понедельник, 27 октября 2014 г.

Жить, не жертвуя ничем

Жить, не жертвуя ничем

Как свести воедино все сферы жизни.

ЗАГРУЖЕНЫ ПО ГОРЛО. СБИТЫ СТОЛКУ. ВЫЖАТЫ КАК ЛИМОН. НА ГРАНИ НЕРВНОГО СРЫВА. Так мы говорим о себе сегодня. Я слышу эти слова от мужчин и женщин, пожилых и юных; от топ-менеджеров и студентов MBA, врачей и продавцов, рабочих и ученых, военных и домохозяек, учителей и инженеров по всему миру. В эпоху непрерывного общения и экономического давления приходится бороться одновременно за хорошую работу, домашнюю идиллию, успех в обществе и внутреннюю гармонию. Некоторые уже сдались и не верят, что можно объять необъятное. В прошлом году я сравнила результаты опросов студентов Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете за 1992 и 2012 годы и заметила, что представители поколения 2000-х (рожденные в 1980—2000 гг.), как правило, сознательно не хотят иметь детей: они просто не понимают, где взять на них время.

Стремление найти баланс между карьерой и личной жизнью не решает проблемы. Я давно пришла к выводу (и со мной все чаще соглашаются), что все разговоры о балансе — вздор. Это ложная идея: она предполагает, что мы должны постоянно чем-то жертвовать — работой или учебой, семьей, общением с людьми (друзьями, соседями, членами религиозных или социальных групп), личными интересами (умом, телом, душой). Более реалистичная и достижимая цель — взаимная интеграция этих важнейших сфер жизни и одновременно развитие каждой из них.


Чтобы этого добиться, нужно прежде всего следовать трем ключевым принципам: быть самим собой, обладать целостным взглядом на жизнь, ко всему подходить творчески. Следовать этим принципам помогут определенные навыки. За 30 лет работы — преподавателем, исследователем, консультантом, руководителем — я опросил тысячи людей. В процессе я выявил 18 навыков, которые нужны для гармонизации четырех жизненных сфер. Я описываю их в этой статье и предлагаю упражнения, разработанные на основе последних научных достижений, в том числе в области организационной психологии, которые помогут вам овладеть некоторыми из этих навыков.

Умение быть самим собой

Больше десяти лет я веду курс «Универсальное лидерство» и рассказываю людям, в том числе руководителям компаний и студентам бизнес-школ, об этих трех принципах. Прежде всего я говорю о необходимости быть самим собой — о том, как важно действовать осознанно, правильно расставляя приоритеты, где бы вы ни были и что бы ни делали. Для этого нужно:

• понимать, что вам важно;
• проводить в жизнь свои ценности;
• действовать в соответствии с этими ценностями;
• уметь о них рассказывать;
• предвидеть последствия своих дел;
• брать на себя ответственность.

Два первых пункта — ключевые. Начнем с того, как понять, что для вас важно. Одно из упражнений, которое помогает в этом, называется «Четыре круга». Выполнив его, вы сможете обдумать, насколько весомы и согласованы между собой ваши жизненные роли и обязательства. Сначала нарисуйте круги, символизирующие четыре сферы жизни: работу, семью, социум и личные интересы, соотнося их размер с важностью соответствующей сферы. Затем сдвиньте круги, показывая, пересекаются ли они в вашей жизни и если да, то насколько. Задумайтесь о ценностях, целях, интересах, задачах и результатах, которыми вы наполняете каждый круг. Нет ли между ними противоречий? Представьте себе, что ваши цели и средства их достижения в каждой сфере идеально согласованы между собой и круги имеют единый центр, как годичные кольца дерева. Какой была бы ваша жизнь? Для большинства этот идеал недостижим — но будьте реалистами: что можно сделать, чтобы круги максимально пересекались? Если вы станете работать по-другому — или даже с другой целью, — не станете ли вы меньше ценить работу? Можете ли вы показать членам своей семьи, что ваша работа важна и для них, — чтобы они еще больше поддерживали вас?

