Считаете вы себя креативным или нет, вы — творческая личность. В сегодняшнем мире креативность — это ключ к поиску вашей страсти, будь то кулинария, технологии, литература.
Эта книга поможет вам узнать ваш тип темперамента, чтобы создать творческую атмосферу на работе и дома. А также выяснить свой личный тип креативности с помощью простого опросника и детального описания 16 видов личности.
Специальные инструменты и техники помогут вам применять креативность в повседневной жизни.
Оставьте сомнения в духе «мне поздно начинать заниматься творчеством и креативом» и «креативность — для художников». Живите своей страстью, используя ваши уникальные черты характера.
Глава из книги:
Четыре темперамента креативности
Окулист во время осмотра обычно просит своих пациентов попеременно закрывать то один, то другой глаз и читать строчки в специальной таблице для определения остроты зрения. Когда после этого открываешь уже оба глаза, изображение становится намного четче. Примерно то же самое мы делали до сих пор, рассматривая четыре пары предпочтений, функций и установок, которые и формируют нашу личность. Далее нам откроется более четкий, стереообраз нас самих, когда мы совместим два из этих предпочтений и выясним, какой у каждого из нас темперамент. (Это совмещение служит, скажем так, прологом к сложению всех четырех предпочтений в единую динамичную картину, которая выявит наш личный стиль креативности, но произойдет это уже во второй части книги.)
Итак, что такое темперамент? «Живопись — это природа, увиденная через призму темперамента»70, — заметил Поль Сезанн, но он был не первым, кто делился подобными наблюдениями. Еще во времена античной Греции люди начали увязывать темперамент с тем, что именно и как мы творим. И хотя разработано уже немало классификаций темпераментов, большинство из них построены по одному и тому же принципу: они группируют людей со схожим поведением.
Располагая таким оценочным инструментом, как MBTI, мы можем многое сказать о свойственном нам творческом процессе и стиле, и все это лишь по двухбуквенному коду. Поэтому знания о темпераментах можно сравнить с особого типа очками, которые способны помочь нам предсказать поведение группы людей и в то же время показать, как наш собственный темперамент связан с творческим процессом и стилем.
Существуют 24 возможные комбинации, но мы решили остановиться подробнее на четырех из них, самых распространенных, которые охватывают основные типы человеческого поведения и описывают его намного точнее, чем остальные пары. (Идея о рассмотрении конкретно этих четырех пар возникла у одного из пионеров метода MBTI, Дэвида Кейрси, и его аспирантки Мэрилин Бейтс.) Итак, мы детальнее рассмотрим характеристики носителей следующих четырех типов темперамента:
— NF-тип (интуиты-этики) — поэтичные и чуткие;
— NT-тип (интуиты-логики) — пытливые и сложные;
— SJ-тип (сенсорики-рационалы) — реалисты и традиционалисты;
— SP-тип (сенсорики-иррационалы) — гибкие и склонные к драматизации
Эти четыре темперамента, как ни странно, имеют довольно много общих черт с четырьмя крупными городами США, обладающими ярко выраженной индивидуальностью:
— NF-тип: люди прежде всего. Сан-Франциско и особенно его район Хейт-Эшбери — «классический» NF-город, город любви и фантазий, промоутер социальных идей.
— NT-тип: прежде всего — концепции и системы. Бостон — типичный NT-город, в котором идет постоянный обмен инновациями между научным сообществом и высокотехнологичными стартапами.
— SJ-тип: прежде всего — играть по правилам. Город Вашингтон — «образцовый» SJ-город, в котором новые идеи реализуются в строгом соответствии с требованиями нормативной системы, например с утвержденными процедурами обсуждения законопроекта для придания ему силы закона.
— SP-тип: играть ради удовольствия. Автоград Детройт — настоящая SP-гавань осязаемой креативности. Это то место, где автомобили строили, чтобы те были супермодными, суперскоростными и суперпривлекательными. Город знавал и взлеты, и падения. Сегодня залогом его возрождения является приток креативных людей. Как писала в 2011 году газета New York Times: «В 1990-х годах молодые художники, приезжавшие в Берлин в поисках дешевых мастерских и студий, вдохнули в город новую жизнь. Так и Детройту, возможно, придется сказать спасибо новому поколению людей, которых градоначальники называют креативщиками, если их приход позволит ему избавиться от статуса моногорода»71.
Безусловно, очень важно помнить, что каждый из этих городов объединяет множество не слишком похожих друг на друга районов. Точно так же и в темпераментах есть место для индивидуальных особенностей. Более того, совершенно очевидно, что существует более чем четыре типа людей и городов, так что никто не пытается приклеить на кого-то ярлык. На самом деле мы надеемся, что двухбуквенная аббревиатура не только продемонстрирует вам увлекательную и интригующую роль, которую темперамент играет в вашем собственном креативном стиле, но также даст вам преимущество в сотрудничестве с другими людьми, обладающими таким же или совершенно иным темпераментом.
Интуиты-этики (NF) — поэтичные и чуткие
Если вы отдаете предпочтение интуиции и этике (NF), то во многом вы используете свою креативность как способ самовыражения. Но чтобы понять креативность NF-типа во всей ее полноте, стоит сначала присмотреться к творчеству Отто Ранка, австрийского психоаналитика, поэта, прозаика и драматурга. В молодости Ранк входил в ближний круг Зигмунда Фрейда — тот относился к нему как к сыну, — но мятеж, поднятый Ранком против некоторых методик Фрейда, привел к тому, что он подвергся остракизму и был как будто забыт.
Для нас Ранк особенно интересен тем, что он был одновременно и психоаналитиком, и литератором. Он занимался изучением креативности и описал свои наблюдения и свой творческий процесс в книге «Искусство и художник» (Art and Artist). В ней Ранк защищает тезис философа Макса Дессуара: человеком искусства в чистом виде можно считать прежде всего актера, так как у того и субъект, и материал для создания произведения искусства находятся одновременно в одном (его собственном) теле72. Актерскую игру можно считать «классическим примером» креативности NF-типа — люди с NF-темпераментом проникаются чувствами своего объекта и становятся воплощением своих творений. Людей такого типа Ранк описывает как личностей с богатой эмоциональной жизнью, осуществляющейся через их связь с окружающими: «Его отдушиной и источником удовлетворения является самоидентификация с эмоциями других людей»73.
