четверг, 9 мая 2013 г.

Повелительница львов


В одном из залов Национального музея Найроби хранится фотография, которая обошла весь мир. На ней запечатлена женщина, обнимающая львицу. Это известная писательница, художница, натуралистка Джой Адамсон. Львица тоже знаменита. Зовут ее Эльса, она героиня книги «Рожденная свободной», написанной более 50 лет назад.


Жизненный путь девочки, родившейся в 1910 году в семье богатого австрийского фабриканта по фамилии Гесснер, - одна из самых неординарных женских судеб. Благополучные годы, проведенные в родовом поместье в живописной местности неподалеку от города Троппау, были наполнены обычными для детей ее круга занятиями. Фредерика-Виктория проявляла незаурядные способности и к музыке, и к рисованию, занималась резьбой по дереву, чеканкой, но больше всего любила приходить в венский зоопарк, где подолгу стояла у клеток, внимательно разглядывая животных. Она еще не знала тогда, что оставит родину и проведет большую часть жизни в Кении, а львы станут ей ближе, чем люди...

В юности Фредерика серьезно увлеклась психоанализом и даже переписывалась с Фрейдом, интересовалась археологией, стала изучать медицину в институте анатомии, но не окончила его и в 1935 году вышла замуж. Ее супругом стал Виктор фон Кларвиль, австрийский еврей, предприниматель и орнитолог-любитель. Через два года супруги решили отправиться в Кению. Эта страна, бывшая в ту пору британской колонией, привлекала Фредерику своей экзотикой, а ее муж надеялся найти там временное убежище от поднимавшего голову нацизма. Жена уехала первой, а муж должен был последовать за ней через два-три месяца. Когда Виктор приехал, Фредерика попросила его о разводе, сказав, что встретила человека, которого полюбила. Им оказался англичанин ботаник Питер Бейли, и в 1938 году они поженились. Питер ласково называл жену Джой {в переводе с английского - «радость»), и вскоре это стало ее именем.

В 1942 году на праздновании Рождества у друзей Джой познакомилась с егерем Джорджем Адамсоном, сотрудником департамента охоты Кении. Они заговорили о львах, и Джой спросила его, охотится ли он на этих животных. «Я убиваю только людоедов, а со всеми остальными у меня мир», - ответил ей Джордж, загорелый сильный мужчина. Вскоре Джой стала миссис Адамсон...

Зимой 1956 года Адамсону поручили выследить льва, который убил одного из жителей деревни. Он искал его логово, но наткнулся на разъяренную львицу с тремя детенышами. Самка бросилась на него, и егерю пришлось ее застрелить. Он вернулся домой с тремя маленькими львятами. Джой пришла в восторг и несколько недель самозабвенно ухаживала за ними. Она задумала эксперимент, ставший впоследствии делом ее жизни: вырастить зверя в неволе, а затем приучить к жизни на свободе. Львят назвали Люстика, Большая и Эльса.

Вскоре в их доме осталась только Эльса. два других львенка были отданы в Роттердамский зоопарк. Джой решила сделать из нее друга человека, и Эльса действительно стала членом их семьи: она спала и ела в доме, ходила на прогулки с Джорджем, а чаще - с Джой.

Эльса провела с супругами Адамсон три года, а затем ушла... Но через год вернулась с тремя львятами. В пять лет Эльса заболела и умерла, а львят Адамсоны отдали в Национальный парк Серенгети, уступив давлению властей, не поощрявших их экспериментов.

Джой с болью замечала, что любимая ею дикая природа Кении отступает под натиском браконьеров. Она все чаще думала о том, что зоопарки не спасают животных от уничтожения, делая их полностью зависимыми от людей. Ей захотелось рассказать о своем уникальном опыте общения с Эльсой. Так появилась книга «Рожденная свободной», впервые изданная в Англии в 1960 году и ставшая началом писательской и общественной деятельности Джой Адамсон. В отличие от Джорджа, предпочитавшего замкнутый образ жизни, она видела предназначение в пропаганде своих идей и поиске средств для финансирования заповедников. Кстати, она стала одной из первых активисток движения, призывающего отказаться от одежды из натурального меха.


В начале 1960-х Джой Адамсон отправилась в Европу, где выступала перед рабочими, бизнесменами, школьниками и даже заключенными, рассказывала о себе, жизни в Африке, диких зверях, об удивительной природе, Эльсе. Джой слушали с интересом и сочувствием, и два учрежденных ею фонда защиты диких животных пополнялись средствами.

