четверг, 16 января 2014 г.

Давид Беньковский. Любовь. Красное и белое

Он и она. Мужчина и женщина. Муж и жена. Они любят друг друга — почему же стена непонимания между ними становится все выше и выше?
Она ждет от мужа нежности, романтики, цветов и ужинов при свечах, ласковых слов и просто душевных разговоров.
Он полагает, что место жены — на кухне, в детской и в супружеской постели, а он — защитник и кормилец — имеет право пить виски с друзьями, возвращаться с работы за полночь и даже приударять за хорошенькими девушками.
Она чувствует себя брошенной и несчастной — а он по-прежнему уверен: все отлично! Так не может продолжаться до бесконечности. Что-то должно произойти?..

Отрывок из книги:

Вхожу в квартиру Алекса, где были демонтированы все стены, а посередине стоит кухонная панель и духовка, а в углу холодильник серебристого цвета. Все расставлено с учетом программы, которую Алекс ведет. Алекс — ведущий кулинарной программы, которая снимается в его квартире, а зрители как бы приходят к нему в гости. Нам, его соседям, уже немного надоели проблемы, связанные со съемками, но с другой стороны, что-то в этом есть — видеть по телевизору в прайм-тайм своего соседа в его квартире, где мы частенько собираемся, беседуем и смотрим футбол.


— А, это ты, дорогой мой! Садись, садись, составь мне компанию. — Алекс поднимает руки, жестом приглашая войти. — Хорошо, что ты пришел, я как раз вискаря собирался выпить. Выпей со мной. У меня отличный вискарь, шотландский, стоял несколько лет и стал еще лучше. Мне его поклонник преподнес, фан моей передачи прислал, чтобы я попробовал. — И достает из-под дивана бутылку, потому что, кроме кухонной панели и духового шкафа, в квартире Алекса есть еще диван, на котором сидят гости, приглашенные на программу. Ну и еще диван этот выполняет функцию кровати, как я предполагаю. Алекс — мужчина свободный, не ограничивающий себя ни в чем, — живет, как хочет, и я порой завидую его мужской свободе, свободе, которая позволяет иметь в квартире лишь диван, плиту и серебристый холодильник.

— Тебе чистый или немного льда добавить? — Алекс достает из-под дивана стакан для меня.

— Разумеется, чистый. Хочу попробовать этот шотландский вискарь.

Алекс наполняет стакан почти до половины и протягивает мне.

Делаю маленький глоток. Пробую напиток на языке и нёбе.

— Отличный, превосходный вискарь, — причмокиваю со знанием дела. — Совершенно иной вкус, совсем другое дело. Вкус ветра и чего-то еще, глубокий вкус. У каждого вискаря свой вкус, особенно у тех, которые выдержку имеют. Только знатоки могут оценить по достоинству вкус вискаря! — разглагольствую я. — Сразу понятно, что это виски другое, северное. — Заключаю.

Для расслабления я, конечно, пиво пью, но как Юрист и мужчина я являюсь поклонником виски. Потому что мужчина, имеющий определенное положение, должен разбираться в виски и в кругу таких же мужчин, как он, — пить виски и разговаривать о нем. Борода и волосы Алекса, да и вообще его вид не соответствуют образу мужчины, разбирающегося в виски, мужчины, достигшего определенного уровня, знатока виски, но всякое бывает. В конце концов, мой знаменитый сосед — авторитетный знаток в области напитков и еды, автор программы «Дегустация у Алекса», телезвезда!

Хорошее виски подчеркивает статус и вкус мужчины, и я, Юрист, не представляю, как можно без него жить. Вот мы с соседом Алексом и выпиваем. Я покупаю хорошее виски, выдержанное, выпущенное ограниченной серией, ой дорогое, очень дорогое виски, я могу себе это позволить. Алексу виски дарят, вот мы и садимся и дегустируем. Мы с ним мужчины на уровне, потому и выпиваем виски.

— Ну, пахнет овцами и бочкой, в которой прежде сыворотку из овечьего молока держали… — Алекс рассматривает жидкость в стакане, — …и шерстью…

— А цвет, ты посмотри, какой цвет, — поднимаю стакан я.

— Да, да, цвет. Но запах, прежде всего запах… — Алекс одним глотком осушает стакан и наливает новую порцию. — Работа, работа, сосед, много работы. — И хлопает себя по колену. — Ты не представляешь, сколько сил нужно, чтобы сценарий написать, концепцию создать, составить план программы. Работа, много работы. — Он делает большой глоток.

— Да-да, сосед, работа. Ты мне можешь не рассказывать, — говорю я, делая маленький глоток. — Очень много работы…

— Знаю, знаю, сосед. — Алекс снова опрокидывает стакан. — Мы все сейчас много работаем, теперь каждый работает, и работа требует полной отдачи. Устал я, сосед, ох как устал. Работа над программой, стилем, концепцией. — Алекс тяжело вздыхает. — Работа над сценарием…

— Да, много работы, много… — Киваю и делаю очередной глоток. — Сегодня по дороге с работы я автомобиль разбил… — делюсь с Алексом. — Сбил столбы и весь бок снес. А вискарь у тебя высшего класса… исключительный…

— И у тебя много работы? — Алекс наливает мне виски. — Автомобиль, говоришь, разбил. Жаль, жаль… — И качает головой. — Ну и дела. Но вискарь превосходный!

— Точно, вискарь превосходный. Да, работы много… — Выпиваю еще немного и рассматриваю напиток на свет.

