмотреть занятия, сделать упражнения можно будет и потом, но интерактивность, то есть то, что отличает дистанционный курс от книжки-самоучителя, теряется. В таком случае советую как минимум обязательно делать в срок задания и заходить потрепаться на форум. Общение с сокурсниками здорово помогает в освоении материала - командная работа действительно хороша для развития.

Что на выходе? Каких-либо формальных дипломов не будет. В то же время по окончании некоторых курсов можно получить сертификат. Хочу сказать, что просто так, за сам факт просмотра курса, вам сертификат никто не даст. Предусмотрена даже процедура подтверждения личности, необходимая для того, чтобы обеспечить честное самостоятельное выполнение итоговых работ.

Помимо бесплатных курсов доступны и коммерческие. Здесь свидетельство-сертификат - практически обязательная опция. Кроме того, предусмотрены так называемые «Специальности». Это подборки последовательных курсов, необходимых для более-менее уверенного освоения определенной предметной области.

Основной способ работы с Coursera - веб-интерфейс, но есть и мобильные приложения для iOS и Android. Они бесплатны и практически полностью дублируют разделы основного сайта. Приложения качественные, правда, действительно удобные только на больших экранах. Возможность почитать материал в дороге или задать вопрос на форуме бывает очень полезна.

(с) Алексей Кутовенко