Если внимательно почитать работы Ранка, станет ясно, что он сам обладал NF-темпераментом и, похоже, писал о том, что знал лучше всего, — о себе самом! И хотя его идеи, возможно, применимы не ко всем, если у вас темперамент NF-типа и вы интересуетесь креативностью, труды Ранка могут показаться вам весьма поучительными и даже гениальными.
Сторонником идей Ранка была и писательница Анаис Нин. В своих дневниках она, как NF, очень много писала о своей личной жизни и взаимоотношениях с людьми. Ей часто приписывают высказывание: «Мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть». (Хотя некоторые называют в качестве источника этой фразы Талмуд.) Кто бы ни был автором цитаты, она прекрасно демонстрирует, как NF порой создают собственную реальность как зеркало самих себя. Наша жизнь — это проекция, которая может рассказать о нас самих больше, нежели она говорит о мире.
Размышления над смыслом жизни и желание помочь другим — две главные особенности NF-темперамента. Эдвард Мунк, создатель картины «Крик», говорил: «В своем творчестве я всегда пытался объяснить себе жизнь и ее смысл. А еще я стремился помочь другим уяснить себе их жизнь»74. По этим же причинам NF нередко увлекаются продвижением социальных идей, созвучных их собственным ценностям, так как их вдохновляет мысль о творчестве, которое делает жизнь других людей богаче или убеждает их принять определенную точку зрения. Как актеры они участвуют в кампаниях по повышению осведомленности людей о различных социальных программах во благо человечества. Как предприниматели организуют в своих компаниях волонтерские программы, участники которых могут тратить часть своего рабочего времени на нужды благотворительности. Врачи отправляются оказывать медицинскую помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Музыканты делятся своей философией и вдохновляют других посредством своих песен.
Если вы NF, вы также предпочитаете самостоятельно выявлять связи в явлениях и воспринимать информацию опосредованно, абстрактным, теоретическим путем и уже собранные сведения используете для принятия решений на базе ваших духовных ценностей. Как интуит вы видите общую картину и выявляете некие закономерности, а как этик отстаиваете сформированные в течение жизни личностные ценности и идеи, которые принимаете близко к сердцу. «Мы принадлежим своему времени и разделяем его взгляды, его чувства и даже его заблуждения»75, — сказал Анри Матисс во вполне свойственном интуитивному этику духе.
Люди с NF-темпераментом составляют примерно 19 процентов женщин и 13 процентов мужчин населения в целом76, и первым в списке их любимых школьных предметов идет рисование, далее следуют литература и музыка и только после этого — естествознание, история, математика и труд77. В поисках личного смысла и идентичности NF часто задаются такими вопросами, как: «В чем причина» и «Как это касается меня?» Услышав, как кто-то громко жужжит, Винни-Пух подумал: «Это “жжжжжж” неспроста!» Затем его мысли со звука перепрыгнули на пчел, оттуда — на мед, после чего медвежонок пришел к заключению: «А зачем на свете мед? Для того, чтобы я его ел!»78 Точно так же и NF ищет смысл, связанный с ним/ней лично.
Если вы NF, вы ориентированы на будущее, а ваши идеи и действия связаны с возможностями, кроющимися в людях и их отношениях. Вам нравится взаимодействовать и сотрудничать с окружающими. Вы всегда думаете о том, какую пользу различные идеи могут принести людям и как могут помочь им полностью реализовать свой потенциал. NF отзывчивы, заботливы, всегда готовы помочь и очень бережно относятся к чувствам других. Похвала и признание для них очень важны, особенно исходящие от людей, мнением которых они дорожат, — от учителя, коллеги или супруга. Одобрение повышает их самооценку (в большей степени, чем у людей с другим типом темперамента), а раннее признание их творческих свершений еще в детском возрасте способствует их самоопределению.
Интуитивные этики — идеалисты. Как писал Дэвид Кейрси, «их речь изобилует метафорами; они наделяют характером не только людей, но и объекты, принадлежащие другим, будь те одушевленными или неодушевленными, видимыми или невидимыми»79. Они умеют выражать абстрактные концепции благодаря своему «таланту к языку», который выше всего ценится читателями. В своей поэзии или прозе NF проводят сложные связи, а вкладываемый ими смысл, как правило, многоуров-невый80. Отто Ранк описывал то, что он называл «чисто креативной стороной поэзии», как сторону, связанную с «индивидуальной выразительной способностью, которую мы назвали языком души»81.
Если вы NF, вы все воспринимаете через призму своей личности, и, когда вы формулируете то, что для вас значимо, другие узнают в ваших словах себя. Как актеры NF извлекают свои эмоции в ответ на чувства аудитории; как художники и «киношники» они склонны создавать произведения искусства, помеченные глубоко личной трактовкой. Матисс говорил: «Я не рисую этот стол — я рисую эмоции, которые он во мне вызывает»82.
Умение выявлять способности других также является проявлением креативности. И в этом NF нет равных. Они всегда готовы прийти на помощь, используя свое мастерство в выстраивании и поддержании отношений с людьми. NF отлично умеют вдохновлять, поддерживать, поощрять и отдавать должное, причем всегда найдут для этого самый правильный подход и верные слова. А еще они находят особое вдохновение в объектах, возникающих на пересечении различных культур.
В своих творениях интуиты-этики сопереживают своим объектам — будь то люди, животные или неодушевленные предметы — и персонифицируют их, наделяя качествами собственной личности. Если они создают продукт, у него будет душа; если создают не объект, а абстрактную работу, она будет выражать неосязаемые мысли и чувства. Какие бы средства выражения NF ни выбирали, объектом их работы часто становятся их друзья, любимые и члены семьи. Межличностные отношения — главная тема их творчества, при этом герои получаются живыми, а их взаимодействие — насыщенным эмоциями.
