В сфере бизнеса личность Марка Цукерберга вызывает всеобщее восхищение, хотя среди многочисленных социальных групп его начинание не раз подвергалось критике. 30-летний Марк Цукерберг, конечно же, вундеркинд и чудо - во всех смыслах (в чем многие могли убедиться во время недавнего визита основателя Facebook в Москву). Хотя и к «чуду» у въедливой общественности, как говорится, имеются вопросы...
Компьютеры, Гомер, девушки, кражи со взломом
Даже на фоне десятка таких же «молодых, да ранних» лидеров современной ИТ-индустрии, бросивших университет ради того, чтобы за считанные годы сделать первые миллионы и миллиарды (Билл, оба Стива, Майкл, Сергей и Ларри... список каждый может продолжить сам), феномен создателя Facebook - нечто исключительное. Сделать миллиардное состояние за каких-то пять лет - и притом на одном-единственном интернет-сайте! Правда, сайт оказался не простой, а во всех отношениях золотой - сегодня он занимает, по разным оценкам, места со второго по четвертое среди всех веб-сайтов в мире по трафику, и его регулярно посещают около полумиллиарда человек. Полмиллиарда потенциальных покупателей товаров и услуг - с точки зрения рекламодателей. Отсюда и указанные миллиарды.
Еще учась в средней школе, Марк овладел наукой (или искусством - это кому как) писать компьютерные программы. Причем более всего юного программиста занимали программы коммуникационные и игровые. А завершая обучение в престижной школе-интернате, «подвинутый» на компьютерах подросток неожиданно увлекся... античностью. Программирования он, впрочем, не забросил, еще до поступления в университет написав несколько вариантов оригинального софта - программу для сети ИТ-телефонии в отцовском офисе и компьютерную версию популярной настольной игры Risk (в которой, конечно же, перенес действие в обожаемую Римскую империю). Но самым успешным был созданный школьником plug-in для медиаплеера - Synapse. Этот программный модуль сначала изучал вкусы слушателя, классифицировал их, после чего самостоятельно составлял списки для прослушивания.
Неплохо для абитуриента! Настолько неплохо, что последней программой одновременно заинтересовались такие гиганты, как AOL (America-on-Line) и Microsoft. Обе компании пытались купить права на Syntax, а также переманить к себе юное дарование. Предложено тому было не много, а очень много - аж $2 млн. Но Цукерберг не торопился «продаваться» - позже он откажется и от суммы, на порядки большей: $1 млрд за свой Facebook! Вместо этого молодой человек поступил в престижный Гарвард, где продолжил «погружение» в оба любимых хобби - программирование и античную литературу. На первых порах сокурсников поражала способность их товарища запросто декламировать наизусть целые главы из «Илиады». Его успехи на ИТ-фронте выявились чуть позднее. Но зато как выявились!
Как позже вспоминал сам Цукерберг, впервые он задумался над идеей социальной сети еще во время учебы в колледже. Там, в частности, свято блюли одну из традиций американской высшей школы - ежегодно издавать справочники с портретами всех учащихся и преподавателей. Своего рода «альбом курса», называвшийся Face Book («Книга лиц»). В Гарварде Цукерберг вновь вернулся к этой идее, решив воплотить ее не в бумажном виде, а в электронном. Альбом со статичными «фотками», который можно лишь перелистывать, органично трансформировался в мозгу Цукерберга в инструмент общения «по интересам» - социальную сеть.
Студент есть студент, будь он «отвязный» компьютерный фанат или мальчик-вундеркинд из приличной еврейской семьи. Ничто человеческое не было чуждо и Марку Цукербергу, который, по его собственному признанию, начал с того, что взломал гарвардскую сеть «для служебного пользования» (houseSYSTEM). А точнее, ее раздел Universal Face Book, содержавший личные дела студентов. «Взломщика», впрочем, интересовали только студентки, да и то не все - лишь самые симпатичные. Фото последних были выложены Цукербергом в открытый доступ попарно, чтобы дать возможность друзьям по общаге проголосовать за ту, кто им покажется более привлекательной. Первоначально, кстати, автор идеи собирался составить фотопары из студенток и... домашних животных! Поскольку как раз в то время пребывал в расстроенных чувствах - его только что «отшила» очередная (и не виртуальная - реальная) кандидатка на роль girlfriend...
