воскресенье, 13 июля 2014 г.

Игры, хобби и дело. Интервью с Михаилом Акуловым

Михаил Акулов

Издательство Hobby World по праву считается одним из лидеров на российском рынке настольных игр. Именно благодаря ему в магазинах нашей страны появились как проверенные временем «Колонизаторы», так и «Робинзон Крузо», недавний мировой хит. Павел Ильин побеседовал с Михаилом Акуловым, одним из основателей этой компании и её бессменным руководителем.


Можно ли сказать, что ваш бизнес вырос из увлечения настолками? Какие игры у вас сейчас самые любимые и чем вы ещё увлекаетесь?

Так и есть: первоначально настольные игры были моим хобби, а потом уже переросли в собственное дело. Среди любимых игр я бы выделил свежую «Робинзон Крузо», World of Warcraft, «Игру престолов», «Доминион», «Голливуд», Ticket to Ride, Twilight Imperium. Соответственно, все мои интересы и увлечения вращаются вокруг работы. Но как только появляется возможность выпасть из рабочего процесса (примерно раз в год), мы с партнёрами выбираемся в Карелию - сплавляться на байдарках.

Расскажите, пожалуйста, как появилось издательство Hobby World. Не все игроки знают, что изначально оно называлось иначе.

Всё началось с настольного клуба «Лабиринт», который мы основали в 2000 году. По сути, это было первое антикафе (за десять лет до «бума» на подобные заведения). Люди приходили в «Лабиринт», чтобы поиграть в ролевые и настольные игры, которые пользовались большим успехом. Популярность этих игр и навела нас на мысль самим переводить и издавать игры в России. Первым официальным проектом издательства (тогда оно ещё называлось «Хобби Игры») была локализация Ars Magica, вышедшая в 2002 году под названием «Искусство волшебства». То есть в этом году нам исполняется уже двенадцать лет!

Какие проекты, на ваш взгляд, принесли издательству успех? Есть ли среди них разработки российских авторов?

Прежде всего это «Каркассон», «Колонизаторы», «Манчкин», «Ticket to Ride: Европа». «Бэнг!», «Цитадели», «Игра престолов», World of Warcraft, а также множество других всемирно признанных игр, которые обрели успех и в России. Если же говорить об играх собственной разработки, то это в первую очередь «Голливуд» - семейная игра с уникальным оформлением, где игроки на время становятся кинопродюсерами и снимают голливудский фильм; «Берсерк» - популярная ККИ с иллюстрациями великолепных фэнтезийных художников; World ot Tanks: Rush по мотивам популярнейшей онлайн-игры; «Коронация» по мотивам книг Бориса Акунина.

Ещё можно отметить «Цитадели» и «Ужас Аркхэма», которые также стали популярны среди российских геймеров - у игр появились собственные комьюнити и фанклубы.

У нас в стране до сих пор бытует мнение, что настольные игры - инфантильное увлечение. Как вы с этим боретесь?

В первую очередь бороться со стереотипами помогают игротеки: в таком формате намного проще рассказать о том, насколько интересны настольные игры. На игротеках всегда есть гейммастера - люди, которые помогут сориентироваться в большом ассортименте настолок и объяснят правила заинтересовавшей игры. Общение с живым человеком гораздо интереснее и понятнее, чем чтение толстой книги правил.

Помимо регулярных игротек, осенью и зимой мы совместно с другими отечественными настольными компаниями организовываем в Москве фестиваль «Игрокон», где представляем новинки, устраиваем конкурс независимых разработчиков, общаемся с нашими покупателями и просто приглашаем всех желающих поиграть в лучшие настольные игры мира. Фестиваль пользуется большим успехом как среди простых людей, так и среди опытных настольщиков.

Кстати, в апреле «Игрокон», всегда проходивший в Москве, впервые состоялся в Санкт-Петербурге. Будут ли новые конвенты и ярмарки в регионах?

Мы заметили, что на московском «Игроконе» было множество посетителей из регионов. Очевидно, что он пользуется огромной популярностью. За игровыми столами с азартом играют как шумные компании друзей, так и семьи с детьми, происходит множество интересных знакомств и встреч, а опытные настильщики получают шанс поиграть в самые новые или даже ещё не изданные игры.

С тех пор нас постоянно просят устроить что-то подобное в регионах. К концу года мы раскроем тайну. куда и когда приедет фестиваль. Но хочу сразу оговориться: московский «Игрокон» пока останется лидером по разнообразию программы и количеству представленных игр.

В последние годы все чаще говорят о кризисе книжного рынка, о том, что люди предпочитают тратить свободное время, уткнувшись в планшеты. При этом настольный рынок растёт, хотя многие игры обзавелись планшетными версиями. Как вы думаете, почему?

На фоне бума цифровых технологий и развития интернета люди истосковались по живому общению. Настольные игры - это отличный повод собрать все поколения за столом. Настолки весьма разнообразны: в одни игры интереснее играть в компании близких друзей, в другие — на шумной вечеринке. А ещё настолки это неплохая возможность развить у детей важные навыки.

Расскажите о том, как делаются настольные игры. Какой путь проходит игра от задумки до коробки в магазине? Как устроена редакционная работа в издательстве?