Если у NF при этом имеется склонность к интроверсии, то они, как правило, обращают свой взор внутрь и в своем никогда не прерывающемся путешествии в поисках лучшего понимания самого себя часто рисуют автопортреты. При этом интуиты-этики вкладывают всего себя во все, что делают. В поисках собственной идентичности Ван Гог создал дюжину автопортретов, отображая себя на различных стадиях болезни, — примерно так же, как мы сегодня обновляем свой статус в социальных сетях. Если же NF — экстраверт, то он часто проецирует свои чувства наружу, на свой объект. Люди с темпераментом NF-типа пересоздают то, что чувствуют, и, что бы они ни делали, это «что-то» имеет глубоко личный смысл и неразрывно связано с их жизнью.
Как правило, NF ценят индивидуальную самобытность внутри некоего целого. Творя, они стремятся к гармонии, стараясь избегать конфликтов и разногласий. Временами, однако, когда NF действуют во имя общего блага, они способны на вызывающие, шокирующие поступки, лишь бы привлечь внимание к своему делу и заручиться поддержкой. А еще, по словам специалиста в области психологии типов Марси Сигал, «для них творчество — процесс высвобождения личной экспрессии... и, занимаясь им, они делают мир лучше»83. Замечание тем более верное, если интуиты-этики отдают предпочтение иррациональности: тогда они могут без устали перепрыгивать от материала к материалу и от техники к технике в стремлении лучше понять себя. Во всех случаях, если NF выражают себя через свою креативность, они поступают так прежде всего потому, что творчество делает их счастливыми. NF и есть люди, которые действительно становятся частью того, что создают. Должно быть, именно они изобрели такое понятие, как «программное заявление художника».
Интуиты-этики, ваша креативность повысится, если вы будете активнее использовать свои сильные стороны, а именно:
— выбирать миссию, отвечающую вашим личностным ценностям;
— окружать себя людьми, которые вас вдохновляют.
Интуиты-этики, вам удастся уменьшить свои «слепые зоны», если вы будете:
— судить не только по себе (представлять себе, как бы решил проблему кто-то другой);
— не жертвовать работоспособной системой ради гармонии в группе, а искать баланс.
Интуиты-логики (NT) — пытливые и сложные
Если вы NT, то наверняка еще в детстве осознали, что не похожи на других. Такая комбинация предпочтений встречается у 15 процентов мужчин и только у 6 процентов женщин84. NT не ищут легких путей, а потому, если произведение искусства кажется вам сложным, можно предположить, что его автор — человек с темпераментом NT-типа. При этом творения интуитов-логиков обычно не только наделены глубоким смыслом, но также отличаются некой холодной отчужденностью. NT смотрят на одно и видят другое — как интуиты они воспринимают информацию абстрактно и теоретически, а затем как логики перерабатывают ее, чтобы принять объективное решение, и часто делают это отстраненно, отсеивая все личностное. Ими руководит желание накапливать знания и развивать свои умения ради повышения собственной компетентности.
Если NF озадачены поиском личностного смысла, то NT ищут смысл универсальный — в законах природы или в математических формулах. «Мне представляется, что искусство помогает человеку почувствовать суть вещей, превращая обыкновенные, повседневные предметы или явления в глобальные»85, — сказал однажды Пол Меллон, меценат и член правления Национальной галереи искусства в Вашингтоне. Творчество предоставляет людям NT-типа широкое поле для изучения идей в процессе поиска смысла.
Интуиты-логики придают большое значение компетентности — как собственной, так и всех окружающих. Они неудержимо стремятся к повышению мастерства и ищут лучших учителей и источники информации. Они постоянно учатся, трудятся и растут. При этом очень часто обнаруживают, что идеальным источником знаний является письменное слово, и начинают окружать себя книгами, главным образом литературой нон-фикшн.
Существует заметная разница в том, как выражают себя люди NF-и NT-типа. NF постоянно занимаются поиском себя и могут использовать автопортреты как один из способов исследования собственной идентичности. Как мы говорили в предыдущем параграфе, Ван Гог, явный NF, рисовал автопортреты (у него их целых тридцать семь), чтобы осмыслить себя при разном самочувствии. Сегодня его действия можно сравнить с обновлением «статуса» как способа выразить себя, описывая свои ощущения и ход болезни. В отличие от Ван Гога Уильям Тёрнер написал только один автопортрет. Сделал он это еще в студенчестве, чтобы доказать, насколько хорошо владеет кистью. И, как настоящий NT, единожды выполнив задачу успешно, никогда больше не испытывал потребности повторить опыт.
Интуиты-логики рассматривают свое творчество как эксперимент и возможность для развития. Перспектива научиться чему-то новому манит их так сильно, что они готовы принимать перемены и даже терпеть дискомфорт. Более того, NT могут сами усложнять себе задачу и отодвигать свой «пряник» подальше каждый раз, когда будут приближаться к заветной цели. NT постоянно задают себе новые, более сложные задачи. «После стольких лет, проведенных в театре, я оглядываюсь назад и вижу всего несколько моментов, отвечающих моим собственным стандартам совершенства»86, — признавалась Хелен Хейс. К своим способностям NT относятся весьма критично и нередко сомневаются: достаточно ли хороши, оригинальны и неочевидны их творения, чтобы делиться ими, выставлять их или продавать? Так или иначе, подобное бесконечное «карабканье» вверх, к компетентности, действительно позволяет NT достигать все более высоких вершин.