— Ах, сосед, ужасно много работы… Эта программа, телевидение… Постоянное напряжение, постоянное напряжение. А виски превосходное! Написать хороший сценарий — работа, сосед, тяжелая работа. Все надо обдумать, предусмотреть. Какая это работа, какая работа! Нужно выбрать и пригласить гостей. Интересных гостей, а не тех, которые сами лезут, нужно отбор провести, чтобы они в сценарий вписывались. А сколько желающих в программе появиться. А какая это работа — сценарий написать, — я уже не могу от этой работы! — Алекс допивает очередную порцию, наливает новую и залпом выпивает. Алекс свободный человек и мужчина, работает на телевидении и может себя не ограничивать. Алекс — Холостяк! Он неженатый мужчина. Артист и Холостяк. — Это большая работа, сосед! Потому что сценарий должен быть увлекательным. Какая же это тяжелая работа — написать сценарий! — Алекс быстрым движением достает из-под дивана бутылку, подносит ко рту и делает большой глоток.

Я этого не поддерживаю, мне не нравятся подобные манеры, ведь любитель виски должен вести себя подобающим образом, не пить из бутылки. Но Алекс телезвезда, артист и прежде всего свободный мужчина. Он может многое себе позволить, ой может! Но разве человека, имеющего такой вид, человека, похожего на обезьяну, у которого в доме нет ничего, кроме плиты, дивана и холодильника, можно считать серьезным мужчиной? Эта борода, эти волосы, этот вид… Нет, конечно. Но он холостяк! А свобода для мужчины — самое главное, это его суть!

Алекс вдруг вскакивает с дивана, словно из катапульты вылетел, подбегает к плите и забирается на нее.

— Я творю, я творю. Я пишу сценарий, творю! Творчество становится моей жизнью! — восклицает он на всю квартиру и поднимает руки. В одной из них бутылка виски.

А я сижу и думаю, что его нельзя считать серьезным мужчиной, ой нельзя. Он не только похож на обезьяну, у него все движения и повадки, как у обезьяны. Мгновенно на плиту вскочил! В один миг наверху оказался! Стоит с поднятыми руками и кривляется. Разве мужчина так себя ведет? Мужчина должен быть основательным в движениях и жестах.

А что он вытворяет? Выпиваю немного виски, потому что меня все это уже начинает беспокоить. А я не люблю, когда меня что-то беспокоит, особенно когда я не знаю, что именно.

— Я ищу людей, нахожу людей, высматриваю людей и одним движением пальца поднимаю их высоко-высоко! — Алекс снова прикладывается к бутылке и замирает, глядя куда-то вдаль. — Я творец! Простираю руки в небо и прикасаюсь к звездам. Я зажигаю звезды силой мысли. Почти каждого создал я, я знаю их всех…

«Что он несет?!» — думаю я. Промилле, промилле, промилле, ох много промилле. Лишь бы он только не свалился с плиты. Допиваю виски и пытаюсь представить, что смотрю, как Алекс выступает по телевидению, будто он для меня одного выступает. Я — его единственный зритель, передо мной выступает телезвезда! Алекс обычно много странного вытворяет на экране, а тут он для меня одного выкладывается! Поэтому я продолжаю внимательно его слушать, хотя говорит он о чем-то странном — такого от нормального мужчины не услышишь. — Я создаю звезды, веду их от конца до конца, от начала до начала. — Алекс приподнимается на мысочки и вытягивает руки так, будто хочет что-то схватить. — И когда я дотрагиваюсь до избранного, он взлетает высоко-высоко, и парит над небосклоном, и светится, ослепляя миллионы находящихся внизу. И так зажженные мной звезды живут на небе! А когда они начинают гаснуть, я сбрасываю их на землю, и они исчезают. Я творец, создатель программы. И они все — глина в моих руках! Чувствую, как у меня начинают расти крылья, как я взлетаю и лечу! Я Творец, я режиссер! — Алекс стоит с поднятыми руками и запрокинутой головой. Его взгляд устремлен куда-то в потолок. Вдруг он бессильно опускает руки и голову.

Проходит некоторое время, прежде чем он замечает меня. Слезает с плиты, шатаясь, доходит до дивана и встает рядом со мной.

— А знаешь, сосед, что она мне, уходя, сказала?! — Теперь Алекс напоминает тряпичную куклу, безжизненную марионетку. Я немного побаиваюсь, как бы у него из руки бутылка не выпала. — Она сказала, что меня невозможно вынести. Что я самовлюбленный кретин. Представляешь?!

«Вот откуда эта свобода!» — думаю я, допивая виски. Свобода его от нервов, нервов, нервов. Поэтому он так часто меняет партнерш и в среднем живет с каждой из них три месяца, ну, может, четыре, от силы пять.

— Ну скажи мне, сосед, разве я самовлюбленный? Скажи честно. — Алекс пристально на меня смотрит. — Разве я более самовлюбленный, чем остальные? Что им всем от меня надо? — И снова пьет прямо из бутылки.

Действительно, «самовлюбленный кретин» не очень приятно звучит. Женщина не должна говорить мужчине подобные слова. Но надо знать, кто его так приложил. От какой Куклы мой сосед это услышал? От одной мысли при этом Давление поднимается, ой какое Давление!

Он сейчас с Сандрой встречается. Сандра — девушка с обложки, настоящая Девушка с Обложки. Модель, популярная модель и певица. По всему городу развешаны билборды с ее изображением. То у нее новый диск выйдет, то она в рекламе майонеза снимется. Сандра — всем известное лицо майонеза, губы майонеза, глаза майонеза, благодаря этому она и попала в программу Алекса, темой которой были соусы. Сандра, — о чем я узнал из женских журналов, лежащих в приемной у стоматолога, у которого я в последнее время часто бываю, — в прошлом году стала «Вице-мисс Польша» и подписала годовой контракт с рекламным агентством, и даже участвует в показах моды во Флоренции. Сандра — обалденная Кукла, Кукла, которая вызывает Волнение и Давление. Такое Давление, которое очень трудно вынести!

