суббота, 21 июня 2014 г.

Работа волшебником

Дэниел Рэдклифф
Гарри Поттер вырос. Что именно теперь из себя представляет Дэниел Рэдклифф, этим летом можно увидеть в фильме «Дружба. (И никакого сенса)».

«Простите, что опоздал, мы застряли в пробке, я думал, никогда не выберемся», — он суетливо протягивает мне свою маленькую руку. Одет скромно, как типичный мультимиллионер: темносиние джинсы, черная футболка и потрепанный серый кардиган на три размера больше. Дэн миниатюрный; если бы не густая щетина и мудрый взгляд, можно было бы подумать, что это двенадцатилетний ребенок. Но ему больше не по душе эксплуатировать свою юность — этому он посвятил почти всю свою сознательную жизнь; теперь он старается уйти от поттерианы.

Пока переход от Гарри Поттера к инди-фильмам проходит гладко. «Мне предлагают совершенно разную работу, — говорит Дэн. — К концу пот-теровского периода я переживал, что меня до конца жизни будут воспринимать как Гарри. И знаете, из десяти сценариев, которые мне присылают, восемь обязательно будут лабудой, эксплуатирующей образ мальчика-волшебника. Но всегда найдутся два необычных сценария. За них мне и надо хвататься. Только в этом году я сыграл в фильмах «Убей своих любимых», «Рога» и «Дружба. (И никакого секса)» — в каждом очень разные персонажи, и ни один из них ничуть не похож на Гарри Поттера. Ну разве что Аллен Гинзберг из «Убей своих любимых», и то только потому, что тоже носит очки».

Дэн не боится рисковать: обнаженка на сцене, гей-секс на экране. Есть ли что-то, на что он никогда не согласился бы? «Лимитов тут никаких нет и не должно быть, — говорит Рэдклифф. — Разве что я не готов рисковать в плохом фильме. Если кино хорошее, я готов пойти на что угодно».


Сейчас Дэниел осторожно шагает по минному полю, пытаясь доказать, что и без шрама на лбу может органично смотреться на экране. «Стратегия очень простая: я выбираю те фильмы, которые мне бы самому хотелось увидеть, — признается Дэн. — Это единственный способ не облажаться. Даже если все потом фильм ругают и в прокате он проваливается, у тебя остается утешение: тебе это кино нравится».

Тут наверняка не обходится без направляющей длани: к чьим советам Рэдклифф прислушивается, чтобы уберечь себя от неправильных решений? «Есть два человека, которым я в этом деле могу доверять: это мой отец и мой агент. Отец очень умный, грамотный человек: начинал карьеру как литературный агент, поэтому уж в чем в чем, а в текстах он разбирается. Для меня нет более авторитетного человека, когда дело касается оценки того или иного сценария. Но вообще, если честно, это ведь я буду стоять на съемочной площадке и произносить реплики, поэтому по большому счету мне и решать, браться за роль или нет, так ведь?» — спрашивает Дэн, явно не до конца уверенный в верности своего постулата.

За Дэниелом, как и положено, круглосуточно охотятся папарацци и фанаты, хотя он утверждает, что может ходить по улицам незамеченным. «Я даже в метро иногда езжу: солнечные очки и головной убор делают меня неуязвимым. Только когда я планирую быть в определенном месте в определенное время, когда выхожу из театра вечером, отыграв спектакль, — тогда начинается дурдом. А с другой стороны — отличный повод пообщаться с теми, кто только что посмотрел спектакль, и узнать их мнение».

«Эквус» не стал единственной театральной постановкой в карьере Дэна. Сейчас он участвует в пьесе Мартина Макдонаха «Калека с острова Инишмаан», которую уже отыграли в Лондоне, а к июлю завершат и нью-йоркскую гастроль. Также Рэдклифф успел проявить свои вокально-танцевальные способности в комедийном мюзикле «Как преуспеть в бизнесе, ничего не делая» на Бродвее. «Это были одиннадцать месяцев бесконечных песен и плясок — вот где самый настоящий ад. Я после каждого шоу валился плашмя и в ультимативной форме говорил агенту, что больше не буду этого делать никогда. Говорил, что надо разрывать контракт и что я немедленно уезжаю домой. Но нет, на следующее утро я вставал и как миленький шел снова. Теперь мой агент знает, что в следующий раз ему нужно отговорить меня от мюзикла», — смеется Дэниел.