Дополнительное упражнение «Начинаем разговор» помогает последовательно проводить в жизнь свои ценности. Принесите на работу что-нибудь относящееся к другим аспектам вашей жизни: семейное фото, сувенир из путешествия, приз или награду. Если коллеги обратят на это внимание, объясните им, что эта часть жизни значит для вас и как она помогает вам в работе. Затем попросите их принести что-нибудь подобное. Можно, наоборот, взять домой что-то с работы и обсудить этот предмет с соседями, супругом, детьми или гостями. Расскажите им, чем вы занимаетесь, как вы реализуете себя на работе и почему это значимо и для них.

Когда Виктория, директор по маркетингу фармацевтической компании, нарисовала четыре круга своей жизни, она поместила самый большой — карьеру — отдельно от остальных. Она не видела связи между профессиональными обязанностями и личной жизнью, семьей, социальными связями. Но, обсудив все с коллегами, друзьями и близкими, она поняла: цель ее работы — борьба за здоровье граждан — намного ближе к другим сферам ее жизни, чем она думала.

Она также увидела, что, взглянув на ситуацию под немного другим углом, она может сблизить эти круги. В частности, она поговорила о социальном значении своей профессии с дочерьми и рассказала им, как производимые компанией медикаменты спасают жизни людей. Теперь девочки еще больше гордятся своей мамой и лучше понимают, зачем она ходит на работу. Как руководитель Виктория переосмыслила подход к маркетингу лекарств. Она осознала, что потребители, как и она сама и ее коллеги, — чьи-то дети, супруги, родители, друзья, соседи. В итоге ее отдел сплотился и стал работать гораздо лучше, а загруженность Виктории снизилась, и у нее появилось время для других дел. Что еще важнее, она почти перестала винить себя за то, как она расходует время и силы, прониклась значимостью своей работы и ощутила поддержку семьи.

Целостный взгляд на жизнь

Второй принцип, о котором я говорю на своем курсе, — целостный подход к жизни — то есть умение видеть все ее стороны в их единстве. Необходимо помнить и напоминать другим, что все ваши роли — лишь разные стороны одной личности. Вот что нужно уметь:

• формулировать свои ожидания;
• помогать другим;
• заручаться поддержкой окружающих;
• использовать все свои ресурсы;
• разумно расставлять границы;
• видеть общее в частном.

В данном случае очень важно уметь пользоваться всеми ресурсами (знаниями, навыками, контактами) в разных сферах жизни так, чтобы другие сферы от этого выигрывали. Запомните упражнение «Перенос таланта». Нужно написать резюме, перечислив все свои навыки — от наставничества до организации праздников, — и прикинуть, как их можно применить по-новому. Организационные психологи называют это развитием сильных сторон. Вы выявляете свои таланты и используете их в новых областях, одновременно развивая их. Еще один способ — поразмышлять о том, что вас радует (успех на работе, дружба, занятия танцами) и какие сферы жизни требуют улучшения. Как умения, приносящие вам позитивные эмоции, использовать для улучшения жизни?

Расстановка границ — еще одна ключевая задача. Тут я вижу два пути — сегментирование и слияние; протестируйте оба и решите, какой вам больше подходит. Для начала разведите различные роли, которые вы играете в жизни, во времени и пространстве. Возможно, стоит в чем-то себя ограничить. Скажем, вы давно откладываете амбициозный рабочий проект. Попробуйте в следующем месяце заниматься им по два часа — каждое утро по субботам — а остаток дня отдыхайте. Или, если работа отнимает у вас все свободное время, выключайте телефон за ужином. А потом поступите наоборот — придумайте, как объединить как минимум две жизненные сферы. Например, возьмите ребенка на благотворительный марафон, который устраивает ваша компания, или пригласите коллегу на районный праздник. Испытав несколько вариантов сегментирования и слияния, запишите свои впечатления: что удалось и что нет, была ли польза для вас и окружающих. Начали ли вы работать лучше или ваша производительность труда, наоборот, упала? Стали ли вы более внимательными или постоянно отвлекались? Как реагировали люди? Недоумевали или сблизились с вами и начали больше вам доверять?