А что руководит мужчиной? Давление. Да, именно так, Павел. Мужчина всегда пребывает в состоянии повышенного Давления, в большей или меньшей степени. Именно Давление подталкивает мужчину к любому действию, ко всему, что он делает в жизни. Если бы мужчина не имел Давления, он лежал бы на диване и вообще из дома не выходил. Даже телевизор бы не включал, и спортивные программы не смотрел, и не тянулся за бутылками со спиртными напитками. Но в жизни каждого мужчины, даже такого, как я, молодого и энергичного, бывают моменты, когда Давление падает до нуля, что происходит сразу после того самого. И тогда словно смерть за тобой пришла. Хуже, чем смерть, ведь мужчина после этого бессильный лежит, как вещь, выброшенная на помойку. Но к счастью, это недолго длится, а потом у мужчины снова Давление появляется. И так все время, потому-то род человеческий и не прекращается. Вот сколько у нас, мужчин, заслуг: мы изобрели компьютер, отправили ракету в космос, изучили геном человека.

А у них Давления не бывает. Они не испытывают ничего подобного, а только смотрят, как поднимают Давление у нас. И когда видят, что оно поднялось, становятся самыми счастливыми на свете, хотя и делают вид, будто их это мало интересует. А на самом деле они всю жизнь все делают для того, чтобы поднять у нас Давление. И нет для них большего несчастья, чем отсутствие реакции с нашей стороны.

И все эти Девушки с Обложек, которых я встречаю у своего соседа, так на этом зациклены, что, когда я к нему прихожу, они либо любуются собой в большом зеркале в холле, либо поправляют прическу, глядя на свое отражение в двери серебристого холодильника, а потом усаживаются рядом со мной на диван и смотрят мне в глаза, чтобы проверить, как на это реагирует мое Давление. Честно говоря, я удивился, что новая Девушка соседа оказалась способной понять и сформулировать такую мысль: Алекс — самовлюбленный кретин.

Теперь он с ней порвет или она ему всю кровь выпьет. С одной стороны, Давление, невыносимое Давление, с другой — оскорбление. Слишком высокого мнения она о себе, думает, ей все позволено. Ошибается! Алекс — убежденный Холостяк и не даст собой манипулировать. Значит, он расстанется с Сандрой. Тогда у него появится очередная пассия, еще лучше прежней, которая тоже будет озабочена его Давлением. Может, не такая роскошная и не такая зацикленная на своем отражении в зеркале. Какие же нервы нам, мужчинам, надо иметь! Будь ты холостяком или Главой Семьи — женщина все равно треплет тебе нервы.

— Ты можешь представить, сосед?! «Кретин»! Так и сказала. А я ей на это: не держу, двери открыты, можем больше не встречаться. На что она рыдать вздумала, представляешь, рыдать! Мол, как я могу, она мне всю себя посвятила, вещи свои ко мне перевезла, терпела все мои выходки, которые ни одна бы не вынесла, а еще, кроме дивана и холодильника, у меня ничего нет, и как так можно жить, готовлю-то я сносно, но посуду не мою, и продукты мог бы покупать на двоих, да и вообще она такие шторки красивые присмотрела, надо бы повесить на мои голые окна, а то недостает интимности, а я такой неблагодарный, что отказался пойти с ней на них посмотреть. — Алекс уставился в пол. Совсем он прибитый какой-то. — Я так больше не могу! Понимаешь, сосед, мне надо сценарий программы писать, творить. Я художник, автор программы, у меня должна быть голова свободна, а она о каких-то шторах, да еще скандалы мне закатывает. Она все время будет ко мне со шторами приставать и заставлять ходить по магазинам, чтобы смотреть и выбирать? И каждая хочет новое покрывало купить на диван, чтобы красиво было, чтобы тепло. На мой диван! На мой диван, на котором я сижу! — Алекс едва не плачет.

А я боюсь, как бы он и вправду не расплакался, не превратился в желе, вот что с человеком нервы и промилле делают, а этого настоящий мужчина допускать не должен. Не знаю, что делать, как помочь плачущему мужчине, да еще плачущему из-за бабы. Потому что у меня тоже сегодня слезы навернулись, когда я автомобиль свой разбил. А тут из-за бабы! Ой, современный, настоящий Современный Мужчина этот Алекс.

— Дорогой мой… — обращаюсь к нему решительным тоном. — Я к тебе пришел, чтобы узнать, что вы насчет завтрашнего матча решили. «Вронки» с «Мельцем» играть будут, обещают настоящую схватку. У кого смотреть будем? Ты же завтра программу снимаешь. Сколько времени это может занять? Дед тоже хотел знать…

— Матч? — Алекс смотрит перед собой. В глазах слезы. — Ой не знаю, не знаю… Видишь, что с моей жизнью творится?.. Если бы я мог ей просто сказать: проваливай! А я без нее жить не могу. Какая же она классная, сосед, какая же классная! — Алекс хватается за бороду. — Ой бедный я, несчастный! — И закрывает лицо руками.

Чувствую, пора уходить. Не могу больше здесь оставаться. Вижу в его глазах слезы. Слезы в глазах мужчины! Не выношу этого! Не терплю плакс и слабаков. А он слабак, слабак, слабак! Повисший член! Не могу на это смотреть. Баба, а не парень!

