пятница, 15 ноября 2013 г.

Сластисфакция


Россия опять перекрывает украинской кондитерской продукции доступ на свой рынок. Украина ищет способ увеличить сбыт сладостей как на внутреннем, так и на других внешних рынках.

Чем меньше времени остается до саммита в Вильнюсе, тем решительнее российские власти воплощают в жизнь свои угрозы остановить экспорт украинской кондитерской продукции в свою страну. По крайней мере, от экспортеров и профильной ассоциации поступают сообщения об увеличении препятствий при прохождении сладостей через российскую границу. На прошлой неделе, 5 ноября, Александр Балдынюк, президент Ассоциации "Укркондпром" (г. Киев; с 2009 г.; объединяет 18 производителей), сообщил, что Федеральная таможенная служба России вновь ужесточила процедуру оформления партий украинских кондитерских изделий.


Болевая точка

Массовые разборки с украинскими поставщиками "кондитерки" российские власти начали аккурат после того, как 29 июля Санитарная служба РФ ввела полный запрет на поставки продукции кондитерской корпорации Roshen (в состав входят Киевская, Винницкая, Мариупольская, Кременчугская кондитерские фабрики, масломолочный комбинат "Бершадьмолоко" и Литинский племзавод (Украина); две производственные площадки Липецкой кондитерской фабрики (Россия), Клайпедская кондитерская фабрика (Литва), компания Bonbonetti Choco (Венгрия); с 1996 г.; 7,7 тыс.чел.; производство кондитерских изделий - 410 тыс.т в год). Роспотребнадзор объяснил свои претензии к компании нарушением требований к качеству и безопасности продукции. Roshen - самый крупный экспортер кондитерских изделий, и, по разным оценкам, доля компании в общем объеме украинского экспорта сладостей составляет 30-35%. Этим же летом Федеральная таможенная служба России включила все украинские предприятия,поставляющие кондитерские изделия, в так называемый "профиль риска". В разных государствах в такой "черный" список заносятся компании, которые тем или иным образом нарушали таможенное законодательство. "Поскольку в профиль риска включены все поставщики кондитерских изделий из Украины, мы понимаем, что дело не в "профиле", а в том, что соседнее государство просто использует этот механизм, чтобы не допустить нашу продукцию на свой рынок и таким образом повлиять на решение Украины относительно подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. То есть кондитерская отрасль выбрана как болевая точка Украины" - говорит г-н Балдынюк.

Способы воздействия

Поставщики, попавшие в "профиль риска", подвергаются углубленной процедуре таможенного досмотра. Если в обычном режиме товар растаможивается в течение одного-двух дней, то в августе эта процедура растягивалась на три недели и более. Потому что партии товаров останавливались, перемещались на склады временного хранения продукции, перевзвешивались, подвергались экспертным исследованиям на соответствие коду УКТ ВЭД и т.д. То есть формально все проходило вроде бы в рамках таможенных процедур, но поскольку мероприятия носили массовый характер и касались товаров, занимающих важное место в украинском экспорте, очевидно, что таким образом россияне блокировали торговлю с Украиной.

Еще одним инструментом вытеснения украинских кондитеров с российского рынка стала процедура проверки подлинности сертификата происхождения товара СТ1 (выдается торгово-промышленной палатой). Сертификаты изымаются, и, как обязательное условие для растаможки, компаниям предлагают оплатить обеспечительный взнос (составляющий 30-60% стоимости товара) на спецсчет Федеральной таможенной службы. Идея в том, что если вдруг сертификат будет признан недействительным, эти средства можно изъять как обеспечение оплаты прохождения товара. Сроки возврата средств не оговариваются. Так, сейчас, по данным экспортеров, на экспертизе у россиян находятся сертификаты,которые были отобраны еще в июле-августе. То есть обеспечительные платежи продолжают накапливаться на спецсчете российской таможенной службы. И, соответственно, оборотные средства компаний-экспортеров продолжают вымываться.

Более того, российские нападки скоро сделают украинских кондитеров нарушителями и в глазах украинских фискальных служб. Дело в том, что, согласно постановлению НБУ, компаниям дается 90 дней для перечисления средств за проведение внешнеэкономических операций. "Этот срок подходит, и скоро компании должны будут платить еще и нашему государству штрафы за то, что вовремя не смогут вернуть средства, уплаченные таможенной службе России, поскольку им их не возвращают. Причем чиновник из Миндоходов сказал, что оснований для изменения, смягчения этой нормы в сложившейся ситуации нет", - сетует г-н Балдынюк.

Несмотря на то что компании продолжали проходить углубленную таможенную процедуру, в сентябре-октябре сроки ее сократились до полутора-двух недель. Но, как было сказано выше, в начале ноября от игроков опять стали поступать сигналы об увеличении обеспечительных платежей и остановке товарных партий на российской границе.