Как бы то ни было, подпольный заочный «конкурс красоты» имел успех. Но только не у университетского начальства, пригрозившего организатору самыми страшными карами - вплоть до исключения. Среди предъявленных обвинений были не только нарушение закона об авторском праве, но до кучи еще и нарушение священного права на privacy, посягательство на которое в Штатах никому с рук не сойдет! Однако обошлось... И пытливый студент, приобретя одновременно оба опыта - положительный и отрицательный, задумался: а что еще можно «выжать» из подобной идеи?
Выезд студентов на «капусту»
В то время в alma mater Марка Цукерберга работал еще один любопытный студенческий сайт - некий гибрид службы знакомств и бизнес-сети под названием Harvard Connection. Для того чтобы вывести его за пределы Гарварда, создателям не хватало лишь толкового программиста, который нашелся сразу же после скандала с «конкурсом красоты».
Другое дело, что герой недавнего скандала, взявшись за работу, вскоре охладел к этой затее. И объявил, что проект почти готов, но лично он, Марк Цукерберг, заниматься данным проектом не собирается, так как считает его бесперспективным. А вскоре после этого - и вместо этого - запустил собственный сайт, название которого, по данным на сентябрь прошлого года, знакомо уже миллиарду с лишним жителей планеты - Facebook.com.
Историческое событие имело место в ночь на 4 февраля 2004 года. «К утру, - вспоминает Цукерберг, - мы были в состоянии ажиотажа, наблюдая, с какой скоростью идет процесс регистрации. За первые сутки у нас было от 1200 до 1500 зарегистрированных пользователей».
Кстати, создатели той самой «бесперспективной» сети HarvardConnection.com (позже переименованной в ConnectU) - Кэмерон и Тайлер Уинклвоссы и Дивья На-рендра - немедленно подали в суд на Цукерберга, обвинив его в краже их кодов. Суд отклонил обвинение, но, забегая вперед, в 2007-м последовал новый иск. И хотя спустя еще год стороны разошлись полюбовно (Facebook, Inc. фактически купила «интеллектуальный продукт» истцов, заплатив за их сайт собственными акциями на $1,2 млн, что к моменту выхода на IPO - о чем ниже - составило $300 млн), осадок, как в известном анекдоте, остался...
В 2008 году Марк Цукерберг мог себе позволить такие расходы, чтобы замять скандал. Хотя и в самом начале его компания не испытывала проблем с деньгами.
Инвесторы пришли тем же летом 2004-го, когда Марк со своими друзьями по общаге, также «заболевшими» социальными сетями, - Дастином Московицом, Крисом Хьюзом и Эдуардо Саверином - на каникулы рванул на другой конец Америки, в калифорнийский городок Пало-Альто. Иначе говоря, в самое сердце легендарной Силиконовой долины - где ж еще реализовывать подобные безумные проекты! Сняв домик на летний период, друзья превратили его в свой офис.
Первым делом Цукерберг познакомился с Шоном Паркером - одним из создателей знаменитой сети Napster - и уговорил его стать президентом новоиспеченной Facebook, Incorporated. Тот, в свою очередь, свел ее новоиспеченного CEO с серьезным инвестором - соучредителем не менее известной платежной системы PayPal Питером Тилом. Цукербергу понадобилось всего четверть часа, чтобы уломать Тила выписать чек на круглую сумму - полмиллиона долларов.
После этого о возвращении в alma mater уже никто не заикался. Формально Марк Цукерберг со товарищи по сей день считаются в Гарварде «отчисленными за неявку на занятия».
Между тем назвать злостных прогульщиков бездельниками язык не повернется. К концу зимы в сети Facebook (домен Facebook.com был куплен за $200 тыс.) были зарегистрированы уже более миллиона пользователей. Постепенно подключались другие престижные университеты Восточного побережья из так называемой Лиги Плюща (Ivy League) - Дартмутский, Йельский, Корнеллский, нью-йоркский Columbia. К ним присоединился Стэнфордский в Калифорнии, а затем и все остальные рангом пониже.
Непосредственным эффектом от этой «универсиады» стал лавинообразный рост сайта Facebook - особенно после того, как в сентябре 2006 года сеть оказалась доступна для всех, кому исполнилось 13 лет и кто имел действующий адрес электронной почты. Спустя год количество «живых» страничек-аккаунтов, на которых информация обновляется хотя бы раз в месяц, превысило 50 миллионов.
Еще через три года это число выросло на порядок, приблизившись к полумиллиарду, и, как уже говорилось выше, после сентября прошлого года превысило символический миллиард.