— Давай завтра поговорим, — говорю я, хлопая соседа по плечу. — Мне пора, — заявляю решительно и направляюсь к двери. Алекс падает на диван. На полу лежит пустая бутылка виски.

Выхожу и на сей раз решаю воспользоваться лифтом. Нажимаю кнопку и жду. Двери лифта беззвучно открываются, я хочу войти, а там — Сандра, которая приехала к Алексу.

— Добрый вечер, — произношу я спокойным, вежливым тоном, хотя Сандра одета так, что видны все ее Формы и Пропорции. Мой процессор мгновенно включается и начинает работать.

— А, привет, Павлик, привет, — отвечает она, улыбаясь майонезными губами. Меня в жар бросает, потому что мой процессор выдает на экран изображения Сандры в разных позах, позволяющих полюбоваться ее ничем не прикрытыми Формами и Пропорциями.

Ничего себе — «привет, Павлик»! Я и не знал, что мы с Сандрочкой в приятельских отношениях. А ведь мы только дважды разговаривали, когда дегустировали у Алекса принесенное мной виски.

Сандра выходит из лифта, одаривая меня лучезарной улыбкой. Я вхожу в лифт и остаюсь наедине с изображениями, которые выдает мой процессор. А она легким, быстрым шагом направляется к двери Алекса. Ой боюсь, что как только она переступит порог его квартиры, увидит его, улыбка исчезнет с ее лица. Двери лифта закрываются, я еду вниз, а перед глазами ее губы — символ майонеза из рекламы.


Возвращаюсь домой. Дед наконец ушел к себе, в комнату для гостей. А я иду в гостиную, телевизор посмотрю. Хоть немного отдохну. Наконец-то! Усаживаюсь на кожаном диване, сделанном на заказ. Очень удобный и красивый у нас диван. Нет большего удовольствия для мужчины, пришедшего с работы домой, чем побыть одному в тишине и покое. Включаю телевизор. Пульт поблизости, вставать с дивана нет необходимости. Какое же это гениальное изобретение — пульт! Сидя на месте, можно включать и выключать телевизор, переключаться с канала на канал. Потрясающе!

Как было бы здорово, если бы каждое устройство имело пульт. Потому что как раз сейчас мне захотелось выпить. Придется встать и подойти к бару — визит к соседу разбудил во мне пристрастие к хорошей выпивке. Но как же не хочется вставать, когда ты наконец-то сел, да еще перед телевизором. Встаю. Еще надо взять стакан, налить и сходить за льдом. Сколько на все это сил требуется! Совершить столько действий, после того как уселся на диване! За льдом на кухню идти лень, к тому же без льда виски лучше. Возвращаюсь на диван. Никого рядом нет, Дед спит, я могу спокойно сидеть, пока Майка с Малышом не придет. Никто не будет ко мне придираться, и мне не придется вставать. Если бы еще у бара было дистанционное управление.

А еще был бы пульт у всех тарелок и кухонных приборов. Нажал — и они сами оказываются в посудомоечной машине, а я бы сидел на месте. А то мне все время приходится выслушивать: «Почему ты за собой не убираешь? Считаешь меня прислугой?» И еще нужен пульт для всей еды, которую нужно доставать из холодильника, а потом ставить обратно. Ох, как было бы хорошо, чтобы кухонные комбайны имели дистанционное управление. И еще было бы неплохо изобрести устройство, которое поднимало бы с дивана и переносило на кровать, когда насмотришься телевизора и в сон начинает клонить. Оно, разумеется, тоже должно иметь пульт.

Включаю спортивный канал. Показывают мотогонки. Приятно смотреть на профессионалов, управляющих классными мотоциклами. Несутся, накреняются на один бок, совершая поворот, коленом почти скользят по земле. Мне так нравится смотреть, как они на безумной скорости входят в поворот и не переворачиваются, хотя иногда и переворачиваются, кувыркаются и оказываются на обочине, и тогда тоже интересно, едва ли не интереснее, чем сами мотогонки.

Сижу. Виски действует согревающе. Как же я устал, ох, как же я устал. Наверное, Сладостная Дремота ко мне подкрадывается. Звук выключил, потому что он меня немного раздражать начал, а мотоциклы все едут, один за другим, все это впечатляет, но я так устал, что меня уже не интересует, кто выиграет, поэтому я смотрю, не упадет ли кто.

А она живет своей жизнью, думаю я. Интересно, который час? Черт возьми, почти десять. И Малыша забрала из детского сада. Целый день ее дома нет. И он целый день с ней. Кто из него вырастет, ой кто из него вырастет?! Все это выше человеческого понимания! Целый день их нет дома…

Глаза слипаются. И я даже не замечаю, как оказываюсь в костеле, в который мы до переезда в новую квартиру ходили. Вижу наш старый костел, его широкую лестницу и высокую кирпичную колокольню, на которой, как мне кажется, большой колокол висит. И стоим мы с Майкой на этой лестнице. Майка в белом платье, лицо вуалью закрыто, в белых туфельках, такая счастливая. И я понимаю, что сейчас мы станем мужем и женой. У костела дорогие автомобили припаркованы, украшенные белыми лентами и шарами, дрожащими от легкого ветерка, а гости уже заняли свои места. В костеле собрались наши родственники, друзья и знакомые. Ах, как же все торжественно! Смотрю на себя. Какой я элегантный и красивый в черном костюме!

