суббота, 12 апреля 2014 г.

Джен Робертс. Я — Тьма

Джен Робертс. Я — Тьма
Мир поражают страшные землетрясения и массовое помешательство, побуждающее людей убивать друг друга. Четверо подростков, избежавших всеобщего безумия, бредут через разрушенную Америку, стараясь выжить любой ценой...

Слоган на обложке сравнивает эту книгу, дебютный роман писательницы, одновременно с «Голодными играми» Сьюзен Коллинз и классическим романом Ричарда Матесона «Я - легенда». Сравнение не лишено смысла: «Я - Тьма» представляет собой книгу «Я — легенда» в изложении для подростков. Очевидно, потому роман так и назвали в переводе на русский — ведь оригинальное название переводится буквально как «Тьма внутри».

Впрочем, герои Робертс сражаются не с вампирами, как в книге Матесона. И не с зомби, как в сотнях подобных книг с сюжетом «приключения кучки выживших на фоне апокалипсиса». Их враги - люди, которые ни с того ни с сего стали получать удовольствие, убивая других людей. «Загонщики», как их называет один из героев, охотятся на тех, кто не стал жертвой психоза. Но психоз ли это? Может быть, это вирус или, как считает один эпизодический персонаж, способ планеты регулировать численность населения, когда цивилизация пожирает сама себя? Впрочем, ответов на эти вопросы в книге нет — возможно, автор ими и не задавалась.


Робертс интересно другое - поведение человека в экстремальной ситуации. И не просто человека, а подростка - ранимого, эмоционального, искреннего. способного и на отчаянный героизм, и на запредельную низость. Однако глубоко писательница не копает: основные четверо героев, не говоря уже об их временных попутчиках, набросаны крупными мазками, это скорее комиксовые, чем литературные персонажи. Робертс также злоупотребляет запрещённым приёмом — разжёвывает все мотивы, лишая читателя возможности читать между строк.

Есть и пятый «персонаж», время от времени вмешивающийся в повествование. Это «Ничто», в полубредовых речах которого - ключ к сути происходящего. Если ему верить, от безумия, описанного в книге, нас отделяет очень тонкая грань. Что ж, подросткам нелишне напоминать, что свой апокалипсис они постоянно носят с собой.

Не особенно глубокий, но выразительный и жуткий постапокалипсис для подростков.

Джен Робертс. Я — ТьмаДжен Робертс. Я — Тьма