воскресенье, 22 июня 2014 г.

Евгения Мелемина. Последний И.Н.Ж.Е.Н.Е.Р

Евгения Мелемина. Последний И.Н.Ж.Е.Н.Е.Р
Человечество, пережившее энергетический кризис и перенаселение, сталкивается с угрозой со стороны почти уничтоженных киборгов-«меха» — и начинается это серией терактов...

Читатель входит в роман Евгении Мелеминой как в бурную реку: никаких экспозиций и расстановки фигур на доске не будет, сразу же закручивается плотное и динамичное действие. Далеко не сразу понятно, что события разворачиваются в мире очень далёкого будущего - века, если не тысячелетия спустя после исчерпания на Земле природных ресурсов. С тех пор минули три разные эпохи: в Эпоху Мертвых увлекались клонированием, в Эпоху Конструкта воевали с человеческими эмоциями во славу разума, в Эпоху Биоинженерии часть населения превратилась в киборгов со сверхспособностями. История планеты пересказывается в романе очень кратко и вызывает много вопросов — например, в чём причина массового клонирования в Эпоху Мёртвых или почему люди так ненавидят «меха».

Человечество в том виде, в каком оно подошло к моменту действия романа, представляет собой жалкое и жуткое, но закономерное зрелище: разделённое на «людей» (полноценных граждан со встроенным микрочипом) и «бездомных» (маргиналов и «отбросов общества», «недолюдей»), ненавидящее «меха», питающее отвращение к деторождению - словом, без пяти минут конец света, которого эти люди даже не заметят. Как и положено по законам жанра, человечество в романе будут спасать, но странными способами и не до конца - автор в послесловии пообещала, что у книги будет продолжение.


В романе нет героев и злодеев - опять-таки по законам жанра. Все основные персонажи в той или иной степени заляпаны кровью и грязью, а некоторые из них, действующие с нечеловеческой логикой и небывалым цинизмом, и вовсе не совсем люди. Сантиментов в романе нет вовсе — он очень жёсткий как по содержанию, так и по стилю. И если содержание поправится не всем, то чеканный язык романа - его несомненное достоинство, выделяющее кишу из ряда отечественных произведений того же жанра.

Самый большой недостаток романа - название со «сталкеровскими» точками на обложке. В остальном это отличный многоплановый постапокалипсис для любителей «пожёстче».

(с)  Александра Королева

Евгения Мелемина. Последний И.Н.Ж.Е.Н.Е.РЕвгения Мелемина. Последний И.Н.Ж.Е.Н.Е.Р