Если вы интуит-логик, вы непрерывно стремитесь к тому, чтобы вникнуть в систему вещей, и часто задаетесь вопросами, начинающимися со слов «как» и «почему»: «Как скажется инфляция на цены долговых обязательств?», «Зачем в супы добавляют крахмал?», «Почему клиенты готовы дольше ждать у окошка для автомобилистов и не идут в зал, притом что внутри их обслужат быстрее?» Такие вопросы направлены на раскрытие причин и прогнозирование последствий. Стремясь оптимизировать систему, NT не просто щелкают фотоаппаратом, а идут дальше — изучают взаимосвязи между выдержкой затвора, раскрытием объектива, фокусным расстоянием, глубиной поля резкости и чувствительностью. Один отец сказал нам о своем сыне-NT так: «Он не нарушает правила... но целенаправленно прощупывает границы их действия, когда нужно решить какую-нибудь проблему». Изучив правила, NT приступают к созданию собственных правил и приемов, например, адаптированных под свои нужды электронных таблиц, инструментов, цветовых схем, структур предложений, жанров и форматов. Они изобретают продукты, услуги и системы для каждой области своей жизни.
Возможно, вы часто ловите себя на том, что, заинтересовавшись какой-либо теорией или концепцией, спешите поделиться своим открытием, рассказать другим о своих мыслях и наблюдениях. Если вы интуит-логик, вы наверняка нередко предлагаете другим остановиться и подумать над тем, что вы создали, — в духе Сезанна, который объяснял свое произведение так: «Его цель — возвысить мысль»87. С вашим интересом ко всему сложному и стремлением заставить других думать вам будет полезно помнить, что интересы и цели вашей аудитории могут не всегда совпадать с вашими.
При всем том интуиты-логики несколько оторваны от жизни и не очень сильны в практике. Люди с темпераментом NT-типа довольно часто придумывают разные идеи, но теряют к ним интерес, еще не приступив к реализации. Если они интроверты, им нередко приходится напоминать себе, что необходимо творить и в реальном мире, а не только у себя в голове. Приведу небольшой пример. Однажды некая художница NT-типа задумалась о ксилографии. Она проштудировала всю доступную ей литературу, посвященную этой технике, и договорилась, чтобы ей показали, как все делается на практике. Удовлетворившись полученными из чистого интереса знаниями, она решила, что нет никакого смысла самой пробовать заниматься ксилографией. Если NT — интроверты, то они думают о знаниях, а если экстраверты, то говорят о них, но ни те ни другие не склонны немедленно переносить все в практическую плоскость, особенно если они при этом еще и иррационалы. Из всех интуитов-логиков реализации идей в реальном мире вы скорее дождетесь от экстравертов-рационалов.
Колебаться, спорить, находить противоречия и контраргументы — для NT это естественная часть процесса поиска решения. «Их креативность раскрывает новые уровни понимания, нередко — через переопределение проблемы»88. Инновационные подходы приводят к нахождению новых решений и обогащению опыта и знаний.
Интуиты-логики — натуры соревновательные, независимые и инакомыслящие. Они любят бросать вызов статус-кво, тестировать компетентность коллег и оспаривать признанные авторитеты — даже в рамках своей семьи. И если строить команды у них получается хорошо, то самим работать в команде — не очень. Как инноваторы и лидеры они нередко настраивают окружающих против себя.
NT гордятся своей изобретательностью. Они умеют быстро и точно определять, в чем заключается инновационность их творений, в которых они видят свои подлинные достижения. Моне, например, с большим удовольствием демонстрировал своим друзьям довольно своеобразный сад, который он собственноручно разбил. Певцы, которые сами пишут свои песни, точно так же могут гордиться новыми стихами. NT всегда стремятся выделить новизну и неочевидные аспекты своих творений.
Интуиты-логики также обладают способностью видеть перспективные направления в науке (в отличие от интуитов-этиков, которые лучше видят потенциальные возможности людей). Новые идеи в них рождаются, когда они читают между строк, проводят связь между, казалось бы, несовместимыми концепциями и обнаруживают общие паттерны в несхожих явлениях. Их часто можно застать за экспериментами — в лаборатории или дома. У них вырабатывается собственная технология инноваций.
Инновации интуитов-логиков не обязательно лежат в области высоких технологий, хотя эта сфера их привлекает. Вспомните импрессионизм, который отчасти явился результатом технологического прорыва. Появление в те времена красок в тюбиках позволило импрессионистам стать мобильнее, дало им возможность покинуть мастерские и открыть для себя новый мир объектов из жизни за городом (примерно как для нас сегодня появление беспроводного доступа в интернет). Научнотехнический прогресс раскрывает нам новые возможности и новые миры для исследования, вдохновляющие людей NT-типа.
NT учатся всю жизнь. В поисках глобального смысла они жадно поглощают новые знания и пересматривают прежние представления. Пытаясь раскрыть причинно-следственные связи, стоящие за многоуровневыми процессами, они нередко перескакивают этапы, которые считают несущественными. Они ориентированы на будущее и поэтому часто пропускают мимо себя популярные увлечения, стараясь создать нечто вечное. Их принцип: максимальный результат минимальными усилиями. Для них эффективность превыше обычаев и традиций.
Интуиты-логики, ваша креативность повысится, если вы будете активнее использовать свои сильные стороны, а именно:
— выявлять паттерны;
— интегрировать несвязанные между собой идеи;
— черпать вдохновение из теоретических построений;
— подвергать сомнению авторитеты.
Интуиты-логики, вам удастся уменьшить свои «слепые зоны», если вы будете:
— задаваться вопросом, достаточно ли понятны для людей ваши творения;
— размышлять над тем, как люди будут использовать ваши идеи;
— претворять в жизнь свои идеи;
— проявлять практичность.
Сенсорики-рационалы (SJ) — реалисты и традиционалисты
Самое «ценное», что есть в социальных сетях, дала нам простая кнопка «лайк». Именно она, а не гениальное программное обеспечение и не передовое компьютерное «железо», стала инновацией, преобразившей отрасль. Без нее все бы свелось к выкладыванию фотографий и обновлению статусов. С появлением этой кнопки рекламисты обрели возможность налаживать обратную связь и мгновенно получать информацию о настроениях целевой аудитории и затем продавать полученные сведения своим корпоративным клиентам по астрономическим ценам. Это, казалось бы, небольшое улучшение появилось отнюдь не вследствие революционных идей и попыток усовершенствовать систему. К этому времени уже существовали кнопки с сердечком и с указующим пальцем, так что иконка «лайк» с большим пальцем вверх явилась как бы естественным продолжением существующего набора — и в этом вся суть креативности сенсориков-рационалов. Проблема заключается в том, что они не считают себя креативными, хотя креативность им свойственна в той же степени и они проявляют ее так же часто, как и интуиты.