Начинаем с Маечкой шептаться. Она перед дверями костела прекрасная и восхищенная стоит. А когда подняла вуаль, то передо мной возникло лицо, которое я впервые увидел, когда Маечка училась во втором классе лицея. Такое юное, нежное, девичье. Я тогда учился на факультете права, оканчивал университет, а она так радовалась, что студент юридического факультета, серьезный мужчина, будущий Юрист ею, лицеисткой, заинтересовался. И вот такое у нее лицо, полное восхищения, и робости, и счастья, от того что я, серьезный и умный, поведу ее по жизни и ей больше не придется ни о чем думать. А меня гордость переполняет, ведь я теперь ее опекун и наставник. Но что-то смущает меня в этой картине. Ведь мы поженились, когда Майка университет окончила — она на этом настояла, — да и вуали на ней не было.

А перед глазами лицо счастливой лицеистки. И от всего этого у меня начинает подниматься Давление, Давление, Давление! А мы на лестнице стоим, поэтому я кладу руки в карманы.

— Ах, Павча, какой ты замечательный, — щебечет Майя мне на ухо. — Ты не представляешь, как я рада! Как я рада, что наступил день, когда мы окажемся перед алтарем. Ах, Павел, я так счастлива, что этот миг наконец наступит! — А я слушаю Маечку, и у меня ощущение возникает, что это не она произносит. Вроде она сказала, я же отчетливо слышал ее голос, но губы были неподвижны. — Ах, Павел, венчание! Белое платье в пол! Павел, через мгновение произойдет то, о чем мечтает каждая девушка. Как же я счастлива! Не верю, не могу поверить в то, что дождалась этого. Павел! Я буду носить твою фамилию! И подарю тебе себя, и стану твоей женой. Буду принадлежать такому замечательному, умному мужчине, Юристу! — И снова опускает вуаль, лица почти не видно, и я уже не уверен, говорила она все это или мне показалось.

— Пойдем, Павел. Нас уже ждут. — Она берет меня за руку и ведет к костелу.

Мы проходим мимо гостей. Все такие нарядные, сидят на скамьях и смотрят на нас. Встаем перед алтарем. Появляется Ксендз. На его голове капюшон, лица не видно. Подходит к нам, и мне кажется, что это Дед, хотя, может, и Ксендз, с которым я встречался, чтобы договориться о венчании.

— Что Бог соединил, человек разрушить не может! — Дед, а может, Ксендз поднимает руки к небу. А я заглядываю под его капюшон — все-таки это Ксендз. Лицо круглое, можно даже сказать, жирное, но губы и подбородок твердые, свидетельствующие о его внутренней силе и духовном совершенстве. Нос большой, напоминающий картофелину, сильно выделяющийся на лице, без сомнения, говорит о его богатом духовном мире. Ксендз! Меня переполняет радость, гордость и благодарность за то, что он соединит нас с Майкой. — А сейчас, дорогая Майя, в завершение церемонии… — Ксендз размашистым движением достает из-под сутаны смятый носовой платок. — Именем Костела и выполняя волю твоего мужа, я даю тебе… — он повышает голос и кладет носовой платок на серебряный поднос, — …фамилию твоего мужа, которую ты будешь носить всю жизнь.
С этими словами он подвигает к Майе серебряный поднос. Майя поднимает вуаль.

— Нет, нет… не так должно быть… — Майя растерянно на меня смотрит… А я вглядываюсь в ее лицо, которое теперь вижу каждый день, когда она, уставшая, приходит домой. Оно так не похоже на личико шестнадцатилетней лицеистки, с которой я познакомился на вечеринке у сестры друга, тоже студента юридического факультета. — Я же хотела сохранить свою фамилию, — неуверенно произносит она.

— Что?! — восклицает Ксендз.

— Что?! — переспрашиваю я, совершенно ошарашенный. — Маечка, что с тобой? Ты же только что на лестнице совсем другое говорила… Маечка, ты же была такая счастливая от того, что будешь носить мою фамилию. — Говоря это, я чувствую на себе взгляды присутствующих гостей. — Маечка, разве ты не этого хотела?

— Павел, что ты болтаешь?! Я ничего такого никогда не говорила! — решительно и громко заявляет Майя. — Об этом не может быть речи, Павел. Ни за что! Павел, я не хочу носить твою фамилию.

— Что она говорит, что говорит?! — Ксендз размахивает руками. — Что это значит?! Неслыханно! Невозможно! Это позор, позор, позор! — Он сбрасывает капюшон, обнажая блестящую лысину. — Это оскорбление! — Бьет себя по голове. — Как ты ее готовил к святому таинству, сын мой? — негодует ксендз. — Как ты не уследил?

— Не знаю, не знаю… — бормочу я, а самому от стыда под землю провалиться хочется. — Маечка, ты же была такая счастливая, так всем восхищалась. Что с тобой, Майка? — спрашиваю я повышенным тоном.

— Немедленно бери платок! — Ксендз снова обращается к Майе, подсовывая ей поднос с платком.

— Нет! Мы по-другому с Павлом договаривались! — кричит Майя на весь костел. — Что здесь происходит? Откуда взялся этот платок?

— Что? — Ксендз хватает ее за руку и пытается силой вложить платок в ее ладонь.

Майя вырывается и вдруг начинает взмахивать руками, как маленькими крылышками. Подол ее свадебного платья колышется, и через мгновение она уже парит над землей. Из-под платья видны белые туфельки.

— Где цепь? Как ты приготовился к таинству, чтоб тебя?! — орет на меня Ксендз и сует мне свой помятый платок. — Она сейчас сбежит, исчезнет! — Он подпрыгивает, пытаясь схватить Майю.

А она расправляет руки и медленно ими машет, поднимаясь все выше и выше.

— Хватай ее, хватай ее, черт побери! — Ксендз подпрыгивает, стараясь уцепиться за ноги Майи.