Промежуточные результаты

Учитывая ситуацию, крупные украинские экспортеры сократили поставки в РФ. Официальные данные таможенной статистики не демонстрируют обвала экспорта кондитерских изделий. Но если еще в начале июля кондитеры говорили о наращивании экспортных поставок, то в целом за январь - август 2013 г., по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., экспорт кондитерских изделий в Россию сократился на 4% — до 11,3 тыс.т. Более показательными будут цифры за сентябрь-октябрь, потому что кондитеры говорят о существенном сокращении поставок. Например, ОДО "ЖЛ" (г.Житомир; производство кондитерских изделий; с 1944 г.; 2,1 тыс.чел.), по данным заместителя генерального директора Оксаны Шибецкой, в октябре 2013 г., по сравнению с октябрем прошлого года, сократило экспорт сладостей в Россию на 30% в натуральном выражении. Досадно, что проблемы с поставками в Россию у кондитеров начались в преддверии сезона, в период, который обеспечивает львиную долю годовой продажи. "Если по итогам девяти месяцев 2015 г. наша компания уменьшила экспорт в Россию на 1,6% в натуральном выражении, то по итогам года сокращение может достичь 10%", - поясняет Галина Беда, заместитель директора по экономике ПАО "Харьковская бисквитная фабрика".

Эксперты считают, что экспортеры потеряли еще больше. По их оценкам, поставщики кондитерской продукции (кроме Roshen) в августе — октябре 2013 г., по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., сократили поставки более чем на 50% в натуральном выражении, а некоторые небольшие региональные производители, запас финансовой прочности у которых меньше, чем у крупных, вообще были вынуждены прекратить продажу своих товаров в РФ.

Вследствие российских ограничений в 2013 г. компания Roshen и другие кондитеры недополучат $200 млн.

Помимо сокращения сбыта украинские кондитеры теряют российских партнеров-дистрибуторов, которые не хотят рисковать, работая с "опальным" товаром, когда меняются то цены,то объемы поставок.

Предпринимаемые усилия

Украинским кондитерам, конечно, не привыкать к российским ограничениям, так как северные соседи систематически устанавливали высокие ввозные пошлины на отдельные виды сладостей. Тем не менее все равно почти половина украинского экспорта кондитерской продукции до сих пор шла в Россию,т.е. этот рынок остается основным для отечественных игроков. Нельзя сказать, что компании не предпринимали усилий, чтобы развивать сбыт на других внешних рынках, но продвинулись на этом пути не так далеко, как им того хотелось. Судя по всему, очередные проблемы с Россией дадут новый импульс этим усилиям. Как рассказал сотрудник экспортного отдела кондитерской фабрики, пожелавший остаться неназванным, "руководство компании поставило задачу увеличить экспорт продукции на другие рынки". Другой крупный экспортер сладостей, как стало известно, увеличил штат сотрудников внешнеторгового отдела. О том, что кондитеры принимают меры для удержания объемов реализации за счет перенаправления товара на другие рынки, косвенно свидетельствует и о то, что при уменьшении экспорта сладостей в Россию на 4% всего реализация кондитерских изделий на внешние рынки за январь — август 2013 г., по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., сократилась на 1,5% в натуральном выражении — до 233,9 тыс.т. По словам Марии Колесник, руководителя аналитического департамента "Консалтингового агентства ААА" (г.Киев; с 2003 г.; 21 чел.), украинским кондитерам интересны рынки Японии, Южной Кореи, Китая. Хотя освоение новых внешних рынков сбыта, тем более таких далеких и специфичных, требует времени и усилий. "Мы специально разрабатываем ассортимент (с новой рецептурой, упаковкой) для таких рынков. Ведь, например, в продукции для китайского рынка должны быть ингредиенты со сроком годности полтора года, а это, кроме сахара, импортное сырье", - говорит г-жа Шибецкая.

Потребуется время для развития экспорта не только на далекие восточные рынки, но и на близкие европейские. Если Украина подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС, ввозные пошлины (составляющие в зависимости от вида продукции и страны 20-40%) обнулятся, и кондитеры смогут нарастить поставки сладостей в страны ЕС. В частности, г-жа Колесник допускает, что в течение года поставки украинских сладостей в Европу могут увеличиться на 20-30% в натуральном выражении. Хотя, конечно, и эксперты, и игроки рынка отдают себе отчет в том, что это не произойдет в одночасье. "В Европе основная часть продукции реализуется через крупные торговые сети, а переговоры с ними могут затянуться и на полгода. Поэтому резкого увеличения экспорта в страны ЕС не произойдет",— поясняет г-жа Шибецкая.

Активизировали кондитеры работу по увеличению сбыта и на внутреннем рынке. Несмотря на то что украинский рынок давно насыщен и высококонкурентен, кондитеры, особенно крупные, прилагают усилия для укрепления рыночных позиций, развития лояльности к брендам и т.д. Не стоит исключать и того, что к маркетинговой активности производителей стимулировал в том числе запрет (с июля) на поставки в Россию продукции корпорации Roshen, которая стала проводить многочисленные ценовые акции. Хотя переоснащение производства, вывод многочисленных новинок компании планировали еще до проблем с Россией. Например, корпорация "Бисквит-Шоколад" в августе на фабрике "Харьковчанка" ввела в эксплуатацию новую линию по производству пралиновых конфет (мощность - 20 т в сутки), инвестировав 2.5 млн. евро ОДО "ЖЛ" в ноябре также запустило новую линию по производству двух типов конфет (глазированный грильяж и английский тофи). Инвестиции в проект составили 3 млн. евро.

Помимо модернизации производства некоторые компании совершенствуют системы сбыта. Например, Галина беда рассказала, что "Бисквит-Шоколад" в этом году начинает напрямую работать с некоторыми торговыми сетями, с которыми раньше работали через дистрибуторов. Другие кондитеры рассказали, что стараются развивать новые каналы сбыта, в частности HoReCa.

(с) Алла Силивончик