Неожиданный и в то же время очень характерный для Сарамаго роман. Никогда прежде великий португалец не писал продолжения к своим книгам, однако формально «[Про]зрение» действительно сиквел «Слепоты». Несмотря на это «новаторство», никуда не делись ни форменный стиль Сарамаго, ни его язвительность, ни, наконец, умение жёстко и в то же время лирично рассказать о том, какие мы есть.
В одном государстве, жители которого некогда на пару-тройку недель ослепли, теперь случилась новая необъяснимая беда: на выборах большинство граждан опустили в урны пустые, не заполненные бюллетени. Повторное голосование только увеличило число таких листков, формально безупречных, но на деле — подрывающих основы государственности. Правительство оказывается в сложном положении и принимает соответствующие меры...
Иные сетования критиков и читателей на то, что роман затянут, пожалуй, справедливы, — однако учтём, что особой динамикой книги Сарамаго вообще не отличаются, это не стрелялки-бродилки. «[Про]зрение» выстроен по тому же принципу, что и «Перебои в смерти» и ряд других поздних романов автора: сперва мы наблюдаем широкую панораму изменений в социуме, затем — некую микроисторию, напрямую связанную с происходящим. Причём никогда не знаешь, куда именно свернёт автор, по какому маршруту двинется повествование. Так что внешняя, обманчивая неспешность то и дело сменяется резкими сюжетными поворотами.