А я стою, онемевший и неподвижный, словно это вовсе не я. Не знаю, что мне делать с носовым платком Ксендза, как от него избавиться. Не знаю, каким образом удержать Майю. Поднимаю голову и смотрю, как она взлетает все выше и выше над алтарем.

— Не стой как последний идиот. Делай что-нибудь! — Ксендз достает из-под сутаны кропило. — Ее надо немедленно вернуть! Она сейчас сбежит! Что ты за мужчина!

— Майя! Майя, немедленно вернись! — кричит Теща. — Что ты вытворяешь?! Как себя ведешь? Вернись! Хочешь испортить себе жизнь?! Такой шанс, такой счастливый случай! Павел — юрист, ответственный, серьезный мужчина! Быстро возвращайся на землю! — пытается увещевать Майю Теща. — Юрист, Юрист, Юрист! Мужчина, Мужчина, Мужчина! Такой шанс!

— Маечка, любимая моя, что случилось? Вернись, пожалуйста, вернись на землю! — Я тоже простираю руки к небу.

— Павел, давай полетим вместе. Иди ко мне. Не бойся. — Майя зависает надо мной. — Улетим отсюда!

А я продолжаю стоять как вкопанный, с поднятыми вверх руками. Кто-то из гостей кричит, кто-то плачет. В костеле царит всеобщее замешательство.

— Павел, это не трудно. Вдохни поглубже, оттолкнись от земли и разведи руки! Только выбрось этот платок!

Делаю глубокий вдох, развожу руки и… отрываюсь от земли.

— Туда, Павел, туда! — Майя поднимается все выше и выше, направляясь к открытому маленькому окошку под самым сводом центрального нефа.

Долетев до окна, она выбирается из него и исчезает.

А я все энергичнее машу руками, но не могу последовать за ней. В правой руке у меня носовой платок Ксендза — никак его не брошу. Он словно приклеился к ладони. Но я стараюсь не думать об этом.

Зависаю над алтарем и чувствую, что мне не хватает воздуха, а спина ноет. Мне уже не хочется никуда лететь. Хочу только одного — опуститься на землю, но не знаю, как это сделать. Я совершенно обессилен. Вот-вот упаду на алтарь.

Слышу звук отпираемого дверного замка. Открываю глаза. На экране продолжаются гонки мотоциклистов. Не могу понять, где я — в костеле или в своей большой квартире перед телевизором. Проверяю — нет ли в руках платка Ксендза. Раздвигаю пальцы — ничего нет, пусто.

Что за глупости у меня в голове?! Такая чушь в голове мужчины, в голове Юриста, владельца Конторы! Слышу звук захлопывающейся двери, шаги на терракотовом полу в холле, а это значит, что Майя домой пришла. Еще мгновение смотрю на экран, на несущихся и совершающих головокружительные виражи мотоциклистов. Я уже почти забыл о костеле и глупом сне. Пытаюсь только вспомнить, какую все-таки фамилию носит Майя, и с облегчением осознаю, что мою. Но тут же припоминаю: она как-то заявила, что если для меня это так важно, то она не будет оставлять свою фамилию. Если для меня это так важно! Ничего себе! Словно для нее это не важно.

Смотрю на часы. Почти десять вечера. Что это такое, почему она так поздно возвращается домой, да еще когда Дед к нам в гости приехал?! Выхожу ее встречать.

— Привет! — как ни в чем не бывало говорит она, снимая туфли. — У нас сегодня столько народу было. Мы становимся популярными. Хотя ничего удивительного, сегодня же пятница. — И улыбается, довольная.

— Привет, папа! — Малыш бежит в ванную комнату, не обращая на меня внимания.

Почему он не здоровается со мной, как положено? Целый день его нет дома, мы почти не видимся, а он считает, что достаточно сказать мне «привет, папа»?

— Я чуть не убился из-за твоей чертовой машины, которую ты не убрал из холла! — кричу ему вслед. — Мы с Дедом были вынуждены сами готовить себе ужин, — цежу сквозь зубы, отчитывая жену. В груди нарастает негодование. — И ели одни!

— Знаешь, Павел, я каждый вечер, начиная со среды, когда Дед приехал, ждала тебя на ужин. И в среду, и в четверг. Все надеялась, что поужинаем вместе, думала, что хоть ради Деда ты пораньше освободишься. Ты ведь в курсе, по пятницам у нас всегда много посетителей, и я возвращаюсь домой позже. А в будни я освобождаюсь раньше, забираю из детского сада Викторка, и мы идем домой. Я не задерживаюсь, как ты…

— Что ты говоришь?! — Я больше не могу сдерживаться, я в ярости, а она совершенно спокойна и смотрит на меня, не отводя глаз. — У меня Контора, Контора! — кричу я, но снижаю тон, вспомнив, что могу разбудить Деда, он встанет, придет — и что тогда будет! — У меня серьезная, мужская работа. Право, право, право! А не какие-то бабские капризы! — Я снова повышаю голос: — Как ты могла не приготовить для Деда еду? Как ты могла так его, пожилого мужчину, и меня оставить и не ждать?!

— Видишь ли, — спокойно отвечает вопросом на вопрос Майя, — Павел… — Не выношу, когда она так говорит. Нет в этом и толики скромности, которую я так ценю в женщинах, особенно в своей жене. Что это за тон, что это за интонация превосходства в голосе? — Для тебя в жизни только еда имеет значение, которая стоит на столе перед твоим носом? Только то, что приготовлено или не приготовлено? Тебе, Павел, как Викторку, нужно все порезать и наложить, с той лишь разницей, что Викторку еще нет и пяти лет. Между прочим, в холодильнике на нижней полке стоит гуляш, который я вчера приготовила, и разумеется, вы с Дедом не смогли его найти. — Она снисходительно улыбается.