Многие люди не задумываясь принимают миф о том, что креативность — это нечто странное и сумасбродное, и привыкают к нему. Если вы сторонник размеренности и осмотрительности и, сделав шаг, предпочитаете остановиться, чтобы убедиться в стабильности новой позиции, и только затем предпринимаете следующий шаг, то вы, возможно, сенсорик-рационал. Креативность SJ — «взрослая» и ответственная, иными словами, более методичная. Если NT читают между строк, то SJ первыми заметят отсутствие строчки. Так, стараясь устранить различные мелкие недочеты, они и совершают открытия, мимо которых другие прошли, ничего не заметив. Если вы SJ, вам ближе инновации путем адаптации и совершенствования того, что уже существует. Вы предпочитаете играть по правилам, раскрашивать картинку, не выходя за контуры, и последовательно добиваться совершенства.
Из-за этой своей любви к игре по правилам сенсорики-рационалы более склонны создавать реалистичные работы, изображающие жизнь такой, какая она есть сегодня или какой была в прошлом. Кем бы SJ ни был — писателем, художником, актером или историком, — он мастер в создании иллюзии реальности. Он будет тщательно выверять все детали и заставит аудиторию поверить, что стоит только захотеть, и можно будет рукой потрогать эти пушистые облака, попробовать на вкус румяное печенье, вдохнуть соленый воздух океана или услышать звук трубы, призывающий армию к бою. Известный художник-анималист и орнитолог Джон Одюбон создавал настолько реалистичные изображения, что даже канюки путались и пытались заклевать нарисованных им птичек — в результате этого эксперимента было доказано, что птицы в охоте полагаются на зрение, а не на обоняние.
SJ — люди практичные, им нравится получать ощутимый результат. Они реализуют свои идеи, «обтачивая» их так, чтобы те встроились в уже работающую систему. «Придумать идею может почти каждый, — писал Генри Форд в книге “Моя жизнь, мои достижения”. — Важно уметь реализовать ее на практике»89. SJ решают проблемы, разрабатывая новый «технологический» процесс на базе лучшей из уже испытанных методик. Как объясняет далее Форд, «если старая идея оправдала себя, это веский аргумент в ее пользу»90.
Как и сам Форд, сенсорики-рационалы понимают, что идеи часто возникают случайно, а инновации являются результатом системного труда и дисциплины. Именно на таких людей полагаются научноисследовательские подразделения корпораций, рассчитывая, что те будут постоянно и планомерно осуществлять тщательно продуманные инновации. Методичное повторение проб и ошибок с небольшими вариациями требует терпения, а SJ «в состоянии принимать рутину более философски, чем любой другой из типов»91. SJ умеют находить «новые, более эффективные методы работы» и «демонстрируют свою креативность, совершенствуя уже существующее таким образом, чтобы оно давало практический результат»92. Работая, например, поваром в лаборатории по разработке новых продуктов и испытывая сотни рецептов, SJ будет каждый раз менять по одному ингредиенту, постепенно совершенствуя и доводя до оптимума консистенцию, аромат, вкус и калорийность своего нового кулинарного творения. Удачи и неудачи каждого опыта SJ будет прилежно записывать в тетрадке и использовать в дальнейшем для повышения эффективности тестов.
Как сенсорики люди с такого типа темпераментом предпочитают собирать факты, используя пять органов чувств, а как рационалы — полагаться на свои чувства для быстрого принятия решений и реализации планов. «Я просто пытался передать свои ощущения»93, — говорил Эдвард Хоппер о своих картинах. SJ составляют приблизительно 43 процента мужского населения и почти 50 процентов женского94. Поскольку сенсорики-рационалы строят свои планы и виды на будущее, извлекая уроки из прошлого, их часто считают людьми «старой школы». Кстати сказать, у многих учителей начальных классов именно такой темперамент.
Когда дело доходит до креативности, SJ склонны ставить свои обязательства превыше других видов деятельности, таких как хобби, особенно если творчество не является частью их основной работы. В итоге творческие искания часто откладываются на то время, когда будут выполнены все рабочие обязанности и вся повседневная работа по дому. Если вы сенсорик-рационал и хотите повысить свою креативность, начните относиться к творчеству более серьезно. Считайте его своим долгом и позвольте себе включить его в число приоритетов.
Творческий стиль сенсориков-рационалов, как правило, отличается традиционностью, четкостью, чистотой и аккуратностью. Хотя SJ превосходно справляются с задачей категоризации фактов, от них сложно ожидать изобретения совершенно новых категорий, так как они предпочитают творить в рамках уже существующих систем. По этой же причине у SJ хорошо получается систематизировать истории и затем, объединяя их, создавать интересные и понятные композиции. А еще они доводят до совершенства многократно используемые «программы» выполнения повседневных задач, перемешивая и состыковывая их, как детские кубики, и получая в итоге безупречно функционирующее целое. Если они занимаются исполнительскими видами искусства, то конструируют репертуар так, чтобы в случае необходимости его можно было быстро видоизменить. Такой подход позволяет им применять испытанные временем приемы и казаться при этом спонтанными.
Если у вас темперамент SJ-типа, вы, возможно, похожи на школьного учителя, который изучает, выполняет, преподает и требует соблюдать правила. Вы творите, применяя «правильные» приемы, и создаете технически безупречные произведения с тщательно проработанными деталями. И еще критично относитесь к работе других, если те выполнены неряшливо или по ним заметно, что техника изготовления не была соблюдена.
