среда, 27 апреля 2016 г.

Морок над Инсмутом

Морок над Инсмутом
В штате Массачусетс, на открытом всем ветрам атлантическом побережье, раскинулся старинный рыбацкий городок Инсмут. Его жители напоминают рыб в человеческом обличье, любят водные процедуры, а вот чужаков не жалуют. О них уже написана одна хорошая история, но почему бы не рассказать десяток-другой новых?

Если верить биографам, Лавкрафт был человеком консервативным и негибким. Тем удивительнее, до чего пластичными оказались оставленные им фантазии. Как только их ни переиначивали последователи! Даже если ограничиться антологиями, разнообразие тем поражает: выходили сборники исторической, футуристической и эротической лавкрафтианы, мифы Ктулху скрещивали с дизельпанком и вселенной Шерлока Холмса, не раз пытались представить и мир победивших Древних. Неутомимый Стивен Джонс тоже не остался в стороне: на его счету целая серия антологий, посвящённых одному из лучших произведений Лавкрафта — «Мороку над Инсмутом». Теперь первая книга из трёх вышла и на русском.

Увы, без подражательных вещей не обошлось. В одних Инсмут задействован на вторых ролях («За рифом» Бэзила Коппера), в других и вовсе отсутствует («Церковь на Хай-стрит» Рэмси Кэмпбелла). Несколько авторов (Брайан Муни, Питер Тримейн, Брайан Ламли), как и подобает британцам, разыграли сюжет Лавкрафта на родной почве. В мистических историях Гая Смита и Адриана Коула Инсмут можно было бы запросто заменить на любой другой городок. Николас Ройл и вовсе обращает Глубоководных с Древними в чистую метафору, чтобы поведать о Румынии после падения Чаушеску.

Впрочем, есть и удачи. Хороши оба рассказа Кима Ньюмана — и ироничная зарисовка «Без четверти три», и «Крупная рыба», где автор «Эры Дракулы» выступает в привычном амплуа постмодерниста. Настоящее украшение антологии — «Увидеть море» Майкла Маршалла Смита, где тонко обыгранные лавкрафтовские мотивы сочетаются с пронзительным психологизмом. Рассказ «Просто опять конец света» Нила Геймана неоднократно издавался в России и в представлении не нуждается. А приз за оригинальность берёт «Дипнет» Дэвида Лэнгфорда, где легенда об Инсмуте остроумно увязана с развитием информационных технологий.

Большинству авторов не откажешь в таланте, но дотянуться до высокой планки, заданной классиком, удалось немногим.