Я больше не могу, сейчас взорвусь. Пойду в гостиную, налью себе виски. Эта ее улыбка, этот тон, и это «Видишь ли, Павел…». Не могу всего этого выносить! Украдкой открываю бар. Не хочу, чтобы она заметила, до чего меня довела. Достаю бутылку отличного виски, которую купил в дорогом магазине сигар и алкогольных напитков. Стакана под рукой нет, поэтому я делаю большой глоток из бутылки и вливаю себе виски прямо в горло.

А на экране больше нет мотоциклистов, теперь преодолевающих препятствия лошадей показывают. Великолепно скачут кони, совсем как Дед на своем жеребце во время военной кампании или восстания. Нет больше у меня сил с ней разговаривать, а виски меня согревает изнутри. Я усаживаюсь на диване и смотрю, как лихо кони со всадниками скачут и преодолевают препятствия. Не всем это удается, некоторые кони препятствий не замечают и задевают их. А я сижу и думаю, что если бы я сидел в седле, то тоже мог бы так скакать да еще по мобильному или сразу двум мобильным телефонам разговаривать, вот как меня Дед вышколил в юности. Смотрю, как они препятствия берут, а из головы не выходит это ее «Видишь ли, Павел…».

— Видишь ли, Павел… — сказала она в кухонной части нашей квартиры примерно полгода назад.

Мы сидели ужинали, на столе блинчики с креветками, свежайшие, только что приготовленные, прямо со сковороды. Она выложила их на тарелки, сбрызнула лимонным соком. Я встал, несмотря на то что уже удобно сидел, достал из шкафа бутылку вина, открыл ее и наполнил бокалы.

— Видишь ли, Павел… — И посмотрела на меня. — Как ты, наверное, заметил, я много времени провожу дома одна. — И положила в рот маленький кусочек блинчика. — Пожалуй, я слишком долго сижу дома…

Я немного медленнее начал пережевывать эти вкуснейшие блинчики, потому что уже знал, что сейчас опять начнется. Но что на этот раз? А пока молчал. Ждал. Только еще вина в бокалы подлил.

— И, честно говоря, должна тебе признаться, меня уже достала работа за компьютером, эти тексты, переводы, сидение дома, отсутствие общения, словно я одна в пустыне… — продолжала она. — Я долго размышляла и пришла к определенным выводам, Павел… — Тут она прервалась, положила в рот кусочек блинчика и стала пережевывать, пережевывать…

Я выпил вина и тоже все жевал блинчик, но никак не мог понять, к чему она клонила, а я очень не люблю не понимать, ведь я человек, мужчина, не говоря уж о том, что Юрист. А она продолжала молчать.

— И что же? К каким выводам ты пришла, что придумала? — нарушил я тишину, поскольку мне не терпелось узнать, почему она завела этот разговор. Я терялся в догадках, не в силах сохранять терпение. Что все это значило?! Блинчики у меня уже поперек горла стояли, а ведь только что я не мог от них оторваться.

— Речь идет не только о том, что я устала сидеть дома одна, дело еще и в том, как ты не раз справедливо замечал, что это не приносит денег. — И снова сделала паузу. Положила в рот еще кусочек блинчика и стала пережевывать, пережевывать. Подняла бокал. Да, у нее был отличный аппетит!

Что я мог на это возразить? Это действительно не приносило денег. Но разве работа женщины может приносить доход? Даже если бы она работала учительницей или врачом, разве это деньги? Женщина ведь не для того создана, чтобы деньги зарабатывать. Я налил себе еще немного вина.

— У меня, Павел, появились планы, — продолжила Майка. — Я больше не хочу быть женой, которую содержит муж, — заявила она и многозначительно на меня посмотрела. Медленно разрезала на кусочки еще один блинчик, положила в рот.

Я сделал глубокий вдох. Что за мысли у моей Майи? Я думал, начнет жаловаться, претензии предъявлять, забивать мне голову проблемами, как уже не раз бывало, а она, как выяснилось, просто не хотела быть женой, которую содержит муж. Тучка дождиком пролилась!

Я расслабился и тоже с удовольствием положил кусок блинчика в рот, потому что блинчики моя Майя готовит отменные. Выпил вина и налил еще немного.

Думал, Майка скажет, что хочет на какую-нибудь работу пойти. Очень хорошо, размышлял я, пусть идет. Малыш уже в детском саду, а ей дома за компьютером скучно. Пора чем-нибудь конкретным заняться. Не зря же она университет окончила, а кроме того, большинство жен моих коллег-юристов уже где-то работали, теперь так принято, чтобы жены не только домом занимались, но и работали. Но я ничего не говорю, жду, пусть сама скажет, пусть думает, что это ее решение, что это она захотела пойти на работу. Она может восстановить старые связи, и если не захочет в школе преподавать, то без труда найдет работу в какой-нибудь фирме. А пока я спокойно и с удовольствием пережевывал блинчики. Майка продолжала молчать, я тоже молчал, жевал.

— Видишь ли, Павел… — С этими словами она положила приборы на тарелку. — Я много размышляла и решила… — И тоже налила в свой бокал немного вина. Сама себе налила! — И решила, Павел, открыть свой магазин. Я всегда об этом мечтала — иметь свой маленький магазинчик. — И улыбнулась. — Что скажешь, Павел? Ты поддержишь меня? Поможешь мне открыть магазинчик… с кофейней? Что-то вроде книжного магазина и маленького клуба.