Креативность SJ в области визуальных искусств, как и в реалистичных картинах Джона Одюбона, отличается логической организованностью. Композиция в работах выстроена так, как она «должна выглядеть» в живой природе: цветовые системы классические — небо голубое, трава зеленая, а законы перспективы, масштаб и угол падения света четко выдержаны. Сама природа воссоздана в полном ее великолепии, со всеми травинками и соринками. Картину SJ обычно начинают со старательного эскиза и рисуют аккуратно, не выходя за контуры. Геометрические формы у них получаются правильными, с четкими очертаниями и ровным градиентом, а детали — единообразными и аккуратно прорисованными. SJ любят обводить объекты контуром — чтобы голова и шляпа были отделены друг от друга. Их точность и внимание к деталям — типичная характеристика их типа креативности, в чем бы она ни проявлялась — в рисовании, обустройстве цветников или составлении бизнес-планов.
Поддавшись ностальгии, сенсорики-рационалы вспоминают прошлое в мельчайших, верно подмеченных деталях, что делает их идеальными кандидатами на «должность» семейного или корпоративного историка. Как писатели они мастера подробных и очень правильных, с точки зрения грамматики, описаний. Как «киношники» они специализируются на документалистике. Как фотографы они показывают всё как есть. Журналистам же этого типа особо удаются изобилующие фактами репортажи и очерки из реальных мест о реальных людях.
Будучи людьми надежными и исполнительными, SJ хорошо ладят с коллективом. Они стремятся к работе в авторитетных организациях с историей и, попав в конкретную команду, оркестр, театральную или танцевальную труппу, чувствуют на себе ответственность за защиту и продолжение традиций. Приведу пример с китайским художником, который учился у последнего мастера Линганской школы искусства (школы, объединяющей элементы западного и японского реалистических направлений в изобразительном искусстве). Как сенсорик-рационал он считает своим долгом по жизни сохранить наследие этой школы.
В работе SJ строго соблюдают установленные процедуры и не позволяют себе отвлекаться. Учителя редко отклоняются от плана урока. Актеры или музыканты старательно следуют сценарию и настойчиво зубрят и репетируют выступление день за днем. Танцоры выдерживают ритм музыки. Художники методично выстраивают цвет слой за слоем, пока не добьются «правильного» оттенка. Повара строго следуют рецептам и нарезают овощи аккуратными кусочками одинаковой формы. Пекари педантично взвешивают все ингредиенты и тщательно украшают торты. Сенсориков-рационалов редко считают «суперкреативными» людьми, однако они бесконечно креативны в повседневной жизни. Они методично трудятся, чтобы часть мира, за которую они в ответе, работала как часы.
Сенсорики-рационалы, ваша креативность повысится, если вы будете активнее использовать свои сильные стороны, а именно:
— четко формулировать проблемы;
— сканировать окружающую среду, фиксируя детали сегодняшнего ее состояния;
— помнить то, что хорошо работало в прошлом;
— совмещать и сочетать испытанные временем методики;
— проводить пошаговые улучшения.
Сенсорики-рационалы, вам удастся уменьшить свои «слепые зоны», если вы будете:
— оставаться открытыми к переменам;
— рассматривать креативность как свою обязанность;
— признавать, что процедуры не всегда могут быть правильными;
— подвергать сомнению порядки и традиции;
— приступать к действию, не дожидаясь, когда будут собраны все факты
Сенсорики-иррационалы (SP) — гибкие и все драматизирующие
Что у SP получается особенно хорошо, так это вызывать волнение! Они совершенно не похожи на SJ. Если говорить словами Доктора Сьюза, «подобное вы можете увидеть в любом старом зоопарке. Все эти животные уже давно вышли из моды. Я хочу чего-то новенького»95. Хотя и SJ, и SP нацелены на сбор конкретных фактов, SP часто бывают неорганизованными и недисциплинированными, не чтят традиций, не приемлют корпоративной культуры, не терпят ограничений и при этом очень деятельны и спонтанны. Они «фристайлеры», творчески ищущие сиюминутных эмоций, чтобы убежать от скуки. SP подвижны как ртуть, исходят из того, что есть вокруг в настоящий момент, и реагируют на то, что происходит сейчас. Даже ошибки они воспринимают как возможности.
Будь то прыгуны с трамплина или водители огромных фур, SP творят, оценивая своих конкурентов и сподвижников и подмечая, что у них получается лучше, а что — нет. Выходя на горнолыжную трассу, площадку для гольфа, сцену или в зал заседаний совета директоров, они изучают «местность» в поисках сиюминутных возможностей. Сенсорики-иррационалы на ходу изобретают и применяют новые тактики, обходя конкурентов благодаря фактору неожиданности. Если NT (интуиты-логики), как правило, пользуются долгосрочными стратегиями с целью выиграть войну, SP — лейтенанты передовой, для них важна тактика, которая позволит им выиграть сражение.
Люди с темпераментом SP-типа — это, если можно так сказать, «глаголы», это действие во плоти. Они постоянно жаждут новых эмоций. Они хватаются за сегодняшний день, не оглядываясь ни на прошлое, ни на будущее, — они пленники понятий «здесь» и «сейчас». Акт творения для них гораздо важнее цели творения — значение имеет прежде всего сама деятельность, а не ее результат. В своем творчестве они откликаются на животрепещущие темы дня — они предельно современные художники, устремленные взглядом в текущий момент и реагирующие только на него. Из-за этой исключительной сфокусированности на сиюминутном без особой заботы о последствиях сенсорики-иррационалы часто создают впечатление людей рисковых.
Как сенсорики они воспринимают детали мира через ароматы, звуки, текстуру, вкус и внешний вид. Как иррационалы они гибки и реагируют на происходящее в текущий момент. Как иначе можно было бы отбить бейсбольный мяч, летящий со скоростью 153 километра в час?! И не важно, идет ли речь о быстром мяче или неожиданной новости, сенсорики-иррационалы чувствуют суть ситуации и реагируют соответствующим образом. И хотя SP избегают участия в тестах и опросах, есть мнение, что они составляют примерно четверть населения. Если вы сенсорик-иррационал, вас считают человеком ловким, расторопным, оптимистично настроенным, отважным, заводным и беззаботным. Вы тот пожарный, который смело бросается в горящий дом, чтобы спасти ребенка, а затем помогает тушить огонь.