Прежде чем попасть в магазин, игра проходит множество стадий: разработка механики, тестирование прототипа и его последующая доработка, разработка дизайна и вёрстка правил, подготовка компонентов. Для локализации зарубежных игр добавляются также приобретение лицензии, перевод игры и правил, согласование дизайна коробки с правообладателем.

Редакция работает прежде всего над художественной и текстовой составляющими игры. Сюда входят написание внутриигровых текстов и их наложение на дизайн (к примеру, карт, в которых место под текст ограничено), составление текста правил, вёрстка, корректура и многое другое. Сложно подсчитать, сколько всего человек работает над выпуском игры - помимо автора и редакции, это дизайнеры, художники и много-много тестировщиков.

Как принимается решение, какая игра будет выпущена?

Оцениваются рынок в целом и актуальность игры на данный момент. Далее игра проходит множество тестирований и доработок. Порой на совершенствование может уйти несколько лет.

Игра - это не только текст в правилах и на картах. Расскажите, как производятся фишки, жетоны и прочие компоненты. Кто их собирает вместе и как это контролируется?

Компоненты мы производим как своими силами, так и через подрядчиков, в том числе за рубежом. Но вопрос финальной сборки мы целиком и полностью берём на себя: мы очень трепетно относимся к комплектации и хотим контролировать качество продукции от начала и до конца.

Какие факторы влияют на цену коробки с игрой?

Есть множество факторов, но основной количество и сложность изготовления компонентов.

Откуда берутся авторы настольных игр? Может ли человек, грубо говоря, прийти с улицы и предложить вам игру? Как вообще найти издателя человеку с готовой настольной игрой?

За исключением «Берсерка», все наши первые собственные игры («Метро 2033», «Коронация» и «Тайный город») были созданы независимыми разработчиками. Николай Пегасов, наш директор по развитию бизнеса, у которого уже вышло несколько игр, занимается их разработкой в свободное время.

Предложить нам игру можно двумя способами. Можно поучаствовать в конкурсе разработчиков, который регулярно проходит на московском «Игроконе». Помимо прочего, это хорошая возможность пообщаться с потенциальными игроками. Второй способ - прислать на почту издательства синопсис и прототип правил игры.

Одна из недавно вышедших игр, предложенных начинающими авторами, - «Наместник» Юрия Журавлёва. Эта игра была представлена на «Игросфере» во Львове и понравилась Николаю Пегасову, хотя и не получила там никаких наград. Сейчас ей заинтересовались зарубежные издательства.

Как проходит разработка игры по известному бренду? Чем отличается создание игры по лицензии от придумывания её с нуля? Какое участие в этом принимает заказчик?

Любая игра придумывается с нуля, но издателю представляется либо игра с готовым сеттингом (грубо говоря, «легендой») от автора, либо голый механизм (игровой движок), на который издатель уже потом накладывает сеттинг. В случае с игрой по лицензии сеттинг уже есть, остаётся взять механику. Правообладателя в первую очередь волнует качество самой игры, ведь если сделать её недостаточно хорошо, то может пострадать весь бренд.

Иногда локализации выходят одновременно с мировым релизом. В каких случаях есть смысл к этому стремиться? Почему некоторые анонсированные игры выходят позже?

В этом вопросе многое зависит от правообладателя: покупка лицензии, согласование дизайна и производство игры - огромный труд всего издательства. Мы стремимся к выпуску игр одновременно с мировой премьерой, но не всё зависит от нас.

В месяц выходит довольно много наименований. Не считаете ли вы. что это может привести к перенасыщению рынка?

Я не вижу причин для подобного исхода: нашей аудитории нравятся новинки, множество людей с удовольствием покупают только что вышедшие игры.

Что вы думаете о тотальной эпидемии крауд-фандинга среди настольщиков?

Краудфандинг даже для небольших компаний не столько помощь в финансировании проекта, сколько отличный инструмент маркетингового анализа. Благодаря Kickstarter и подобным сервисам можно неплохо оцепить, насколько ожидаема на рынке та или иная игра. И для нас использование краудфандинговых платформ - это в первую очередь маркетинг.

Hobby World издаёт много семейных игр. Как будет развиваться это направление? А что насчёт игр для опытных настольщиков?

Мы издаём семейные игры с 2002 года - первой такой игрой в нашем портфолио стали «Колонизаторы». С тех пор мы стараемся расширить ассортимент, предлагая игры на любой вкус от детских и семейных до сложных стратегий.

Что же касается опытных настольщиков... Как вы думаете, почему в России так и не стала популярной Dungeons & Dragons, хотя попытки её издать предпринимались? У нас просто нет соответствующей субкультуры. С её развитием будет и повышаться спрос на D&D и аналогичные ей игры.

Каких новинок игрокам стоит ждать в ближайшие месяцы?

Как вы могли понять из интервью, на сроки выпуска новинок влияет множество факторов, поэтому лучший способ это узнать - следить за нашими новостями. Как только мы становимся уверены в сроках релиза, мы тут же анонсируем игру.

Спасибо за интервью! Надеемся, что Hobby World продолжит радовать игроков новинками и дальше будет продвигать настольные игры в массы. Побольше вам успешных проектов и новых талантливых авторов!