В 1966 году на экраны вышел фильм «Рожденная свободной», где роль Джой исполнила Вирджиния Маккена. Джордж Адамсон был дрессировщиком группы львов, принимавших участие в съемках, проходивших в африканской саванне и оказавшихся чрезвычайно сложными. И хотя этот кинофильм, получивший «Оскара», создавал у зрителей весьма приукрашенное представление о реальной, полной опасностей жизни супругов Адамсон, Джой видела в нем еще одно мощное средство воздействия на общественное мнение.

Когда Джой вернулась в Кению, ее ожидал подарок британского офицера, уехавшего на родину, - шестимесячный гепард. Джой возилась с Пиппой, как раньше с Эльсой. Впоследствии натуралистка проследила потомство гепарда, включая детей и внуков. Пиппа стала героиней книги Джой «Пятнистый сфинкс». В те же годы художница, наблюдая за жизнью африканских племен, создала серию рисунков-портретов - на них запечатлены танцоры, прорицатели, охотники, заклинатели дождя, невесты и вдовы, все в национальных украшениях, каждое из которых являлось определенным символом данной культуры. Джой огорчалась, что сами люди были равнодушны к своим традициям, винила в этом миссионеров. Около семи сотен созданных ею портретов хранятся в Национальном музее Найроби и официальной резиденции президента Кении.

Приезжая из очередного турне, Джой тут же убирала подальше в шкаф городскую одежду и переодевалась в привычную для нее униформу: зеленые потрепанные шорты, линялую безрукавку, резиновые сапоги. У дверей ее дома, больше похожего на хижину, всегда наготове стоял старенький «Лендровер». Она успевала за день на нем исколесить сотни километров саванны, заменившей ей родину. За энергичность и динамизм кенийцы прозвали ее Торопливой леди.

К сожалению, ее отношения с мужем со временем разладились. В характере Джой была определенная жесткость, она сама признавала, что ей легче общаться с животными, чем с людьми. Супруги разъехались, у каждого оказалась своя территория обитания, связанная с наблюдениями за животными. Со стороны жизнь Джой выглядела романтичной, но ей нередко приходилось в одиночку бороться с пожарами, наводнениями, болезнями. «Когда человек постоянно живет среди зверей, - говорила она, - его иногда охватывают сомнения, разочарования, приступы отчаянной усталости и одиночества».

Адамсон объездила весь мир: побывала в Австралии, Новой Зеландии, Японии, СССР. Джой выступала с лекциями, встречалась с читателями. Она написала еще несколько книг. Львица Эльса осталась ее главной любовью, но в числе питомцев Джой были также обезьяны, слоны, носороги, буйволы, филины. Незадолго до смерти она начала писать книгу о самке леопарда «Пенни - королева Шабы».

3 января 1980 года мир был потрясен известием о трагической гибели Джой Адамсон. Это случилось в Национальном заповеднике Шаба на севере Кении, где она наблюдала за поведением леопардов. Ее нашли мертвой, с глубокими ранами на теле, нанесенными мачете. По подозрению в убийстве полиция арестовала молодого кенийца Пола Экаи, которого Адамсон уволила, по его словам, не заплатив ему.

Недалеко от Найроби состоялась скромная церемония прощания с Джой. Вел ее Джордж в присутствии Питера Бейли и еще нескольких человек - коллег и рабочих. По воле Джой, ее тело кремировали, часть праха развеяли над Национальным парком Меру, а остальное захоронили в могилах Эльсы и Пиппы.

20 августа 1989 года от рук браконьеров погиб Джордж Адамсон.

Книги Джой Адамсон переведены на 35 языков и изданы тиражом более пяти миллионов экземпляров. Во многих странах живут ее последователи. Гонорары за переиздание, переводы и экранизацию книг поступают, по завещанию Джой Адамсон, в Международный фонд охраны диких животных и Фонд Эльсы. Последний по завещанию получил дом писательницы на озере Найваша и 300 тысяч фунтов стерлингов. Цель фонда - переселение в национальные парки и резервации животных, которым в природных местах обитания угрожает опасность.

Метод Джой позволяет и сегодня спасать от гибели представителей исчезающих редких видов. Адамсон удалось расшифровать немало загадок в поведении крупных хищников. Она получила ряд престижных наград. Среди них Австрийский почетный крест в области науки и искусства, а также высшая награда Американского гуманитарного общества. Ее нередко упрекали в антропоморфизме, но она говорила, что лучше возвеличивать животных, чем унижать их, и, конечно же, была права.

(с) Татьяна Яровинская