Сенсорики-иррационалы ставят «искусство впереди направления», иными словами, они предпринимают действия, не считая необходимым сначала изучить теорию, которую проходят в школе. Вместе с тем, стараясь оставаться в ногу со временем и имея зоркий, практичный взгляд, SP часто оказываются в курсе последних технологических достижений и умеют ими пользоваться, хотя и не утруждают себя попытками разобраться в заложенных в основу изобретения научных теориях, как, скажем, сделали бы NT.
SP стараются «влиять на ход событий, игнорируя, шокируя или пародируя истеблишмент»96. Они не побоятся подняться на крышу водонапорной башни, чтобы нарисовать граффити, и добиваются того, чтобы современное искусство действительно оказывало воздействие на общество — заставляло по-новому взглянуть на проблемы сегодняшнего дня.
Щеголяя своим свободным, нонконформистским духом, люди с темпераментом SP-типа неохотно социализируются и подчиняются принятым нормам. Из-за своего нежелания, чтобы его загоняли в стадо и формовали по шаблону, SP имеет наибольший из всех темпераментов шанс сохранить свой детский энтузиазм и в зрелом возрасте. Для сен-сорика-иррационала процесс творчества и есть самое важное в жизни. Если людей с другим типом темперамента мотивирует перспектива появления конечного продукта, художники-SP сохраняют юношеский восторг от акта творения. Их цель — процесс, а смысл — развлечение. И чем бы они ни занимались — актерским ремеслом, фотографией, живописью или скульптурой, — они получают от своего занятия истинное удовольствие, а когда оно им надоедает, они идут дальше и придумывают что-то другое.
Инновации сенсориков-иррационалов рождаются в процессе решения проблем сегодняшнего дня. Однажды Джексон Поллок приобрел холст, который оказался выше стен в комнате. Так, в силу необходимости художник освоил неортодоксальную технику рисования на полу. Ему понравилось капать и расплескивать краску. Его назвали «живописцем действия». Но его супруга, Ли Краснер, дает иное объяснение: «Он так и не перестал быть художником-фигуративистом, только его фигурами были... эфирные нереальности, на мгновение возникающие в воздушных завихрениях краски и затем исчезающие, оставляя за собой на холсте сброшенную с себя кожу»97. Поллок же называл эти фигуры «арестованными в пространстве воспоминаниями», а сами картины — побочными продуктами своих игр98.
Если вы сенсорик-иррационал, вы пробуете то, что другие делать боятся, и ходите по улицам, на которые другие не осмеливаются ступить. И хотя вы нередко попадаете в тупик, вы также можете найти и кратчайший путь к желанному месту. Как SP после игры вы находите время, чтобы оглянуться назад и убедиться, не создали ли вы что-нибудь, имеющее непреходящую ценность. Вы оцениваете свои методы и спрашиваете себя, удалось ли вам развить и усовершенствовать процесс настолько, чтобы было чем поделиться.
Почти каждый ребенок мечтает о путешествиях в космосе или в глубинах океана, но миллиардер Ричард Брэнсон реализовал их, создав компанию экстремального космического туризма. Типично в стиле SP он говорит, что для него подобные занятия не только забава: «...самое интересное в таких приключениях то, что люди, когда раздвигают свои рамки и видят, на что способны, получают и другие, “побочные” результаты, о которых они раньше и не думали»99. Стараясь превратить скуку в волнующую авантюру, SP смело пробуют то, что никто никогда не пробовал. В процессе этого им иногда удается создать нечто ценное, но что у них всегда получается, так это развлечь себя и других.
Перемена — источник эмоций, возможность испытать что-то новое, и SP смело ставят на нее, идут на риск и используют ее в полной мере. «Я не боюсь что-то менять, разрушить свой имидж и тому подобное, потому что у картин есть своя жизнь»100, — отмечал Джексон Поллок. Разбрызгивать краску — волнующее, бессистемное и увлекательное занятие, а если SP делают что-то абстрактное, они редко вкладывают в него более глубокий смысл.
SP начинают множество проектов, но часто теряют инерцию и редко доводят начатое до конца. Если они чем-то увлечены, то идут на все, готовы тратить и время, и ресурсы, лишь бы достигнуть желаемого эффекта. Поль Гоген писал: «Я не привык отказываться от проекта, пока не попробую все возможное и даже невозможное, чтобы добиться своего»101. Книгу «Ноа Ноа» он писал урывками на протяжении десяти лет. SP — это те «киношники», которые не укладываются в бюджет и срывают все сроки, а что получится в конце — блокбастер или катастрофа, — для них не так уж важно.
Творчество у SP — процесс спонтанный и непредсказуемый, им и в голову не придет спросить себя «зачем» и «почему». Им нравится творить из-за волнующего момента, когда кисть ударяет по холсту, а не из-за того результата, который позже вставят в раму. Так, худож-ник-SP, например, может вообще не поинтересоваться, не содержит ли краска кислот, не кончился ли у нее срок годности и не поблекнет ли она слишком быстро. Как актеры сенсорики-иррационалы переживают только за сегодняшнее выступление, не думая о той памяти, которая от него останется. Как графические дизайнеры они создают логотипы для дня нынешнего, не переживая за их долговечность. Как фотографы они радуются сиюминутному результату, даже если он похож на те снимки, что выдавали фотоаппараты Polaroid, или на изображения в предварительном просмотре на современных цифровых фотокамерах.
Сенсорики-иррационалы находчивы, практичны, прагматичны, любят технику, умеют выбирать тактику и ценят быструю реакцию (вполне в духе Джеймса Бонда). Ради креативного решения проблемы они вольно совмещают любые доступные ресурсы — выпрошенные, позаимствованные или украденные. В числе таких ресурсов могут быть обычные предметы, запчасти, современные или потускневшие образцы стиля и даже вещи со свалки, которые они перекраивают, перешивают, переоформляют или переделывают так, что создают нечто новое. SP «находят эстетическое и практическое применение существующим предметам и идеям, сопоставляя их друг с другом так, как мало кто из окружающих мог бы себе представить»102. Если вы SP, окружите себя всеми возможными красками, текстурами, формами и материалами — они станут для вас источником вдохновения.
