среда, 29 января 2014 г.

Генри Лайон Олди. Дикари Ойкумены. Волк

Помпилианский солдат Марк Тумидус попадает за край Ойкумены — туда, где не действуют привычные ему законы и правила. Марк и его чудом выжившие сослуживцы садятся на планету, населённую могущественной расой энергетов, которых невозможно поработить. Тем временем за экипажем «Дикаря» снаряжают спасателей... Но не потому, что империя настолько ценит своих сынов. Просто рабы «пропавших без вести» слишком странно себя ведут, и, наблюдая за ними, отец Марка делает выводы: там, на краю мира, спрятано оружие, способное уничтожить цивилизацию помпилианцев.

В романе «Волк», второй части новой трилогии Олди, читателя вновь ждёт мир, о котором авторы уже сыграли космическую симфонию («Ойкумена») и космическую сюиту («Urbi et Orbi, или Городу и Миру»). Теперь звучит космический марш. Вступление исполнено, тема задана; если следовать музыкальной аналогии, во второй части стоит ожидать расстановки смысловых акцентов, лишь намеченных в предыдущем томе.

Если в «Волчонке» мир трилогии казался разобщённым, персонажи толкались локтями, а их поступки порой выглядели нелогичными, то теперь «музыкальные линии» сводятся воедино. Шпионские игры — в сторону, не до них. Забываются старые ссоры — перед лицом угрозы, которая не по зубам даже могущественным антисам, способным путешествовать в космосе без звездолёта. А детские драки «волчонка» превращаются в изнурительную борьбу за выживание в чужом краю.


Через всю книгу лейтмотивом проходит ненависть. Каждый раз и самому герою, и читателю кажется, что потолок её достигнут и сильнее ненавидеть просто не получится. Герой будто взбирается по ступенчатой жертвенной пирамиде - перед каждой новой плитой он задирает голову и думает, что не сумеет зацепиться за край и подтянуться. Но в итоге цепляется, забирается и тащит за собой друзей. Воспитание внутреннего зверя продолжается через боль.

Вторая главная тема романа — свобода. Что она для человека: сила или слабость? А для нс-человека? Можно ли считать себя свободным, находясь в бренном теле? Можно ли считать убийцу благодетелем, освобождающим твой дух от смертной оболочки? Ответы ищет Марк, пытаясь выжить, ищет его дядя, готовясь стать центром колланта (коллективного антиса), ищут антисы, столкнувшись с космической аномалией. И главное - ищет читатель, потому что это роман из тех. которые невозможно понять, не сформировав чёткую этическую позицию. Можно, конечно, пролистать, наслаждаясь экшеном - драками, дуэлями, перестрелками - и переживая за персонажей: выживут или нет? Но вдумчиво читать, погружаясь во все уровни текста, без определения собственной точки зрения нельзя.

Но не стоит забывать: марши бывают не только серьёзными. Они звучат и в начале циркового представления, когда на арену выходят униформисты. Кажется, что соавторы ведут читателя по тонкому канату над кругом с опилками, где укротитель под аплодисменты щёлкает кнутом, заставляя зверей ходить на задних лапах и кланяться толпе. Комическое снижение из авторского приёма превращается в способ бытия героев: умеешь смеяться, кривляться, отвлекать внимание, пока с арены убирают разорванного на части укротителя, — значит, сумеешь выжить. Способность смеяться над собой — именно это отличает целостного персонажа от картонной куклы. И человека — от зверя.

Стиль Олди, насыщенный яркими образами, как всегда, на высоте. Чего стоят одни только красочно-напряжённые дуэли — сплетение гладиаторского боя и ацтекского жертвоприношения! Композиция с контрапунктами сохранена, и она легче воспринимается, чем в первой части трилогии, так как время повествования теперь едино.

Роман про молодого волка в капкане ненависти и свободы. Зрители глазеют на него, а из-за кулис то и дело выглядывает автор-ковёрный. Он то улыбается, то грустно молчит, то, подмигнув читателю, щёлкает кнутом, — и читатель послушно поворачивает голову туда, куда желает автор.

(с) Александра Давыдова

Генри Лайон Олди. Дикари Ойкумены. ВолкГенри Лайон Олди. Дикари Ойкумены. Волк