Сегментирование выбрал, например, Брайан — менеджер бухгалтерской фирмы. Чтобы добраться до офиса, он каждый день 40 минут трясся в электричке. И вот он решил целый месяц заниматься в пути только личными делами и не думать о работе. Он отвечал на письма родных и друзей, читал и размышлял о жизни, в частности, составил список вещей, влияющих на ощущение стабильности (стресс, энергия, самооценка, отношения с людьми, взгляд на будущее). Иногда, отвлекаясь от собственных проблем, он беседовал с соседями по вагону, знакомыми и коллегами обо всем подряд — от воспитания детей до цен на недвижимость. Изменив свое поведение, Брайан, как ни парадоксально, начал лучше работать и быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Он укрепил связи с многочисленными родственниками, стал снова общаться со старыми друзьями и подружился с жителями своего района, ездящими в том же поезде. Отвлекаясь от работы по дороге домой, он успевал успокоиться и продумать, как оживить отношения с женой и детьми. Он почувствовал, что «крепко стоит на ногах», и уже не казался себе «таким замученным». Он увидел, как отдых влияет на качество работы, и благодаря этому сделал следующий шаг — стал спать на час дольше. Небольшой пересмотр границ значительно повысил его работоспособность, придал радость жизни и улучшил взаимоотношения с людьми. Все, с кем он общался, заметили, что он стал энергичнее и уравновешеннее.

Творческий подход

Третий принцип «Универсального лидерства» — креативность, то есть творческий подход к выявлению и достижению важных целей сразу в четырех сферах жизни. Он подразумевает умения:

• фокусироваться на результатах;
• разрешать конфликты между разными аспектами жизни;
• преодолевать статус-кво;
• находить новые способы выполнять привычные дела;
• не бояться перемен;
• насаждать вокруг себя культуру инноваций.

«Сценарий» — одно из действенных упражнений, которые учат сосредотачиваться на результате, на качестве того, что вы делаете, а не на том, сколько времени и сил вы на это тратите. В ходе упражнения вы ставите перед собой цель, находите три разных пути к ней, определяете, какие ресурсы нужны для ее достижения и какие сложности могут возникнуть по ходу. Еще один способ — вести себя по-новому, делать привычные вещи в необычное время или в необычном месте. Можно, например, бриться в спортклубе или играть на трубе в опустевшем офисе, а не дома. Оцените плюсы и минусы таких перемен. Как они на вас повлияли, к чему привели?

«Краудсорсинг» — упражнение на поиск новых подходов к рутинным делам. Попробуйте выполнить его, собрав самых креативных друзей и описав им свою проблему. Пусть они предлагают решения — а вы записывайте их идеи. Выберите самую разумную, набросайте план и попробуйте его реализовать. Хотя бы раз в неделю общайтесь с советчиками, а через месяц вместе оцените результаты. Если подход не сработал или проблема еще не решена, скорректируйте или полностью смените план.

Том Тирни, бывший гендиректор Bain & Company, годы, а не месяцы размышлял и собирал разные мнения — ив итоге создал Bridge span Group, независимую некоммерческую организацию, зародившуюся в недрах Bain и вышедшую за ее пределы, чтобы консультировать и поддерживать филантропов, благотворительные фонды и т. д. Еще в 1980-х он начал обдумывать концепцию компании, которой дал символическое название «Компания добрых дел», писать о ней и обсуждать ее с коллегами и друзьями — в том числе с Джоном Гарднером, бывшим советником президента США и основателем компании Common Cause. Вдохновленный этими беседами, Тирни начал с небольших шажков в направлении мечты: руководя офисом Bain в Сан-Франциско, он стал волонтером местного отделения благотворительного фонда United Way и в итоге вошел в его совет директоров. С тех пор он занимался множеством социально значимых дел. В 1999-м Тирни, опираясь на свои знания, опыт и полученные советы, основал Bridgespan. Год спустя он ушел с поста гендиректора Bain и полностью посвятил себя новой организации.

ЖИТЬ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, — искусство. И, как в музыке, писательстве или танце, в нем можно достичь высот, если постоянно практиковаться. Поэтому я разработал эти и многие другие упражнения. Начните с трех целей: быть собой, обладать целостным взглядом на жизнь, ко всему подходить творчески. Выясните, какие навыки нужны для достижения каждой из них. А затем постарайтесь освоить их и использовать в жизни.

(с) Стюарт Фридман