пятница, 15 апреля 2016 г.

Марина Степнова. Женщины Лазаря



Роман «Женщины Лазаря» — необычная семейная сага от начала века до наших дней. Это роман о большой любви и большой нелюбви.

Лазарь Линдт, гениальный ученый и большой ребенок, «беззаконная комета в кругу расчисленных светил», — центр инфернальных личных историй трех незаурядных женщин. Бездетную Марусю, жену его старшего друга, смешной юноша, гений-самоучка, возникший на пороге ее дома в 1918 году, полюбит совсем не сыновней любовью, но это останется его тайной. Уже после войны в закрытом городе N светило советской науки влюбится по уши в молоденькую Галину и буквально украдет в «другую жизнь», но… заслужит только нешуточную ненависть. Третья «женщина Лазаря» внучка-сирота Лидочка унаследует его гениальную натуру, но мечтает только об одном — обрести свой, невоображаемый дом, полный тепла и скрипа настоящих половиц. Марусин дом.



За книгу принималась с большой опаской. Сколько уже написано этих семейных саг и сколько их перечитано..., а сколько ещё напишут. Но вот открыла книгу, прочла первые строки и пропала, да так, что не хотелось отрываться от чтения. И дело вовсе даже не в сюжете, а в том, как это написано.

Эта история о женщинах Лазаря Иосифовича Линдта – академика, а попросту гения. Он был обласкан своим талантом и судьбой. В его жизни было много женщин удобных, тёплых, страстных – разных. Но только три из них оказались важны для него. Марусю он встретил в восемнадцатом году и с той поры она стала для него идеалом женщины. Он полюбит женщину старше его на сорок лет, замужнюю, преданно и трепетно любившую своего мужа. Любовь Лазаря к Марусе была свет и верность, желание оберегать и заботиться, просто быть рядом, любоваться, слушать, следить восхищёнными глазами. Она рядом, но недоступна. Всю свою жизнь потом Линдт искал похожие отблески на лицах великого множества женщин. Он хотел того света, тепла, уюта, преданности и любви, что царила в доме Чалдоновых. И решил, что нашёл...

Он встрелил её на пятьдесят девятом году жизни. И было это не просто седина в бороду бес в ребро. Он думал, что вот оно долгожданное, то самое счастье – юная, красивая, цветущая, светлая Галочка. И Лазарь, как паук с кривыми лапами прожил счастливую жизнь с молодой и обожаемой Галочкой. Третья женщина – его внучка Лидочка, которую он даже никогда не видел, но которую в один день за двадцать три года до её рождения обрёк на одиночество, несчастье, на жертвенность, когда решил, что его счастье нашлось. Лидочка была очень похожа на деда – она хотела того же, что и он – рядом родные и горячие руки, которые никогда не выпустят, не уронят, даже если перевернётся весь мир и что бы было счастье кухонное и простое – это дом и дети. Дом, как у Маруси, которую Лидочка никогда не знала, но интуитивно была и на неё похожа.

Так что ничего особенного в сюжете нет, но зато есть язык красивый, богатый, великолепный. Автор, как очень талантливый художник, щедро, но разумно использует краски на картине, как будто смотришь на портреты, написанные на фоне природы, и при этом чётко раскрывается образ человека. Можно определить его внутренний мир, характер и сиюминутные чувства, но при этом видна и природа, и её гармония с человеком на портрете. Сколько там сцен, от которых перехватывало дыхание, начинало щипать нос и на глазах выступали слезы. Красивые выражения, сравнения, описания, очень музыкально, лирично и высокохудожественно – по мне, так пальчики оближешь. При этом Автор не стесняется вставлять крепкие ругательные выражения, а как же ведь до конца нужно раскрыть образ или сцену.

Такое впечатление, что я слушала историю, рассказанную вслух с отвлечениями, с уточнениями, рассказ, уводящий в прошлое и возвращающий назад, с остановками, чтобы перевести дух, смахнуть слезу, потереть переносицу, наморщить лоб, вглядеться вдаль. Голос, меняющий темп и тональность, иногда заставляющий прислушиваться, иногда полный издевки и сарказма, сожаления и печали, драматизма и радости, мечты и счастья, обречённости и разочарования, надежды и уверенности – всем, чем наполнена жизнь. При этом нет чего–то лишнего, как прозрачно–розовая водица, переливающаяся из сосуда в сосуд, чего–то натянутого, кисло–горького и сверх надуманного, того, что вынуждено создавать вид настоящей жизни.

Очень рада, что узнала об этой книге. Возможно в ней есть недостатки, но я их не заметила или просто проскочила. Возможно, книга излишне эмоциональна, а я по–меланхоличности впечатлительна, но я была полностью поглощена и очарована этой историей. Такую красоту речи у современных Авторов я наблюдала только у Александра Чудакова и Дины Рубиной.


Электронная книга Марина Степнова "Женщины Лазаря" - http://goo.gl/8DzcCo