Фейс-контроль как идеологическая платформа
Инструмент, способный донести любой «месседж» до одной шестой населения Земли, разумеется, не мог проигнорировать ни один уважающий себя рекламодатель. Сказать, что деньги потекли в Facebook рекой - значит, ничего не сказать. Нет подходящих сравнений для этого потока «зелени» - разве что Ниагарский водопад... В первый год существования сети только два венчурных фонда, Accel Partners и Greylock Partners, вложили в нее более $40 млн ($12,7 млн и $27,5 млн соответственно). А один из богатейших людей планеты, гонконгский миллиардер Ли Кашин, дважды «отстегнул» по $60 млн!
И хотя компания до второй половины прошлого года оставалась частной, и ее владелец не обязан был предоставлять подробную отчетность, некоторые косвенные оценки финансового состояния Facebook впечатляют. Когда в октябре 2007 года компания Билла Гейтса купила 1,6% акций Facebook за $240 млн, специалисты быстро подсчитали рыночную капитализацию детища Цукерберга - $15 млрд. Другие, более консервативные, оценки все равно не опускаются ниже $5-7 млрд. Даже в черном для глобального бизнеса 2008-м чистая прибыль компании составила $300 млн. Личное состояние самого Цукерберга журнал Forbes в нынешнем году оценил в $9,4 млрд.
Так что создатель и владелец самой крупной социальной сети в мире не прогадал, отказавшись в свое время продать ее за $750 млн и даже за $900 млн (соответственно компаниям Viacom и Yahoo).
Парадоксально, но сам создатель Facebook вовсе не считает ее социальной сетью! Предпочитая говорить о своем детище как о «социальном инструменте» или, употребляя более модный термин Брэда Фицпатрика (создателя LiveJournal, а ныне сотрудника Google), как о «социальном графе». Что такое граф, объяснять сложно и долго, сам термин пришел из топологии и нематематику ровным счетом ничего не скажет, как ни объясняй. Но принципиальную разницу между Facebook и прочими социальными сетями лаконично обрисовал сам создатель первой: «Цель не в том, чтобы создавать новые сообщества и устанавливать связи между людьми... Цель нашего проекта - отображать уже существующие реальные связи реальных людей, дать им удобный способ делиться информацией». А конкуренты, главными из коих остаются MySpace и Linkedln, - это, по мнению Цукерберга, «медийные проекты» или бизнес-сети соответственно. В первые народ заходит, чтобы развлечь и развлечься самому, а во вторые - в поисках деловых партнеров или работодателей.
С самого начала создатель Facebook поступил парадоксально - как, впрочем, и всегда. А именно: не стал открывать двери всем желающим, а напротив, ограничил вход, установив своего рода фейс-контроль. Понимать это следует почти буквально. Дело в том, что в отличие от прочих сетей в Facebook, в полном соответствии с названием, можно зарегистрироваться, лишь выложив собственную реальную фотографию. «Личико», а не провоцирующие на анонимное хамство и безответственность аватары! Так было создано сообщество реальных, а не виртуальных пользователей, что практически закрыло сеть для разного рода «безбашенных» хулиганов и спамеров. Реальные молодые люди, не скрывающие лиц, показались привлекательными и для инвесторов, которые, естественно, в первую очередь думали о рекламодателях.
А вторым ноу-хау Цукерберга стали разнообразные приложения, которые быстро вывели его сеть далеко за пределы обычного «электронного бюро знакомств».
В мае 2007 года были запущены интерфейсы Facebook API для программирования социальных приложений, получившие название Facebook Platform. Большей частью это, конечно, игры, но встречаются и вполне солидные бизнес-приложения. Приложений написано уже десятки тысяч, и у каждого пользователя сети есть возможность выбрать именно те, которые им нужны (в общее меню Facebook Applications не выкладываются). Таким образом, первоначально социальная сеть на глазах превращается в некий глобальный компьютер, на котором более 100 миллионов пользователей запускают свои программы. Этой же деятельностью занят без малого миллион (!) программистов-профи, работающих на Facebook. А специально для пользователей-«чайников» в позапрошлом году стартовала облегченная версия Facebook Connect.
О чем-то подобном в последние годы активно думает и другой «вундеркинд» - Сергей Брин, озабоченный идеей превращения своей поисковой системы Google в систему операционную.
