Вначале было слово — именно это утверждение служит краеугольным камнем антологии «Вербариум». Здесь демона изгоняют не святой водой, а правильно подобранной фразой, здесь продают душу за пять листов романного текста, здесь строение мира определяется длиной существительного, а знание истинного имени оказывается самым грозным оружием.
«Вербариум» — книга для разборчивого читателя, которому хотелось бы не просто погружаться в интересный сеттинг, а наслаждаться процессом сотворчества с писателем, подхватывать его игру со словом. Лингвистика здесь становится одновременно и формой, и содержанием - как если бы художник нарисовал красками спектр, а музыкант сыграл на пианино пьесу «Фортепиано». С одной стороны, есть опасность получить «масло масляное», с другой - очень любопытно сунуть нос на изнанку творчества. Мол, а что это вы здесь делаете с буквами, фразами и текстом, как рождается слово и правда ли, что им можно убивать, к примеру?
Но читательские ожидания оправдываются не до конца. Многие рассказы, в которых упор сделан прежде всего на лингвистику, интересны только в экспериментальном плане и не вызывают желания их перечитывать. Содержание приносится в жертву форме. Сложно наслаждаться упражнением по словообразованию, научной статьёй или махровым постмодерном. Рассказ «Имена не выбирают» Ники Батхен расстраивает другим: в его основу легла исхоженная вдоль и поперёк идея, при том что сюжет весьма драматичен, героям хочется сопереживать, а в детали -вчитываться.