Павел Крусанов не любит, когда его называют фантастом. Однако, перескакивая из тела в тело, воспаряя душой к небесам, одолевая бесов и правящих нашим миром мертвецов, герои рассказов, из которых составлен этот сборник, в очередной раз доказывают, что проза петербургского автора имеет к фантастике самое прямое отношение.
Павел Васильевич Крусанов - писатель с размеренным дыханием стайера-романиста. Он медленно запрягает и так же неторопливо едет, с тяжеловесным изяществом, словно шмель вокруг цветка, выделывая замысловатые пируэты вокруг каждой мало-мальски значимой детали. В рамках рассказа ему тесно, не хватает воздуха, чтоб развернуться во всю ширь. Сборник «Царь головы» — книга для Крусанова нехарактерная. Под этой обложкой впервые собраны новеллы, прежде рассыпанные по страницам толстых литературных журналов («Октябрь», «Сибирские огни») и тематических антологий («Петербург Нуар», «Русские дети», «Русские женщины»). Их хватило, чтобы наполнить два раздела: «О необычайном», где собрана, осторожно выражаясь, «нереалистическая» малая проза, и более традиционный «Узорник». Хотя на самом деле определить, где в творчестве Павла Васильевича пролегает граница между фантазией и реальностью, «актуализированной метафорой» и зарисовкой с натуры, — задачка нетривиальная.