Ставшая поводом для нашей встречи «Дружба. (И никакого секса)», как можно догадаться, не мюзикл, а ром-ком. «Один из моих любимых фильмов вообще — это ромком «Артур» с Дадли Муром и Лайзой Миннелли, — говорит Дэн. — Это потрясающий жанр, но дико сложный. Надо быть гением, чтобы снять сносный ромком. Если бы наша «Дружба...» была обычной романтической комедией, Рейф Сполл играл бы стереотипного омерзительного хмыря, потому что именно таким обычно предстает бойфренд девушки, в которую влюблен главный герой, то есть я. Однако у нас бойфренд оказывается приятным парнем, и у него с девушкой хорошие, крепкие отношения. Они любят друг друга, и оттого ей становится куда труднее сделать выбор».

На кого же Дэн ориентировался, играя своего персонажа-разлучника? Рэдклифф ненадолго задумывается: «Очевидно, «Когда Гарри встретил Салли» — первое, что приходит в голову. Также фильм «Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры с Кларком Гейблом. Собственно, и здесь все начинается с того, что герои перекидываются колкими фразами и подшучивают друг над другом, а потом все это переходит во флирт. Мне кажется, это очень реалистично, и если верить моему опыту, то именно так многие отношения и начинаются».

Сейчас Дэниелу двадцать четыре года, он еще очень молод, но за его плечами уже накапливается серьезный багаж. Сложно, наверное, не строить планов на будущее? «Вы удивитесь, но я по-прежнему планирую быть актером, продолжать работать как можно дольше. Карьера как, скажем, у Гэри Олдмена — это мечта всей моей жизни. Также я бы хотел когда-нибудь встать по другую сторону камеры и сам снять фильм. Я всегда с увлечением наблюдал за режиссерами, за тем, как они работают. В кино много профессий, за которые я никогда не смог бы взяться, — например, продюсировать или быть оператором. Но режиссура всегда казалась мне близким подуху занятием. Я бы очень хотел когда-нибудь сесть в режиссерское кресло. Только я не буду сам находиться в кадре — не понимаю, как многие ставят фильм и умудряются играть в нем главную роль. Передайте привет Вуди Аллену и Клинту Иствуду!»

В «Дружбе...» есть одна сцена, в которой главные герои случайно встречаются в кинотеатре посреди недели на вечернем сеансе «Принцессы-невесты», на который каждый из них пришел в одиночку. Есть ли в истории кино фильм, на который Дэн пошел бы один? «Это, пожалуй, будет «Лестница в небо» Пауэлла и Прессбургера — я обожаю это кино, но никогда не видел его на большом экране. Также с удовольствием снова посмотрел бы в кино «Двенадцать разгневанных мужчин» и «Доктора Стрейнджлава». Вообще, знаете, я очень люблю кино, но никогда не смотрю его с целью отдохнуть. Если это развлекательное кино, не требующее от зрителя никаких умственных усилий, оно мне просто не интересно».

Так и запишем: Дэниел Рэдклифф — фанат старых фильмов. «Ну, не обязательно прямо старых. Я, конечно, люблю самую очевидную классику, потому что как ее можно не любить? Но есть и современная классика в моем личном топе: «Матрица», например. Я на днях застал ее по телевизору и хотел посмотреть всего лишь пять минут. Как это часто бывает в таких случаях, досмотрел до конца и не поморщился».

А что же Дэн делает, когда видит по телевизору «Гарри Поттера»? «Сразу переключаю на другой канал, — смеется Дэн. — Я никогда не смотрел ни один из фильмов с тех пор, как мы их закончили. Это все равно что сидеть и разглядывать свои старые фотоальбомы. Тут есть два пути: либо тебе страшно стыдно за все, что ты видишь на экране, либо ты ударяешься в самолюбование. И, положа руку на сердце, оба варианта фиговые».