Новацией стало и использование Facebook в качестве рекламной площадки. Не отказываясь от традиционных баннеров, Цукерберг добавил к ним свой вариант «сарафанного радио» (по-научному - вирусного маркетинга). Пользователи совершают покупки на сайтах, «дружественных Facebook», а сама система разносит весть об этом всем «друзьям» пользователя. Подобную технологию прозрачно назвали Beacon («Маячок»), Вместе с двумя другими приложениями - Social Ads и Facebook Insights - она оказалась очень привлекательной для рекламодателей, позволяя им направлять свои стрелы-«послания» точно в цель.
Дело и слово
Если в сфере бизнеса личность Марка Цукерберга вызывает всеобщее восхищение (вкупе с понятной завистью), то среди многочисленных социальных групп его начинание не раз подвергалось критике. И пока крупнейшие и влиятельнейшие СМИ включают Facebook в разнообразные «списки лучшего» (за год и последнее десятилетие), другие настойчиво обращают внимание на «другую сторону медали». Какова «обратная сторона», это всем хорошо известно, вообще присутствует в любом более или менее значительном техническом изобретении. Тем более в тех, что находятся на грани техники и общественной жизни.
Не раз писали - и достаточно убедительно, - что, во всяком случае в США, увлечение Facebook (и социальными сетями вообще) на глазах приобретает характер совершенно «наркотического» привыкания. О том, как относятся работодатели к детищу Марка Цукерберга, отнимающего драгоценное рабочее время у миллионов сотрудников, и говорить нечего.
Но высказывались инвективы и посерьезнее. Особенно доставалось Facebook от различных американских общественных организаций, защищавших ту самую privacy, о которой говорилось выше. А также от не менее многочисленного сообщества защитников прав потребителей, традиционно озабоченных засильем рекламы, с помощью которой - это также становится все более очевидным для все большего числа задумывающихся граждан - производители не удовлетворяют запросы потребителей (как должны бы), а искусственно формируют их, «впаривая» уже почти полностью «зомбированному» потребителю товар отнюдь не лучший, но тот, который во что бы то ни стало нужно продать здесь и сейчас.
Бьют тревогу и родители. Согласно опросам, проведенным в позапрошлом году авторитетным изданием (из тех, что защищают права потребителей) - Consumer Report, среди пользователей Facebook по крайней мере 7,5 миллиона детей в возрасте до 13 лет и 5 миллионов, которым меньше десяти.
На этом «грозовом» фоне неудивителен полный «переход на личности» - запрет сайта Facebook.com в таких странах, как Китай, Вьетнам, Сирия и Иран. Но и во многих «оплотах демократии» сайт блокируют конкретные работодатели, недовольные (и часто обоснованно) тем, сколько времени их сотрудники проводят в социальных сетях вместо того, чтобы заниматься делом.
Все последние годы в мире бизнеса постоянно циркулировали слухи о грядущей продаже Facebook какой-либо из компаний-«тяжеловесов» на ИТ-рынке. Или хотя бы акционировании детища Цукерберга. Сам он с завидным постоянством опровергал оба слуха, повторяя еще и еще раз, что «увеличение капитализации не входит в число наших приоритетов», во всяком случае, на обозримый период. И продолжал с улыбкой твердить то же самое вплоть до весны прошлого года. Когда-свершилось! Частная компания Facebook превратилась в акционерную Facebook, Incorporated.
Многие аналитики, впрочем, и ныне полагают, что с выходом на IPO компанию Facebook может ждать не триумф, а, напротив, горькое разочарование. Но, как было сказано, «нехай клевещут», пока же, невзирая на отдельные временные сбои, «дело Марка» живет и побеждает, как ранее дело Маркса...
В 2010 году, когда в Дублине была открыта международная штаб-квартира Facebook, Inc., один из главных толковых словарей английского языка, Collins English Dictionary, назвал «словом года» имя собственное Facebook. А годом позже другое не менее авторитетное издание - New Oxford American Dictionary - официально «прописало» в английском языке глагол-неологизм, рожденный на том же сайте: to unfriend (как ранее глагол «гуглить»). Адекватно и столь же лаконично, в одно слово, перевести to unfriend на русский - проблема: «выдружить», в смысле «вычеркнуть из списка друзей»? Но это проблема наша, русскоязычная.
В любом случае, когда бизнес-жаргон получает официальную «прописку» в живом языке, это значит, что данный бизнес - всерьез и надолго. Культ личности, однако!