Блинчик застрял у меня в горле. Что еще она придумала?! Моя Майка захотела открыть магазин с кофейней?! Моя Майка?! Я обомлел.

— Маечка, что с тобой? — нервно спросил я. — Маечка, для того чтобы держать магазин, нужно обладать многими знаниями, способностями, иметь опыт и очень много работать… — попытался ей объяснить в двух словах и как можно более деликатно я. Мне-то давно известно, что для успешного ведения своего дела надо уметь все заранее предусмотреть и так далее, но если бы я ей это прямо сказал, она расплакалась бы, снова начались бы слезы и посыпались претензии, упреки в том, что я жестокий и бескомпромиссный. — Маечка, зачем тебе это? Ты знаешь, сколько тебе придется работать, если ты откроешь магазин?

Опять повисло молчание. Она вроде надулась, потому что смотрела в тарелку и ничего не говорила, а я молчал, поскольку не знал, что еще сказать. А что скажешь, когда такое услышишь после шести лет спокойной, благополучной супружеской жизни? Моя жена захотела открыть магазин?! Я лишь надеялся, что у нее это пройдет, что это просто женский каприз.

К счастью, к нам Малыш пришел.

— Мама, почитай мне, — попросил он, как всегда.

И Майка пошла к нему, чтобы уложить его спать.

Я остался один, сидел и думал, как себя вести, чтобы держать ее под пристальным контролем. «Да пусть откроет этот свой магазин, немного побалуется и забудет, — решил я и, довольный, хлопнул себя по колену. — Я даже могу дать ей денег. — И даже обрадовался своей мысли. — Зато в доме будет покой!» Потер ладони. Налил еще вина. Но вдруг у меня сомнения появились: может ли жена Юриста, супруга такого серьезного и уважаемого человека, как я, держать магазин? Иными словами, удобно ли моей жене, жене Юриста, владеть магазином? Что на это скажут коллеги-юристы? Да разве Майка справится с магазином? Не придется ли мне всем этим потом заниматься?

— А как ты себе это представляешь — держать магазин? — осторожно спросил я, когда она вернулась от Малыша. Главное, подумал я, чтобы она никаких глупостей не наделала. Потому что во все это мои деньги будут вложены, а раз речь о моих деньгах идет, то я должен ей сказать, что и как надо делать. Поэтому я не ждал от нее ответа, говорил сам. — Может, это и неплохая идея. — Приободрил ее для начала и сделал глоток вина. — Мы могли бы снять небольшое помещение в торговой галерее. Ты бы открыла там небольшой киоск и торговала бижутерией, к примеру, или дорогой косметикой, или обувью. Наняла бы продавщиц, а сама была бы хозяйкой маленького предприятия, торгующего предметами роскоши, товарами высокого уровня.

Вот что я ей сказал. А она налила себе вина. Снова сама себе налила, ведь я был так погружен в свои мысли, что забыл за ней поухаживать. Но я считаю, что это мужская обязанность и удовольствие — наливать вина женщине, своей жене во время ужина.

— Видишь ли, Павел… — И выпила бокал вина до дна. До дна! — Чудесно, что ты все за меня решил. Но должна тебе сказать, у меня есть конкретный план. Знаешь, я договорилась с Мартой, школьной подругой, может, ты ее помнишь, хотя скорее нет, насколько я тебя знаю. Мы хотели бы открыть книжный магазин с кофейней. Вместе. Тут неподалеку сдается небольшое помещение. Мы все просчитали. Могу тебе показать конкретные цифры, у меня все записано. Мы хотели бы снять это помещение в начале следующего месяца.

Я был ошарашен, совершенно ошарашен. Все это выбило меня из колеи. Книжный магазин, подруга, конкретные цифры и записи. Мой процессор завис, монитор погас, процесс обработки информации застопорился. Я совсем растерялся и даже, наверное, рот открыл от неожиданности или уставился в одну точку, потому что вдруг услышал:

— Ну что ты молчишь и смотришь в одну точку, как идиот? — Вот как она ко мне обратилась. Словно не моя Майка со мной говорила. Она уже не щебетала звонким голосочком растерянной, нуждающейся в опеке и объяснениях происходящих в мире событий лицеистки. «Как идиот»!

И сейчас то же самое! Пришла в гостиную и стоит надо мной. Видит же, что я спортивную программу смотрю, зачем явилась? Что ей надо?

— Так что не говори мне, будто нечего было есть, ведь гуляш я еще вчера приготовила, вам с Дедом лишь нужно было достать его из холодильника и разогреть. — И глаз с меня не спускает. Никакой скромности! — И соус приготовила, вкусный, густой, с грибами, как Дед любит, и все это в холодильнике, Павел. Но вам все надо под нос сунуть, как маленьким детям… — Загораживает экран, говорит громко, без стеснения. А кони скачут. Один споткнулся, и всадник чуть не выпал из седла и не рухнул в ров с водой. Я даже подскакиваю на диване — так это могло быть интересно. Но он, к сожалению, не упал! — Видишь ли, Павел, — снова повторяет это чертово «Видишь ли, Павел», — я думала, для тебя хоть Дед важнее Конторы, и что когда он к нам в гости приехал, ты хотя бы раз пораньше домой придешь, но, как оказалось, Контора важнее. Я уж точно не была для тебя важнее Конторы… — И уходит из гостиной. Закрывается в ванной, а я снова могу наслаждаться тишиной и покоем.

Давид Беньковский. Любовь. Красное и белоеДавид Беньковский. Любовь. Красное и белое