Сенсорикам-иррационалам не нравится сидеть на одном месте или работать по часам. Чарльз Шульц однажды поймал себя на том, что «борется с графиком», и объяснил, что он «не из тех, кто может постоянно стоять у кульмана», что он «начинает нервничать» и ему необходимо «встать и прогуляться, и еще кое-чем позаниматься»103. Если вы SP, постарайтесь сделать так, чтобы ваш рабочий график был гибким и вы могли позволить себе выйти поразмяться, заняться другой задачей или просто сменить обстановку.
«Я никогда не мог предвидеть, насколько истерично и нелепо буду себя вести, и тем более не мог предсказать конечный результат моего творчества, первым изумленным зрителем которого часто становлюсь я сам»104, — объяснял Дали. SP творят без предварительного плана и часто позволяют своим проектам выходить из-под контроля. При этом используют каждое новое событие как своеобразный трамплин — подобно тому как джазовые музыканты относятся к нотам как к отправной точке для импровизации, как актеры идут на экспромт, отталкиваясь от последней реплики партнера, как художники подстраиваются под смену погоды и как писатели позволяют своим героям действовать самостоятельно и управлять сюжетом. Это примерно как в игре, в которой один человек сочиняет начало истории, а каждый следующий игрок продолжает ее, придумывая очередную часть: каждое предложение, каждый новый мазок кисти, танцевальный шаг или звук перетекает в следующий.
SP особенно чувствительны к зрительным и слуховым стимулам, таким как цвета, линии и текстура. Дэвид Кейрси называет людей с SP-сочетанием предпочтений «ремесленниками» за их тягу к образованию в области изобразительного искусства, живописи, скульптуры и перформанса105. Он отмечает, что у них есть слух и чувство «гармоничной когерентности, иными словами, чутье к тому, что звучит хорошо»106. «Для меня самое большое удовольствие от литературного труда кроется не в том, чему посвящена работа, а во внутренней музыке слов»107, — говорил Трумен Капоте. Так же как у NF (интуитов-эти-ков) есть особый талант к языку и стилю, так писатели-SP отличаются особым талантом в построении диалогов. У них отлично получаются живые, естественные беседы героев, какие бывают в увлекательных сценариях или приключенческих романах.
Сенсорикам-иррационалам, как акулам, нужно постоянно пребывать в движении. Ими движет потребность любой ценой избегать скуки, а достигают они этого путем возбуждения и удовольствия. (Тут есть одно дополнительное преимущество: именно так они обучаются.) Запуская во время своих опытов тысячи «пробных шаров», SP учатся и извлекать максимальную пользу из каждого.
SP используют жизненный опыт для развития своей находчивости. Они могут быстренько перепробовать множество форм выражения, используя различные материалы и техники, скажем, пройтись от живописи маслом через скульптуру, через акварель и дойти до рисования акриловыми красками или даже до танца, а затем вернуться опять к маслу. В какой бы манере SP ни работали, им удается быстро осваивать необходимые техники и приемы. Они более импульсивны, чем другие темпераменты, и часто увлекаются покупками новейших материалов или инструментов, рассчитывая, что те изменят все к лучшему. А когда новая «игрушка» не оправдывает возлагаемых на нее надежд, ее забрасывают.
Творения сенсориков-иррационалов часто несут на себе отпечаток спонтанности, игривости, стилизации или иллюстративности. Когда SP пишут портреты, они обращают внимание на язык тела и переносят эти наблюдения на холст. В работе стремятся к упрощению, минимизируя знаки и ища самый короткий путь, путь наименьшего сопротивления — нарисовать объект наименьшим количеством линий. Как объяснял Пабло Пикассо: «Искусство — это удаление всего лишнего»108. А еще SP любят заниматься спортом и искать приключений, сталкиваясь с дикими животными или с опасностями вооруженных конфликтов. Обо всем этом писал Хемингуэй. Есть все основания считать, что он был сенсориком-иррационалом.
Рабочее место SP обычно находится в наиболее удобном хозяину виде, и всё располагается там, где его оставили в последний раз. Когда SP приступит к следующей работе, инструменты и материалы он будет брать оттуда, где ближе. Пикассо однажды сказал: «Я хотел использовать синий, но не нашел его. А потому вместо него использовал красный...»109 На кухне, вместо того чтобы постоянно поддерживать наличие основных продуктов, SP берут для приготовления блюда то, что оказалось под рукой.
Если вы сенсорик-иррационал, берите пример с Дали, который сказал: «Моя способность извлекать из чего бы то ни было пользу для себя поистине безгранична»110.
Сенсорики-иррационалы, ваша креативность повысится, если вы будете активнее использовать свои сильные стороны, а именно:
— подмечать, что именно требуется сейчас;
— совершенствовать сегодняшние методы работы;
— окружать себя материалами, которые вас вдохновляют;
— нарушать статус-кво;
— выявлять современные тенденции;
— запускать «пробные шары»;
— сохранять задор, создавая выдающиеся творения;
— заимствовать из множества источников.
Сенсорики-иррационалы, вам удастся уменьшить свои «слепые зоны», если вы будете:
— смотреть дальше дня сегодняшнего;
— проявлять терпение, когда что-то кажется вам скучным;
— доводить начатое до конца.
Другие пары предпочтений
Мы увидели, что NF — люди поэтичные и чуткие, NT — пытливые и сложные, SJ — реалисты и традиционалисты, а SP — гибкие и драматизирующие. Но, как уже говорилось в начале главы, существует немало других возможных комбинаций. Далее мы коротко поделимся некоторыми наблюдениями о четырнадцати дополнительных типах темпераментов и начнем с противоположности SP, а имен но с NJ.
Дэвид Голдстайн, Отто Крегер. Творческая личность. Как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности |
Электронная книга: Дэвид Голдстайн, Отто Крегер. Творческая личность. Как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности