среда, 29 января 2014 г.

Конец света с вариациями

Отечественные авторы рассматривают разные варианты гибели цивилизации - от юмористических до безнадёжно трагических.

Удивительно, но при всей любви наших читателей к постапокалиптическому жанру (об этом красноречиво говорит хотя бы бешеная популярность разнообразных «сточкеров») отечественные издатели до сих пор не додумались составить тематическую антологию о том, как именно мы все умрём и что будет после этого. «Конец света с вариациями» — первый такой эксперимент. И не состоявшийся в декабре 2012 года конец света по календарю майя — только повод для него. О настоящих причинах — о том, почему у нас так любят этот жанр, — один из составителей антологии Василий Владимирский подробно рассказывает в послесловии.

Антология обращает на себя внимание не только темой, но и авторским составом. О конце света рассуждают и известные фантасты разных поколений (Кирилл Бенедиктов, Далия Трускиновская, Михаил Успенский, Юлия Зонис, Владимир Аренев), и авторы «боллитры», стоящие на грани между фантастикой и мейнстримом, такие как Дмитрий Быков, Андрей Рубанов, Мария Галина. При этом вторые совсем не теряются на фоне первых, а первые вполне достойно соперничают со вторыми на стилистическом поле - литературный вкус составителей не подвёл.


Литология разделена на четыре части. Первая. «Конец света, который нам предрекали», - традиционные апокалиптические и постапокалиптические истории: мир в них гибнет в природной или рукотворной катастрофе. Вторая часть, «Конец света, который мы не ждали», — нетривиальные версии гибели человечества, к примеру, под натиском хищных растений, умеющих маскироваться под людей («И все деревья в садах...» Марии Галиной), или необъяснимых изменений в клетках мертвецов, которые делают их своеобразной формой жизни («Пока мир не рассыплется в прах» Андрея Сенникова). В этой части спрятана одна из жемчужин антологии - рассказ Дмитрия Быкова «Можарово», где кошмар сочетается со злой сатирой на взаимоотношения столицы и глубинки: в нищем провинциальном городке, оказывается, живут монстры-нелюди. Третья часть, «Конец света, который нас не испугал», отдана юмористическим рассказам и притчам. А в четвертой, «Конец света, который мы не заметили», — истории об апокалипсисе, который даже не выглядит таковым, будь то захват мира разумными птицами («Вы летите, как хотите!» Андрея Балабухи) или демоническими мегакорпорациями, превращающими своих сотрудников в чудовищ («Червивая груша» Александра Тюрина).

Тон всему сборнику задаёт начальный рассказ — абсурдно-чернушный «Бог жуков» Владимира Данихнова. А финальный текст Александра Тюрина — это уже вполне себе фантастика «ближнего прицела». Как будто апокалипсис, о котором рассуждают авторы, с каждым рассказом становится всё ближе и ближе к читателю, а фантастического в нём всё меньше. Хотя в целом рассказ Тюрина - не лучший финал высококачественной антологии: в нём многовато страшилок на тему ужасной «толерантности». Впрочем, Виктор Точинов в «Георгиевском кресте», лихо закрученном экшене про спецслужбы, пугает читателей, помимо прочего, ещё и феминизмом.

Но в целом придираться к «Концу света с вариациями» не очень хочется. Радует уже тот факт, что авторы, практически все как один, решили не углубляться в технические подробности апокалипсиса. обратив внимание прежде всего на психологию человека, который переживает эсхатологический катаклизм и пытается как-то в нём выжить. Даже если это совсем безнадёжно: рассказов с хэппи-эндом в антологии - раз-два и обчёлся. Но, в конце концов, апокалипсис и не должен радовать и внушать оптимизм.

Одна из лучших отечественных антологий за последние пару лет, с очень ровным и качественным составом авторов и текстов.

(с) Александра Королёва

Конец света с вариациямиКонец света с вариациями